Шкала апгар для новорожденных

Что означают следующие баллы

Давайте рассмотрим примеры оценок по Апгар и их значений:

8/9, 9/9 или 9/10

Младенец пребывает в очень хорошем состоянии и отлично себя чувствует. Пристальное наблюдение акушерского персонала после родов ему не требуется.

8/8

Ребенок находится в нормальном состоянии, хорошо себя чувствует и быстро адаптируется к жизни вне материнской утробы.

5/7, 6/7 или 7/8

Состояние здоровья крохи среднее. Младенец сразу после родов ослаблен, но адаптируется к новым условиям хорошо. Малютке не нужно внимательное медицинское наблюдение со стороны медперсонала.

7/7

Карапуз находится в удовлетворительном состоянии. Ему не нужен дополнительный присмотр акушерского персонала.

5/5 или 6/6

Состояние младенца удовлетворительное, но требует внимательного мониторинга в послеродовом периоде.

4/5 или 5/6

Малыш находится в состоянии ниже среднего, но имеется тенденция к его улучшению. За крохой следует внимательно наблюдать в течение первой недели жизни.

4/4 или 3/4

Состояние ребенка плохое. Ему нужна помощь акушеров и более тщательное наблюдение в первые недели после родов. Обычно такие оценки требуют третьего обследования на десятой минуте жизни.

2/3 или 3/3

Ребенок находится в критическом состоянии. В большинстве случаев ему следует выполнить срочную реанимацию.

1/2 или 2/2

Существует угроза жизни малютки, поэтому требуется провести реанимационные мероприятия.

0,1, 0/2 или 1/1

Жизнь младенца находится под угрозой. Нужна срочная реанимация и детальное обследование крохи.

Шкала Апгара новорожденных в таблице

В общем виде показатели для оценки по данной шкале можно представить в упрощенном виде. Приведенная ниже шкала Апгара новорожденных в таблице дает врачам возможность оценить состояние ребенка максимально объективно и быстро.

Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

Пульс, ЧСС в минуту

Отсутствует

100 и менее

Более 100

Цвет кожи

Синюшный

Розовый, руки и ноги синюшные

Розовый

Мышечный тонус и активность

Снижен, двигательная активность отсутствует

Снижен, двигательная активность низкая

Высокий, активность повышена

Рефлекторная активность (реакция на раздражитель)

Отсутствует

Гримаса

Гримасничает, активно отталкивает

Дыхательная активность

Отсутствует

Снижена, крик слабый

Дыхание активное, громкий крик

Немного истории: кто такая Вирджиния Апгар

Изобрела данную систему оценки врач-анестезиолог Вирджиния Апгар — единственная женщина, ставшая почетным членом сразу трех американских обществ: педиатров, акушеров и анестезиологов.

Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1909 г. в Нью-Джерси, США. Ее отцом был Чарльз Эмори Апгар (Апгарян), чудаковатый армянин-изобретатель, увлекающийся естественными науками, астрономией и музыкой. Мать – Хелен – ирландка по происхождению, отвечала в семье за строгое воспитание и дисциплину. Вирджиния была очень дружна с отцом, в их доме был подвал, в котором они постоянно что-то изобретали и конструировали. Благодаря влиянию отца девочка еще в детстве играла на многих струнных инструментах, таких как виолончель, скрипка, знала множество созвездий и схватывала все знания на лету.

Семья жила бедно, но совсем туго пришлось, когда их сын Лоренс заболел туберкулезом. И без того скромные доход уходили на дорогостоящее лечение мальчика, но увы, на тот момент медицина еще не продвинулась так далеко вперед, как сейчас: ребенок умер. Именно это событие оказало влияние на всю дальнейшую жизнь Вирджинии, и она твердо решила стать врачом.

В 1929 г. она выигрывает конкурс на получение стипендии в Колумбийском университете. Вскоре после этого страну накрывает Великая депрессия, и чтобы выжить, девушка подрабатывает на самых неквалифицированных работах в лабораториях. В 1933 году на момент окончания Вирджинией университета за ней скопился поистине астрономический долг в 4 000 долларов – неподъемная по тем временам сумма.

После окончания обучения Апгар устраивается работать на кафедру хирургии и достаточно быстро достигает определенных высот. В то время врачей -анестезиологов практически не было, и Вирджиния пробует занять эту нишу. Еще несколько лет учебы — и вот в 1939 году она становится первой женщиной-врачом с дипломом анестезиолога. Отзывы коллег о ней всегда были в высшей степени положительными: они отмечали ее упорство, работоспособность и тягу к знаниям. С такими данными ей не составило труда стать заведующей отделением анестезиологии при отделении хирургии.

В 1952 году она представляет миру свое детище: собственноручно разработанную ею шкалу. Рассмотрим, что такое шкала Апгар и какие показатели в нее входят:

  • Appearance — цвет кожных покровов.
  • Pulse (Heart Rate) — пульс ребенка (частота сердечных сокращений).
  • Grimace (Response to Stimulation) — рефлексы.
  • Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус.
  • Respiration— дыхательные движения.

Вот что такое шкала Апгар. Она оценивает здоровье новорожденного по пяти показателям: это окраска кожи, пульс, рефлексы, активность и дыхание.

В чем суть шкалы Апгар?

Ребенка, родившегося на свет, оценивают по пяти критериям, по каждому из которых он получает от нуля до двух баллов. Что интересно, для легкости запоминания критериев шкалы Вирджиния Апгар предложила использовать пять букв своей фамилии:

A: Appearance

Оценивается внешний вид крохи, а именно цвет кожи. Если ребенок цианотичный (синий) или очень бледный, то он получает 0 баллов. За полностью розовый цвет кожи малыш получает 2 балла. Ну а если ребенок розовый, но конечности у него имеют синюшный оттенок (акроцианоз), то он получает 1 балл.

Именно этот пункт вызывает у врачей больше всего вопросов. Вроде как все просто, но на деле оказывается, что кожа ребенка имеет «50 оттенков розового» и столько же оттенков синего, да и бледность тоже бывает разной. Поэтому одному и тому же ребенку разные врачи дали бы разные оценки за цвет кожи.

P: Pulse

Оценивается частота сердечных сокращений (ЧСС). Здесь все просто и четко. ЧСС выше 100 ударов в мин оценивается в 2 балла. За ЧСС ниже 100 ударов в мин ребенок получает 1 балл. Отсутствие сердцебиений (а такое тоже может быть у живорожденного ребенка) оценивается в 0 баллов.

G: Grimace

По-другому это пункт называют оценкой рефлекторной возбудимости. Если ребенок никак не реагирует на возбуждение, то он получает 0 баллов. Гримаса ребенка в ответ на раздражение, санацию, прикосновения оценивается в 1 балл. Ну а если ребенок кричит, кашляет, чихает, то он получает 2 балла по данному критерию.

Споры относительно данного пункта у врачей тоже бывают. Так, два ребенка, получившие по 1 баллу за данный пункт могут значительно отличаться друг от друга по рефлекторной возбудимости.

A: Activity

По данному пункту оценивается мышечный тонус малыша. Хороший мышечный тонус (ручки и ножки согнуты в суставах, прижаты к туловищу) оценивается в 2 балла. Сниженный мышечный тонус (поза полусгибания) дает ребенку 1 балл. Ну а отсутствие мышечного тонуса (атония) не приносит ребенку никаких баллов.

R: Resriration

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат
Значение
0/2, 1/2, 2/2
состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3
критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4
состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6
показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8
состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8
состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10
очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10
здоровье идеальное (на практике не встречается)

Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.

Плановый осмотр ребенка в 4-6 месяцев

Подробнее о каждом параметре

Оценивание состояния новорожденного происходит по внешним признакам жизнедеятельности организма. Чтобы понимать, как это происходит, остановимся на каждом пункте подробнее.

Акушеры, педиатры пользуются таблицей для быстрого получения результата по шкале Апгар

Она выглядит так (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево):

Параметр 0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Бледный, с синевой (цианоз). Ножки, ручки синюшные, остальные части тела бледно-розовые. Тон кожи ровный, розовый по всей поверхности тела.
Частота сердечных сокращений Единичные проявления, пульс отсутствует. Менее 100 ударов в минуту. 130–140 ударов в минуту.
Рефлексы Полное отсутствие. Недостаточная выраженность. Ярко выраженные глотательный, сосательный, хватательный.
Мышечный тонус Отсутствие движений. Телодвижения слабые, редкие. Хаотично, регулярно размахивает конечностями.
Дыхание Отсутствует. Стонет, дышит нерегулярно (гиповентиляция). Кричит, дышит глубоко, часто.

Результатом оценивания становится суммирование баллов по каждому показателю.

Происходит это следующим образом:

Цвет кожи

Если новорожденный имеет светло-розовый, ярко-розовый оттенок кожи, то получает 2 балла. Синюшный оттенок конечностей при нормальном цвете эпидермиса остальных частей тела снижает оценку до 1 балла, сигнализирует доктору о слабой гипоксии плода.

Повсеместно синий цвет кожного покрова, излишняя бледность — повод провести реанимационные процедуры и поставить 0 балов по первому показателю.

ЧСС замеряют 6 секунд после рождения выслушиванием, пальпацией грудной клетки или прощупыванием артерий. Затем умножают полученную цифру на 10, так получается минутный результат.

Сердце новорожденных работает активно. Нормой считается пульс в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. В этом случае ребенок зарабатывает 2 балла.

Если сердце бьется нестабильно, замедленно, малыш получает 1 балл, при полном отсутствии пульса – 0 баллов.

Если показатели не в норме, то малышу проводят реанимационные процедуры до тех пор, пока ЧСС не нормализуется.

Рефлексы

Умение сосать, хватать, глотать, дышать – это первые рефлексы новорожденных, необходимые для жизнедеятельности. Если ребеночек явно показывает наличие этих врожденных навыков в первые минуты жизни, то получает высокую оценку 2 балла. Кроха должен искать грудь, причмокивать губами, кричать после рождения, дышать.

Если рефлексы выражены слабо или частично, то он зарабатывает 1 балл, при полном их отсутствии – 0 баллов.

Для получения объективной оценки акушеры стимулируют проявления рефлекторных движений:

  • прикладывают палец к губам младенца;
  • ставят новорожденного на ровную поверхность, побуждая шагнуть;
  • укладывают на животик и подталкивают под пяточки, пробуждая рефлекс ползания;
  • для прочистки носа от слизи малышу ставится катетер; отлично, если грудничок чихнет, скривится, уберет головку.

  • Мышечный тонус

Хаотичные движения ручками, ножками — основной показатель хорошего самочувствия младенца сразу после рождения. Он стремится разогнуть конечности, привести тело в нормальное положение. Такое поведение прибавляет к сумме 2 очка.

Грудничок получает 1 балл, если:

  • слабо двигается, но делает это неохотно;
  • ручки, ножки остаются в полусогнутом положении.

При полном отсутствии телодвижений, сохранении позы эмбриона или близкой к ней – 0 баллов.

Дыхание

2 очка младенец зарабатывает, если пронзительно закричит после рождения и в первую минуту жизни сохранит нормальный ритм дыхания – 40–45 вдохов–выдохов. Если вместо крика новорожденный издает стон, хрип, дышит неравномерно, ему поставят 1 балл, при отсутствии проявлений по данному критерию – 0 очков.

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Показатели состояния новорожденного

Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.

Дыхание

Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.

Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца

При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.

Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл. Подробнее о внутриутробной гипоксии→

При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус

Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.

Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка — 0 баллов.

Рефлексы

У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка — 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют — оценка 0 баллов.

Цвет кожи

В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.

Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.

При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.

Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице

Оцениваемый параметр Шкала оценки
0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Рефлекторная возбудимость Отсутствие реакции на введение носового катетера Слабовыраженная реакция на введение носового катетера Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц Отсутствует, конечности свисают Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Прерывистое дыхание, слабый крик Нормальное дыхание, громкий крик

Подробнее о критериях шкалы Апгар

Как правило, профессионалу-неонатологу для оценки состояния малыша по этой системе требуется около 50 секунд. Подобной скорости требует и сама система, ведь первая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар должна быть присвоена в первые 60 секунд. Для непрофессионала или будущей мамы разобраться в данной системе может быть намного сложнее. Разберем критерии оценки более подробно.

1.      Внешний вид, цвет кожи ребенка

Считается, что в норме цвет кожи новорожденного – розовый, как бледный, так и ярко-розовый. Высший балл обычно набирают детки – «кесарята», так как при родах они не проходят родовые пути.

У рожденных естественно младенцев, особенно при длительном потужном периоде, часто наблюдается некоторая синюшность кожи конечностей при общем розовом цвете, шкала оценки новорожденных в таком случае присваивает им 1 балл. Нулевой балл – это общая бледность, или же синюшность всего тела.

2.      Сердцебиение новорожденного

Оценка частоты сердцебиения ребенка проводится при помощи фонендоскопа. У новорожденных детей ЧСС составляет, в среднем, 140 ударов каждую минуту. Если ЧСС не превышает 100 ударов каждую минуту, что обычно наблюдается при гипоксии в родах, малышу присваивается 2 балла по этому пункту, если же ЧСС ниже 100 ударов- 1 балл. Нулевой балл по данному критерию ставят в ситуации, когда сердечная деятельность вообще не прослеживается.

