Техника чтения в начальной школе: нормативы и требования

Содержание:

Тексты для проверки техники чтения

Текст №1. Переполох в игрушечном городе

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.

Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

Текст №2. 4 класс, первое полугодие

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

85 слов

Текст №3. Вот и ноябрь

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

Текст №4. Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе во втором полугодии)

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

Текст №5.

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

— Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко ! Куд-куда !

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Требования к текстам

Для того, чтобы измерение скорости чтения было более объективным к текстам, которые в них используются, сформулированы единые требования. С совершенствованием школьника в чтении сложность текста увеличивается.

  • В начале обучения, на этапе «читаем по слогам», детям 6 – 7 лет предлагаются тексты с простыми короткими предложениями, составленными из в основном двусложных слов. Слоги, составляющие слова, подобные или с одинаковыми гласными (ма-ма, ма-ша, ка-ша).
  • Затем в отрывках появляются многосложные слова, с шипящими буквами и сложными сочетаниями звуков.
  • В конце первого класса, когда ученик читает целыми словами, ему предлагаются не только прозаические тексты, но и стихотворение.

Постепенно лексика в предлагаемых текстах усложняется.

Как ребенку научиться читать быстро?

Есть лишь один метод для первоклассника эффективно научиться читать быстро – это читать как можно больше. Но как этого добиться в домашних условиях?

  • Можно использовать для этого игры. Например, для детей 6 – 7 лет игры в школу, где они выступают в роли учителя.
  • Известно, что за рубежом и у нас в стране используют такой метод, как чтение детьми вслух специально обученным собакам.
  • Пусть больше дети читают стихи, где сам ритм строк подсказывает им ударение, правильность произношения слов и т.п.

А главный способ первокласснику начать читать быстро – это полюбить чтение. Но как научить ребенка любить читать?

  1. Не заставлять его брать в руки книгу, если только это не учебник. Изучать что-то вне школьной программы он должен с удовольствием, по желанию.
  2. Для того, чтобы чтение доставляло малышу удовольствие, подбираем книги с простым и понятным текстом, большим количеством картинок, по теме, которая интересна ребенку. Комиксы про любимых героев, динозавров пиратов – что угодно, лишь бы это ему нравилось.
  3. По-прежнему сами читаем малышу 7 лет сказки, стихи, истории по его и вашему вкусу. Даже научившись чтению, школьник первое время не способен получать удовольствие от этого удовольствия. Он слишком много тратит для этого сил. Мальчики начинают читать для себя позже, чем девочки. Поэтому если дети охотно слушают длинные истории в вашем исполнении, не бросайте читать ему. Рано или поздно техника чтения позволит им начать получать удовольствие от самостоятельного знакомства с книгами. Главное, в детской голове крепко будет сидеть понимание, что книга – это интересно.
  4. Ещё один метод сделать так, чтобы ученик скорее начал читать один, вначале почитайте с ним вместе. В семь лет, когда он уже начал освоение чтения, начинайте читать с ним интересные для него книги по очереди, постепенно увеличивая количество текста, которое нужно прочитывать ему. Постепенно вам удастся приучить его самому читать слова слитно, выразительно и легко.
  5. Не делайте перерыв в чтении на летний период, хотя не забывайте и про игры. Читавший летом малыш покажет после каникул лучший результат в учебе, чем тот, кто знал только игры.

Нормы скорости чтения 1-4 класс

Техника чтения начиная с первого класса и до окончания начальной школы регулярно мониториться и в образовательных нормативах прописано, на какие показатели должны выходить дети к концу каждого полугодия.

Но читать быстро это не единственное требование, по которому судят о технике чтения школьника. При выставлении отметки по технике чтения учитываются также такие параметры:

  • Читать быстро и правильно все слова. Чем больше ошибок, тем ниже оценка даже при высокой скорости чтения.
  • Ученик должен уметь прочитать и объяснить прочитанный текст, то есть читать и понимать.
  • Начиная со второго класса, школьник должен прочесть слово слитно.
  • Текст нужно произносить с выражением, не монотонно.
    Подведем итог: важны не только скорость, но и понимание текста. Это приходит к детям несколько позже, чем механическое складывание букв в слоги, слогов в слова.

Как научить ребенка читать

Обучение чтению дошкольника в игровой форме. Как научить ребенка читать быстро по слогам.

На современном этапе образования принято думать, что полноценное
обучение малыша должно начинаться с 6-7 лет. В этом возрасте дошкольник уже достаточно
, может ухаживать за собой, многое понимает . Увеличивается активное восприятие,
оно достигает 7-10 минут.

Хотя в последнее время появились педагогические и психологические
исследования, которые утверждают, что обучение ребенка нужно начинать в младшем
дошкольном возрасте. И подходящим моментом, когда желательно начинать обучение,
считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте
дошкольник кажется совсем крохой. Поэтому можно ожидать вопрос родителей «Зачем
так рано?». Ответ на него кроется в особенностях развития дошкольника .

Психологические особенности малыша 3 лет

Возраст 3-х лет считается кризисным в жизни ребенка. В это время
ребенок формируется как личность. Конечно, ваше чадо еще многого не умеет, поэтому
заниматься полноценным обучением пока . Трехлетний ребенок уже в полной мере изучает
мир и заявляет о своем «Я». Этот период в жизни человека называют «возрастом почемучки».
Детки, которые уже научились говорить, начинают активно познавать мир.

Логика, пространственное мышление и память у дошкольников

Важно не упустить этот этап развития ребенка, ведь именно с трехлетнего
возраста формируются проростки пространственного и логического мышления. малыш начинает
осознавать, что предметы имеют объемную форму, может их представить и описать

Логическое
начало проявляется , когда сын или дочь задают вереницу вопросов, вытекающих один
из другого. Например, диалог такого плана:

– Мама, что это? (малыш показывает на «лежачего полицейского»
на дороге, через который осторожно перекатывается автобус). – Это «лежачий полицейский», – говорит мама

– Это «лежачий полицейский», – говорит мама.

– Потому что он лежит на дороге.

– А почему полицейский? – не успокаивается малыш.

– А почему он лежит? – спрашивает дошкольник.

Кроме логики и пространственного мышления у ребенка активизируется
память

Малышу важно запомнить ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому
дошкольник может много раз спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает

Вам следует только помогать ученику в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно
легко научить ученика основам чтения.

Статья была посвящена теме «Тексты для чтения для первоклассников».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Текст для чтения дошкольникам
  • Бесплатные обучающие игры
  • Игра чтение мыслей
  • Жукова обучение чтению
  • Обучение чтению в школе

Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Причины неудач

Ребёнок может читать медленно по нескольким причинам:

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.

Умение хорошо и быстро читать зависит не только от интеллектуальных способностей ребёнка. Стоит учитывать психологические и физические способности, заболевания, окружающую обстановку (в т. ч. в семье).

Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Понятие о технике чтения в 1 классе

Большинство родителей в понятие о технике чтения вкладывают только количество прочитанных слов, однако, данное суждение в корне неправильное. Научиться читать быстрее – еще не значит овладеть техникой чтения в 1 классе. В нормативы требований к учащимся начальной школы, относительно умения читать, включены следующие критерии:

  • понимание смысла прочитанного текста;
  • чтение по слогам или же умение охватывать сразу все слово расценивается, как способ чтения;
  • выразительность при чтении;
  • правильно расставленные ударения в словах;
  • скорость воспроизводимых слов в течение одной минуты.

Умение читать – один из самых необходимых навыков для осуществления дальнейшего обучения, поэтому к его освоению предъявляются жесткие требования, начиная с первого класса. Хотя в начале первого полугодия начального обучения, детей, как правило, не оценивают, но уже к концу учебного года каждый ребенок должен иметь характеристику педагога о способностях в чтении.

Осмысленность в технике чтения

Критерий осмысленности в технике чтения обусловлен способностью ребенка озвучить смысл прочитанного предложения или текста. Для его оценивания детям дают прочитать несложный текст с короткими предложениями и понятными словами. После чего следует попросить пересказать прочитанное либо задать ребенку несколько вопросов.

Выразительность чтения

Требования педагогов к выразительности в чтении включают следующие нюансы:

  • выделение знаков препинания паузами;
  • понимание знаков препинания, что определяется верной интонацией;
  • способность передать интонацию слушателю;
  • воспроизведение правильных эмоций, относительно смысла и интонации, что считается непростой задачей для первоклассника.

Критерий выразительности представляет большое значение для верного восприятия прочитанной информации. Сначала оно формируется, когда ребенок читает в слух, а затем уже машинально получается при чтении про себя.

Значение правильно расставленного ударения в словах

Не менее важным критерием является правильное расставление ударений в словах при чтении. Неверно поставленное ударение считается первым препятствием для первоклассника в понимании смысла текста, и возможности передать смысл и интонацию. Поэтому педагоги постоянно практикуют упражнения в 1 классе для расстановки ударения в словах

Все слова, читаемые по слогам, имеют значок ударения, на что обязательно обращается внимание детей

Способ чтения

Основная масса детей читает по слогам, но некоторые уже в первом классе имеют способность охватывать зрением и восприятием полностью все слово, что в разы повышает уровень техники чтения. Обычно такой навык формируется у детей только в конце первого учебного года. Для его развития и улучшения педагоги используют специальные упражнения и тренировки в классе, а также рекомендуют родителям регулярно заниматься с детьми, выбирая простые тексты чтения и пересказывания. В современной обучающей программе существует достаточно обучающих техник для скорочтения, способствующих успешному усвоению материала детьми 1 класса.

Скорость чтения

Скорость чтения имеет очень важное значение для человека в любом возрасте. Способность быстро читать обеспечивает мгновенный доступ к информации, следовательно, повышает темп мыслей и действий

Для первоклассника данный навык тоже крайне необходим, поскольку именно он определяет дальнейшую успеваемость в школе. Например, чем скорее будет прочитано и осмысленно условие задачи, тем больше времени останется на ее решение. Количество прочитанных слов имеет большое значение, однако их понимание гораздо важнее, иначе пропадает вся суть данного навыка. Поэтому все упражнения для скорочтения должны быть подкреплены пересказыванием текстов и рассуждениями детей о прочитанном.

Нормы чтения

Итак, сколько слов должен читать ребенок в минуту, если он идет в первый класс? Дошкольник должен успевать произнести не менее 20 слов в минуту, это стандарт качественной подготовки. В советское время для ученика, окончившего первый класс, нормой были 47 слов в минуту, современная базовая программа рассчитана на 30 слов в минуту после прохождения курса. Если у Вас школа статусом выше, то нормой будет считаться 40 и более слов. Но начинают дети с 20 и к 30, 40, 50 приходят постепенно и уже под руководством педагогов.Итак, подведем итоги: сколько слов в минуту должен прочитать ребенок:

  1. Дошкольный период и первое полугодие – не меньше 20 слов.
  2. Конец третей четверти – не меньше 35 слов.
  3. Конец первого класса – не меньше 40 слов в минуту.

Первый экзамен по чтению первоклассник пройдет в конце первого полугодия — не раньше. И все же к нему нужно готовиться уже сейчас, ведь результат за один день не приходит.

Минимальным порогом для вступление в ряды первоклассников — это 15 слов в минуту. С этим уже, как говорится, можно работать. Однако достичь этого уровня без предварительной подготовки немыслимо: без регулярных упражнений ребенок не может освоить чтение в таком темпе, каким бы гением он ни был. Поэтому Вы должны помочь чаду соответствовать высоким стандартам и быть в классе на первых местах.Помните, столько бы слов в минуту ни читал Ваш ребенок, администрация школы не вправе учреждать вступительные испытания в первый класс. Образование у нас для всех обязательное, а не только для самых умных. Подробнее о законных правах родителей и детей в школе Вы можете узнать тут.

На 3 – 25-29 (40-48)На 4 – 30-34 (49-54)На 5 – более 35 (55)

На 3 – 40-44 (50-58)На 4 – 45-49 (59-64)На 5 – более 50 (65)

На 3 – 40-49 (55-64)На 4 – 50-49 (65-69)На 5 – более 60 (70)

На 3 – 65-69 (70-79)На 4 – 70-74 (80-84)На 5 – более 75 (85)

На 3 – 65-74 (85-99)На 4 – 75-84 (100-114)На 5 – более 85 (115)

Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее

Нормы чтения

  1. Дошкольный период и первое полугодие – не меньше 20 слов.
  2. Конец третей четверти – не меньше 35 слов.
  3. Конец первого класса – не меньше 40 слов в минуту.

тут.

Класс Конец 1 полугодия Конец 2 полугодия
1 класс Не менее 15 (20-25) слов в минуту На 2 – менее 15 (25)На 3 – 15-19 (25-34)На 4 – 24-24 (35-40)На 5 – более 25 (41)
2 класс На 2 – менее 25 (40)На 3 – 25-29 (40-48)На 4 – 30-34 (49-54)На 5 – более 35 (55) На 2 – менее 40 (50)На 3 – 40-44 (50-58)На 4 – 45-49 (59-64)На 5 – более 50 (65)
3 класс На 2 – менее 40 (55)На 3 – 40-49 (55-64)На 4 – 50-49 (65-69)На 5 – более 60 (70) На 3 – менее 65 (70)На 3 – 65-69 (70-79)На 4 – 70-74 (80-84)На 5 – более 75 (85)
4 класс На 2 – менее 65 (85)На 3 – 65-74 (85-99)На 4 – 75-84 (100-114)На 5 – более 85 (115) На 2 – менее 70 (100)На 3 – 70-88 (100-115)На 4 – 89-94 (116-124)На 5 – более 95 (125)

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.

Как помочь ребёнку научиться читать быстро

Отклонение от нормы в 5-6 слов не считается серьёзным. Показатель на конец года составляет больше 40 слов за 60 секунд, но при этом нужно понимать, что такое количество слов даёт лишь понимание фактической стороны текста, осознание смысла приходит, когда скорость достигает 60 и более слов. Скорость чтения свыше 90 слов позволяет глубоко анализировать прочитанное.

Родители обязательно должны читать вместе с ребёнком

Скорость чтения зависит не только от того, насколько хорошо малыш усваивает учебный материал и вникает в его суть. Немаловажную роль играет темперамент ребёнка, то, как быстро он включается в ту или иную деятельность. Если ваш малыш не особенно быстро читает, не стоит расстраиваться по этому поводу. Гораздо важнее, насколько хорошо он понимает смысл того, о чём читает. Однако для того, чтобы успеваемость не снижалась из-за плохих оценок, регулярно тренируйте с ребёнком скорость чтения. Для этого:

  1. Устраивайте соревнования «кто быстрее» (засеките время и предложите ребёнку прочитать текст, потом прочтите его сами, обсудите, у кого какие недостатки и достоинства были в чтении);
  2. Учите своего первоклассника читать в разном темпе (это, к тому же, отлично тренирует выразительность);
  3. Читайте с помехами (заведите метроном или сделайте из бумаги «пилу» — такие нехитрые приёмы научат мозг ребёнка не только видеть текст целиком, но и додумывать по смыслу ту информацию, которая находится в поле помех).

Чтение на скорость остаётся основным показателем успеваемости школьника младших классов

Психологи рекомендуют регулярно тренировать навыки чтения, добиваясь качества усвоения прочитанного материала, не акцентируя внимание на скорости. Постепенно, когда малыш научится воспринимать слова целиком, а не по буквам или слогам, придёт и наращивание темпа

Темп (скорость) чтения.

Это сколько слов в минуту может прочитать ученик.

ФГОС НОО не дает четких нормативов для первоклассников. В разных школах, в разных классах (и даже в одном классе!) – разные дети. Они пришли в первый класс с разной подготовкой, они живут в разном социальном окружении, они отличаются эмоционально, отличаются по степени восприятия и понимания школьных требований. Как правило, каждое образовательное учреждение своим собственным нормативным локальным актом устанавливает требования к скорости чтения учащихся первого класса (а так же и второго, и третьего классов). Ориентировочный темп (скорость) чтения дан только для выпускников 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать 100-120 слов в минуту» (Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012).

Как из этих цифр получить норматив для первого класса? Очень просто. Делим цифры на 4 и умножаем на 1. Получаем, что выпускник первого класса, на базовом уровне должен читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Это ориентировочный темп (скорость) чтения для первоклассника.

Для того, чтобы правильно организовать проверку темпа (скорости) чтения, необходимо помнить несколько моментов:

  1. при проверке скорости чтения, дети должны читать текст «про себя». Почему? К сожалению, последние исследования показали, что в начальной школе около 70% детей имеют логопедические проблемы и стесняются этих проблем. Поэтому, чтение «про себя» во-первых, позволяет ребенку чувствовать себя более комфортно в психологическом плане, и, во-вторых, дает более точные результаты замеров;
  2. читает ребенок 2 минуты, а потом результат делится пополам. Почему? Все дети разные и с разной скоростью включаются в работу. Результат, полученный описанным способом, опять же будет более точным;
  3. отметка (не оценка, отметка!) в первом классе не ставится;
  4. для проверки скорости чтения учитель подбирает текст (художественный или научно-популярный):
  • имеющий воспитательную / образовательную ценность;
  • учитывающий интересы и возрастные особенности младших школьников;
  • имеющий объём 60-80 слов;
  • не знакомый детям (то есть ранее не использовавшийся в обучении).

Таким образом, делаем вывод: в первом классе скорость чтения можем начинать проверять с середины (лучше конца) третьей четверти; читают ученики «про себя»; отметок не ставим; тексты подбираем очень тщательно, на каждую проверку скорости чтения другой текст.

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Способ чтения

Скорость чтения ребенка зависит от разных факторов, например, от способа чтения.

Обучение чтению длительный процесс, состоящий из разных этапов:

  • чтение отдельных слогов.
  • соединение слогов в слова
  • чтение слова целиком;
  • чтение группами слов.

Как и любой другой навык, чтение доводится до автоматизма постепенно. Этап, на котором находится ребенок, влияет и на скорость чтения. Чем более совершенный способ чтения у ребенка, тем лучше и быстрее он читает

Процесс обучения чтению подразумевает прохождение всех этапов. Нельзя перескочить через один. Каждому этапу необходимо уделять достаточное количество времени и следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова и буквы, а также не терял окончания слов. Ведь от этого, в дальнейшем, будет зависеть качество чтения.

Осознанность и выразительность чтения

Помимо темпа чтения важно понял ли ученик прочитанный текст и насколько хорошо, то есть осознанность чтения. Осознанность опирается на словарный запас ребёнка, умение строить сложные речевые конструкции и широту кругозора, то есть на развитие речи ребенка

Как правило, чем лучше ребенок говорит, тем проще ему понять, о чем идет речь в тексте

Осознанность опирается на словарный запас ребёнка, умение строить сложные речевые конструкции и широту кругозора, то есть на развитие речи ребенка. Как правило, чем лучше ребенок говорит, тем проще ему понять, о чем идет речь в тексте.

Важна не только скорость чтения, но и осознанность.

В тесной взаимосвязи с осознанностью находится выразительность чтения.

В разные года учеными и педагогами проводились специальные исследования, которые показали, что от 30% до 40% детей не владеют или имеют проблемы с выразительным чтением.

Дети или игнорируют, или ошибаются в расстановке пауз, не могут правильно определить логический центр предложения, не могут определить эмоциональный настрой текста. Для решения этих проблем необходимо детально разбирать текст с ребенком. Уточнять какие слова ему не понятны и объяснять их значение.

