Надоело картавить? учимся правильно выговаривать «р»
Содержание:
- Короткие современные скороговорки
- Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей
- Причины
- Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):
- Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции
- Для чего нужны скороговорки
- Упражнения для развития дикции
- Как убрать морщины на лбу
- Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста
- Скороговорки на Р и Л
- Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)
- Скороговорки на «л» и «с» для взрослых
- Скороговорки на Р и Л
- Скороговорки на Ч
- Причины картавости
- Полезные советы:
- Особенности упражнений
- Скороговорки на Р для взрослых
Короткие современные скороговорки
Чтобы хорошо выговаривать все звуки скороговорки — нужно тренироваться.
Моя дочь придумала скороговорку, пока меня караулила возле подъезда:
Караулила, караулила и выкараулила.
Ей так понравилась эта скороговорка, что целый день её всем рассказывала.
Пакет под попкорн.
Вроде бы легкая скороговорка, но приходится сосредоточиться, чтобы выговорить.
Налогооблагаемая благодать.
Какое чудесное словосочетание!
Бесперспективняк.
Хорошее слово! Еле выговорил! Попробуйте!
Недопереквалифицировавшийся
Красивое слово само по себе — просто длинное.
Еще короткие скороговорки
подойдут для детей
Сачок зацепился за сучок.
У елки иголки колки.
Колки иголки у елки.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
Гонец с галер сгорел.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за всё подряд.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Яшма в замше замшела.
Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
Еще короткие скороговорки:
- Сыворотка из-под простокваши.
- А мне не до недомогания.
- Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Ложечка желобовыгибистая с преподвыподвертом.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Необычные скороговорки
Детям нравятся такие скороговорки
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. А могу и не вертикультяпнуться.
На меня из-за ели глазели глаза газели.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Необычная скороговорка в стихах:
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в вёдра ядра кедров
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытри выдрой ядра кедров
Вытри гетрой морду выдре
Ядра – в вёдра, в тундру — выдру.
Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей
— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье «Автоматизация звука Р: игры и задания для детей»
— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.
— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).
— Какое слово заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).
— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.
— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.
— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).
— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.
Причины
Чтобы знать, почему у малыша не получается
выговаривать звук,как ис чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:
-
Неправильное речевое дыхание.
Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.
- Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
- Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика ). Они помогают ребенку понять вкак расположены органы во время произношения фонемы.
- При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используютпоэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционнымметодом .
- При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Длякоррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
- Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.
Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова
Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов
Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):
Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
Во мраке раки шуршат в драке.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Враги – у рва в овраге.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.
Один рой комаров – за горой,А второй рой – под горой.
Будь добр, добудь кобр.
Бобр добр до бобра.
Храбры бобры идут в боры.
В бору бобёр и брат бобраРаботают без топора.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки,Несёт им Маркушка в кармашке морошки.
Свинья тупорыла,Весь двор перерыла,Вырыла подрыла,До норы не дорыла
Рыла свинья белорыла, тупорыла;Полдвора рылом изрыла,Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
У коровы короб корок.
Не ест корова короб корок,Ей короб сена дорог.
Заяц Егорка свалился в озерко.Бегите под горку,Спасайте Егорку.
На горе АраратЖивет сорок воронят.
У ракушки остры створки,У совенка глазки зорки.
Змей Горыныч сгорбясь,Взгромоздился на горуИ с громким грохотомГрохнулся вниз.
Борона боронила неборонованное поле.
Сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный котпрыгнул в черный дымоход.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.
Все бобры добры для своих бобрят.
Три сороки–тараторкиТараторили на горке.
Проворонила ворона воронёнка.
Верзила-динозавр дерзил дракону.
Краб забрался на трапИ заснул на трапе краб.
На корабль прокрался краб,Караси украли трап.
Хитрую сорокуПоймать морока,А сорок сорок –Сорок морок.Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон.Сорок коров разогнали орлов.
Сорок сорокДля своих сорочатСорок сорочекВсё утро строчат.
Сорока за строчкою строчкаСтрочит сорочатам сорочки.
На лугу под горкойЛежит сырок с красной коркой.Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Зубр с зеброй запанибрата.
Серые бараны били в барабаны,Без разбора били – лбы себе разбили.
Рано утром два баранаБарабанят в барабаны.
Кобра – в торбе,А торба – в коробе.
Морочила морока,Пророчила сорока
Проворонила ворона воронёнка.
Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции
В младшем возрасте у детей периодически возникают трудности с произношением сочетаний звуков. Чтобы устранить проблему, преподаватели используют методику скороговорочных фраз. Можно научиться отчетливо произносить согласные звуки. Кроме того, они лечат детское заикание.
Скороговорки помогают тренировать дикцию у ребенка.
От 3 до 4 лет в детском саду
В этой возрастной категории проблемы у малышей возникают с буквами Ш, Ж, Щ, Л, а Р они еще не умеют выговаривать. Для них существует несколько упражнений, которые способствуют выработке умения правильно произносить слова и фразы.
Второе задание выполняется на произношение смешанных звуков. Для детей этого возраста выбирают варианты на группу шипящих, на Ша, а так же сочетания Ча-Ца, Ла-Ра:
Чтобы заинтересовать ребенка, а также правильно выполнять с ним все виды упражнений, их нужно читать в форме стихотворения.
От 4 до 5 лет
В этом возрастном периоде применяется методика работы со всеми звуками русского языка.
Дети могут запоминать уже сложные скороговорки:
- «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
- «Крынку Кирилл крышкой накрыл».
- «Но чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали».
Во время тренировки можно использовать мини-стихотворения.
От 5 до 6 лет
Важно, чтобы в 5 или 6 лет дошкольник уже научился произносить звук Р. Если малыш не выговаривает звонкий Р, то педагог-логопед должен правильно подобрать ему артикуляционную гимнастику
Профессиональные занятия с логопедом.
Примерами могут быть такие фразы:
Скороговорка для постановки буквы р.
- «Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой. Шишечка — с дырочкой, в дырочке — пар».
- «На болоте жабы жили. Булку с бубликом любили».
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Упражнения для развития дикции
Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.
Скороговорки
Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.
Вот вам несколько коротких скороговорок:
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Разговор с препятствиями
Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.
Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.
После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.
Озвучка
Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.
Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.
Произнесение сложных слов
Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.
Вот вам список слов для примера:
- воспользовавшемуся,
- постскриптум,
- проиллюстрировала,
- фантасмагорический,
- всклокочен,
- ревербератор,
- сверхвстревоженный,
- контрпрорыв.
Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.
Отработка звуков Ж и Ш
Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.
Отработка звуков К и Г
Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.
Отработка звуков З и С
Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.
Отработка звуков Б и П
Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.
Отработка звука Ц
Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.
Предлоги
Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.
Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:
- к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
- от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
- над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
- под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
- в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.
Окончания
Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.
Как убрать морщины на лбу
Косметические средства
Морщины появляются из-за недостатка в тканях лица коллагена и эластина. Потому средства должны их синтезировать. Для этого в их составе должны быть следующие компоненты:
- Проксилан,
- Аргирелин,
- Витамин C,
- Ретинол.
Но следи за тем, чтобы в составе не было силиконов или восков. Производители любят добавлять их в средства с лифтинг эффектом, так как они дают почти мгновенный результат. Но он поверхностный и не прорабатывает проблему глубоко. Эти компоненты закупоривают поры, что может вызвать воспаления.
Салонный уход
Если ты придешь в салон, то там тебе предложат несколько процедур:
- Массаж — лифтинг-массаж и массаж, расслабляющий мышцы;
- Инъекции — сначала вкалывают ботокс, чтобы обездвижить мимику, а потом заполняют глубокие складки гиалуроновой кислотой;
- Аппаратные методы — не дают как такового результата, но дополняют другие методы.
Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста
Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.
Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития
Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.
Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.
Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:
— кто такой вол?
— страшен ли ему волк и его логово?
— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?
Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.
Скороговорки на Р и Л
Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.
***
Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.
***
Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.
***
Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.
***
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.
***
Валин валенок провалился в прогалинок.
***
Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.
***
В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.
***
Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.
***
Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.
***
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.
***
Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.
***
Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.
Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)
Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится
Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).
Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.
Скороговорки (Р)
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!
* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.
* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.
* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.
* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип
* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.
* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
* * * Во мраке раки шумят в драке.
* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.
Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!
Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!
* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.
* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.
* * * Скороговорка СОРОК СОРОК
Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.
Не боится Рома Ни грозы, ни грома.
— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!
* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.
* * * Клара-краля кралась к Ларе.
* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.
* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.
* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.
* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.
* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.
* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.
* * * Город Нерль на Нерли-реке.
* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.
* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.
* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.
* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.
* * * Проворонила ворона воронёнка.
* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.
* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.
* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.
Скороговорки на «л» и «с» для взрослых
Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:
- Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
- Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
- Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
- Милая Мила любила белила.
- В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
- Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!
Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.
Скороговорки на Р и Л
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку. - Прибыл Клим из Клина в Крым.
- Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
- Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
- Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
- Шла бабка из клети, просыпала крупку.
— Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! - Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
- Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- Фрол подол у кафтана порол,
Распарывал, распарывал —
И подол не распорол. - — Карась, в лаз не лазь!
Застрял в лазе карась.
|
|
Скороговорки на Ч
|
30.01.2020
Tonje
Причины картавости
Картавая речь может иметь разные причины:
- Нетипичное строение полости рта, например, недостаточной длины уздечка, выдвинутая вперед нижняя челюсть, инертный язык. Это нарушает работу артикуляционного аппарата и человек картавит на букву “р”.
- Органические нарушения слуха. Снижение слуха приводит к недоразвитию моторной стороны речи и неправильному произношению.
- Наследственность. Существует мнение о большой вероятности наследования от родителей такого дефекта.
- Психологические. В результате сильного стресса, непредвиденной ситуации может возникнуть сбой в работе организма и измениться произношение некоторых звуков.
- Социальные. Если родители не обращают внимания на то, как разговаривает ребенок, не принимают своевременных мер по исправлению нарушения речи, картавость может остаться с ним надолго.
В случаях, когда движения языка сдерживает короткая уздечка, применяют оперативный метод. Но как показывает практика, они достаточно редки.
Возникают резонные вопросы: “Лечится ли картавость?” и “Как избавиться от нее и перестать картавить букву “р”?
Причем некоторые хотят быстро перестать картавить. Сразу оговоримся, что не картавить букву “р” за 1 день не получится — таких методик нет.
Труд, труд и еще раз труд в работе над собой способен привести вас к заветной цели!
Полезные советы:
Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ш» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ш».
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ш», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ш» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Особенности упражнений
История чистоговорок относит их к народному фольклору. Быстрые фразы были придуманы для игр и забавы. Раньше люди собирались по вечерам и организовывали себе досуг песнями, танцами, рассказами и быстрым проговариванием скороговорок. Поэтому быстрые фразы можно отнести к шуточному увеселительному жанру. Самые первые произведения скороговорок были опубликованы в 1862 году Владимиром Далем, именно он определил чистоговорки как учебный развивающий термин. В свою очередь, русский ученый в своем пособии выделил около 50 чистоговорок, они были направлены на образовательный процесс для детей.
Скороговорки на Р для взрослых
Смешные современные скороговорки для взрослых это также сложновыговариваемые короткие тексты, помогающие улучшить дикцию. Кроме того, зная такие скороговорки, можно при случае блеснуть своим умением выговаривать невыговариваемое.
***
Побрёл бобёр в бор. В бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе. Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.
***
На карнавале короновали клонированного крокодила.
***
Те, кто водят хороводы – хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов – хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов – хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов – хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов – хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами – антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов – квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
***
Те, кто говорят скороговорки – скороговоруны. Те, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы. Те, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы. Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы. Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги. Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги. Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!
***
Пришла к бармену Маргарита, попросила «маргариту». Бармен Маргарите говорит: «Нету в баре Маргарит».
***
Эволюционный эволюционист эволюций сэволюционировал эволюционную эволюцию, эволюционировавшую в эволюционоведение.
***
Арт «феррари» распиарят по спирали, Фееричный арт «феррари» – бренд-фурор, Распиаренный «феррари» – нереален, Финт в «феррари» – распиаренный мотор.
***
Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
***
Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.
***
Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок – от переработки.
***
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.
***
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
***
Оренбургский арендатор арендовал для своего друга адмирала арбалет.
***
Повстречались две подружки, две подружки – две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
***
Провокаторы притворяются пропагандистами. Трудно представить в пропагандисте провокатора.
***
Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
***
Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
Всем известно – если речь правильная, понятная и красивая, можно в жизни многого добиться. Скороговорки успешно в этом помогают, но эта цель не единственная у скороговорок. Они учат не только говорить быстро и чётко, но и вдумываться, вслушиваться в каждое слово
Ведь уметь думать и слушать – это тоже очень важно!
Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…
Предлагаю посмотреть познавательную и интересную информацию в других статьях на моём блоге:Скороговорки для развития речи детейСмешные загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки на логику с подвохомНовогодние загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки про зиму для детей. Развлечение и тренировка ума
А сейчас послушайте урок про весёлые песенки «Скороговорки».