3.      Рефлекторная возбудимость

У новорожденных проверяются следующие рефлексы:

  • Первым наблюдаемым проявлением безусловных рефлексов является, конечно же, вдох и первый крик.
  • Сосательный рефлекс дает возможность получать питание сразу же после родов.
  • Удивительными для неспециалиста покажутся рефлексы ползанья и ходьбы. Новорожденный ребенок способен отталкиваться от опоры, лежа на животе, и при поддержке подмышками совершает нечто наподобие «шагов», переступая по поверхности.

Если все вышеперечисленные рефлексы проявляются полностью и сразу, ребенок заслужил 2 балла по этому критерию. Если проявляются только по прошествии времени и после стимуляции, то присваивается 1 балл. В случае, если  рефлексы не выражены вообще – 0 баллов.

Часто при проверке рефлексов на первых минутах после родов ограничиваются проверкой реакции на введение катетера для отсасывания слизи из носа и ротовой полости. Здоровый новорожденный активно гримасничает, отталкивает катетер, 1 балл присваивается тому, кто ограничивается слабо выраженными гримасами. Нулевой балл – это абсолютное отсутствие реакций на раздражитель.

4.      Активность и тонус мышц

У здоровых новорожденных высокий тонус мышц, из-за чего ноги и руки у них согнуты в коленном и локтевом суставе, а пальчики сжаты в кулачок. Движения ребенка беспорядочны, активны, он хаотично двигает конечностями. При укладывании на бок здоровый новорожденный стремится принять позу, характерную для эмбриона; если пытаться «развернуть» его, потянув за конечности, он будет оказывать сопротивление. Активный новорожденный с высоким тонусом мышц заслуживают по данному критерию 2 балла, когда же тонус мышц малыша более низкий, движения менее активны – 1 балл.

0 баллов ставят, если ребенок вообще не совершает активных движений, вялый, имеет низкий тонус мышц. Такое состояние часто присутствует у глубоко недоношенных детей.

5.      Дыхание

Новорожденный ребенок делает около 40 вдохов и выдохов каждую минуту и издает громкий крик. Здоровый, активно дышащий, «громкий» малыш получит по данному пункту 2 балла. В случае, если дыхательные движения реже, а крик едва слышен, выставляется 1 балл. Если как крик, так и дыхание полностью отсутствуют, ставится ноль баллов.

Полезная информация

Каждой будущей маме необходимо знать, что существуют опасные недели беременности. Эта информация поможет больше разобраться в том, почему так происходит, и вы сможете узнать, как вести себя в этот период, чтобы не навредить своему будущему малышу.
Практически каждая женщина, находясь в таком положении, знакома с токсикозом

Если вы не знаете, как себе помочь, советуем ознакомиться с этой информацией.
Многие беременные сталкиваются с таким явлением как тонус матки, поэтому важно знать, как понять такое состояние и что необходимо делать, если тонус все-таки есть.
Существует еще одно достаточно опасное явление в этот период, которое называется отслойка плаценты. Если такой диагноз поставлен, данная информация поможет вам больше разобраться в том, что это за состояние и каким образом с ним можно бороться, чтобы ребенок родился вовремя и здоровеньким.

Отличники и хорошисты

10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы.

Пограничная оценка — 7 баллов. В таком случае очень многое зависит от профессионализма докторов и от того, как кроха адаптируется к новым условиям. Первая оценка указывает на объем необходимой помощи, которую надо оказать младенцу. Но это никак не показатель дальнейшего развития крохи. А вот вторая оценка уже может предсказать проблемы со здоровьем. Поэтому, если вторая оценка низкая, первый год жизни кроха будет наблюдаться у невролога. Чем ниже вторая оценка, тем выше вероятность поражения центральной нервной системы. Как правило, низкая оценка связана с тем, что малыш испытал кислородное голодание, то есть находился в состоянии гипоксии (хронической гипоксии — кислородного голодания во время беременности и острой гипоксии -кислородного голодания во время родов). У недоношенных детишек оценка зачастую ниже, чем у тех, кто родился в положенный срок.

Шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом, причем в первые минуты рождения.

Таблица оценки по шкале Апгар

Показатели, на которые акушер обращает внимание, анализируя состояние здоровья новорожденного

Оцениваемое состояние 1 2
Пульс (частота сердечных сокращений) Сердечных тонов нет Меньше, чем 100 ударов в минуту Больше, чем 100 ударов в минуту
Дыхание Отсутствует Спонтанное, нерегулярное, поверхностное или замедленное Ровное, отчетливое, с громким криком
Цвет кожных покровов Бледность/синюшность Тело розовое, конечности с признаками синюшности Розовое как тело, так и конечности
Мышечный тонус Не обнаружен, конечности висят Редкое сгибание конечностей, слабый тонус Активные движения в локтевых, плечевых коленных, тазобедренных суставах
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Реакция присутствует, но слабо выражена, проявляется в виде гримасы или шевелений Чихание, кашель, крик в ответ на раздражитель

Интересно. Ярко выраженным рефлексом только что родившегося ребенка является поиск материнского соска во время прикладывания его к груди. Можно проверить это рефлекс, прикоснувшись к щеке ребенка – в ответ на этот жест он откроет рот и повернет голову в сторону раздражителя.

Младенец на реанимационном столике

Дыхание

Во внимание принимается не только первый крик, хотя он сам по себе является хорошим показателем работы организма, но и дыхание. От того, как часто, глубоко и равномерно вдыхает новорожденный, зависит, сколько ткани и органы получают кислорода

При недостатке кислорода могут развиться множественные кровоизлияния, функциональные нарушения центральной нервной системы, следствием чего могут быть нарушения кровообращения в мозге, серьезные соматические и психомоторные расстройства и даже смерть в неонатальном периоде (в первые 28 дней жизни). Количество вдохов должно быть близко к 40-45 в минуту.

Проводя анализ дыхания на 1, 5, 10 и 15 минутах жизни по шкале оценки новорожденных, можно судить о динамике угасания возможной асфиксии:

  • на 1 минуте судят о внутриутробной гипоксии;
  • на 5 минуте определяют эффективность проведенных реанимационных действий, принимается решение о необходимости интенсивной терапии;
  • на 10 минуте судят о результатах интенсивной терапии;
  • на 15 минуте виден результат оказанной реанимационной экстренной помощи, и дается прогноз дальнейшего существования ребенка после перенесенной гипоксии.

Частота биения сердца

В норме сердце ребенка совершает более 100 ударов в минуту, среднее значение близко к 130 уд./мин. Если сердце бьется недостаточно интенсивно, в результате чего пульс ниже 100 ударов в минуту, акушер ставит 1 балл в таблицу шкалы Апгара для новорожденных. При отсутствии сердцебиения ставится оценка 0.

Тонус мышц

Здоровый доношенный малыш после рождения активно пользуется ручками и ножками, шевеля ими хаотично. Такой ребенок получит 2 балла. При невыраженном шевелении или наличии лишь способности прижать руки к груди, а ноги согнуть в коленном суставе, ставится оценка 1. Висящие конечности, как плети, означают отсутствие тонуса мышц, в связи с чем их оценивают в 0 баллов. Такому ребенку показана тактильная терапия в форме оздоровительного массажа или более серьезная медицинская помощь.

Интересно. В медицинской практике имеют место случаи, когда ребенок рождался с абсолютным отсутствием тонуса мышц, благодаря массажу обретал его и во взрослой жизни становился профессионалом, активно пользующимся своими когда-то неработающими конечностями. Мышцам неведом знаменитый принцип нобелевского лауреата в области медицины Эдгара Дугласа «все или ничего».

Рефлекторная возбудимость

Под рефлекторной возбудимостью понимается непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. В связи с тем, что многие новорожденные нуждаются в санации верхних дыхательных путей, забитых первородной слизью, рефлексы оцениваются именно во время этой процедуры. Здоровый активный ребенок при введении трубочки в носовые ходы чихает и кашляет, а спустя некоторое время протестует громким криком, за что ему ставят 2 балла. Если новорожденный отреагировал только гримасой или неявным шевелением, тогда он получает 1 балл. Никак не отвечающему малышу на раздражитель ставят 0 баллов.

Цвет кожи

Это критерий нагляднее всего говорит о нарушениях кровообращения. Посиневшая голова или конечности – явные признаки наличия проблем, не говоря уже о полной синюшности всего тела. Полностью розовый или, как говорят, телесного цвета малыш получает 2 балла. Выраженная бледность кожных покровов также свидетельствует о нарушениях и является показателем к особому вниманию со стороны медперсонала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector