Как выглядит и что умеет малыш в 1 годик

Что должен уметь ребёнок в 1 год: навыки самообслуживания

Несмотря на то, что вашему малышу всего 1 год, он должен овладеть базовыми навыками самообслуживания.

Питание

Если вам надоело довольно специфическое питание кормящей матери, нужно срочно вернуться в форму или карьера не позволяет засиживаться в декрете, грудное вскармливание вполне можно «свернуть». К этому возрасту рацион питания ребёнка уже достаточно широк и малыш многое ест и пьёт самостоятельно. Конечно, до расставания с летающей по кухне кашей ещё далеко, но ложку карапуз держит вполне уверенно, не говоря уж о чашке.

Туалет

Пора отвыкать от таких привычных и комфортных памперсов – приучайте ребёнка к горшку. Первое время придётся «ловить момент», высаживая малыша на горшок при первых признаках беспокойства, но уже очень скоро и вы научитесь понимать всё без слов, да и ребёнок привыкнет и начнёт подавать сигналы.

Порядок

Там, где живут маленькие дети, порядок всегда весьма условен, но вы можете начать воспитывать в малыше привычку к дисциплине. Привлекайте ребёнка к несложным задачам: сложить игрушки на места, собрать с пола порванную бумагу, отнести в ванную грязную одежду, собрать в коробочку набор цветных карандашей. Превратите это в привычный и понятный ритуал – и из вашего карапуза никогда не вырастет неряха.

Физическое развитие

Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.

Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.

Рост и вес

Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.

Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ

Пол Нижний предел Верхняя граница
Рост мальчиков, см 71 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Вес мальчиков, кг 7,7 12
Вес девочек, кг 7 11,5

Окружность головы и груди

Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.

Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы

Пол Нижняя граница Верхний передел
Окружность головы мальчиков 43,5 48,6
Окружность головы девочек 42 47,6
Окружность груди мальчиков 46 52,5
Окружность груди девочек 46,3 51,4

Как определить уровень развития речи?

Ошибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Советы молодым родителям

Многие родители беспокоятся, что их ребенок должен уметь в год так много, а на деле малыш знает только несколько слов, с трудом ходит и до сих пор требует соску. Не нужно переживать: у каждого малыша свой темп развития, не пройдет и нескольких месяцев, как он нагонит своих сверстников и даже станет для них примером для подражания.

Начиная с года можно ребенка приучать к определенному режиму дня, однако нужно постоянно помнить, что в таком возрасте малыш очень активен и потому быстро устает.  Гулять с ним рекомендуется не реже двух раз в день по 1,5-2 часа. Днем малыш реже спит, обычно в один годик его нужно укладывать спать только один раз, не считая ночного сна. Если ребенку запрещается что-то делать, то этот запрет должен действовать всегда, а не меняться вместе с настроением родителей.

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенка Масса, кг Рост, см
Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Мальчики 10,8 9,4-11,9 75,7 73-79
Девочки 10,1 9,0-11,3 74,8 72-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Психология ребенка 1 год и его социализация

  1. У ребенка уже большой запас своих эмоций. Уже начинает проявлять чувства объятием или поцелуем.
  2. Происходит рост в развитие речевых способностей. Малыш уже говорит простые слава типа: мама, папа, баба и так далее.

Возраст, в котором ребенок заговорит, индивидуален. Но если вы чувствуете, что есть проблемы с развитием речи, обратитесь к специалисту. Возможно есть причины, мешающие развитие речевых способностей, такие как неврологические проблемы, нарушение слуха, проблемы с речевым аппаратом.

  1. Понимает и выполняет элементарные просьбы взрослых.
  2. Играет со сверстниками. Это большой показатель его социализации и взаимодействия с обществом.
  3. Важный момент в социализации: ребенок говорит «да» и «нет». Если не словами, то кивком головы демонстрирует свое согласие или не согласие.

Речевые навыки

К окончанию первой половины второго года жизни дети обладают определенными речевыми навыками. Многих родителей больше всего волнует именно эта сфера развития, так как разговаривать все дети начинают не в одно и то же время. Чтобы ответить на вопрос, что должен уметь говорить ребенок в 1,5 года, нужно знать, что существует пассивная речь (те слова, которые он понимает, но еще не произносит) и активная (то, что он произносит или пытается произнести).

Рассмотрите таблицу со средними показателями речевого развития детей этого возраста.

Пассивная речь Активная речь
По просьбе взрослого указывает на предметы, игрушки, части тела. Произносит около 30 простых слов (они могут получаться у него не совсем четко).
Выполняет различные действия по просьбе (не трогай, закрой, возьми, пей, кушай и т. п.). Отвечает на вопросы, используя знакомые слова. «А кто это?» — взрослый указывает на кошку. Ребенок отвечает: киса.
Понимает смысл многих предложений (Смотри, бабочка летает! Папа пришел с работы, пойдем встречать!) Подражает фразам. Пытается выстроить простую фразу. Например: «Это мама», «Дай мне».

Необходимо понимать, что речь ребенка формируется в основном путем подражания услышанному. Если вы не говорите с малышом и не произносите как можно чаще названия предметов, действий, животных, то он не заговорит еще очень долго. Слова, которые в этом возрасте произносят дети, сильно искажены из-за плохого произношения, но в основном это те слова, что ребенок постоянно слышит.

Какие упражнения по развитию речи могут помочь?

  1. Для обогащения пассивного словаря следует просто называть часто вещи, которыми манипулирует ребенок, или действия, которые он совершает («Это горшок», «Ваня прыгает», «Мама кушает»).
  2. Для активной речи используйте игры с картинками и игрушками. Прячьте, например, игрушечную собаку за диван и говорите «А где собака? Вот она! Спряталась за диван!» Так же с картинками: «Что это? Яблоко! Даша любит яблоко? Даша очень любит кушать яблоки!»
  3. Стихи и чистоговорки. Рифма всегда запоминается проще. Активно применяйте стихотворения, особенно те, которые могут сопровождаться действиями.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!

Испугался мишка и ногою – топ!

Речевое развитие

Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».

Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.

Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.

Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.

ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду

Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.

4.1. Гендерные различия в развитии речи

Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.

4.2. Игры и упражнения для развития речи

В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются

Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша

Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.

Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.

Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.

Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.

Нервно-психическое развитие детей до 1 года

На данном этапе у детей продолжает развиваться головной мозг. Здоровый карапуз умеет следующее:

  • Самостоятельно выполнять действия, которые он перенимает от родителей и родных: перекладывать интересующие предметы с места на место, пытаться самостоятельно передвигаться, делиться игрушкой с другими детьми и искать запрятанную от него вещь, с легкостью запоминать названия вещей, игрушек и других предметов.
  • В 1 годик он понимает множество команд и способен выполнить их, он уже осознает слово «нельзя», хотя интерес часто превозмогает, и малыш стремится не к тому, чтобы послушаться, а узнать, несмотря на запрет.
  • Узнавать знакомых на картинах и фотографиях, и если у него спросить, он с легкостью покажет изображенных людей или предметы.

Чтобы оценить состояние нервной системы, проверяются и анализируются стойкие рефлексы, которые сохраняются на протяжении всей жизни:

  • Глотательный рефлекс. В нормальном состоянии не должно возникать дискомфорта или трудностей при жевании и глотании пищи, и нет никаких трудностей с тем, чтобы есть твердую пищу.
  • Сухожильные рефлексы, которые проверяются на приеме у невропатолога.
  • Роговичный, конъюнктивальный и надбровный и др. рефлексы.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам

И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Рацион питания 9-месячного крохи

В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.

Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления

Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом

Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен

Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд

Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:

  • фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
  • натуральные соки;
  • листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
  • каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
  • сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
  • кисломолочные продукты (кефир, творог);
  • мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
  • рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
  • яйца.

Фруктовое пюре

Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.

Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.

Время Особенности приема пищи
6:00 Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения
10:00 Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы
14:00 Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки)
18:00 Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре
22:00 Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью

Также специалисты дают следующие рекомендации:

для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд

Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
важно давать ребенку только свежие блюда;
при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
не стоит злоупотреблять сахаром;
полезно приобщать ребенка к семейной трапезе

Это поспособствует хорошему аппетиту.

Физические навыки

Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:

  • устойчиво стоять на ногах, не падая;
  • быстро ходить и бегать;
  • идти задом наперёд или пытаться делать это;
  • доставать с разных высот интересующие предметы;
  • обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
  • прыгать на двух ногах;
  • открывать двери;
  • выдвигать ящики мебели;
  • двигать и толкать предметы;
  • играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
  • выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
  • легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
  • подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).

Что должен уметь ребёнок в 1 год (12 месяцев)?

К 1 году (12 месяцев) ребёнок может:

  • Ходить самостоятельно
  • Различать животных на картинках
  • Может поцеловать, если попросить
  • Пытается есть самостоятельно
  • Любит изучать содержимое ящиков в шкафах. С удовольствием вынимает лежащие там предметы
  • Может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила
  • Использует хорошо знакомые игрушки или предметы по назначению (например, может «звонить» по телефону или стучать молотком)
  • Может попросить о помощи
  • Может снять носки
  • Может залезть и слезть с препятствия высотой около 30 сантиметров (например, диван)
  • Играет с мягкими игрушками. Укачивает их, обнимает
  • Наблюдает, как взрослый пишет или рисует
  • Иногда повторяет за взрослым двусложные слова (мама, папа, баба, тата и т.д.)
  • Поворачивается, когда зовут
  • Проявляет удовольствие, когда хвалят
  • Любит играть в прятки
  • Запоминает местоположение предметов. Если раньше для ребёнка существовали только те предметы, которые находились в поле его зрения, то теперь ребёнок понимает, что когда он не смотрит на предмет, он не перестаёт существовать. Теперь ребёнок может некоторое время удерживать в памяти местонахождение предметов. Если нужно найти предмет, начинает искать его там, где видел его в последний раз.

Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.

Развитие двигательных навыков

Для полноценного изучения окружающих предметов необходимо предоставить  ребенку полную свободу ориентации в пространстве, не следует его останавливать. В период активного движения следует убрать из вида острые и режущие предметы в доме. В процессе купания позвольте карапузу поиграться с пластиковой посудой, наливать и выливать воду.

На двенадцатом месяце жизни почти все дети умеют навыки хождения, но не всегда удерживают равновесие. Чтоб ребенок быстрее окреп и твердо стоял на земле, необходимо предоставить ему возможность пробовать передвигаться, отталкиваясь о предметы интерьера. Для равновесия следует каждый день выстраивать препятствия в виде кубиков, через которые он должен перешагнуть, опираясь на мамину руку.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

  • Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Приобретенные навыки в развитии детей

Мелкая моторика рук и навыки визуализации в этом возрасте уже на довольно высоком уровне — малыш уже может самостоятельно выложить из кубиков какие-нибудь фигурки и собрать пирамидку. Возможно, ему будет интересно поиграть с пластичным упругим материалом, который можно скатать в колбаску или смять в лепешку.

Также в этом возрасте питание ребенка (некоторые его элементы) может быть процессом самостоятельным. Он должен обладать некоторыми навыками обращения с посудой, в частности самостоятельно есть ложкой или пить из чашки. Годовалые дети уже пытаются осознанно говорить. Малыши запоминают часто употребляемые родителями и близкими слова, которые связаны с какими-либо явлениями, как приятными для них, так и нет

Они пытаются произносить набор звуков, которые фонетически напоминают слова, тем самым обращая на что-то внимание или просто капризничая

Что касается этапов двигательного развития ребенка, то малыши в возрасте 1-го года, как правило, уже ходят и стремятся перемещаться самостоятельно. При этом они испытывают огромный интерес к новым и незнакомым предметам, пытаясь дотянуться до них и взять в руки

Поэтому особое внимание обратите на то, чтобы все потенциально опасные вещи для ребенка, были скрыты от его глаз

Кормление

В 1 годик малышу становится интересна посуда, он пытается брать в руки ложку или вилку, самостоятельно набирать пищу и есть ее. Ребенок в 1 годик знаком с множеством продуктов, и в его рационе практически отсутствует грудное молоко. В сутки карапуз должен съедать примерно 1200-1300 г, а его суточный рацион состоит из 5 приемов пищи:

  • завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин;
  • второй ужин.

Незадолго до сна можно предложить крохе кефир, йогурт или немного творога.

Необходимо обеспечить разнообразное и полноценное питание, которое способно восполнить все нужды растущего организма. С этой задачей молоко уже не справляется, поэтому мамочки могут постепенно отучать от груди и полностью переводить его на взрослое сбалансированное питание.

В таком возрасте запрещается давать: 

  • жареную пищу;
  • газированные напитки;
  • продукты на основе какао или шоколада;
  • копченые и колбасные изделия;
  • различные консервы и полуфабрикаты;
  • орехи;
  • блюда, в состав которых входят грибы.

Возрастные нормы

Когда малыш достигает годовалого возраста, вес его увеличивается в несколько раз — в среднем он составляет 10 кг и больше. Каждый месяц ребенок прибавляет 250 г. Рост годовалого малыша равен 72-76 см, исходя из анатомических данных.

К этому возрасту у многих детей во рту насчитывается около 12 молочных зубов. Если их меньше, не стоит беспокоиться: употребление полезных продуктов, богатых на кальций и фосфор, поспособствует росту остальных зубов в течение 2-3 месяцев.

Считается нормой, если у ребенка форма стопы без свода, т.е. плоская. У детей, что еще неуверенно стоят на ногах, на стопах присутствует жировая прослойка, которая в дальнейшем исчезает, и формируется правильный изгиб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector