Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения
Содержание:
- Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
- Навыки полугодовалых малышей
- Способы и направления развития двухмесячных детей
- Игры для физического развития
- Навыки и умения
- Игры в ванной
- Развитие ребенка с помощью книг
- Развивающие занятия для детей 6 месяцев: примеры и подсказки
- Результаты
- Советы специалистов
- Что еще нужно знать о развивающих играх?
- Игры для мелкой моторики рук
- Важность игр с малышом
- Что малыш умеет?
- Разговариваем с крохой
Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
Развитие двигательных навыков
В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен, ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее, подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.
Развитие логики
Ребенку интересно не только использовать предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой-маленький, полный-пустой, есть-нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.
Развитие памяти
Если до этого возраста вы с ребенком играли в «безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша, что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими взрослыми, к которым он привязан.
Навыки полугодовалых малышей
В этом возрасте детки самостоятельно переворачиваются, облокачиваются на руки, пытаются сидеть. Если кроху заинтересовать ярким объектом, то он будет стараться ползти на четвереньках.
Ребёнок будет упираться ножками о поверхность, если вы приподнимете его за подмышки. Некоторые шустрые ребята даже пытаются встать, держась за диван.
Кроха меньше плачет, поскольку начинает осознавать, как взаимодействовать с родителями. Ребёнок имитирует речь взрослых, но в лепете отсутствует смысловое содержание.
Шестимесячный карапуз внимательно изучает игрушки, и некоторое время может самостоятельно играть. Видя, как малыш взрослеет, многие мамы интересуются, чем заниматься с ребёнком и как с ним играть. Давайте разберёмся.
Способы и направления развития двухмесячных детей
Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.
Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.
Лежание на животике
Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.
Чтение
Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.
Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:
- привыкал к голосу родителей;
- слышал правильную речь;
- учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
- получал задатки языкового развития;
- развивал память;
- укреплял связь с мамой и папой.
Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать
Достаточно буквально пяти минут.
Прикосновение
Также следует относиться к сенсорной деятельности.
Какими должны быть прикосновения:
- кожа касается кожи – не через одежду;
- медленные покачивания и объятия;
- поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
- массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).
Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.
Движения с ребенком
Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.
Пальчиковые игры
Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».
Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.
Наблюдение за объектом
В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать
Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.
Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.
Игры для физического развития
Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.
Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками.
Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей — помочь освоить им этот полезный навык.
Учимся ползать
Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию — положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался. Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.
Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.
Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.
Занятия с фитболом
К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом:
- Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается — обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
- Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
- Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.
Развитие координации
Учите ребенка хлопать в ладоши — в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.
Поможет развитию координации следующее упражнение. Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.
Навыки и умения
Особенно внимательно нужно относиться к детям в первые месяцы их жизни
Важно периодически показывать малыша педиатру для оценки его развития. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 2 месяца.
Существует специальный календарь развития детей, в котором подробно описаны все навыки по возрастам.
Вот что должен делать ребенок в 2 месяца:
- реагировать на окружающий мир;
- проявлять двигательную активность;
- стремиться к общению со взрослыми, произносить определенные звуки.
Реакция на окружающий мир
Грудничок должен стремиться познавать окружающий мир, активно реагировать на различные изменения. Двухмесячный ребенок следит глазами за перемещающимися предметами в поле его зрения.
Малыш способен четко видеть предметы, расположенные на расстоянии 40-50 см
Особенно привлекают внимание яркие красные игрушки. Сначала малыши видят мир в черно-белых оттенках.
В двухмесячном возрасте их органы зрения совершенствуются. Первый цвет, который дети начинают различать, – это красный. Младенцы тянутся к ярким игрушкам, подвешенным над кроваткой, пытаются их схватить. Малыши в 2 месяца способны фокусировать взгляд на интересующем их предмете около 30 секунд. Груднички всматриваются в лица взрослых. При виде мамы дети оживляются.
Все незнакомые звуки вызывают у двухмесячных младенцев интерес. Сначала малыши замирают, прислушиваются, а затем поворачивают голову в сторону, пытаясь найти источник звука. Дети узнают голос мамы, радуются и успокаиваются, когда его слышат.
Двигательная активность
В два месяца дети становятся более подвижными. Во время бодрствования они активно машут руками и ногами. Двухмесячный ребенок поворачивает голову в разные стороны, приподнимает ее, увидев что-то интересное либо услышав какой-то звук.
В положении лежа на животе он делает движения ногами и руками, как при ползании. Младенец способен уже дольше удерживать головку на весу.
Но родителям необходимо продолжать поддерживать ее руками, чтобы избежать травмирования. Мышцы тела двухмесячного малыша еще слабые, находятся в состоянии гипертонуса. Но в положении лежа на спине напряжение мускулов уменьшается: руки и ноги становятся более расслабленными.
Многие врожденные рефлексы еще остаются (сосательный, ходьбы). Ребенок пока не умеет хорошо контролировать свое тело, поэтому все движения совершает хаотично. Двухмесячный малыш может упираться ногами в твердую поверхность и удерживаться несколько секунд с содействием родителей.
В два месяца малыш уже может сжимать и разжимать пальчики
Моторика рук стремительно развивается. Грудничок начинает сжимать-разжимать пальцы. Уже к концу двухмесячного возраста он может в течение 2-3 секунд удерживать вложенный ему в ладонь предмет. Он учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой.
Звукопроизношение и коммуникативная активность
Двухмесячный возраст – это время активного становления речи. Малыш начинает подражать интонации взрослых людей. Он коммуницирует путем гуления, кряхтения, агуканья, плача.
Ребенок стремится к общению с родителями. Особенно он радуется, когда мама берет его на руки. Ему нравится, когда с ним разговаривают меняя интонацию речи.
Также с удовольствием ребенок слушает песни и музыку. При виде родителей и близких родственников младенец оживляется, начинает гулить. Малыш произносит различные согласные звуки.
Дети двухмесячного возраста прислушиваются к своему гулению. Их плач становится эмоционально окрашенным. Поэтому родители легко понимают, когда ребенок плачет от голода, боли или скуки. К концу второго месяца ребенок начинает произносить не только гласные, но и согласные звуки.
Если грудничок не проявляет коммуникативную активность, постоянно молчит и не реагирует на голос мамы, то рекомендуется его обследовать. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или психикой.
Игры в ванной
Развивающие занятия можно проводить даже во время купания малыша. Если ребенок сидит неуверенно или еще не умеет этого делать, поместите его в специальный стульчик для купания. В воде нагрузка на позвоночник меньше, поэтому ничего плохого не случится. В ванной можно предложить крохе следующие игры:
- выжимание губки;
- ловля руками мыльных пузырей (прихватите с собой флакон готовых пузырей или сделайте их самостоятельно);
- ловля струи воды из-под крана;
- ловля резиновых игрушек, которые выныривают из-под воды (держите их под водой, а потом отпускайте руку, чтобы они всплыли).
Приобретите специальные непромокаемые книжки для чтения во время купания. Называйте каждую картинку и давайте краткую характеристику каждому предмету. Например, кот говорит «мяу», мяч звонко скачет, тучка несет дождик.
Развитие ребенка с помощью книг
Книги с яркими, красочными картинками будут интересны малышу в любом возрасте, начиная с шести месяцев. Сначала можно просто читать сказки, желательно в стихах, играть роли, разговаривать разными интонациями, голосами, петь песенки. Когда ребенок сможет самостоятельно сидеть, рекомендуется использовать красивые книжки с текстиля – они не только прочные, но и интересные, оригинальные, играют роль не только развивалки, но и любимой игрушки.
Для совместного изучения подходят книги с картонными страницами – малышу удобнее их переворачивать. Чтобы ребенок максимально заинтересовался, рекомендуется выбирать книжки с небольшим текстом и объемными рисунками. Желательно, чтобы на них были изображены знакомые малышу существа или предметы: животные, птицы, транспорт, деревья, цветы.
Развивающие занятия для детей 6 месяцев: примеры и подсказки
Строго говоря, все развивающие занятия для детей от рождения до 4 лет можно назвать комплексными – трудно определить, что именно они развивают больше: внимание, зрение, слух, координацию, мелкую моторику, умение принимать решение и т.д. И всё же, давайте попробуем их классифицировать
- Весёлые игры. В каждой семье существуют свои собственные традиции – кто-то играет в «ладушки», кто-то в «козу рогатую», но неизменным остаётся одно: все описываемые в потешке события нужно проигрывать, показывая ребёнку связь между словами и действиями.
- Постижение нового. Нет ничего интереснее, чем время от времени открывать для себя что-то новое. Покажите малышу его отражение в боках кастрюли или пропойте песенку, направляя звук в гулкую чашку. Такие «новости» всегда очень нравятся любознательным деткам!
- Социализация. Настало время, чтобы у вашего ребёнка появились первые друзья. Конечно, вряд ли он запомнит своего товарища по песочнице, но зато у него появится отличная возможность сообразить, чем настоящие «ляли» отличаются от игрушечных и насладиться общением.
- Изучение окружающего мира. Заботливая мама с рождения рассказывает крохе, где у него носик, и как называется тот или иной предмет. Уже совсем скоро вы сможете насладиться результатом – ребёнок даст всем этим вещам собственные обозначения.
- Развитие координации. В этом возрасте ребёнок уже может держать в руках игрушку, а вот хлопать в ладошки – пока нет. Научите его этому, найдя для аплодисментов место в любимой потешке. Совсем скоро он научится «вступать» в игру.
- Развитие двигательной активности. Нередко случается, что ребёнок в 6 месяцев уже умеет ползать. Поощряйте это умение, позволяя малышку активно обследовать пол квартиры. Помните о том, что с дивана и кровати упасть гораздо легче и болезненней.
- Игры с мячом. Конечно, ещё рано играть с ребёнком в футбол или волейбол, но можно сесть друг напротив друга и просто покатать мяч от родителя к малышу. Это вызовет массу восторгов и непреодолимое желание научиться самостоятельно управлять своими собственными руками.
- Укрепление вестибулярного аппарата. Играя с ребёнком в «лётчика», нося его на плечах или катая на ноге, как на качельке, вы укрепляете вестибулярный аппарат малыша, закладывая прочный фундамент тому, что он не будет страдать от укачивания в любом виде транспорта.
- Обучение самостоятельности. Не секрет, что в этом возрасте ребёнок ещё слишком привязан к маме и для того, чтобы его отвлечь, нужно предлагать что-то на самом деле интересное: например, книжку с яркими картинками или небольшую коробочку, в которую можно складывать различные предметы.
Пользуйтесь любой свободной минуткой для того, чтобы предложить 6-месячным детям развивающие занятия, которые их заинтересуют. Это даёт невероятно радостные результаты.
Результаты
Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:
- Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
- 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
- Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.
https://youtube.com/watch?v=M7boyYu_cZw
Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!
Советы специалистов
Полгода — время, когда у ребёнка становятся заметны первые проявления темперамента. Психологи советуют развивать способности крохи, учитывая этот момент. Приобретение новых навыков напрямую связано с нервно-психическим развитием ребёнка. Спокойный малыш может наблюдать за окружающим его миром сидя в коляске, подолгу изучать свои руки, рассматривать игрушки
Активный ребёнок мобилен он пытается встать, дотянуться до всего, что заинтересовало его внимание
Такие детки не любят сидеть, им нужно подвигаться, и не стоит ограничивать это желание.
Главный совет специалистов: бодрствование малыша в 6 месяцев должно проходить рядом с мамой или другими близкими людьми. Тогда ребёнок будет спокоен и направит всю свою энергию на освоение новых знаний.
Что еще нужно знать о развивающих играх?
Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению
Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому
Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.
Психологи дают родителям следующие рекомендации:
- выбирайте подходящее время для развлечений и упражнений: желательно проводить их после сна или кормления, если ребенок устал или болеет, лучше их отложить;
- для активного времяпровождения больше подходят утренние часы, на вечер нужно оставить более спокойные забавы;
- не переутомляйте малыша развлечениями, для полугодовалого крохи достаточно и 15 минут в день, с 7-8 месячным ребенком можно заниматься дольше;
- для хорошего самочувствия малютки комнату перед проведением обучения необходимо хорошо проветривать, иначе ребенок начнет капризничать, хныкать и быстро устанет;
- в процессе игры старайтесь постоянно находиться с крохой на одном уровне — например, усадив малютку на пол, также устраивайтесь на полу;
- регулярно хвалите и подбадривайте приятными словами малыша, если ему удалось справиться с заданием, так он будет ощущать поддержку взрослого и браться за новое дело с еще большим усердием;
- наконец, вспомните сами, что такое быть ребенком, вернитесь в детство на некоторое время.
Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
Игры для мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики рук в возрасте 6 месяцев, очень важно для ребенка, и этому необходимо уделять особое внимание. Ниже описаны все игрушки, которые отлично подходят для этого
Пирамидки
Желательно взять пирамидку с крупными колечками. Не нужно думать, что малыш, увидев такую игрушку, сразу начнет собирать колечки в правильном порядке. Все надо делать постепенно. Сначала родители должны научить ребенка снимать самое нижнее кольцо. Затем, когда ребенок научится это делать, учим его снимать все кольца. И наконец, когда ребенок освоил и этот навык, родители должны научить малыша собирать колечки в правильном порядке. Стоит отметить, что это не происходит очень быстро. Для полного освоения, ребенку понадобится неделя, а то и две. Нельзя заставлять ребенка осваивать это занятие как можно скорее, и тем более ругать его за ошибки
Важно, чтобы малыш сам заинтересовался в этом, и тогда он обязательно добьется успеха. Не забудьте в самом начале, показать ребенку, как вытаскивать колечки правильно
Коробка с игрушками
В возрасте 6 месяцев, ребенка уже можно учить самостоятельности. Возьмите какую-нибудь коробку или пластиковый контейнер с крышкой, и поместите туда игрушки. Дайте ребенку понять, что теперь, его игрушки будут храниться в этой коробке, и каждый раз, когда он заканчивает играть, он должен собирать все игрушки туда. Конечно, это не получится сделать в первый же день. Попробуйте сделать это следующим образом: покажите ребенку коробку с игрушками, и скажите ему, что внутри лежат волшебные вещи. Затем, вместе с малышом, изучите все содержимое коробки по отдельности
Важно, чтобы все игрушки из коробки, доставал сам ребенок. Делайте это регулярно, и малыш поймет, что игрушки всегда должны лежать в этой коробке
Затем, научите его складывать все игрушки обратно в коробку. Кстати, коробку можно разукрасить, наклеить туда смешные стикеры, нарисовать что-нибудь веселое, и тогда, малыш еще больше заинтересуется в этой игре.
Игры с шариками
Для этой нам понадобится коробка, маленькие шарики, ну или любой предмет, округлой формы и стакан. Наша цель – научить ребенка доставать шарик из коробки и помещать их в стакан. Если хотите усложнить задачу, просто отодвиньте стакан подальше, и попросите ребенка кинуть шарик в стакан. На первый взгляд, игра кажется слишком простой. Но для ребенка, в возрасте 6-месяцев, это будет непростой задачей.
Игры с шариками и ложкой
Следующая игра точно такая же, как и предыдущая, но с добавлением ложки. Подойдет любая ложка: пластиковая, деревянная, металлическая и т.д. Главное, чтобы эта ложка не была слишком маленькой. Задача ребенка: взять шарик из коробки, положить в ложку, и вместе с ложкой поместить в стакан.
Важность игр с малышом
Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно о.
Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью — без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже
Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры — самый лучший способ сделать это
Играть с малышом — это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.
Что малыш умеет?
- Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
- С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
- Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
- Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
- По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
- Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
- Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
- Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.
Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:
- Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
- Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
- Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
- Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.
Разговариваем с крохой
С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.
В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.
Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель — обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.
Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх — это понадобится малышу уже очень скоро