Ребенок плохо ест

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Как помочь ребенку набрать вес и догнать в своем развитии сверстников?

Если вы кормите ребенка грудью, уделите особое внимание своему питанию. Употребляйте как можно больше жидкости: нежирного молока, компотов, гипоаллергенных соков

В вашем рационе обязательно должно присутствовать мясо в отварном или запеченном виде. Принимайте дополнительно витамины (по рекомендации доктора). Предлагайте ребенку грудь сразу после пробуждения, когда он активен, пребывает в хорошем настроении и не хочет спать.

Но иногда женское молоко вырабатывается в недостаточном количестве или малышу не хватает сил его высасывать. В таком случае необходимо как можно быстрее начинать докармливать специальными детскими смесями. Для детей, склонных к аллергическим реакциям, предназначены специальная гипоаллергенная продукция, которую можно купить в аптеке, предварительно обсудив с детским диетологом или педиатром вариант смеси. Маловесные дети не приспособлены к интенсивному сосанию, поэтому соска на бутылочке должна быть мягкой и податливой, чтобы ребенок без проблем наедался.

Кроме того для повышения темпов прибавки веса и соответственно для правильного роста и развития ребенка рекомендуется курсами давать препараты, содержащие L-карнитин (леворкарнитин) — незаменимое витаминоподобное вещество, которое обладает анаболическими свойствами и хорошо себя зарекомендовало для нормализации массы тела при ее дефиците. Кроме того, за счет повышения секреторной и ферментативной активности желудочного и кишечного соков улучшается аппетит и пищеварение. Одним из таких препаратов является Элькар, содержащий водный раствор L-карнитина. Элькар включен в «Национальную программу оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в качестве средства коррекции гипотрофии II степени.

У детей, в отличие от взрослого организма, где левокарнитин входит в число вырабатываемых веществ, синтез этого соединения покрывает только 1% от необходимого количества. Конечно, в необходимом количестве L-карнитин содержится в грудном молоке, однако в случае если естественное вскармливание нарушено или невозможно, препарат необходимо добавлять к рациону питания.

У маловесных детей нередко обнаруживается задержка психомоторного развития, что впоследствии может проявиться в виде речевых дефектов, неустойчивости нервной системы. Элькар улучшает энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, что позволит избежать или уменьшить степень развития функциональной несостоятельности различных сфер нервно-психического реагирования ребенка (двигательной, эмоционально-мотивационной, вегетативной, познавательной сферы).

Еще один очень важный момент: левокарнитин способствует улучшению иммунитета, что для маловесных детей жизненно необходимо, так как почти все они предрасположены к развитию инфекционных заболеваний.

На скорость прибавки в весе влияют многие внешние и внутренние факторы. Задача родителей — помочь крохе поскорее окрепнуть. Больше гуляйте с ребенком на свежем воздухе, чтобы его организм получал необходимое количество кислорода. И не забывайте посещать педиатра. Маловесные дети нуждаются в профессиональном врачебном контроле и внимании близких людей.

Истинное отсутствие аппетита

Ребенок, как это ни странно, действительно может не хотеть есть, и повлиять на это желание фактически невозможно и не нужно. Причинами такого явления могут быть:

  • большой объем последнего кормления;
  • недостаточный перерыв между кормлениями. Сюда же можно отнести небольшой перерыв между кормлением грудью и основным кормлением (завтрак, обед и т.д.);
  • высококалорийные блюда в последнем кормлении;
  • плохое самочувствие ребенка (болят и зудят воспаленные десны в период прорезывания зубов, первые часы (дни) болезни ребенка респираторными заболеваниями или, наоборот, период выздоровления, язвочки стоматита в ротовой полости, недосыпание и т.д.). Основные проявления острой болезни (боль, повышение температуры тела, нехватка кислорода, отравление продуктами жизнедеятельности бактерий и вирусов) приводят к увеличению циркуляции крови в жизненно важных органах (головном мозге, сердце, легких, почках), а сосуды в «менее значимых» органах (к которым относится кишечник) сужаются. Со снижением кровотока замедляется перистальтика (двигательная активность) кишечника и уменьшается выработка кишечных ферментов. Частый спутник любой детской болезни, влияющий на аппетит, — «синдром раздраженного кишечника» или расстройство кишечника (понос, боль и метеоризм). Основная «противоинфекционная» баталия развертывается в печени — важнейшем органе системы пищеварения: именно в ней обезвреживаются и удаляются из кровеносного русла различные яды и токсины. При острой инфекции нагрузка на печень высока, и потеря аппетита является защитной реакцией организма;
  • различные функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта (например, запор). В результате заболеваний желудочно-кишечного тракта полное освобождение желудка от очередной обычной порции еды (а это обязательное условие возникновения желания есть) замедляется из-за сниженной секреции пищеварительных ферментов;
  • недостаток времени (меньше 5-7 дней), отведенного на привыкание к твердой или любой другой пище, отличной по консистенции от грудного молока или смеси;
  • недостаточное число зубов (сложно пережевывать пищу);
  • индивидуальная непереносимость конкретного продукта (часто в «черный список» попадают манная и геркулесовая каши, рыба, овощи и др.);
  • психотравмирующие ситуации. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре, либо страдая от конфликта в материнско-детских отношениях, возникнувшего из-за отсутствия мамы рядом, либо, например, в результате смены няни. Возможны и иные причины.

Если причина отсутствия аппетита у ребенка установлена и она связана с его плохим самочувствием, безотлагательно обращайтесь к доктору. Отсутствие замечаний от врача должно навести на мысль, что проблема не в вашем ребенке, а в неправильно организованном режиме дня.

Если вы заставите ребенка что-нибудь съесть против его физиологических возможностей, у него может возникнуть рвота как защитный рефлекс от перекорма. В случае частых повторений таких ситуаций происходит закрепление реакции, и в дальнейшем рвота может возникать от вида любой пищи!

Как определить невроз

Симптомы зависят от формы невроза. Наиболее распространенные проявления со стороны тела и психики это:

  • расстройства сна;
  • нарушение пищеварения;
  • проблемы с дыханием, чувство удушья;
  • нарушение работы сердца и сосудов;
  • вегетативные симптомы — дрожь, судороги, потливость, перепады температуры, даже боли.

Один из первых возможных сигналов — нарушения сна. Трудность засыпания, поверхностный или беспокойный сон, частые пробуждения. Чувство напряжения в голове при неврозе — следствие того, что в ночное время нервная система восстанавливается не полностью. Расстройства сна приводят к постоянному напряжению, эмоциональным «срывам».

Пищеварительная система чувствительна к психологическим травмирующим факторам. Она реагирует потерей аппетита, метеоризмом, частой болью и дискомфортом в животе, проблемами со стулом. При этом у человека нет ни язвы, ни кишечной инфекции. Частое проявление — это тошнота при неврозе, которая сопровождается ощущением сухости во рту.

Важно

Нервная система связана со всеми внутренними органами, поэтому при неврозе страдает весь организм. Верно и обратное: если дать специалисту возможность вылечить психику — телесные симптомы тоже исчезнут.

При неврозах бывают проблемы с дыханием: типичны жалобы на нехватку воздуха, затруднения вдоха или выдоха, удушье. Иногда человеку кажется, что он забыл, как дышать. Часто наблюдается при попадании в конфликтную или эмоционально значимую ситуацию.

Со стороны сердечно-сосудистой системы могут наблюдаться гипертонические кризы, нарушения сердечного ритма, дискомфорт в области груди. Тахикардия при неврозе — частая жалоба.

Нервная система принимает на себя основной «удар» при постоянных стрессах. Человек испытывает дрожь в теле при неврозе, частые головные боли, приливы жара, судороги в мышцах, изменение чувствительности (онемение конечностей). Иногда может жаловаться что без причины кружится голова.

Психически человек становится подавленным, не может долго сосредоточиться, снижается память. Уровень тревоги повышается, возможны слишком бурные эмоциональные реакции. При психоневрозах отсутствуют галлюцинации, но иногда наблюдается шум в ушах.

При необходимости сидеть спокойно какое-то время, человек с неврозом испытывает дискомфорт. Для собственного успокоения он начинает стучать ручкой, играть с предметом одежды, теребить пальцы.

Нормы питания

Итак, сколько должен съедать новорожденный ребенок? Ответ на этот вопрос напрямую связан с возрастом. Если рацион питания 10-летнего ребенка не особо отличается от рациона 12-летнего, то в первый год жизни объем пищи изменяется каждые несколько недель.

Обычно ребенок съедает столько, сколько помещается в его желудок. А желудок малыша размером с его кулачек. Поскольку в первый год жизни кроха стремительно растет — желудок также пропорционально увеличивается. Не особо длительные, но частые приемы пищи со временем сменяются на более редкие, но объемные. Новорожденный малыш может есть до 12 раз в сутки, а уже через месяц количество кормлений сокращается до 9-10.