Правильность чтения

Под этим подразумевается умение воспроизвести текст без искажения звукового состава слова, и с соблюдением правильного ударения в словах. Многие дети, стремясь прочитать текст как можно быстрее, теряют буквы, путают их местами или проглатывают окончания.

Если пустить этот процесс на самотек, впоследствии им будет сложнее овладеть грамотной письменной речью.

Какой должна быть скорость чтения в первом классе

На протяжении всего года педагог будет обращать предельное внимание на технику чтения каждого ученика. Однако многие родители уже перед школой озадачены важным вопросом: сколько ребенок должен читать слов в минуту? Ни один родитель не желает, чтобы его чадо отставало от своих сверстников в плане учебы и развития в целом

Согласно образовательному стандарту, в документах не указаны точные нормы и правила, свидетельствующие о количестве слов, которые необходимо прочитывать за 1 минуту. Ведь современная система образования на первое место выдвигает качество чтения, а не скорость.

Таким образом, в процессе оценивания качества чтения, надо учитывать:

Особенности чтения – малыш читает по слогам или произносит слова полностью.
Выразительное чтение – ребенок должен понимать, где нужно сделать логические паузы и, как расставить ударение в каждом слове.
Количество ошибок – первоклассник должен четко произносить каждый звук и каждую букву.
Осознанность – школьник должен понимать прочитанное (важно, чтобы дети понимали суть прочитанной информации). Первоклассник должен с легкостью анализировать поступки главного героя и второстепенных персонажей.

На сегодняшний день в каждом учебном заведении действуют собственные нормы и правила, с которыми родители могут ознакомиться до поступления своего чада.

В среднем норма прочитанных слов за минуту составляет:

  • По окончанию первого полугодия ребенок должен читать от 20 слов и больше.
  • По окончанию третьей четверти – от 35 слов и больше.
  • По окончанию первого класса – от 40 слов и больше.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.

Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения

Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.

Процесс проверки

Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:

  1. Текст.
  2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
  3. Удобное рабочее место.
  4. Собственно, проверяемый в хорошем настроении.

Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.

Рекомендации специалистов при обучении чтению

Привить любовь к чтению – сложное задание для каждого родителя, который далеко не всегда может с ним справиться

Чтобы научить ребенка быстро и грамотно читать, при этом, не травмируя его психику, важно прислушиваться к некоторым советам опытных педагогов:

  1. Не стоит заставлять ребенка читать книги с криками и угрозами. Помните о том, что все книги, которые не входят в категорию «школьной программы» должны изучаться ребенком с большим удовольствием и приносить исключительно положительные эмоции.
  2. Правильный выбор книги. Именно родители, как никто другой знают предпочтения своего чада, потому они могут подбирать яркие книги с большим количеством иллюстраций по тематике, интересной ребенку. Это могут быть разнообразные книги: комиксы, истории про пиратов, космические корабли и другое. Главное – заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание прочитать текст.
  3. Даже, когда малыш уже умеет читать самостоятельно, родители не должны переставать ему время от времени читать увлекательные книги. На первых этапах, когда малыш только учится читать, ему будет казаться, что чтение – это огромный труд. Поэтому он с большим удовольствием будет слушать, как читают родители. Но со временем у него отложится в голове важная мысль: книга – это очень интересно.
  4. Родители должны читать вместе со своим чадом по очереди. Можно устроить небольшое соревнование: постепенно ускоряться в чтении и подбадривать ребенка повторить ваш «трюк».

Не стоит расстраиваться, если продолжительные занятия с ребенком не приносят желаемых результатов. Все приходит со временем.

Чтобы сделать процесс чтения еще более интересным, можно использовать различные игры. Одной из таких является игра под названием «Кто быстрее?». Предложите своему ребенку читать в стиле разных животных. К примеру, это может быть гепард, черепаха, улитка и прочее.

Как вариант, можно устраивать соревнования: родители могут немного поддаваться своему малышу и вместе с ним соревноваться – кто быстрее прочтет отрезок текста за определенное время. Это поможет сформировать дух соперничества, что позволяет первокласснику еще больше стараться и быть лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector