Цикл занятий по арт-терапии рабочая программа по теме

Как проходят занятия

Арт-терапия – это метод, имеющий достаточно много вариаций. Заниматься можно индивидуально либо в составе группы. Кроме того, занятия могут быть самостоятельными, не требующими обязательного участия специалиста. Если для достижения терапевтического результата хватает творческого момента как такового, то самостоятельная работа вполне оправдана. Для таких случаев разработано много методических пособий.

К примеру, человек может изобразить собственное настроение. Это может быть как абстракция, так и вполне реальный предмет, а также человек или животное. Главное, чтобы на рисунке были отображены актуальные эмоции. Когда рисунок готов, человек должен рассмотреть его детально, почувствовать, насколько комфортно представлять себя находящимся внутри изображения. Если возникает ощущение дискомфорта, рисунок можно поправить, видоизменить: удалить некоторые элементы, закрасив или даже отрезав их, пририсовать что-то новое. Чтобы избавиться от какого-то страха или фобии, можно изобразить (или слепить) монстра, и, выразив словесно свое мнение по поводу его «персоны», переделать монстра в более симпатичный и позитивный персонаж.

На коллективных занятиях группа создает общий рисунок, композицию или сочиняет историю, сказку. Иногда устраивается чтение вслух литературного произведения, инсценировка какого-либо отрывка.

Как правило, коллективные (и большая часть индивидуальных) занятия проходят под руководством и при непосредственном участии арт-терапевта. Специалист не только организует мероприятие, но и следит за состоянием каждого члена группы, анализирует его изменения. Профессиональной арт-терапией могут заниматься люди творческих профессий, в основном это художники. Именно люди искусства как никто другой понимают значение творческого момента в гармонизации психических процессов. Зачастую в роли арт-терапевтов выступают психологи или медики-психиатры. В наше время арт-терапевты содержатся в штате многих психиатрических лечебниц, оказывая существенную помощь пациентам.

Важно понимать, что арт-терапия – это длительный курс, рассчитанный на несколько месяцев или даже лет. Несмотря на это, пациенты не стремятся пройти его как можно быстрее: арт-терапия доставляет людям настоящее удовольствие

Данная методика исключает любое напряжение, а, напротив, предполагает полное расслабление. Только максимально раскрепостившись, человек может по-настоящему выразить свое внутреннее состояние. И вот здесь мы подходим к важному нюансу: пациент не должен быть профессионально связан с тем видом творческой деятельности, которым он станет заниматься на сеансах арт-терапии

Любой профессионал вместо выражения собственных эмоций и внутренних порывов начнет акцентировать внимание на качестве создаваемого произведения, и самораскрытия не получится. Итак, художник на таких занятиях будет, допустим, танцевать, а танцор – лепить скульптурную композицию.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния. Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

В 13-14 лет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию

Важно распознать заболевание на начальной стадии

Симптомы депрессии в 14-15 лет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

Советы психолога

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Упражнение «Рисование телом»

Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребенок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.

Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребенок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить. Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.

Упражнение «Игра наоборот»

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.

Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

Советы психиатров при арттерапии

Применение техники и упражнений арт-терапии — метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии – уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика — воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат – это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

Полезное видео

Документальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».

Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?

Арт-терапия «Рисуем каракули». Лучшая техника выхода из запутанной ситуации. Метод, который реально работает.

Мастер-класс «Рисуем мандалу».

Мандала — это рисунок, который исходит от нашей души. В нем содержится сущность нашего внутреннего «Я». В процессе рисования приходит чувство умиротворения. Такое творчество помогает перейти в состояние гармонии с собой и окружающим миром. Мандала — это Ваш новый источник энергии.

Почему арт-терапия так важна при депрессии

Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.

Позитивное мировосприятие — это хорошоНаходясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц

Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски

Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.

Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём — картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.

Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.

Весёлого вам творчества и хорошего настроения!

Психолог или психотерапевт?

Зачастую сложности с поиском специалиста начинаются с самого начала — как определить, кого искать: психолога или психотерапевта? В теории психолог — это специалист с высшим гуманитарным образованием, который консультирует людей по житейским проблемам: конфликты в отношениях, жизненный кризис и так далее.

Психотерапевт, согласно законам РФ, — врач с высшим медицинским образованием и обучившийся психотерапии. Он проводит терапию нетяжелых нарушений психики (например, тревожности, депрессий, социофобии) психологическими, то есть разговорными, методами. Если первый консультирует здоровых людей, то второй — помогает исправить нарушения.

Но на практике нет четкой границы между психологическим консультированием и психотерапией. Многие психологи прошли обучение психотерапии и предлагают именно эту услугу. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием в России четких нормативов — что является психотерапией. На практике получается так, что психотерапевтом может называть себя любой человек, закончивший двух-трехлетние курсы, который при этом по основной профессии может быть, например, инженером или бухгалтером. По сути, он занимается психотерапией так же, как и врач-психотерапевт, — в рамках, которые успел освоить, — но чаще всего ему не хватает теоретических знаний, и он рискует пропустить симптомы психического расстройства.

Лечение с помощью рисования картин – изотерапия

Это – наиболее популярный метод лечения и профилактики многих проблем, вызванных нарушенным психоэмоциональным фоном. Метод изучен досконально и используется во всем мире. Его основу составляет «сигнальная цветовая система», ведь в подавляющем большинстве случаев с помощью цвета и ребенок, и взрослый подает миру сигналы о своей проблеме, рассказывает о том, что у него внутри.

Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.

Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.

Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:

  • общую цветовую гамму;
  • преобладание какого-либо оттенка;
  • наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
  • характер линий;
  • особенности штрихов и т. д.

Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания. Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния. В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться. Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Задачи, решаемые семейной арт-терапией

Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:

  • опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
  • влияние родителей на детское восприятие мира;
  • проработка семейного опыта в прошлом;
  • выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
  • причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
  • коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
  • помощь в решении семейных конфликтов;
  • проблемы родительского поведения.

На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.

Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:

  • общая разработка и изображение герба семьи;
  • рисование или театрализация сцен из жизни;
  • совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
  • создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
  • совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
  • рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
  • описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
  • изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
  • прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
  • описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
  • обдумывание и визуализация целей семьи;
  • рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
  • рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
  • изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.

Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.

В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.

Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:

  • проработка дисфункциональных взаимоотношений;
  • реакции взаимодействий;
  • принятие или непринятие чувств себя или другого;
  • получение опыта, который получен впервые и совместно;
  • взаимодействия (особенно – сопереживание);
  • получение новых знаний и новых позиций;
  • обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector