Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях
Содержание:
- 12 правил обучения чтению
- Учим ребенка сложению и вычитанию
- Как тренировать ребенка
- Учим буквы и слоги играя
- Ответы на частые вопросы
- Как научить ребенка говорить букву Ш
- Обучение чтению по складам:
- Слоговое чтение
- Читаем предложениями
- Беглое чтение для дошкольников
- Уроки грамоты и обучение чтению
- Имя как средство обучения чтению
- Игры
12 правил обучения чтению
Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.
ПРАВИЛО 1. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ
Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал.
Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории.
Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.
ПРАВИЛО 2. НИКАКИХ БУКВ
Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).
ПРАВИЛО 3. УЧИТЕ СЛОГИ, А НЕ БУКВЫ
Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове.
Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.
ПРАВИЛО 4. ПОВТОРЯЙТЕ
Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке.
Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.
ПРАВИЛО 5. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова.
Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.
ПРАВИЛО 6. УЧИТЕ ПРОСТЫЕ СЛОВА
Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.
ПРАВИЛО 7. УЧИТЕСЬ ВЕЗДЕ
Идете гулять? Отлично!
Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.
ПРАВИЛО 8. ИГРАЙТЕ!
Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.
Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.
ПРАВИЛО 9. ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ
Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии.
Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет
Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще
Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.
ПРАВИЛО 10. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ
Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту.
Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.
ПРАВИЛО 11. ЧТЕНИЕ С ЗАКЛАДКОЙ
Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.
ПРАВИЛО 12. ЧАСТЫЕ ЗАНЯТИЯ
Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом
Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать. Заключение
Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.
Учим ребенка сложению и вычитанию
Базовые операции типа сложения и вычитания, пригодятся ребенку еще до поступления в первый класс. Навыки подсчета предметов пригодятся ребенку в повседневной жизни и придадут уверенности в себе, дав толчок к развитию интеллектуальных способностей. С чего следует начинать обучение?
Прежде всего нужно запомнить, что учить ребенка следует в игровой форме. Обучение не должно напоминать уроки математики в школе. Ему должно это нравиться и быть интересно, иначе ничего не получится.
Сначала необходимо приготовить наглядный материал. Можно взять конфеты или фрукты, те, которые ребенку нравятся больше всего.
В начале нужно разбирать операции с простыми числами (к примеру, с четверкой). Чтобы в сумме получить это число, следует сложить две конфеты, а потом еще две. После того ребенка нужно спросить, как он понял объяснение родителя.
Складывать нужно продолжать до тех пор, пока кроха не поймет, как нужно правильно это делать, а только потом необходимо переходить к вычитанию.
Свои действия следует комментировать, говоря: я заберу две конфеты, а у тебя останется еще две.
Необходимо разложить конфеты в кучки. К примеру, две, три и четыре конфеты. Затем малыша нужно попросить сложить две любые кучки вместе и назвать полученное количество конфет, путем их пересчета.
Можно использовать специальную литературу и тетради с легкими примерами, которые помогут ребенку быстро освоить сложение и вычитание.
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать
Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Учим буквы и слоги играя
- Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
- Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
- Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
- Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
- Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.
Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:
- Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
- Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
- Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
- Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.
Также данный процесс можно подавать в игровой форме.
- Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
- Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
- Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
- Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
- Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Обучение чтению по складам:
С чего начать обучение малышей чтению?
Главное правило обучению чтению малышей определяется следующим образом:
«Не гонитесь за мгновенным результатом!» Для начала, покажите маленькому ученику
азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение
чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Задача
учителя – поддержать инициативу ребенка чрезмерным усердием
Уроки должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети
быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется постоянно
поддерживать интерес ребенка к тому, что вы предлагаете делать.
Обучение чтению можно начинать с изучения букв
Хорошо подходят для этих
целей яркие таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от иногда менять.
И необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
Изучите существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты педагогов.
Они дадут более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете,
и вам будет легче определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует
вашего маленького ученика.
Читайте при малыше. Мама – лучший пример для подражания.
Если ребенок болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок».
Как мы уже говорили, не стоит учиться «через силу».
Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте,
не учитесь!
Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет по силам выполнение
простых заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать»
на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых
маленькие детали нужно переместить, например, снизу вверх, или провести слева
направо.
Изучение букв
Чтобы помочь ребенку запоминать буквы сделайте следующее:
- выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
- моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
- обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего ученика больше других.
Слоговое чтение
Популярный сейчас метод слогового чтения принимает за единицу информации слог. При этом детей сначала учат читать слоги, а потом слова из них.
В таком методе несвязанные с гласными согласные обычно выделяются как отдельный слог, например «С-ТО-Л».
Наиболее известный слоговый метод – это метод Зайцева.
Метод целого слова, известный также как метод Глена Дормана, основанный на том, что ребенок учит слова целиком.
Родители готовят много карточек со словами и показывают их ребенку.
Показывается, что написано, ребенок запоминает слово как цельный иероглиф, а потом, анализируя различные «иероглифы», сам составляет для себя правила чтения.
Читаем предложениями
Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей
Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым
Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?
Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.
Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.
Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.
Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.
Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас
Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.
Беглое чтение для дошкольников
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Уроки грамоты и обучение чтению
На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев
Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:
а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.
Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради
Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника
В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии
Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш
Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи
Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства
Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.
Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».
Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»
- Бесплатные игры
обучающие чтению - Развивающие для детей
онлайн - Игры онлайн детям 4 года
- Смотреть онлайн когда
ждешь ребенка - Игры детские бесплатно
- Детские игры
Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе
Имя как средство обучения чтению
Психологами исследовали проблему, как научить ребенка читать и пришли к выводу, что это можно стимулировать, используя свое имя. Ведь собственное имя человека — это символ персоны, возможность общения в обществе
Поэтому для каждого ребенка имя — очень важное понятие. Для установления эмоциональной связи между педагогом и ребенком, между сверстниками предлагаются следующие виды работы: составление имен на кубиках; написание имен детей и членов семьи, имен друзей по таблице; печатание имен на листах бумаги
На одном из занятий каждый ребенок с помощью педагога составляет свое имя указкой по слоговой таблице. На следующих занятиях проводится игра с кубиками “Как тебя зовут?”.
Например, Катя. Всего два кубики: КА-ТЯ. Затем кубики переворачиваются-переставляются, снова выставляются (КА-ТЯ). Снова кубики переворачиваются-переставляются. Предлагается девочке самой поставить кубики правильно.
Запомнить, какой кубик взять сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запомнить свои кубики, а на них — свои слоги. Учиться составлять и прочитывать слово слева направо не очень просто, но после одного-двух-трех веселых, непродолжительных занятий Катя научится составлять свое имя, потом находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики среди других.
Аналогичная работа проводится со всеми детьми в группе
Дети чувствуют внимание воспитателя к каждому, понимают важность своей личности, желание оправдать доверие помогает в освоении навыка чтения
Игры
Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.
Игры на изучение букв
- Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
Используйте раскраски, готовьте трафареты сами. - Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
- Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
- Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
На развитие навыка чтения
Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить
Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах
Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.