Сориентироваться в нормах питания на первом месяце жизни позволит следующая таблица:

Возраст малыша Количество молока (за 1 прием пищи)
1-2 дня 7-10 г
3-4 дня 20-40 г
1 неделя 50-70 г
2 недели 60-80 г
4 недели 90-110 г

Как понять, сколько действительно ребенок съедает, если он находится на грудном вскармливании?

Можно взвешивать кроху на специальных детских весах перед каждым кормлением и после него, а затем высчитывать разницу. Можно сцеживать молоко в бутылочку — и так наглядно вычислять, сколько малыш съел. А можно просто смотреть на его поведение: если он весел и бодр, часто улыбается и активно набирает вес — значит, молока ему вполне достаточно.

Со смесью, конечно, проще определить, сколько малыш съел. Точные рекомендации по объему каждого кормления производитель размещает на упаковке, но стандартный расчет суточной нормы таков: если ребенок весит меньше 3,200 кг — количество прожитых дней умножают на 80, если больше 3,200 кг — количество дней умножают на 70. Полученный результат нужно разделить на число приемов пищи

При этом важно помнить, что новорожденные едят понемногу, но каждые 2-2,5 часа, а уже к месяцу интервал между едой увеличивается до 3 часов

Грудничок, который ест достаточно, должен иметь следующую прибавку в весе:

Возраст Прибавка к весу при рождении
1 месяц 760-1300 г
2 месяца 1720-2640 г
3 месяца 2420-3540 г
4 месяца 2980-4270 г

Но важно помнить, что эти цифры все же условные. Некоторые дети генетически миниатюрные, другие — крупнее большинства

Потому прежде, чем говорить о недоборе либо переборе веса, необходимо обратить внимание на генетику и учесть индивидуальные особенности детского организма

Проблемы с сном у грудных малышей

Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.

Что же, состояние родителей можно понять, но не стоит поддерживать такое поведение, которое позволяет решить сиюминутные проблемы, но вызовет гораздо более крупные неприятности в будущем. Такое поведение создает у ребенка нарушенные паттерны засыпания, которые будут работать только в определенных условиях, потому что ребенок учится связывать засыпание с определенным человеком или с определенным действием.  Такие же проблемы могут быть и во взрослом возрасте (возможно, что они как раз зародились в детстве). Например, для засыпания  может быть необходима определенная поза или специальная «сонная» подушка. Если же такой подушки нет (например, в гостях или в отеле), то человек может ворочаться и долго не засыпать, потому что механизм засыпания у него связан с определенными условиями.

Точно также и ведет себя и малыш, который не может заснуть без своей «сонной подушки», в роли которой может выступать сама мама, необходимость укачивать ребенка, кормить грудью, или держать его на руках. Если же эти условия отсутствует – ребенок не засыпает, потому что он научился связывать индукцию сна с определенными людьми, действиями или предметами. Эта проблема называется патологической ассоциацией засыпания.

Ночные кормления – палка о двух концах

Утверждения о том, что ребенка обязательно нужно кормить по ночам, ошибочны и губительны изначально. На женских форумах можно встретить немало «полезных» советов, как правильно разбудить ребенка среди ночи, если он вдруг спит и не просыпается. Правильный ответ – никак не будите. Пусть спит.

От ночных кормлений, если ребенок сам их требует, стоит начинать избавляться уже в 3 месяца, сократив их до 1 раза за ночь, а к полугоду устранив совсем. Дневной аппетит малыша станет заметно лучше.

По поводу жалоб некоторых мам на то, что чадо в свои 8 месяцев ест охотно только во сне и не может нормально есть днем, к медицинским проблемам и состоянию здоровья крохи отношения не имеют. Это типичная избалованность, которая вызвана грубыми воспитательными ошибками родителей.

Чем вызывается геморрагическая болезнь новорождённого?

Биологическая роль витамина К — активирование процесса гамма-карбоксилирования остатков глутаминовой кислоты в факторах свёртывания крови: протромбине (II фактор), проконвертине (VII фактор), антигемофильном глобулине В (IX фактор) и факторе Стюарта-Прауэра (X фактор); также в протеинах С и S плазмы, участвующих в противосвёртывающих механизмах; остеокальцине и некоторых других белках. При недостатке витамина К в печени образуются неактивные акарбокси-факторы II, VII, IX и X (Protein induced by vitamin К-absence — PIVKA), которые неспособны связывать кальций и полноценно участвовать в свёртывании крови.

