Техника чтения

Содержание:

BrainSchool. Скорочтение за 30 дней

Описание. В книгах содержится очень много ценной информации. Люди используют ее для отдыха, получения новых навыков, изучения новых профессий и многого другого. Однако на изучение большого объема информации, прочтения даже 10 книг уходит крайне много времени. Но если вы хотите ускорить этот процесс, читать и быстро и запоминать максимум информации, вам следует пройти курс BrainSchool — скорочтение за 30 дней для взрослых и детей.

Освоение методик скорочтения — это не только быстрое ознакомление с новой информации. Благодаря быстрому чтению вы сможете быстро осваивать новые навыки, концентрироваться на определенных вещах и быстрее заканчивать свою работу. Благодаря этому у вас будет больше времени для личной жизни и семьи.

Преподаватель и создатель курса Антон Овчинников обещает, что если сегодня вы читаете по 200 слов в минуту, то уже через несколько месяцев постоянных упражнений за это же время сможете читать 1600-2400 слов в минуту

И это не просто быстрое чтение, но и хорошее запоминание полученной информации, что очень важно при изучении новой литературы или статей

Курс ориентирован на изучение популярной методики “синхронизация двух полушарий”. Для улучшения эффекта создатель добавил несколько секретных практик и приемов, которые он вывел на собственном опыте. Это отличительная черта данной программы, такой информации нет ни в одном другом курсе, доступном для покупки.

В ходе обучения вы получите не только ценную информацию, но и уникальные тренажеры. С помощью них вы будете проводить свои тренировки и повышать скорость своего чтения, а также запоминание полученной информации. Также в конце каждого урока предусмотрены увлекательные мини-игры, направленные на закрепление теоретической информации.

Авторы: Антон Овчинников.

Стоимость: полная цена курса — 1 490 рублей, но в данный момент действует скидка, поэтому стоимость снижена до 590 рублей + два бесплатных курса в подарок.

Пройти курс

Вот такой получилась моя сегодняшняя подборка. Надеюсь, для вас она будет очень полезной и в конечном итоге вы сможете подобрать оптимальную для себя программу. Тем более, что каждая имеет скромный ценник, который несоизмерим с размером пользы, который ученики получают от курса. Человек становится эффективнее и начинает быстрее идти по карьерной лестнице, так как за короткий промежуток времени осваивает новые полезные навыки.

Вашей главной задачей является не выбор курса, а избавление от сомнений. Не нужно думать о том, поможет ли вам чем-то обучение или нет. Нужно просто принимать решение здесь и сейчас и приступать к обучению. Отложив это дело в долгий ящик, высока вероятность так и не вернуться к этому вопросу в будущем.

На этом я с вами сегодня прощаюсь. Но обязательно не забудьте подписаться на рассылку уведомлений о новых публикациях в нашем журнале. Сейчас мы готовим новые и полезные материалы. Каждый из них, возможно, может сделать вашу жизнь лучше или развернуть ее в другую сторону навстречу огромным возможностям.

Упражнение на освоение навыка динамического чтения.

Эта страница сделана на
Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

//magicspeedreading.com/r/

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Расширение угла зрения

Перемешанные буквы в словах
воспринимайте текст блоками

Таблица Шульте

Разорванный текст

Подсчитай числа

тренировка диагонального зрения

Таблица Шульте

Чтение без пропусков между слов

Чтение без гласных

Деконцентрация

Вращающийся текст

Таблица Шульте

Читателю следует иметь в виду простые
вещи:
Каждый текст требует своей скорости чтения

Важно помнить то, что скорость
мышления определяет темп обработки информации.
Основные принципы скорочтения:

Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите, что хотите
сделать с полученной информацией.
Какой метод чтения книги вы будете использовать (внимательно прочитать,
найти какой либо факт, просмотреть, запомнить наизусть…)

Мысленно соединяйте прочитанные знания с приобретенными ранее

Систематизируйте — почитал — продумал — решил что можно использовать
в будущем. Представил в уме — решил для себя как нужно применять на
практике полученные знания.

Меняйте скорость восприятия информации. На мусор не обращайте
внимания. Важную информацию читайте внимательно.

Если нет применения знаниям — значит, зря читал.

Думайте над тем, что прочитали. Читайте с маркером, карандашом
и записной книжкой.
Перечитывайте дважды важные моменты книги до тех пор, пока они не
станут полностью понятными.

Работайте на пике психических сил. Читать неинтересные тексты
не удастся. После того, как почувствовали усталость, то переключитесь
на другие дела.

Формулируйте вопросы автору книги. Пишите обсуждайте полученную
информацию с друзьями или на форумах.

Чувствуйте усталость — отдохните, а вернее переключайтесь на
другой вид деятельности. Чередуйте гуманитарные и технические тексты.

Как увеличить скорость чтения? Улучшаем движения глаз!

Начнем с мышц, которые отвечают за движение глаз. Выполните упражнение.

Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.

У вас закружилась голова или заболели глаза? Это случается с большинством людей и означает, что у них слабые, нетренированные глазные мышцы. Чтобы укрепить и натренировать их, попробуйте выполнять это же упражнение пару раз в день.

Очень скоро (в большинстве случаев всего через пару дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится гораздо менее утомительным.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Скорость чтения: тест

Пора выполнить небольшое упражнение для оценки вашей стартовой скорости чтения. Скопируйте текст любой статьи, выделите его часть, состоящую из 500 слов, и распечатайте. Понадобятся также ручка и прибор для измерения времени — подойдет любой секундомер. Выставьте его на 0, потом перейдите к началу статьи. Не устраивайте гонку; читайте так, как сейчас читаете эти слова

На старт, внимание, марш!

Для определения своей скорости чтения воспользуйтесь таблицей.

Ваше время Слов/мин
0:10 3125
0:20 1515
0:30 1000
0:40 750
0:50 600
1:00 500
1:10 470
1:20 375
1:30 333
1:40 300
1:50 272
2:00 250
2:10 230
2:20 215
2:30 200
2:40 187
2:50 177
3:00 167
3:10 158
3:20 150
3:30 143
3:40 136
3:50 130
4:00 125
4:10 120
4:20 115
4:30 111
4:40 107
4:50 103
5:00 100

Меняйте книги

Нет необходимости полностью дочитывать одну книгу, прежде чем переходить к следующей. Фактически, так вы убиваете свою продуктивность в чтении.

Тут некоторые могут быть со мной не согласны. Есть такие люди, которым сложно осилить за раз больше, чем одну книгу. Да, я с этим не буду спорить. Мы все учимся по-разному. Но готов поспорить, что вы привыкли к тому, чтобы переключаться между книгами. Более того, вы так делали каждый день в школе. Никогда не было такого, что вы изучали только один предмет. Вы переключались с одного учебника и предмета на другой, урок за уроком, день за днем. И при этом всем вам еще удавалось чему-то учиться!

Так что отдайте должное своему большому прекрасному мозгу! Если бы вы знали обо всех сложных вычислениях, которые ваш мозг должен произвести, чтобы просто открыть чертову дверь, то могли бы больше доверять его потрясающей силе.

Чтобы повысить эффективность в чтении, я бы посоветовал читать книги в разных форматах и жанрах. Что я имею в виду?

Что ж, я из тех ботаников, у которых на телефоне установлены пять разных приложений для чтения, а дома хранится целая гора бумажных книг.

Все это позволяет мне читать, где бы я ни был! Если еду в спортзал, то всегда слушаю аудиокнигу. Если стою в очереди в магазине, то у меня на телефоне открыто приложение iBooks. Куда бы я ни пошел, со мной всегда есть книги.

Думаете, это позволяет мне читать больше книг? Конечно же, да.

Читайте еще: Почему вам нужно больше книг, чем вы можете прочитать

Саморазвитие человека

Желание красиво и грамотно разговаривать, выражать свои мысли и поддержать различные темы разговора с возрастом становятся острее. К сожалению, чтобы выглядеть лучше, базового развития интеллекта иногда не хватает.

Книги являются незаменимым помощником не только для ребенка, который только учится принимать информацию и правильно воспроизводить ее, но и для взрослого человека. Пополнение словарного запаса возможно не только благодаря изучению словаря или технической литературы.

Если речь идет о маленьком ребенке, не стоит усердствовать и настаивать на изучении специализированной литературы, достаточно будет читать развивающую согласно возрасту, уделяя внимание и самостоятельно объясняя ребенку значение слов и область их возможного применения. Это могут быть: «Бибики нет» Ольги Громовой, «Расширяем словарный запас детей 2-4 лет» Татьяны Куликовской, «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие» Светланы Плотниковой и многие другие

Это могут быть: «Бибики нет» Ольги Громовой, «Расширяем словарный запас детей 2-4 лет» Татьяны Куликовской, «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие» Светланы Плотниковой и многие другие.

Детские произведения формируют любовь к чтению, интерес к новым знаниям, тренируют память и дают волю воображению. Таким детям легче воспринимать информацию, они более грамотны в правописании и красноречии, могут быстро и правильно сформировать мысль, не страдая от маленького запаса слов.

Чтение всегда было и будет одним из самых результативных вариантов самообразования человека, это источник полезной и интересной информации, которая значительно увеличивает грамотность речи и запас слов.

В любом возрасте, выбирая ту или иную книгу в художественном или научном стиле, человек встречает новые или забытые слова, которые вызовут интерес и помогут стать интересным и образованным собеседником.

Особенно это касается специализированной литературы, которая поможет не только повысить уровень интеллекта, но и стать грамотным специалистом своего дела.

Иногда чтения и знакомства с новыми словами недостаточно: их нужно не просто прочитать, но и запомнить, тогда человек сможет употреблять их, вкладывая точный и правильный смысл, делая речь интеллектуально наполненной и осмысленной.

Скорочтение для взрослых: как проверить свою скорость

Скорочтение для взрослых начинается с расчета своих индивидуальных показателей. И уже затем, отталкиваясь от них, можно определиться с тем, на сколько слов предпочтительно увеличить свою норму чтения. А может быть, ускорять чтение и вовсе не придется.

Специалисты рекомендуют воспользоваться следующей формулой: V = (Q/T) x K. В ней V символизирует скорость, Q – текстовый объем, T – время чтения, K – коэффициент, отвечающий за понимание сути текста.

Можно проверить свой показатель еще одним способом:

  • Запускается секундомер и одновременно с этим начинается ознакомление с текстом. Устанавливается секундомер на минуту.
  • Как только секундомер подаст сигнал, чтение необходимо завершить.
  • Затем нужно ответить на вопросы, составленные на основе содержания искомого текста. Их можно заранее составить самому, но лучше заручиться помощью другого человека. О том, как развить память, предлагаем узнать из этой нашей статьи.
  • Остается подсчитать, сколько слов удалось прочитать в течение отведенной секундомером минуты.


Секундомер — верный помощник в освоении скорочтения

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

? Секция вопросов-ответов про проверку скорости чтения

По какой формуле рассчитывается скорость чтения?

Какие книги для развития скорочтения вы рекомендуете почитать?

Мы составили список самых полезных книг для развития скорочтения и выложили его отдельным постом в блоге.
Список постоянно пополняется и дает представление о основных книгах, с помощью которых можно развить навыки скорочтения.

Что делать, если я хочу увеличить свою скорость чтения?

Можете начать с изучения теории, а можете скачать наши рабочие тетради, которые мы придумали специально для тех,
кто хочет начать учиться скорочтению. Их две: одна тетрадь для взрослых, вторая для детей. Содержат чуть-чуть теории
и практические упражнения рассчитанные на несколько недель регулярных занятий.

Хочу бесплатно проверить скорость чтения онлайн. Как это сделать?

Проще некуда. Инструмент, который находится по адресу https://bukva.info/rapid/ как раз для этого и создан.
Вы просто вписываете свое имя, читаете текст и отвечаете на вопросы. Программа следит за
скоростью вашего чтения и его осмысленностью. После ответов на вопросы вы получите сертификат с
вашим результатом. Сертификатом можно поделиться с друзьями в соцсетях :).

Что такое проект «Читай Быстро»?

Читай Быстро — это проект посвященный проблематике быстрого и осознанного чтения.
Мы верим в то, что вы можете читать быстрее раза в 3-4. При этом качество запоминания
прочитанного материала будет только увеличиваться. Давайте пробовать вместе :).

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Тренировка памяти

Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители. 

Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды

Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка. 

Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора. 

Механизм процесса чтения

По сути, «читать» значит просто «смотреть на символы и понимать их». Если вы не понимаете материал, то это не чтение. Быстро читать и быстро смотреть на текст — разные вещи.

У вас от природы есть два инструмента, нужных для чтения, и еще один, который полезен, но не обязателен. Необходимые инструменты — глаза и мозг, ведь по сути чтение — зрительный процесс. Руки или другие инструменты не обязательны, но при правильном применении могут стать огромным подспорьем для усиления внимательности и более активного участия в чтении.

А вот задействовать рот при чтении обычно вредно, так как это замедляет процесс. За исключением перечисленных выше жанров (поэзия, диалоги и Священное Писание), чтение должно задействовать зрительные центры мозга, которые действуют очень быстро. Чтение с проговариванием (субвокализация) задействует слуховые центры, которые работают гораздо медленнее. По максимуму исключив слуховые участки мозга из чтения, вы облегчите процесс и повысите его эффективность. Чтобы избавиться от привычки проговаривать, нужны сознательные усилия, но дело того стоит.

Три привычки при чтении, которые вы можете ослабить

Чтобы обеспечить повышенные «передачи», сначала нужно осознать, что замедляет ваше чтение. Если вы хоть как-то умеете читать, в процессе вы совершаете три привычных действия, иногда не осознавая этого. Ослабив любую из этих привычек (или все), вы значительно повысите внимательность, скорость и понимание читаемого.

  1. Отвлечение внимания (блуждание мысли). Хоть раз вы в конце страницы или главы вдруг понимали, что ничего не помните из прочитанного? Причина в том, что вы отвлеклись. Странно: глаза двигались по странице, но мозг был занят… чем? Кто знает! Проблема в том, что понимание прочитанного оказалось нулевым, и вам пришлось читать заново!

В некоторых случаях эта привычка полезна. Когда ваш ум находит в прочитанном связь с другой темой, к которой и переходит, это на самом деле очень хорошо. Когда же при чтении мысли просто блуждают где-то далеко, ничего хорошего нет.

Главное «лекарство» от этой привычки простое: двигайтесь быстрее! Ваш ум отвлекается в основном из-за скуки. Если он способен легко воспринять, скажем, в два раза больше, чем сейчас (а это правда), то он найдет дополнительное применение этим резервам. Мозгу очень понравится, если вы поставите перед ним задачу увеличить скорость, и он будет внимательнее. Это резко повысит понимание материала.

  1. Регрессия (возврат). При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета! Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен..
  2. Субвокализация (мысленное проговаривание). Третья привычка, которую лучше скорректировать, называется субвокализацией. Это проговаривание каждого слова в уме. Скорость чтения при этом не превышает скорости устной речи: около 150 слов/мин.

Вообще-то субвокализация удобна при чтении произведений в жанре, где «слышать» слова необходимо. В эту категорию входят Священное Писание, диалоги и поэзия. В иных случаях субвокализация замедляет чтение, и вы тратите много лишних усилий.

Лучший способ устранить эту привычку (да и все три) — использовать свои глаза и/или руки (инструменты «разумного чтения») активнее и более осознанно, научиться больше задействовать зрительные центры мозга, а не слуховые. О том, как это сделать, мы расскажем в следующий раз.

Читать без регрессий – просто и доступно

Под понятием регрессия подразумевают сопровождение глазами прочитанного текста в обратном направлении с целью прочитать строку еще раз. Данная проблема считается наиболее распространенной, ошибочно считать, что такой метод больше способствует запоминанию. Многие читатели автоматически перечитывают текст дважды, даже не концентрируя на этом своего внимания. Среднестатистическое повторное зачитывание происходит приблизительно 10-15 раз на каждых 1000 слов текста, при этом подразумевается, что человек возвращается на начало строки, начиная ее читать заново.

В данном случае могут существовать и обоснованные повторы, обусловленные возникновением новых мыслей и идей, такая категория повторов получила терминологию реципация. Её главной задачей является детальное осмысление материала, что требует дополнительного прочтения текста. Правила скорочтения помогают сделать применение этого способа эффективным подспорьем на завершающем этапе прочтения.

Регрессии побуждают взгляд совершать поступательные движения в обратном направлении, при этом обоснованной необходимости для этого не существует. Если такое будет продолжаться в каждой прочитанной строчке, то читателю придется перечитывать текст дважды, соответственно скорость чтения будет ниже на аналогичный показатель. Такие регрессии являются важнейшим недостатком, снижающим скорость чтения, чаще всего, возвраты глаз являются необоснованными.

Причина возникновения регрессии, проста до банальности – чаще всего – это просто сила привычки, возникшая при чтении сложных текстов или простой невнимательности, когда возникает необходимость в повторе. Простой отказ от регрессий позволит увеличить скорость чтения до двух раз, и правильность восприятия текста до трех раз. Теперь, когда скорость чтения существенно возросла, можно переходить к следующему этапу.

Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.

Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

  • Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
  • Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
  • Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
  • Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
  • Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
  • Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
  • Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector