Автоматизация звук р в текстах: автоматизация звука р при помощи мнемодорожек

14 упражнений для постановки звука Р

Для получения правильной постановки звуков Р и РЬ нужно ежедневно выполнять специально разработанные для этого упражнения. В логопедии существует 14 приемов быстрого развития правильной дикции. Все эти упражнения должны выполняться по многу раз, с каждым разом всё быстрее и точнее.

Этот способ направлен на выработку как можно большего количества воздушной струи, необходимой для вибрации при произношении звука. Для этого примите полулежачее положение, язык поднимите к альвеолам, голова немного наклонена назад. В таком положении тела проговорите звук Д. При этом специальным зондом под кончиком языка совершите движения из стороны в сторону. Эта манипуляция позволяет немного оттянуть язык, за счет более быстрого вдыхания воздуха, увеличиваются вибрации. При многократном повторении можно добиться правильного произношения в 2 раза быстрее.
Займите удобную позу и постарайтесь прижать язык как можно крепче к небу. В таком положении вдыхается воздух через нос, затем выдыхается резко через рот, не меняя положения языка. Это одно из самых простых из предложенных 14 способов научиться проговаривать звук Р.
Выполняется очень просто, произносим букву Ж, стараясь как можно дальше продвинуть свой язык к горлу. Когда послышится Р нужно будет проговорить комбинацию слогов из согласных букв.
Выговаривая букву А, высовывается язык, в расслабленном широком положении, выполняя при этом движения из стороны в сторону по небу. При касании языка альвеолы послышится звук Р. Нужно зафиксировать это положение и выполнить автоматизацию Р. Звук должен сам дальше перейти в вибрацию на кончике языка.
Следующий способ направлен на постановку звука через звук С. Для этого проговаривается С как можно дольше и четче, далее при вдохе ртом нужно постараться поднять свой язык к альвеолам и всасывать его дальше в рот

Важно при входе коснуться альвеол языком, иначе звук может не получиться.
Язык широким краем положить на верхнюю губу и подуть на кончик своего носа. В это время логопед должен нажимать на нижнюю губу, получая «вибрирующий» воздух

Это упражнение можно выполнить самостоятельно, постепенно сокращая длительность нажатия пальцем. Это одно из самых сложных из 14 способов постановки звука.
Присосав язык к небу, положите голову ребенка на колени логопеда, который прижмет пальцами края языка к небу. В это время нужно очень сильно подуть на язык, вызвав тем самым необходимую вибрацию.
В этом упражнении нужно поднять язык за верхние зубы, ближе к небу и произнести звук Д. В результате получится что-то между З и Ж.
А это самый простой способ развития речи из 14 предложенных методов. Прикоснувшись к альвеоле языком нужно выпустить на него воздух при этом произнося долго звук З. Как только получится звук Р, он должен дальше сам перейти в вибрацию.
Язык прижать к резцу, который находится снизу. Открывая и закрывая рот, постараться проговорить букву А. Когда рот будет закрыт, верхние резцы будут ставиться на прижатый к нижним кончик языка.
Необходимо быстро произнести слоги с комбинацией букв ды, до, ты, ады.
Есть также и более нетрадиционный способ развития речи. Выполнять его нужно в форме игры. Ребенку предлагают изобразить дождик, проговаривая при этом звуки Т и Д. На левой ладони нужно показать падение капель пальцами, постоянно увеличивая ритм.
Напрягаем язык, положив свой указательный палец под кончик, далее стараемся двигать им как можно ровнее из одного угла в другой. Должен послышаться рокочущий звук. Немного привыкнув можно совершить эти движения без помощи пальца.
Этот метод направлен на быструю постановку Р и РЬ. Необходимо направить струю воздуха на свой язык, быстро присосавшись им к небу. Вибрация будет вызвана в тот момент, когда язык оторвется от неба струей выдыхаемого воздуха.

Все эти 14 способов направлены на развитие правильной дикции и лучше всего подходят детям от 4 лет. В этом возрасте дети могут не только правильно их выполнить, но и делать эти упражнения намного эффективнее. Только врач логопед может правильно подобрать упражнения, учитывая все особенности здоровья ребенка.

Добиться правильного произношения можно соблюдая несколько простых правил. Учить ребенка нужно постепенно, сначала говорить звук Р и РЬ отдельно от всего, дальше в слоге и только после этого уже в разговоре. Для преодоления этой задачи нужно будет запастись терпением и ни в коем случае не бросать попытки исправить дефект. Конечный результат зависит только от упорства и ежедневных тренировок.

https://youtube.com/watch?v=jVfMcj0_5T4

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения являются важной частью логопедической терапии. Они подготавливают органы к разработке звуков, тренируют мышечную систему

Выполняются, сидя перед зеркалом, ежедневно, проводятся в игровой форме.

Существуют общие занятия и специализированные (для разработки «р»), благодаря которым растягивается уздечка, фиксируется язык в положении сверху.

Комплекс упражнений:

Открыть рот, вытянуть язык, пытаться дотянуться до носа и подбородка.
Как можно сильнее раскрыть рот. Прислонить язык к верхним зубам. Далее совершать движения вниз и вверх с большой интенсивностью. Когда язык касается верхнего ряда зубов, необходимо зафиксировать его в таком положении на 10 секунд.
Можно имитировать индюка. Для этого приоткрыть рот, положить распластанный язык на верхнюю губу. Водить краем назад и вперед, не отрывая от губы. При этом пытаться произнести «бл-бл-бл-бл-бл».
С закрытым ртом осуществлять движения по типу малярной кисточки во всей ротовой полости. Затрагивается нёбо, щеки, зубы.
Высунуть язык, быстро прикусывать губами. Обязательное условие – интенсивное выдувание воздуха.
Несколько раз цокнуть языком (как лошадка), остановиться и плотно прижать язык к нёбу на 10-15 секунд. Стараться натянуть уздечку выше.
Растянуть широкую улыбку. Прикоснуться кончиком языка к уголку губ. На счет «раз» перевести язык в другой угол, на счет «два» вернуться в исходное положение. По мере выполнения упражнения движения ускоряются.
Попросите ребенка посчитать собственные зубки. Для этого конец языка надо максимально напрячь. Касаться им каждого зуба как снаружи, так и внутри.
Открыть рот в широкой улыбке, уложить язык на нёбо и расслабить. Теперь нужно открывать и закрывать рот на протяжении 2-х минут

Сразу после этого расслабиться.
В течение 3-х минут малышу нужно произносить звук «д» с открытым ртом.
Важно произносить «з-з-з-з-з» протяжно и долго, что способствует разработке «р».

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

Варианты неправильного произношения

Не выговаривать Р можно по-разному:

  • Распространенный вариант — когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
  • Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
  • Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
  • Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.

Причины нарушения

Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.

Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:

  • частые болезни;
  • проблемы во время беременности и в родах;
  • минимальные мозговые дисфункции.

Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.

В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.

Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.

В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.

В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.

Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды — это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.

Дополнительные методики

Когда произнести звук уже выходит, но он слышится недостаточно отчетливо, следует прибегать к постоянным тренировкам: повторять фразы и слова с «р».

Положительного результата на этом этапе удается добиться благодаря произнесению специальных скороговорок. Чем отчетливее слышится «р», тем быстрее необходимо стараться их произносить. Наконец, нужно научиться очень быстро и правильно говорить целые предложения.

Упражнения-скороговорки нужно сочетать с попытками произносить трудные для произношения слова. Когда удастся добиться некоторой отчетливости при произношении «р», задачу следует усложнить.

Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.

Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.

Достаточно обратиться к хорошему логопеду. Он подскажет правильное расположение языка при произнесении звука «р», научит многим упражнениям.

После такой помощи речь будет безупречной, безо всяких изъянов. Умение быстро и отчетливо произносить «р» благодаря общим со специалистом стараниям за последнее время стало достижением многих людей.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша

Ему важно ощущать свои достижения.

Буква «р» в разговоре

Даже после того, как ребенок научился выговаривать «р», ему трудно будет применять звук в обычном разговоре. Для этого требуется автоматизация при помощи разговора и таких уловок:

  1. Просите малыша повторять за вами предложения. Например:
    • «у коровы выросли рога»;
    • «в деревне красивые ворота»;
    • «Марина и Рома играли в городки»;
    • «Кире подарили красные рукавицы»;
    • «топор рубит дрова».
  2. Используйте скороговорки. Изначально проговаривают в медленном темпе, потом ‒ с ускорением:
    • «шумят раки в драке во мраке»;
    • «розы росли после росы»;
    • «на горе Арарат растет крупный виноград»;
    • «трубачи трубили в трубы»;
    • «сырная корка упала в норку».
  3. Дети очень любят потешки. Вот некоторые из них:
    • «у реки росла рябина, а река текла, рябила, в той реке плескалась рыба под названием пескарь»;
    • «во дворе росла гора, под горой была нора, в норке этой крот живет, эту норку стережет»;
    • «прибежал Егор во двор и принес с собой топор, порубал топор дрова, а Егору похвала».
  4. Подберите картинки, на которых присутствуют слова с буквой «р». Просите ребенка называть изображенные предметы.

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector