Картотека «терапевтические сказки для детей»

Сказки для сказкотерапии

Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:

  1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
  2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
  3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
  4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
  5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.

Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:

Кто заговорит первым:

https://youtube.com/watch?v=TTIVyDa3BJg

Гадкий утенок:

«Две лягушки» Пантелеева:

Дидактическая сказка о частях слова:

Медитативные сказки на ночь:

https://youtube.com/watch?v=QSGKRgxhClk

Буддийские джатаки:

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.

Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку

В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.


Эффективность сказок. Фото Dollar Gill, Unsplash

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.

Тип и Топ — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 5-10 лет.
Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с младшим братом (сестрой). Конфликты между братьями (сестрами). Переживания, связанные с трудностью принятия роли «старшего». Ключевая фраза: «Моего братика родители любят больше, чем меня»
 
В одном лесу жила беличья семья: мама, папа и двое бельчат. Старшего звали Тип, младшего Топ.
 
Это была очень дружная семья — родители каждое утро уходили на работу, добывать пищу, а бельчата оставались вдвоем. Перед уходом мама говорила Типу:
 
— Присматривай за Топом. Он еще маленький, не все умет делать, его легко обидеть.
 
«Опять все говорят только о Топе!— думал Тип.— Мама любит брата и не любит меня. Мне тоже хочется, чтобы обо мне так же заботились, любили меня, играли со мной. А мама больше времени проводит с Топом. Мне хочется поиграть с друзьями, а я должен постоянно следить за младшим братом. Вот если бы не было Топа, мама гуляла и играла бы только со мной, приносила бы только мне вкусные орешки и рассказывала бы только мне сказку перед сном».
 
В один из дней родители собрались на поиски еды, и мама наказала Типу:
 
— Будь умницей, приглядывай за младшим братом, ведь он еще маленький.
 
Типу так хотелось пойти поиграть с друзьями, а вместо этого его заставляют сидеть с Топом. «Хватит,— подумал Тип,— ведь я не виноват, что я старший». И решил Тип избавиться от своего младшего брата. Он предложил ему пойти погулять; долго они шли, с каждым шагом углубляясь в чащу.
 
«Я найду отсюда дорогу домой,— думал старший брат,— а вот Топ ее не найдет. Это значит, что мы опять будем жить счастливо — мама, папа и я».
 
Тип завел Топа в самую глубь леса, в такую чащобу, что сам начал бояться, а потом, когда малыш отвлекся, Тип быстро побежал к дому.
 
Вдруг он слышал где-то над головой писк, который ему показался очень знакомым. Тип поднял голову и увидел высоко в небе Топа в клюве страшной птицы, которая уносила бельчонка все дальше и дальше от родного дома, а он был такой маленький и беззащитный,
 
И тут Типа будто осенило. Он подумал, что мама была права: Топ так мал, что не сможет защитить себя, кроме него, Типа, никто не сможет помочь малышу. Он быстро побежал вслед за птицей, ему уже не страшен был этот лес. Ветки больно хлестали его, но он ни перед чем не останавливался, он понимал, что должен спасти брата. Вдруг он опять услышал писк и снова увидел птицу, в когтях которой был Топ: она села передохнуть. Храбро кинулся Тип в бой, спас братика из когтей ужасной птицы, и они побежали домой.
 
Придя домой, Тип покормил младшего брата и сел с ним играть.
 
Пришедшие родители застали их счастливыми и веселыми.
 
— Спасибо, сынок,— сказала мама Типу,— я благодарна тебе за то, что ты присмотрел за братом.
 
Тут Тип не выдержал и рассказал маме всю историю, которая приключилась в этот день с братьями. И мама сказала:
 
— Я очень рада, что ты не подвел меня. Не зря надеялась на тебя. Думаю, что ты понимаешь, что я люблю вас одинаково, но должна больше заботиться о Топе, потому что он еще маленький. Так же я заботилась о тебе, когда ты был в его возрасте, но теперь ты уже совсем взрослый и можешь сам защитить себя и брата. Я горжусь тобой. Я очень люблю тебя и хочу устроить праздник, на который мы пригласим всех наших друзей. Мы накроем большой стол твоей любимой скатертью и будем угощать всех вкусным ужином. А после ужина мы будем играть в веселые игры и танцевать.
 
Тип чувствовал себя очень счастливым в тот вечер. Собрались все его друзья, им было очень весело: они играли, шутили, смеялись, пели и танцевали.
 
Тип еще долго вспоминал события того дня и чувствовал себя самым счастливым бельчонком на свете.
 
Вопросы для обсуждения
Что чувствовал Тип по отношению к брату? Из-за чего? Почему Тип бросился спасать брата?
Почему Тип чувствовал теперь самым счастливым бельчонком на свете?
 

Читать другие терапевтические сказки

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия

Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
 Как Кенгуреныш стал самостоятельнымСказка о подсолнечном семечкеБелочка-ПрипевочкаСлучай в лесуСказка о ВороненкеСказка про ежика ВитюМаленький гномСказка о песике по имени ТобикРоза и ромашкаЦветок по имени НезабудкаМаленький медвежонокСказка про ЕнотаПомидор СашкаСказка о Зайчике, который обиделся на свою мамуСказка о глупенькой мамеГномикСказка про семью карандашиковМаленький КотенокСказка о маленьком Тигренке«Серое ухо»Смелый ГномикМедвежонок и Баба ЯгаМышонок и темнотаБелочка НусяСлоненок, который боялся темнотыПриключения медвежонкаСказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали вниманиеФея Равнодушие и Страна НадеждыКенгуренок ВасяЦветик-семицветикМедвежонок и Старый ГрибКотенок МашаШустрик и ОбжорикСказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учитьсяКорабликСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?Сказка о двух братьях и сильной волеСказка о непоседливой ОбезьянкеПетя-ПетушокОдин обычный год, или Чрезвычайное проишествиеМальчик и СветлячокДевочка Надя и Баба ЯгаСказка о ЕжонкеМальчик СережаТип и ТопСказка про маленькое ОблачкоМаленькое ПривидениеЧасыХвостатикГусеница-крапивницаНужная вещьСкрипочкаКостерчикЛовкая ЛапкаНа маленькой полянкеЩечкаСветлячокТёма и сонСмелый мальчик и Тётушка НочьСказка про кроваткуКак Илюша животик кормилПочему нужно кушатьПро Катюшину КапризкуКак Андрюша гостей встречалКак Оля полюбила садикСказка про смелого АлёшуБум-бум-бумСказка про Мишку и порядокПоцелуй ХотелкиКак Ваня научился одеваться Сказка про командировкуПесчаный вулканДень рождения старшего братаТалисманСветлячкиСветофорчикПолосатая историяЯ иду к своей звездеОтчего у ежика выросли иголкиАварийный автомобильПарковая розаКусачая кискаДевочка с мишкойТемноландияМаша и МишаЧудище за шкафомЧрезвычайное происшествиеЗубная феяСмелые звериКомарикКрасоточкаЛенивый котикКак Катя научилась руки мытьСладкоежкаИспытание дружбыОбиженная мебельБелка-жадинаПро Звонкую речку РадостьО медвежонке, который не хотел ходить в садикСказка о солнышкеСказка о ТигрёнкеПочему Серёжа не боится засыпать самСказка о грустной тарелкеКарандашиО дружбеСказка на ночьСказка про маленького ужонка, который научился плаватьСказка про таинственную пещеруСказка про отважного крабикаСказка про два родных домаСказка про дракончика МитюшуСказка про хитрого лисенка ВаськуСказка про гномика ГаврюшуСказка о Сиреневом ветеркеСказка про золотистый ОдуванчикСказка про гвоздик для скворечникаСказка о смелом домовенкеСказка про попугайчика ЛориСказка про Солнце и ЗвездочкуСказка о неумехе–ПрошкеСказка о маленьком упрямом осликеСказка о маленьком эльфеСказка о слоненке-драчунеСказка о кедровом зернышкеСказка про воробьишку АнтошкуСамостоятельный Топтыжка
 


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса

Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки

Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий

Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.


Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector