Логопедическая работа и запуск речи у неговорящих детей
Содержание:
- Аппаратные обследования при задержке речи
- Принципы методики
- Способы коррекции
- Как проводятся занятия?
- Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
- Как распарить лицо — показания и противопоказания
- Как выбирают опоры для обучения звукам?
- Механизм действия очищающей маски на кожу
- Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка
- Причины задержки речи
- Первый этап
- Классификация нарушений
- Как распарить лицо в домашних условиях
- Практические уроки для лучшего произношения
Аппаратные обследования при задержке речи
Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):
- Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
- ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
- Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
- МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Принципы методики
Тамара Новикова-Иванцова — автор методик исследования и исправления речевых дефектов у детей
Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.
В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и только начинающих специалистов. Помимо этого, информация в пособии излагается доступным языком, что также будет полезно мамам и папам, планирующим заниматься с малышом дома.
Стоит обозначить общие принципы, которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Но вся суть методики заключается в системности их выполнения.
Чтобы ребенок был готов заговорить, нужно:
- сформировать среду, благоприятную для развития речи;
- проводить обучающие занятия по практике говорения на регулярной основе.
Способы коррекции
Задержка речевого развития и алалия у ребенка являются комплексными проблемами, поэтому коррекция данных состояний требует системного подхода в лечении, в ходе которого ребенок не только обретает речь, но и развивается как личность. В подходе к коррекции от логопеда требуется продуманная методика и поэтапное построение работы с детьми.
На начальном этапе коррекционных занятий логопед-дефектолог:
опирается на сохранные функции ребенка, то есть выявленные на диагностике нервно-психического развития базовые составляющие речи, зрения, слуха, сенсорного развития, а также мелкой и общей моторики;
уравновешивает процессы возбуждения-торможения, упорядочивает активность (устанавливает контактность и очередность в действиях; играет с ним в игры на удержание и переключение внимания, на слухоречевое внимание);
обучает выполнению инструкций или просьб, поскольку это является базой ко всей последующей коррекционной деятельности. Чаще это происходит в игровой форме, через приучение к игре по правилам и вовлечение в сюжетные игры.
стимулирует элементарную подражательную деятельность, ведя ребенка от неречевой к речевой активности (ручное подражание, телесное подражание, ассиметричное подражание; подражания ротовым действиям; отработка 5-6 гласных; дифференцировка согласных; повторение слогов и т.д.);
учит ориентироваться в пространстве и ритмическим видам деятельности (игры с обручем, мячами, с лентой, с водой, с колокольчиком и т.д.), а также работает с мелкой моторикой (функция кистей рук и пальцев).
способствует расширению активного и накоплению пассивного словаря;
в конце начального этапа работы вводит работу с зеркалом и артикуляционную гимнастику (простейшие упражнения).. После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам лечения, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря
Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы
После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам лечения, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря. Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы.
В конце коррекционной работы с логопедом неговорящие дети учатся более сложной коммуникативной деятельности и умениям, формирующим связную речь.
Как проводятся занятия?
Оптимальный вариант – пройти курс обучения терапии. Однако основные опорные моменты можно применять уже сегодня самостоятельно. Что советуют специалисты?
Наблюдайте, какие вещи ребенок выбирает, что приковывает его внимание, что можно использовать в качестве подкрепления.
При появлении интереса возьмите предмет в руки.
Привлеките внимание ребенка привычным способов, например, глядя ему в глаза, прикасаясь к его плечу, приподнимая голову.
Дайте краткую и четкую инструкцию: четко назовите предмет.
Попытки речевой реакции усиливаются и поощряются
В зависимости от индивидуальности ребенка поощрять на начальном этапе стоит и неречевые моменты.
Важно поддерживать высокую мотивацию
Используйте разные виды деятельности, чтобы научить одинаковым навыкам. Это также будет способствовать развитию обобщения.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Как распарить лицо — показания и противопоказания
Многие из нас даже не догадываются, что у такой простой процедуры, как распаривание, могут быть противопоказания.
Сначала узнаем, для кого этот способ может быть незаменимым:
- для обладательниц чувствительной кожи. Если присутствовала аллергия на пилинги и скрабы. Распаривающая процедура очищает клетки кожи мягко, без механического вмешательства;
- при подготовке к чистке кожи ручным способом или когда нужно избавиться от нескольких прыщиков. Косметологи рекомендуют сначала распарить лицо, а потом аккуратно вытолкнуть прыщик. Он выйдет гораздо быстрее и не травмирует здоровые ткани;
- при расширенных порах, черных точках и высыпаниях. При регулярных процедурах (но не чаще 1 раза в неделю), легко добиться красивого цвета кожи, без высыпаний и сального блеска;
- при подготовке к салонным процедурам: поверхностным и срединным пилингам.
Каковы противопоказания: нежелательно делать распаривание кожи, если она очень сухая и чувствительная, потому что горячий пар, разогревая клетки, выталкивает из них влагу. При воспалительных заболеваниях кожи (если высыпания еще не сформировались и болезненны при надавливании), повышении температуры тела, при инфекционных и вирусных заболеваниях.
Как выбирают опоры для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.
Например, в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность, напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.
Движениями тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить упражнение.
Кроме того, ребенок может опираться на жестовую речь
Здесь важно понимать, что жест обозначает:
- именно звук, а не слово,
- определенную музыкальную ноту,
- ритмический рисунок,
- фотографию,
- картинку,
- игрушку,
- символ – пиктограмму,
- букву.
Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».
Длительность курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин. У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и помощи невролога.
Механизм действия очищающей маски на кожу
Очищающая маска для лица избавляет от омертвевших клеток, освобождает от сальных выделений и внешних загрязнений, предупреждает образование комедонов.
Очищающая маска для лица на основе глины
Очищающая маска для лица с глиной подсушивает высыпания на коже и улучшает цвет при помощи входящих в состав минералов, очищает поры. Подходит для жирной и комбинированной кожи.
Глина (гассул, каолин)
Глину часто используют в масках, поскольку она не только очищает кожу, но и насыщает ее минералами.
Очищающая маска для лица с гранулами
В процессе нанесения массирующими движениями очищающая маска для лица с гранулами чистит кожу механически. После нанесения она продолжает действовать уже благодаря активным веществам.
Очищающая маска-пленка для лица
Вязкая по консистенции очищающая маска-пленка на коже застывает при контакте с воздухом. После полного высыхания ее аккуратно снимают руками, освобождая кожу от загрязнений, черных точек и омертвевших клеток, очищает поры.
Настоящее обновление — как будто сбрасывается старая кожа.
Очищающая маска-сауна для лица
Очищающая маска-сауна для лица помогает интенсивно очистить кожу за счет разогревающего действия, раскрывающего поры. Это позволяет активным веществам проявить свои свойства максимально эффективно.
Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка
Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т
п.).
Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики – голубой или синий цвета»).
Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).. Терпение и труд все перетрут
Терпение и труд все перетрут.
Причины задержки речи
Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также побочным действием существующих заболеваний.
Внутриутробное развитие
Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов. Нейроинфекции матери во время беременности (герпес, ЦМВ, токсоплазмоз, краснуха и др.), ангина, грипп, роды с любыми видами осложнений (срочные либо затяжные роды) — часто становятся причиной нарушения развития у детей.
Негативное влияние оказывают также и токсикозы в первой половине беременности, влияющие на подкорковую деятельность формирующегося малыша. Большой процент детей с последующими затруднениями в общении наблюдается среди недоношенных младенцев.
Младенческие заболевания
Помимо указанных причин на будущие особенности детского организма могут повлиять заболевания и травмы, пережитые в младенчестве. Особенно это характерно для сложных инфекций, травматичных и инфекционных повреждений головного мозга.
Наследственность
Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены алалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.
Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно
Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного малыша. Далее разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью развития нормальных речевых процессов.
Первый этап
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.
По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Классификация нарушений
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании
Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития
Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Как распарить лицо в домашних условиях
Распарить лицо в домашних условиях можно как с помощью кастрюли с горячим отваром из целебных трав, так и с помощью ингаляторов или домашней бани.
Некоторые способы избавляют от черных точек особенно хорошо.
Чтобы правильно провести распаривание выполняются следующие действия:
- В кастрюлю наливается 2 стакана воды и кипятится.
- Раствор готовится различными способами: с добавлением трав, масел или других ингредиентов.
- Посуда с кипятком ставится на стол. При этом нельзя применять емкости из пластика.
- Нужно наклонить лицо над емкостью и накрыть голову полотенцем.
- Паровая ванночка не делается дольше 15 минут.
- После распаривания выполняется чистка или наносится маска.
Если процедура проводится для профилактики, то после нее следует умыться прохладной водой и нанести увлажняющий крем.
Водяная смесь готовится с применением следующих трав:
- Мята и чабрец подходят для жирной кожи. Они помогают избавиться от черных точек.
- Лаванда и розмарин рекомендуются для нормального типа.
- Для сухой кожи можно воспользоваться ромашкой, лаймом или геранью.
Можно воспользоваться эфирными маслами. Их добавляют 3-6 капель на несколько литров воды. Для комбинированной или жирной кожи рекомендуется иланг-иланг, бергамот или тимьян.
Для нормального или сухого типа подходит герань, пачули, лаванда или розовое дерево.
Некоторые растения обладают отличным целебным эффектом. Паровая ванночка для лица с календулой рекомендуется для проблемных областей лица. Она обладает бактерицидными и заживляющими свойствами.
Раствор с ромашкой обладает омолаживающим действием и успокаивает кожные покровы. Рецепт подходит для чувствительной поверхности лица.
Если кожа нормальная или сухая, то после распаривания выполняется увлажняющая маска из глины. Жирную поверхность после распаривания можно обработать холодным кубиком льда из травяного отвара.
Практические уроки для лучшего произношения
Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).
Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.
А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.
Индивидуальные
Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше
Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов
Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.
Фронтальные
Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.
И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.