Нарушения речи: причины, разновидности

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Филипп Бледный (Вениамин Васильев)

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду

В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При поражении

премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная

организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В

случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются,

при сохранности отдельных движений возникают двигательные персервации. При

нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персервации,

длительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы

утрачивают плавность, «динамическую» или «кинестатическую» сменяемость одного

движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких

пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года»

среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью

речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам

и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного

артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают

полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Звуковая

структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается,

но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной.

Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной

моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение

чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или

фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв

из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах

восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин

выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие

род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

Патология речи

Патология речи – явление далеко не редкое. Как правило, заболевания такого рода возникают у детей и часто переносятся во взрослую жизнь. У взрослых патологии речи часто возникают как следствие перенесенных заболеваний, особенно связанных с поражением нервной системы. Также патология речи может возникнуть вследствие перенесенного стресса (например, возникает заикание).

Различают два основных направления патологии речи. Это нарушения при внутреннем оформлении высказывания и нарушения при внешнем высказывании. К нарушениям при внутреннем оформлении высказывания относят такие заболевания как алалия, афазия, дислексия и пр.

Алалией называют заболевание, при котором речь недоразвита или полностью отсутствует вследствие того, что речевые зоны головного мозга имеют органические повреждения, возникшие во время внутриутробного развития либо уже после рождения в период доречевого развития. Эта патология является одной из сложнейших.

Нарушение речи при афазии сопровождается частичной или полной потерей способности к пользованию средствами языка. Возникновение этого заболевания обычно связано с перенесенными инфекционными заболеваниями нервной системы или же черепно-мозговыми травмами. Таким образом, заболевание может возникнуть и после того, как речь уже была сформированной.

Такое нарушение речи как дислексия возникает при поражении центральной нервной системы. Человек неправильно распознает буквы при чтении и в результате некорректно их воспроизводит. При этом смысл прочитанного больным искажается.

К нарушениям при внешнем высказывании относят такие заболевания как заикание, дислалия, брадилалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия. Заикание – заболевание довольно распространенное. При нем нарушается темп и ритм речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Обычно это заболевание возникает в критических моментах при развитии ребенка.

При дислалии нарушается звукопроизношение, но при этом слух и иннервация речевого аппарата находятся в норме. Заболевание выражается заменами, искажениями, смешениями звуков.

Брадилалия проявляется в патологическом замедлении речи при преобладании процесса торможения над возбуждением. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, если иннервация речевого аппарата недостаточна. Это заболевание является следствием поражения центральной нервной системы.

Тахилалией называют речевую патологию, при которой речь становится очень быстрой. Ринолалия проявляется в нарушении тембра голоса или произносительной части речи. Заболевание возникает из-за анатомо-физиологических поражений речевого аппарата.

При лечении патологий речи обычно применяют комплексные методы. Если это следствие заболевания, то начинать нужно с лечения его первопричины. Для полного или частичного восстановления речи обязательно занимаются с логопедом. Эффективно в лечении речевых патологий проявили себя краниосакральная терапия и методы ритмического массажа.

Течение болезни

Существует два типа биполярного расстройства:

  • I  типа. Для диагностики требуется по крайней мере один эпизод мании (или смешанное состояние), за которым (но не всегда) следует длительный эпизод депрессии.  
  • II типа. Необходимо диагностировать хотя бы один серьезный эпизод депрессии, за которым следует состояние гипомании (но не мании). 

Биполярное расстройство I типа соответствует классическому описанию маниакально-депрессивного заболевания. Это расстройство характеризуется повторяющимися (как минимум двумя) эпизодами изменения настроения и активности, во время которых настроение становится повышенным, увеличивается энергия и активность (мания или гипомания) или настроение ухудшается, энергия и активность снижаются (депрессия). 

Мания – один из двух основных полюсов биполярного расстройства. Для нее характерна триада – бодрое настроение, ускоренные ассоциации, усиленные движения. Внешний вид и психопатология пациента зависят от степени маниакального синдрома. 

Помимо этой более распространенной психопатологии маниакального синдрома, могут быть и другие его варианты. Гневная мания – это состояние, при котором гнев и раздражительность возникают вместе с хорошим настроением. Пациенты раздражаются, спорят со всеми, у них нет классического маниакального веселья.

Во время непродуктивной мании пациенты веселые, но пассивные, медлительные, не желают заниматься какой-либо деятельностью. Ассоциации немного ускорены. 

Во время мании, для которой характерно ступор, есть только одна составляющая маниакальной триады – бодрое настроение, замедление мышления, подавление движений. 

При биполярном расстройстве первый эпизод депрессии начинается в более молодом возрасте, чаще встречается у женщин, чаще связан с недостатком энергии, повышенным аппетитом, повышенной потребностью во сне, более частым злоупотреблением психоактивными веществами, более частыми попытками суицида. 

Бред нигилизма и потери чаще встречаются при биполярном расстройстве с психозом. Другие симптомы депрессивного эпизода биполярного расстройства соответствуют классическим признакам депрессии – постоянное чувство печали, беспокойства, безнадежности, отсутствие интереса к вещам, которые всегда интересовали, чувство вины, снижение активности, постоянное чувство усталости. 

Преобладающие эпизоды мании, смешанной депрессии или депрессии могут быть описаны как легкие, умеренные или тяжелые без психоза или с симптомами психоза, частичная или полная ремиссия. 

Если настроение пациента колеблется от гипомании до депрессии, диагностируется  биполярное расстройство II типа. Это расстройство встречается реже, потому что и пациент, и члены его семьи часто не считают симптомы гипомании расстройством. Они нечеткие и обычно длятся недолго, а после депрессии кажется, что пациент поправился. 

Когда пациенты находятся в состоянии гипомании, их поведение и внешний вид менее неадекватны, но даже в этом состоянии есть определенные признаки, указывающие на изменение настроения. Пациенты активные, у них много планов, стараются их реализовать. Планы, не требующие кропотливой работы, усердия, длительного времени. Находясь в таком состоянии, пациенты иногда могут достаточно успешно организовывать сложные экскурсии и встречи и выполнять другие аналогичные действия. 

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Виды дефектов речи

Есть много видов речевых нарушений. Чаще всего встречаются шепелявость и картавость. В детском возрасте подобные недостатки речи легко устранимы на занятиях с логопедом. Рекомендуется самостоятельно выполнять упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата и улучшающие произношение определённых звуков. Отличного результата можно добиться, проговаривая скороговорки.

Дислалия

Это дефект речи имеют люди с нормальным слухом и ненарушенной связью нервной системы с артикуляционным аппаратом. Симптомами являются искажение звуков, их замена, смешивание или отсутствие. Отличным средством коррекции патологии являются скороговорки.

Дизартрия

Образование дизартрии обусловлено поражением нервной системы и патологии связи между ней и артикуляционным аппаратом. Подвижность языка, губ, мягкого нёба невелика. По такой причине возникают дефекты произношения. Дизартрия у ребёнка приводит к затруднениям при письме, чтении и к общему недоразвитию речи. Взрослые люди, страдающие дизартрией, отлично понимают услышанную речь, чтение и письмо не изменяются.

Ринолалия

Представляет собой гнусавость при произнесении звуков. Образование ринолалии является следствием нарушения речевой функции носа.

Заикание

Удлинение, частое повторение слов, слогов или звуков, прерывающие речь паузы, нарушение ритма, ударений и интонации – основные признаки заикания. Подобные симптомы обусловлены судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Формирование заикания происходит у ребёнка в возрасте от двух до пяти лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков образование заикания встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Появление заикания обусловлено несколькими причинами:

  • Сильное эмоциональное потрясение в возрасте 2–6 лет (испуг).
  • Контузия у взрослых. С течением времени после лечения дефект может исчезнуть.
  • Слишком раннее и активное накопление словарного запаса. Например, при одновременном изучении ребёнком двух и больше языков ухудшается способность к адаптации ЦНС.
  • Задержка в развитии речи, недостаточное количество познаний об окружающем мире, бедный словарный запас, алалия, скрыто протекающие дизартрия, ринолалия, дислалия.
  • Институт семьи, где воспитанию ребёнка уделяется недостаточно внимания или воспитание носит патологический характер.
  • Заикающийся родитель: ребёнок демонстрирует специальное копирование его речи.
  • Иногда появляется после перенесённых инфекционных болезней.
  • Сопровождает недуги ЦНС (детский церебральный паралич).

Алалия

Образование патологии происходит при повреждении областей мозга, отвечающих за речь: при родах или при травмах в доречевой период развития. Нарушения слуха или умственного развития отсутствуют.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия — речь) –  есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Типы нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения могут быть по типу искажения, смешения или замены. Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук  может быть с шипением, с прихрипыванием.

Смешение – процесс, когда у ребенка хорошо сформированы и отработаны все артикуляционные позиции, но он не умеет различать некоторые из этих позиций, поэтому произношение звуков смешивается, одно и то же слово может иметь разное звучание.

Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо  говорит , вместо – , вместо – .

Замены и смешения звуков происходят по следующим причинам:

– акустико-фонематическая – ребенок не дослышит звук, не может его опознать в сенсорном звене и далее ему сложно переработать его в правильное произношение. Например, вместо «кот» говорит «тот», «гот» – «кот» и т.д.

– артикуляторно-фонематическая – ребенок не может установить верную артикуляционную позу при произнесении звука. Например, при произнесении звука  губы должны быть раздвинуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом («Заборчик»), между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы. А ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, поэтому получается с шипением. Из-за недостаточной сформированности артикуляционных позиций ребенок ищет наиболее легкую и доступную для него позу. Или другая причина: у ребенка правильно выработаны все артикуляционные уклады, но он не может дифференцировать некоторые звуки. Отсюда возникают три уровня нарушения звукопроизношения:

  1. Неправильное произнесение звука или группы звуков в разных позициях, изолированно, в слогах, словах и фразах.

  2. Правильно произнесение изолированного звука и неправильное в словах, фразах и предложениях.

  3. Правильное произношение звука в словах и фразах, но смешение его с другими звуками в потоке речи.

Вышеперечисленные уровни соотносятся с тремя этапами работы над звуком: постановка, автоматизация и дифференциация. Замены и смешения чаще всего происходят между звуками, различающимися только по одному признаку: свистящими и шипящими (Шаша-Саша), взрывными переднеязычными и заднеязычными (Татя-Катя), твердыми и мягкими (мишка-мышка), сонорами (Рома-Лома) и т.п. Замены и смешения нередко отражаются на письменной речи.

Основные речевые симптомы

Основными речевыми синдромами являются:

  • моторная алалия – недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии – поражение центра Брока (корковый конец рече-двигательного анализатора) и его проводящих путей;
  • сенсорная алалия – нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей при сохранном элементарном слухе;
  • афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;
  • заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);
  • дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
  • ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В сериале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector