Как научиться выговаривать букву р взрослому человеку
Содержание:
- Дополнительные методики
- Упражнения для буквы р для детей
- Немецкое произношение
- Скороговорки
- Ребенок не выговаривает букву Р
- Какие упражнения можно делать дома
- Важность упражнений для автоматизации буквы Р
- Полезная информация
- Упражнения для развития правильного произношения
- Развиваем речь
- Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
- Как научить ребенка выговаривать букву Р?
- Упражнения
- Процесс коррекции речи
Дополнительные методики
Когда произнести звук уже выходит, но он слышится недостаточно отчетливо, следует прибегать к постоянным тренировкам: повторять фразы и слова с «р».
Положительного результата на этом этапе удается добиться благодаря произнесению специальных скороговорок. Чем отчетливее слышится «р», тем быстрее необходимо стараться их произносить. Наконец, нужно научиться очень быстро и правильно говорить целые предложения.
Упражнения-скороговорки нужно сочетать с попытками произносить трудные для произношения слова. Когда удастся добиться некоторой отчетливости при произношении «р», задачу следует усложнить.
Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.
Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.
Достаточно обратиться к хорошему логопеду. Он подскажет правильное расположение языка при произнесении звука «р», научит многим упражнениям.
После такой помощи речь будет безупречной, безо всяких изъянов. Умение быстро и отчетливо произносить «р» благодаря общим со специалистом стараниям за последнее время стало достижением многих людей.
Упражнения для буквы р для детей
С детьми младшего возраста можно проводить упражнения с произношением слов со звуком р. Малыша, наверняка, заинтересует игра, в которой нужно воспроизвести звуки животных или транспорта (можно использовать мягкие игрушки и спрашивать, как рычит лев или медведь).
Примерно с этого же возраста можно разучивать стихи с буквой р. В специально подобранных нашим порталом «Мое Чудо» логопедических стишках она повторяется часто и в нужном порядке по отношению к другим звукам.
Помогут заинтересовать малыша и забавные загадки, как на этом видео:
Скороговорки с буквой р для развития речи
В них, как и логопедических стихах, подобран специальный набор звуков в определенном порядке. Чем меньше возраст, тем проще и короче должна быть скороговорка. Нужно разучить с ребенком всего 4-5 штук и повторять упражнение как можно чаще в течение дня.
Зарядка для языка
Положение языка при произношении буквы р может быть скорректировано с помощью артикуляционных упражнений, включающих разные движения языка и губ. Одни задания помогают растянуть уздечку и натренировать мышцу языка, другие – запомнить положение языка, третьи – направить воздух в верном направлении.
Немецкое произношение
Сказать «р» по-немецки можно тремя разными способами. Выбор нужного зависит от конкретного слова и окружающих этот звук букв. Ни один из них не встречается в русском языке, поэтому произносить их правильно нужно ещё научиться.
Первый вариант походит на лёгкую картавость. Звук не такой мягкий, как у французов, так как немецкий язык жёсткий. Это что-то среднее между парижским и российским произношением.
Второе звучание «р» в немецком шипящее. Оно также не имеет аналогов с русскими буквами, но напоминает мягкое «хь». Для того чтобы звук было слышно, произносить его нужно с форсированным резким выдохом.
Третий способ произношения рычащий. И он точно повторяет русский. Встретить его можно не во всех уголках страны, а на юге. Особенно распространён этот говор в Баварии.
Скороговорки
Очень эффективны скороговорки.
Они способствуют развитию речевого аппарата, улучшают произношение и память. Уча скороговорки, дети начинают выговаривать букву «р» раньше своих сверстников, что впоследствии упрощает процесс обучения в школе.
По мере роста и развития ребенка скороговорки нужно усложнять, но при этом добиваться их верного произношения.
Если же родители применяют все советы и рекомендации, как научить ребенка выговаривать буквы, но малыш продолжает картавить или искажать слова, то необходимо обратиться за помощью к специалисту, который выявит причину и поможет поставить звук «р».
Ребенок не выговаривает букву Р
Трудности с произношением буквы Р чаще всего возникают в тех семьях, где особого внимания на культуру речи никто не обращал. Для маленьких детей нет ничего, что бы они ни смогли сделать. Как доказано современными психологами и учеными, дети с года жизни уже могут освоить разом несколько иностранных языков и говорить на всех одинаково хорошо, главное только заниматься с ними. Поэтому классические проблемы с буквой Р сейчас являются следствием родительской невнимательности к собственной речи. Ребенок не выговаривает букву Р, что делать? Паниковать от этого не стоит, так как в основном проблема со сложными буквами кроется в плохой отработки артикуляционного аппарата ребенка, который к определенному возрасту должен развиться сам. Конечно, для того, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался, необходимо с ним заниматься и желательно с самых ранних лет, иначе уже в трехлетнем возрасте переучить его будет гораздо сложнее. По статистике, буква Р покоряется большинству детей самой последней только к пяти-шести годам.
Упражнения для буквы Р для детей
Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка говорить букву Р, родителям следует задуматься, насколько часто и эффективно они смогут заниматься с ребенком. Если они занятые люди, тогда имеет смысл обратиться к профессиональному логопеду, который будет вести и наблюдать вашего ребенка с самого начала занятий. Если же вы решили упрямую букву Р одолеть своими силами, тогда вам следует начать с простых занятий. Хорошим началом станет занятие с большим пальчиком малыша, который следует уложить под язык. Язык ребенка должен совершать движения вправо-влево и быть похожим на моторчик. Также хорошим упражнением для ребенка, который не выговаривает букву Р является чистка зубов с помощью языка. При этом упражнении необходимо следить, чтобы нижняя челюсть ребенка не двигалась.
Как научить ребенка выговаривать букву Р?
1.
Посетите стоматолога
Очень важно сразу исключить физиологические проблемы, которые могут заключаться в особом строении речевого аппарата. Например, часто мышцы лица ребенка не слишком хорошо развиты, или у маленького язычка короткая уздечка
При наличии определенных проблем врачи часто предлагают хирургическое вмешательство, и стоит задуматься над таким вариантом, поскольку иногда существуют случаи, при которых никакие речевые упражнения не помогают.
2.
Если обследование не выявило никаких патологий, скорее всего, у малыша просто слабо развит артикуляционный аппарат. Это тоже можно исправить. Посетите логопеда чтобы научить ребенка говорить букву Р. Именно он проведет обследование ребенка, убедившись в том, что у него отсутствуют нарушения, при котором может возникнуть поражение коры головного мозга. Если проблема заключается только в слабом артикуляционном аппарате, то логопед предложит различные упражнения, направленные на корректировку произношения буквы «Р».
3.
У врача вы можете узнать, как исправить букву «Р» в домашних условиях. Между прочим, сделать это вполне реально, ведь речевая гимнастика не требует никаких особых знаний:
- попросите ребенка пощелкать языком, изображая лошадь;
- поиграйте с ребенком в машинку, чтобы он изображал моторчик;
- научите малыша сворачивать язык в трубочку.
4.
Очень важно обратить внимание на произношение букв «З» и «Д», поскольку они очень похожи с «Р». Пусть в вашей повседневной жизни будут присутствовать слова с максимальным количеством этих букв. Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву
Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи
Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву. Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи.
Проявите настойчивость и терпение для того чтобы избавить ребенка от возникшей проблемы, и в будущем он сможет общаться правильно и без особых проблем.
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Важность упражнений для автоматизации буквы Р
После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.
Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.
Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители
Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками
Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру
Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.
После этого несколько раз громко и четко произносят «р».
Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.
Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.
Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.
Мимическая гимнастика
Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.
- Движение бровями вверх и вниз.
- Улыбка с напряжением щек.
- Растягивание губ в широкой улыбке.
- Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.
Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.
Дыхательная гимнастика
Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».
Свечка
Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.
Мыльные пузыри
Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.
Собачка
Быстро дышат, высунув язык.
Подводная рыбалка
Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.
Постановка с механической помощью
В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.
Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».
Упражнения для улучшения речевого слуха
Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.
Картинки
Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.
Хлопки
Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.
Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.
Полезная информация
- Если ребенок болен или по какой-то причине отказывается заниматься, не нужно давить на него и следовать правилу регулярности. Так можно совсем отбить охоту у маленького труженика.
- Нужно постараться заинтересовать малыша и сделать занятия максимально веселыми. Игра – это самый лучший способ достичь хорошего результата в небольшие сроки.
- Если ребенок в 5 лет все еще затрудняется произносить некоторые звуки, это является главным поводом обратиться к логопеду. Квалифицированный специалист проверит тонус языка, уздечку, фонематический слух, и после этого назначит комплекс занятий на исправление выявленных дефектов речи.
Упражнения для развития правильного произношения
Перед выполнением упражнений родителям следует подготовить речевой аппарат малыша к предстоящим нагрузкам. Проводить тренировки с целью развития артикуляционного аппарата можно как несколько минут, так и уделять им до получаса в день. Главным условием их выполнения является регулярность и проведение занятий несколько раз в день. Взрослые должны учесть тот факт, что для получения ожидаемого результата, ребенку должны нравиться занятия и он должен получать удовольствие и положительные эмоции от процесса.
Лучшим упражнением для развития мышечной системы речевого аппарата является гримасничанье. Его можно превратить в интересную для ребенка игру, которая принесет ему существенную пользу. Малыш с большим удовольствием будет повторять за родителями гримасы различных животных, сворачивая язык в трубочку и пытаться достать им до кончика носа.
После разработки речевого аппарата можно приступать непосредственно к практике, то есть пытаться научить ребенка произносить букву «р» отдельно от слов. К примеру, можно попросить ребенка сымитировать рычание волка, тарахтение трактора и прочие похожие звуки. При этом крохе нужно доступно объяснить, какое положение во рту должен занимать язык, а также в каком отношении к небу он должен находится и насколько сильно следует размыкать губы при произношении буквы. Во время произношения, язык должен слегка прикасаться к небу, располагаясь рядом с деснами. Однако, если учитывать разное строение рта, гортани и челюстей, его положение может быть несколько иным.
После того как ребенок научится отдельно произносить букву «р», его нужно научить встраивать ее в слоги, а затем сдваивать и страивать их. Родители должны придумать что-то вроде ритмичного стиха, чтобы его было весело повторять или даже распевать. После этого можно приступать к комбинации слогов с буквой «р», а потом учить карапуза произносить отдельные слова, которые на нее начинаются. Если малыш успешно справится со всем описанным выше, то он научится выговаривать букву «р» без каких-либо проблем и сложностей.
Развиваем речь
Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.
Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:
- Короткая подъязычная уздечка.
- Звук не автоматизирован.
- Ребенок подражает тем, кто неправильно выговаривает звук.
- Фонетический слух недоразвит.
- Малыш заменяет этот звук на другой.
- Расстройство речи, которое связано с поражением коры головного мозга. В данном случае нужен комплексный подход не одного специалиста.
Как научиться выговаривать букву Р
Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.
В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.
Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.
Индюк
Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.
Грибок
Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.
Лошадка
Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.
Маляр
Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.
Вкусное варенье
Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.
Скороговорки для объединения звуков Л и Р
Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.
Скороговорки для постановки звуков Рь и Р
Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.
Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:
- разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
- чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
- проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
- не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
- очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.
Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.
Как научить ребенка выговаривать букву Р?
Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:
- Определить причину проблемы.
- Предложит варианты решения.
- Составить индивидуальную программу.
Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы
Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.
Что должен знать каждый родитель о звуке
Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.
В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.
Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения
Почему дети не выговаривают «Р»
Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:
- Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
- Заболеваний слухового аппарата.
- Плохое развитие речи.
- Короткая уздечка на языке.
Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:
- В словах не слышно .
- При произношении звука получается горловой звук.
- В словах слышится носовой .
- Звук выходит по типу мягкого всегда.
Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .
Возрастные нормы картавости
Дети произносят правильно звук в таких случаях:
- Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
- Связки во время произношения вибрируют.
- Язык касается корней передних зубов.
- Зубы не сжаты.
- Между небом и языком проходит воздух.
- Губы не замкнуты.
Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.
Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.
Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!
Последствия картавости:
- Насмешки сверстников.
- Проблемы в изучении иностранных языков.
- Плохой почерк.
- Слабый аппетит.
- Нарушение дыхательной функции.
Гимнастика для развития мышц ротовой полости
ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости
Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.
Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:
- Массаж ротовой полости.
- Гимнастика.
- Упражнения для укрепления мышц языка.
- Делать вибрации языка приспособлениями.
В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:
- Цоканье языком.
- Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
- Высовывая язык произносить звук .
- Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
- Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .
В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду
Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.
Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов
Упражнения
Весь комплекс упражнений можно условно разделить на этапы:
- Артикуляционная (речевая гимнастика). Такие занятия тренируют разнообразные мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек) и подготавливают их к произношению сложных звуков. При этом тренируется выдох, растяжение уздечки, укрепление языка в поднятом положении.
- Развитие фонематического слуха. Ребенок учится слушать и переводить звуки окружающей среды в речь.
- Собственно постановка звука «Р». Производится, когда малыш освоил различные техники речевой гимнастики.
- Автоматизация произношения. Эта техника нужна для введения «Р» в беглую речь.
В следующей таблице описано, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно.
Этапы освоения звука «Р»
Название техники
Упражнения
На что нужно обратить внимание
Подготовительный
Артикуляционная гимнастика.
Тренировка выдоха.
Нужно следить за плавностью и неспешностью совершаемого выдоха
В то же время, выдох должен быть достаточно интенсивным и мощным.
Плавно надуть-сдуть щеки.Медленно подуть на огонек свечи.Подуть на ручки, как будто согревая их.Шарик от пинг-понга загнать в условленные ворота с помощью мощного точного выдоха.Развитие фонематического слуха.
Изобразить, как чувствует себя человек, когда ему холодно, произнести утрированно «б-р-р-р», тигр рычит «р-р-р», машина заводится «д-р-р-р».
Важно озвучивать каждое звуковое событие или слово, выделяя интонационно именно трудный звук.
Произнести слово и попросить малыша хлопнуть в ладоши, когда он слышит слово со звуком «Р».Развитие языка и губ
Каждое упражнение повторяется минимум по 5 раз за одно занятие.
Заборчик. Ребенку нужно растянуть рот в улыбке, чтобы все зубы было видно
Проводить языком по зубам влево-вправо.
Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал сильно губы. Выполнять упражнение нужно медленно.
Окошко. Нужно широко открыть и закрыть рот.
Трубочка. Вытянуть губы трубочкой.
Часики. Кончиком языка постучать попеременно по правому и левому уголку рта.
Рот растянуть в улыбке.
Качели. Ребенок широко раскрывает рот, двигает языком вниз-вверх, попеременно касаясь зубов. Задерживает язык у верхних зубов на 10 секунд.
Рот открыт.
Лошадка. Языком пощелкать по нëбу, копируя бег лошадки.
Рот растянут в улыбке.
Запуск звука «Р»
Постановка правильного произношения звука и закрепление языка в нужном положении.
Грибочек. Выполняя предыдущее упражнение, остановить язык, прижимая его к верхнему нëбу на 10 секунд.
Язык должен быть напряжен, кончик расслаблен и совершает вибрирующие движения.
Автоматизация «Р»
Соединение правильного «Р» с гласными звуками.
Прижать к нëбу язык, под него поставить указательный пальчик. Сильно подуть на язычок в таком положении, произнося «дддд». В это время пальчиком нужно совершать частые движения вправо-влево.
Варьируются данные звуки, каждый слог доводится до автоматизма.
Произнести несложные звукосочетания «дра», «дру», «дро», «тра», «тру», «тро».
Позднее убирать начальные звуки и оставить только «ра», «ро», «ру».
После того, как звуки отточены, вводятся слова. Начать нужно со слов, которые начинаются на звук «Р» или «Тр».
Ввести обратные слоги «ар», «ур», «ор».
Потом можно ввести слова, где «Р» стоит посередине, далее в конце.
Рак, трава, рубашка, рука. Корова, порог, забор.
Параллельно нужно учить ребенка различать твердое и мягкое «Р».
Катер-море, сапер-коряга.
Для смягченного «Р’» язык надо прижимать ближе к нëбу и выдвигать ближе к зубам. Для произношения твердого звука язык нужно расслабить и расположить немного глубже.
Придерживаясь определенного порядка в действиях, можно добиться хорошего результата. Надо сразу нацелиться на длительную и терпеливую работу с ребенком и не спешить – это залог успеха в таком непростом деле.
Процесс коррекции речи
Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:
• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.
• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.
• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.
• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.
• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким
При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться
• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.
• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.
• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.
Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.
«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».
Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:
• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.
• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».
При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.
«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».
В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.
Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.
Еще один способ — постановка «р» через «с»
Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе
Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».
Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.
pexels.com  /