Витамин К очень слабо проникает через плаценту. Первичная геморрагическая болезнь связана с тем, что содержание витамина К у плода невелико (не превышает 50% уровня взрослого человека). После рождения витамина К с грудным молоком поступает мало, а активная его выработка кишечной микрофлорой начинается с 3-5-го дня жизни ребёнка.

Факторы, способствующие первичному К-гиповитаминозу у новорождённого: недоношенность; назначение беременной антикоагулянтов непрямого действия, противосудорожных препаратов, антибиотиков широкого спектра действия; гестозы; гепато- и энтеропатии, дисбактериозы кишечника.

При недоношенности снижен синтез полипептидных предшественников плазменных факторов (ПППФ) свёртывания крови в печени ребёнка.

При вторичной геморрагической болезни нарушение синтеза ПППФ свёртывания крови возникает при заболеваниях печени (гепатит, атрезия жёлчных ходов и др.). Есть и второй вариант развития вторичной геморрагической болезни — нарушение синтеза витамина К, обусловленное длительным парентеральным питанием, синдромом мальабсорбции или назначением антагонистов витамина К — кумарина и неодикумарина.

При этом выявляют детей с очень низким уровнем витамина К в крови и детей с повышенным содержанием PIVKA.

Как научить ребенка есть?

1. Прежде всего, перестаньте волноваться. Если вы обратились к врачу и он не нашел у вашего ребенка никаких болезней, которые могли бы снизить аппетит, то оставьте его в покое. Большинство детей рано или поздно проходят через стадию капризов в еде. Организм ребенка так устроен, что он сам регулирует , сколько и чего съедать для нормального роста и развития.

2. Не обсуждайте ни с кем при ребенке его аппетит. Не угрожайте ему, если он не хочет есть и не поощряйте, если он хорошо поел. Очень часто ребенок начинает есть лучше, если почувствует отсутствие давления на него.

3. Не кормите ребенка в промежутках между едой. Если ребенок плохо поел, то предлагайте ему следующую порцию еды только тогда, когда наступит время очередного приема пищи.

4. Многие родители не считают за еду соки, молоко, печенье. Для многих детей с плохим аппетитом этого будет достаточно, чтобы аппетит уничтожить полностью. Если ребенок хочет пить, дайте ему просто питьевую воду.

5. Если у ребенка плохой аппетит предлагайте ему маленькие порции. Формируйте у него так называемый рефлекс чистой тарелки.

6. Не устраивайте во время еды спектаклей, с рассказыванием сказок и т.д. Очень правильно написал по этому поводу американский педиатр Б.Спок:»Родители
не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, то есть рассказывать ему сказку,
устраивать представление за каждую ложку пищи…Такого рода уговоры, в конечном счете, еще больше
снижают аппетит ребенка, хотя в данный момент как будто заставляют ребенка съедать несколько
лишних кусков. Родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие
родители кончают тем, что разыгрывают часовой результат за пять ложек супа.»

7. Не уговаривайте ребенка съесть еду, чтобы получить конфетку. Не просите его съесть ложечку «за маму».
Поставьте себе за правило, не просить ребенка есть.

Если ребенок хорошо развивается, нормально упитан, обладает уравновешенным характером,
не страдает рвотой или поносом, то снижение аппетита у него не связано с какими-нибудь органическими нарушениями.

Практически нет детей, которых нельзя было бы заставит нормально есть.
Есть родители, которые пренебрегают советами, так как считают, что лучше знают своего ребенка.

Литература
1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.

Когда необходимы дополнительные источники витаминов?

Сегодня у родителей есть широкий выбор различных пищевых добавок, рассчитанных именно на детей-малоежек. Обычно они имеют приятный сладкий вкус, и дети не могут отказаться от такого лакомства

Многие врачи детской практики с осторожностью относятся к подобным добавкам и настоятельно рекомендуют ими не злоупотреблять. Если дети привыкнут к их присутствию в рационе как к основным блюдам, зачем же тогда есть «невкусный» суп, когда есть сладкая добавка!?

После консультации с педиатром, оценки рисков и рациона питания, прибавки роста и веса ребенка, а также с учетом имеющихся заболеваний решается вопрос о приеме дополнительных витаминно-минеральных комплексов.

Главная задача комплексов — восполнить все сформированные дефициты и обеспечить ребенка всем необходимым. Выбор их довольно сложен, и педиатры учитывают не только вышеописанные пункты, а также возраст, регион проживания и активность ребенка.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector