Скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых
Содержание:
- В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?
- Детские скороговорки для развития речи короткие
- Длинные скороговорки
- Примеры
- Как убрать морщины на лбу
- Использование ритмичных предложений
- Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
- Как развить дикцию
- Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет
- Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции
- Что такое дикция и зачем ее развивать
- Химик — ЦСКА, гол Дзагоева
- Лучшие скороговорки Даля
- Скороговорки для развития дикции
В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?
Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:
— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.
Фото: unsplash.com
— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.
Детские скороговорки для развития речи короткие
(Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
(В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
(Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
(К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
(К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
(К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
(К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
(К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
(К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
(П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
(П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
(П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
(П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
(П,х) — Осип охрип, Архип осип.
(П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
(Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
(Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
(С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
(С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
(К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
(П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
(Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
Скороговорки для развития речи на букву «р»
(Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.
(Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
(Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
(Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
(Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
(Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
(Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
(Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
(Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.
(Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
(Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Длинные скороговорки
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове. Технология шишкосушения: после шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
Те, кто водят хороводы, — хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов, — хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов, — хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов, — хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов, — хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами, — антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов, — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Примеры
Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».
Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.
На-на-на, на-на-на – Стала белая она.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.
Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.
Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.
Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима
Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.
Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.
Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.
Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.
Как убрать морщины на лбу
Косметические средства
Морщины появляются из-за недостатка в тканях лица коллагена и эластина. Потому средства должны их синтезировать. Для этого в их составе должны быть следующие компоненты:
- Проксилан,
- Аргирелин,
- Витамин C,
- Ретинол.
Но следи за тем, чтобы в составе не было силиконов или восков. Производители любят добавлять их в средства с лифтинг эффектом, так как они дают почти мгновенный результат. Но он поверхностный и не прорабатывает проблему глубоко. Эти компоненты закупоривают поры, что может вызвать воспаления.
Салонный уход
Если ты придешь в салон, то там тебе предложат несколько процедур:
- Массаж — лифтинг-массаж и массаж, расслабляющий мышцы;
- Инъекции — сначала вкалывают ботокс, чтобы обездвижить мимику, а потом заполняют глубокие складки гиалуроновой кислотой;
- Аппаратные методы — не дают как такового результата, но дополняют другие методы.
Использование ритмичных предложений
Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи. Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.
Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи
Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи
Как правильно подбирать?
Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.
Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.
Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют
Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.
Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.
Примеры
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…
Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
Великий режиссер и педагог К.С
Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни
О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».
Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.
Приходите в театральную студию Бенефис.
Мы научим вас:
- Как сделать свой голос сильным и уверенным
- Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
- Как снять зажимы и раскрепоститься
- Как научиться импровизировать
- Как работать с камерой
- Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
- И многое другое
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим обучающие уроки в двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.
Как развить дикцию
Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?
1. Разминка
Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.
Пример:
- Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
- Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
- С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
- Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
- Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
- Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
- Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).
2. Произношение отдельных звуков
- Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
- Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
- Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
- Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
- Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).
3. Постановка дыхания
Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы
Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую
5 повторений с каждой ноздрей.
Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.
4. Скороговорки
Существуют два типа скороговорок:
- для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
- для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).
Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.
5. Тренировка диафрагмы
Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:
- На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
- Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.
Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет
(Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
(Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
(В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
(В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
(К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
(П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
(С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
(Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
(Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
(Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
(Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
(Ш,м) — Яшма в замше замшела.
(Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
(Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
(П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
(К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
(Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
(Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Малые фольклорные жанры с раннего детства входят в жизнь человека
Колыбельные, потешки, пестушки вызывают интерес во младенческом возрасте, а вот скороговорки привлекают внимание на протяжении всей жизни.
Ведь скороговорка – это интересная фраза с подбором звуков, трудных для произношения, которая быстро и четко проговаривается
Существует огромное количество различных скороговорок. Их можно поделить на простые и сложные. Простые предназначены для усовершенствования выговаривания только одного звука. Намного сложнее научится проговаривать сочетание трудных фонем либо различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки. Они также делятся на короткие, состоящие из одного слова и длинные – складываются из нескольких слов, бессюжетные и с сюжетной линией, написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной категории – детские и взрослые.
Значение скороговорок переоценить сложно
Они помогают развивать хорошую дикцию, улучшают память, расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание. Разучивать скороговорки можно начинать когда ребенок только научился говорить
Сначала он будет слушать, но со временем захочет повторить. Выбирать нужно забавные стихи, с занимательным сюжетом дабы заинтересовать малыша. Такие скороговорки-рифмы будут интересны и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя произносить их надо быстро, но они обучают малыша проговаривать фразы медленнее, не «проглатывая» окончания, чтобы его поняли.
Скороговорки – это еще и забава. Ведь чтобы правильно ее выговорить нужно повторить несколько раз иногда совершая ошибки. Хорошо посмеяться вместе, над словами, которые не получаются. Но здесь скрывается еще один смысл. Ребенок учится воспринимать маленькие неудачи, в виде корявых слов. Он видит, что и старшие делают похожие ошибки. Такая совместная работа научит детей не так болезненно воспринимать промахи в будущем.
Необходим и правильный подход к разучиванию скороговорок. Для начала нужно понимать, что для ребенка это должно быть игрой. Выбор надо остановить на интересных и полезных стишках. Для маленьких выбирать надо легкие и простые, а для старших – посложнее. Сперва скороговорку нужно медленно прочитать либо рассказать, четко выговаривая все звуки. Затем выучить ее наизусть, проговорить безмолвно, затем шепотом. Только после этого рассказать вслух неспешно. А с каждым следующим разом ускорять темп. Уже через некоторое время ребенок с легкостью будет произносить заковыристые предложения.
Основные правила тренировок со скороговорками для развития дикции
Если вы решили использовать скороговорки для развития речи и дикции, то следует придерживаться некоторых правил в работе. Вот основные из них:
-
- Первоначально не используйте в занятиях самые сложные и большие скороговорки. Берите короткие фразы.
- С новыми текстами работайте медленно и вдумчиво. Не спешите! Читайте по слогам. Чётко проговаривайте каждое слово. Следите за тем, насколько ритмична ваша речь.
- Отталкиваясь от того, насколько вы продвинулись в занятиях вперёд, наращивайте темп.
- Стремитесь постепенно проговаривать фразы на едином дыхании.
- Чтобы сделать тренировки более эффективными и разнообразными, выученные скороговорки стоит произносить на разный манер, женским или писклявым, детским или хриплым, мужским или старческим голосами. Можно пропеть фразы на разные мотивы.
- В занятиях над дикцией очень помогает зеркало. Попробуйте сперва негромко проговаривать тексты перед ним. Потом делайте работу беззвучно. Далее переходите на шёпот.
Обратите внимание! Когда будете проговаривать тексты шёпотом, следите за тем, чтобы слова были разборчивы и понятны. В этом вам может помочь диктофон
Привыкайте записывать свои занятия. Это очень полезно, так как помогает отследить прогресс и выявить явные промахи в работе.
- При развитии речи и улучшении дикции учитесь ставить перед собой задачи, а не просто проговаривать скороговорки. Попробуйте с помощью интонации во время произнесения текста выразить грусть, удивиться, кого-то поругать, возмутиться, продемонстрировать радость и т. д. Также во время занятий пробуйте двигаться: делать прыжки, танцевать, приседать, боксировать и выполнять другие действия. Главное – подходите к тренировкам со скороговорками для улучшения дикции у взрослых с удовольствием, прямо как ребёнок! Тогда всё получится!
Есть и ещё одно важное правило работы над хорошей дикцией. При проговаривании текстов нужно сделать акцент на резком подчёркивании окончаний в словах
Это сделает вашу речь более чёткой и внятной. Но не утяжеляйте согласные звуки. Старайтесь просто активизировать их.
Что такое дикция и зачем ее развивать
Слово “дикция” произошло от латинского dictio, что переводится как “произношение”. Под дикцией мы подразумеваем произнесение различных звуков в соответствии с нормами языка. Чем четче и красивей получаются эти звуки, тем лучше у человека дикция.
Хорошая дикция нужна не только актерам, ведущим и ораторам. Речь – главное средство общения между людьми. Причем формальный аспект речи не менее важен, чем содержательный. То есть значение имеет не только то, что человек говорит, но и то, как он говорит. Даже самые правильные мысли могут не найти отклика в душе у собеседника, если они сказаны кое-как.
Другое дело – красивая плавная уверенная речь
Она захватывает внимание и заставляет прислушаться независимо от того, что с помощью нее сообщается. Поэтому хорошая дикция является дополнительным козырем во всех сферах, связанных с общением
Будь то личная жизнь или дружба, учеба, работа и так далее.
Химик — ЦСКА, гол Дзагоева
Лучшие скороговорки Даля
-
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
-
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
-
Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.
-
Около кола три хвоя вьются.
-
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
-
По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
-
Выдерни лычко из-под кочедычка. Лычко из-под кочедычка.
-
Сенька везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньку в лоб.
-
Семь те стрел каленых, страшилище.
-
На́ семеры сани, по семеры в сани.
-
На улице с лаптем, с девятериком – нам не до лаптей, не до девятериков.
-
Сыворотка из-под простокваши.
-
В один, Клим, клин колоти.
-
Из-под кислого молока, из-под простокваши.
-
Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
-
Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
-
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
-
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
-
Бежит кошка по небу, догоню да поиму.
-
Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!
-
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
-
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
-
Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
-
Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
-
От топота копыт конска.
-
От топота копыт пыль по полю летит.
-
У сыра дуба, у суха сука́, белошерста су́ка.
-
Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
-
Сшит колпак, вязен колпак, да не по-колпаковски.
-
Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
-
Полчетверта́ четверика гороху, без червоточинки.
-
Стои́т стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена: пришел хват подъявить; подъявил и выявил.
-
Худ едет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.
-
Нашего пономаря не перепономаривать стать.
-
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
-
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
-
Стои́т поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
-
Здорово, отеч, братеч, сестрича, приятель, друг, – скажи челобитье поклон: прости, отеч, мать, дедка, батюшка, братеч, сестрича, птича, курича.
-
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
-
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
-
Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
-
Летят три пичужки, через три пусты избушки.
-
Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!
-
Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.
-
Ползет глиста по шесточку, глони, глиста, песочку!
-
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
-
По двору, подворью, в добром здоровье.
-
Как-то нам будет перед антихристом-то стоять.
Скороговорки для развития дикции
А
А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.
Б
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
В
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Проворонила ворона вороненка.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Г
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Гонец с галер сгорел.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Д
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Скороговорки — упражнения для дикции
Е
Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.
Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Ж
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
З
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера — зеркала Из зеленого стекла.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
И
Инцидент с интендантом.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
К
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.
Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.
Л
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
М
Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
Н
Не мы ли на Ниле налима ловили?
Наш Наум себе на уме.
П
Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.
Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Р
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
С
Сух сук нес барсук.
Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.
Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи
Т
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.
У
Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»
Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!
Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.
Ф
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.
У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.
Х
Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.
Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.
Ц
В цветнике цветут цветы.
Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.
Ценит цепь косец по косовице.
Ч
Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!
Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.
Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.
Ш
Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.
Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.
Щ
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Щёголь-щегол над чащобой щебечет.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Ю
Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.
Я
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.