Лечение заикания: как избавиться от него навсегда

Логофобия и социофобия

При формировании  и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.  

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то.  В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Что включают в себя занятия в логопедическом центре «VOICE»?

Продолжительность курса лечения заикания — 6 месяцев. Начинаем с 4 раз в неделю и постепенно сокращаем до одного занятия. В течение всего периода обучения мы оказываем всестороннюю поддержку.

«Управляй речью» — как устроен курс и в чём его плюсы:

  1. Полгода эффективных занятий.
  2. Поэтапный переход от интенсива к закреплению.
  3. В группе не более шести человек.
  4. Занятия не нарушают привычный ритм жизни.
  5. Полный психологический комфорт.
  6. Возможность самостоятельно совершенствовать навыки.
  7. Гибкая оплата.

В процессе занятий по лечению заикания вы получаете:

  1. Общение с педагогом и одногруппниками.
  2. Отработку ораторских навыков и участие в выступлениях.
  3. Навыки управления заиканием и эмоциями.
  4. Улучшение качества общения и жизни в целом.

Набор в группы ограничен. Запись проводится только после приёма специалистом.

Стоимость одного месяца занятий — 21 500 рублей.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Заикание:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Заикания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Медикаментозное (поддерживающее) лечение

Использование лекарственных средств значительно облегчает процесс лечения: лекарственные препараты воздействуют, в основном, на причинные факторы болезни. Медикаментозную терапию при заикании назначают очень аккуратно, только при необходимости. Если возможно, этого стараются избегать.

Лекарственные препараты не влияют на заикание: их цель – те патологические процессы, которые лежат в изначальной его основе. Вот группы препаратов, которые могут быть использованы в лечении заикания у взрослых:

— седативные средства;- спазмолитики (очень редко, – только при определенных формах заикания);- транквилизаторы;- нормотимики (препараты, нормализующие настроение).

Особенного внимания заслуживают седативные препараты и транквилизаторы. Первые применяются почти во всех случаях: при любом варианте, заикание будет связано со стрессом. Заикание возникает на фоне стресса, и к стрессу же приводит – это классический порочный круг. Успокаивающие препараты, в определенной степени, могут разорвать этот круг, облегчая тем самым процесс лечения.

В зависимости от того, насколько беспокоит вас ваша проблема, вы можете использовать для лечения заикания у взрослых лекарства на основе трав или синтетические препараты. Последние обладают более мощным действием, однако и побочных эффектов у них намного больше.

Транквилизаторы (изначально препараты, призванные устранять чувство тревоги) также обладают седативным эффектом. Параллельно с этим они помогают сориентироваться на положительный результат лечения. Больные нередко изначально уверены в безуспешности своих попыток – это категорически неверный настрой. Если у вас не получается избавиться от него собственными силам, вам стоить рассказать об этом своему врачу (конечно, если он сам не заметит этого).

Стоит еще раз повторить, что вылечить заикание может только сам больной. Все усилия врача, лекарства и прочие вспомогательные средства – это не более чем обязательная поддержка. Прислушивайтесь к советам врача, строго выполняйте назначения и комбинируйте все элементы лечения – только так вы достигнете желаемого результата.

Этиология и патогенез

Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.

Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.

У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.

Факторы риска появления заикания у детей:

  • Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
  • Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
  • Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
  • Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
  • Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.

Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления  – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.

Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится»

Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные. 

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:

  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.  

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

Чтобы у вас появилось представление о том, как организуются занятия, предлагаем ознакомиться с планом работы для группы из 6-8 человек, занимающихся в Центре (примерный план для других вариантов сообщается на консультации)

1. Первый шаг в речевой работе – это основной курс. Он включает в себя 11 занятий по 7 часов ежедневно.

2. Последующие шаги – это 7 микрокурсов,
которые организуются в течение последующих 9 месяцев после основного курса. Микрокурсы проводятся с интервалом около 30 дней (исключение составляет первый микрокурс, который назначается, примерно, через неделю после основного курса). Каждый микрокурс продолжается 4 дня по 7 часов ежедневно.

Точный план занятий на весь год сообщается при зачислении в группу. В план занятий включаются так же три поддерживающих микрокурса, присутствие на которых обязательно. По желанию учеников, возможна, организация дополнительных поддерживающих микрокурсов.

Между микрокурсами и после прохождения микрокурсов всем ученикам гарантируется дистанционная поддержка. В этом поможет Skype, анализ диктофонных и видеозаписей, устройство Hands’ Free.

Параллельно с логопедическими занятиями по преодолению заикания все ученики получают дистанционную риторическую поддержку – курс эффективного общения с профессиональным ритором (в настоящий момент только для учеников головного офиса) и курс ориентированной телесно-двигательной психотерапии (занятия свободным выразительным движением) с профессиональным психотерапевтом.

В результате уже после основного курса Вы сможете говорить без спазмов и ступоров не только в кабинете логопеда, но и во многих реальных ситуациях общения, пользуясь уникальной техникой речи, которая защитит вас от заикания и поможет связать речь с ощущением спокойствия. Темп речи на этом этапе везде только медленный.

Каждый последующий месяц занятий постепенно позволит приблизится к обычному темпу речи, речь зазвучит все более спокойно, уверенно и красиво во всех реальных жизненных ситуациях, везде, где раньше было трудно и страшно.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОЛНОГО КУРСА возможно достижение нового устойчивого состояния плавной речи, которое признается сформированным, если:

в течение длительного времени (не менее 1,5 лет) избавляющийся от заикания не испытывает речевых судорог;
не использует приспособительных уловок;
не страдает от навязчивых мыслей и логофобии;
его спокойная речь в нормальном темпе многократно опробована во всех эмоционально значимых для него ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector