Как научить ребенка разделять слова на слоги в 1 классе

Содержание:

Когда можно начинать учить чтению

В мире все большую популярность набирает ранняя методика обучения чтению. Этот способ до конца еще не изучен, но среди специалистов уже появились его противники. Психологи пришли к выводу, что чем раньше мы учим малышей читать, тем сложнее проходит социальное развитие. Такие дети тяжело находят общий язык со своими сверстниками. И вовсе не потому, что выше по развитию, чем одногодки, а потому что у них не развиты социальные навыки. Вместо их формирования, мозг был занят обучением чтению.

Ученые выделили несколько признаков детского развития, по которому можно определить готовность к обучению читать:

  • малыш может разговаривать предложениями. Если ребенок, еще не до конца приобрел навыки речи, то учить читать его не стоит, это может спровоцировать торможение разговорного развития;
  • у ребенка сформирован фонематический слух, т.е. он понимает из каких звуков составлено слово, может отделить его от другого. Т.е. он может назвать слова, которые начинаются на букву «Г» или заканчиваются на «Я», или выделить общий слог у слов мука, муха, муравей.

Учить малыша чтению можно только когда он овладел навыками речи

  • у малыша нет трудностей по логопедии. Он должен нормально выговаривать алфавит, иначе это может нарушить фонетический звук и мешать правильному чтению;
  • у ребенка должна быть развита ориентация в пространстве. Он должен отличать лева и право. При проблемах с ориентированием, ребенок может путать зеркальные буквы, (Р и Ь, С и Э).

Давайте разберемся в основных методах обучения чтению.

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

11 ступеней обучения

Процесс обучения чтению по слогам, можно разделить на несколько ступеней.

1. Покупка букваря

Отправьтесь в книжный магазин и рассмотрите буквари, которые предлагают разные издательства. От того, какой будет эта обучающая книга, во многом зависит интерес ребенка к чтению. Важен формат (должен быть удобен для держания в руках), шрифт, качество бумаги. Многие родители, когда решают научить ребенка читать к пяти-шести годам в домашних условиях, пользуются букварем Н.Жуковой.

2. Знакомство с гласными звуками

Гласные звуки можно тянуть, петь. Это а, о, у, ы, и, э. «А как же я, ю, е?» – удивляются некоторые родители. Это буквы, которые могут обозначать на письме по два звука. Например, звуки «й» и «а» – буква «я». Но не всегда. Например, в слове «песня» буква «я» обозначает звук «а», а стоящая перед ней буква «н» – мягкий звук «нь». Но, конечно же, малышам вы не будете сразу объяснять такие тонкости. Главное, чтобы вы сами не путались в понятиях и осознали, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Буква может обозначать звук (звуки) на письме.

3. Изучение согласных

Как мы уже обращали внимание, согласные звуки надо произносить правильно: б, н, м (а не «бэ», «эн», «эм»). Сначала следует познакомиться со звонкими согласными, потом – с глухими и шипящими

Чтобы запомнить визуальный образ буквы, полезно:

Рисовать ее в воздухе.
Находить вокруг себя предметы, похожие на эту букву (например, «п» – турник, «с» – долька лимона).
Обращать внимание, чем отличаются похожие буквы.

4. Составление слогов

Озвучьте ребенку, как две буквы соединяются в слог. Прочитайте его сами. Попросите малыша повторить. Если ошибся – мягко поправьте. Он должен запомнить правильный вариант, чтобы потом не переучиваться. Если дите устало, отворачивается от букваря – не настаивайте. Прекращайте занятие. В первое время занимайтесь не дольше десяти минут.

5. Закрепление пройденного

Знакомство с новыми слогами следует начинать с закрепления пройденного. Помимо занятий это можно делать в другое время, ненавязчиво. Например, увидев знакомые буквы и слоги на афише, витрине или объявлении. Малыш должен запоминать зрительные образы.

7. Простые слова

Когда вы научите своего ребенка читать первые слоги, то можно переходить к простым словам: «Ма-ма», «па-па», «Ма-ша», «ду-да». После этого попробовать коротенькие односложные слова из трех букв, где к знакомому слогу приставляется одна буква. Например: «кот», «мак», «дуб».

8. Не забывайте о паузах

Иногда малышам легче постигать чтение нараспев. Но некоторые дети, которых учили таким образом читать, начинают просто петь целые абзацы, не делая паузы ни между словами, ни между предложениями. Впоследствии такую манеру тяжело искоренить

Поэтому лучше сразу обращать внимание на такие моменты и не забывать о паузах

9. Читаем предложения

Когда маленький ученик успешно освоил несколько слогов, то он может прочитать первое предложение. Например, классические: «Мама мыла раму», «Раму мыла мама». Заметьте, здесь каждое слово состоит из двух открытых слогов.

10. Не забывайте о похвале

Успехи маленького читателя непременно надо отмечать и поощрять. Искреннее мамино восхищение, слова «умница», «молодец» всегда будут радовать. В свои 5 или 6 лет научившийся читать малыш будет чувствовать себя настоящим героем.

11. Первая книжка

Букварь – это учебное пособие. А первая книжка, которую ваш ребенок прочтет собственными силами, может стать настоящей семейной реликвией. Сохраните ее, и подросший сын или дочка с интересом будут перелистывать свою детскую книжечку, спустя несколько лет.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Читаем предложения

Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:

Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.

Упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам

Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед. Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами. Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Половинки». Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
  3. Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
  4. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
  5. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?

Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии

Метод Глена Домана

Он основан на изучении цельных слов. Суть обучения заключается в том, что начиная с двухмесячного возраста, когда малыши научились фокусировать взгляд, им показывают карточки со словами или предложениями. Это сопровождается их озвучиванием, мамой или другим взрослым. Первоначально «занятие» длиться до 10 минут, с постепенным увеличением времени.

Но при данном методе надо придерживаться определенной схемы, карточки должны нести определенный набор слов, букв, информации. А также необходимо упорство родителей, т.к. постепенно интерес, как родителей, так и ребенка угасает.

Внимание! Данный способ больше подойдет для английского языка, т.к в нем отсутствуют склонения и падежи. Т.к

если ребенок выучил слово «игрушка», он будет игнорировать окончания в других падежах, «игрушки», «игрушку».

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку

7 советов по организации занятий:

Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
Играйте в игры со слогами.
Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
Изучайте слоги последовательно

Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:

Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».
Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения

Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Работа со слогом

Теперь, когда дошкольник знает все буквы, можно научить ребенка читать по слогам. Для этого лучше всего использовать яркий и красочный «Букварь» Жуковой, занятия по которому будут интересны даже родителям. Эту книгу можно приобрести или скачать в интернете и распечатать. Основное преимущество состоит в том, что родителям не придется продумывать план занятия – достаточно последовательно продвигаться от страницы к странице, соблюдая тот темп, который комфортен малышу.

Но чтобы обучение не превратилось в рутину, можно еще и поиграть. Есть несколько интересных игр.

  • «Лифт». Родитель готовит простое наглядное пособие: столбик, разделенный на ячейки, в каждой из которых написаны знакомые малышу согласные. Отдельно делается карточка с гласной, например А. Задача ребенка – имитировать лифт: буква А перемещается по этажам из согласных, дошкольник же читает вслух получившиеся слоги.
  • «Найди слог». Гуляя, можно предложить ребенку обнаружить и показать недавно пройденные слоги (например, РО есть в слове «Продукты»).
  • Составь слог на магнитной доске.
  • Исправь ошибку (мама составляет слог, но «путает» буквы местами (не МА, а АМ), ребенок должен прочитать то, что получилось, и исправить).

Занятия надо проводить каждый день, но порция новых знаний должна быть посильна малышу. Кто-то без проблем за один день сможет заучить несколько слогов, другой же кроха нуждается в том, чтобы ряд домашних уроков был отведен конкретному слогу. Все индивидуально.

Главные правила обучения

Не заставляйте

Это очень важное правило. Попытка научить ребёнка читать через слёзы не принесет желаемого результата

Нужно заинтересовать его книгами – регулярно читать вместе сказки, рассматривать яркие картинки. Обучение должно проходить ненавязчиво — в форме игры.

Если родители сами читают книги с удовольствием, то и малыш обязательно потянется к книгам.

От простого к сложному

Сначала изучите звуки, после можно приступать к слогам и словам. Все этапы должны проходить постепенно, чтобы не перегружать малыша. Обучение словам начните с простых, где повторяются слоги, типа «мама», «папа».

Учите звуки

Объясните, что «дэ» — это «Д», «гэ» — это «Г», а гласные произносите долго – «Ааа», «Ооо». Легче всего начинать с гласных, после перейти к согласным.

Учите слоги

Запомнить слоги и слова гораздо проще, чем буквы. Поэтому слоги учить легче. Можно брать отдельные слова и находить в них определенные буквы.

Повторяйте

Чтобы ребёнок хорошо освоил изученное, необходимо регулярно закреплять материал. Делайте это в форме интересной игры.

Покажите, что буквы окружают нас повсюду

Прогуливаясь с ребенком на улице, можно предложить поиграть в игру с буквами. Пусть ищет буквы на витринах и стендах. Радуйтесь выполненному заданию вместе с ним.

Играйте

Складывайте кубики с различными словами, играйте в домино с буквами, с карточками или просто читайте буквы на вывесках во время прогулки. Придумывайте игры сами или покупайте в магазине – главное, чтобы это было интересно.

Читайте вместе

Необязательно читать только книги, можно читать открытки, смс в телефоне от папы и любые другие надписи. Обсуждайте прочитанное – пусть это будет хорошим времяпровождением. Используйте любую возможность для тренировки.

Занимайтесь чаще

Уделяйте время для чтения ежедневно. Необязательно заставлять свое чадо подолгу сидеть над книгой. Пусть это будут 5 минут, но каждый день. Такой подход обязательно поможет достичь желаемых результатов.

Автоматизация навыков чтения

Когда ребёнок знает все буквы, умеет складывать из них слоги и слова, можно сказать, что он овладел начальным уровнем навыка чтения. Теперь его нужно закреплять и корректировать по необходимости.

Когда дошкольник только начинает читать по слогам, не нужно требовать от него понимания прочитанного. Мозговая деятельность ещё сконцентрирована на самом процессе узнавания и припоминания букв.

Сначала дети читают по слогам, потом слоги и слова непроизвольно заучиваются – ребёнок узнает их в тексте и с ходу называет. В процессе чтения узнавание и запоминание имеют большое значение.

Если ребёнок делает ошибки, нужно обязательно поправлять его, добиваясь правильного прочтения. При этом дошкольника нельзя торопить и ругать за ошибки. Чтение должно приносить положительные эмоции.

У каждого ребёнка свои темпы развития. Не сравнивайте его с другими. Читать в конечном итоге научатся все. На вопрос, когда ребенок до 7 лет должен читать по слогам, чёткого ответа нет. Главные принципы в обучении дошкольников 6 лет чтению – последовательность и терпение.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Чтение по слогам» также читают

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Как научить ребенка читать: советы родителям

Буквы и звуки

Чтобы научить ребенка читать важно сделать упор на запоминание звуков, не названия букв. Например, при освоении буквы «М» учите ребенка говорить «м» а не «мэ»

Для ребенка так будет проще понять почему, например, «м» и «а» в слоге «ма» произносятся как «ма» а не «мэа».

Ну а правильное, алфавитное название букв ребенок без труда выучит через пару лет, когда пойдет в школу.

Не обязательно заучивать с малышом все 33 буквы алфавита. Для начала нужно выучить 15-20 наиболее употребляемых букв, несколько гласных и согласных. Например – А, О, У, И, Ы, Э, Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н.

Этого набора букв будет достаточно чтобы научиться читать слоги. А остальные буквы выучите позже. Объясните ребенку отличие гласных букв от согласных, расскажите, что гласные можно петь.

Слоги

После того как ребенок выучит большую часть букв, можно переходить к чтению слогов. Желательно для начала освоить слоги вида – согласная +гласная (Ма, Ба, Во, Ги).

Но сначала научите малыша читать слоги «в уме». Говорите ребенку: «М, А – что получится? Ма – правильно!». Не употребляйте между буквами союз «и», это может затруднить обучение.

Для того чтобы облегчить обучение, предлагайте ребенку сначала слоги с одной гласной (ма, ба, га, ва) а потом с другой (мо, бо, го, во).

Слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю.

Если вы научили ребенка достаточно хорошо и уверенно читать слоги с гласными А, О, И, Ы, Э, можно переходить к остальным гласным Е, Ё, Я, Ю. Слоги с такими гласными даются детям труднее. Связано это с тем что эти буквы при произношении имеют два звука. (Ё – Й+О).

Не забывайте повторять пройденное. Сейчас можно купить карточки со слогами, если таковых нет, например, в дороге, можно самим писать буквы на бумажке. Только писать нужно большие печатные буквы, прописные лучше оставить до школы. Для разнообразия занятий используйте любимые игрушки, вовлекая их в урок.

Слоги с первой гласной

Очень часто обратные слоги, с первой гласной, малыши читают наоборот. Читайте с малышом «в уме», мягко поправляйте ребенка если он ошибается. Если у ребенка есть дефекты речи, желательно обратится к логопеду, иначе это будет мешать чтению.

Простые слова из трех букв

Ели ребенок научился читать слог сразу, а не по буквам, можно переходить к чтению простых трехбуквенных слов. Такие слова читать гораздо интереснее чем просто слоги. С ними можно придумать разнообразные игры.

Напишите на карточках простые слова обозначающие игрушки которые есть у вашего ребенка, например, ЛЕВ, КОТ, ЖУК, ПЁС, КИТ. Попросите ребенка разложить карточки около тех игрушек, название которых написано на карточке. Простые слова типа КОТ, СОН, РОТ можно предлагать малышу даже в том случае если он не научился читать слог сразу.

Чтение слов их четырех и более букв

Перед тем как переходить к более сложным словам, из четырех и более слов, ребенок должен читать слоги сразу, а не по буквам. Иначе чтение будет утомительным и неэффективным. Иногда помогайте своему малышу. Можно прочитать первый слог слова предоставив ребенку прочитать следующий и догадаться что за слово получилось.

Вносите больше элемента игры в обучение чтению. Например, дочитайте до самого интересного места и сославшись на усталость глаз попросите ребенка прочитать что же там дальше. Или напишите не листе бумаги слово и попросите прочитать, а затем тут же нарисуйте то что написано, например, веселого ослика или рыбку.

Как научить ребенка читать предложения

Если ваше чадо уже читает слоги и несложные слова, можно переходить к чтению небольших предложений.

Чаще хвалите и поощряйте малыша. Просите прочесть что-то в газете, книге. Пусть ребенок читает все вывески на магазинах и рекламные плакаты. Вы можете писать записки ребенку от сказочного персонажа.

Скажите, что ему пришло письмо, и он должен его сам прочитать, так как вы не читаете чужих писем. Очень увлекает малышей игра с поиском вкусного клада. Спрячьте что-нибудь вкусненькое и напишите где это спрятано, пусть малыш прочитает и найдет. Только пишите крупными печатными буквами.

Ребенок с удовольствием будет играть в такую игру. И вскоре, вы и не заметите, как ваш ребенок научиться читать.

Гомеопатические средства

Несмотря на то, что представителями РАН гомеопатия признана лженаукой, многие родители свидетельствуют об эффективности препаратов. При нежелательном использовании лекарственных средств избавить от неприятных ощущений помогут:

  • Таблетки «Дентокинд». Их следует рассасывать во рту до полного исчезновения крупинок.
  • Капли «Дантинорм бэби». Применяются не только при стоматологических проблемах, но и для снятия боли при заболеваниях носоглотки.
  • Свечи «Вибуркол». Суппозитории, действующими веществами которых являются растительные компоненты.
  • «Траумель–С». Препарат на растительной основе, выпускается в форме капель, мази и таблеток. Применяется с трех лет. Содержит экстракты арники, эхинацеи, ромашки, прочих лекарственных трав, а также ртуть в ничтожно малых количествах.

Методика работы в прописи

1) Знакомство с речевой формулой и  элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка – отработка нового элемента или соединения.

5)  Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6)  Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

ИССЛЕДУЙ ДАЛЬШЕ:

ИГРАЯ ОБУЧАЯСЬ ИЛИ ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ от 1- 9Полный годовой курс 5-6 летПолный годовой курс обучения ребенка к школе 6-8 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector