Календарь развития ребенка по месяцам до года

Содержание:

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Полезные советы

Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.

Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.

Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.

Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.

Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите тест>>>

  • Когда ребенок начинает переворачиваться?
  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Сколько раз какает месячный ребенок?

Шестой месяц

В полгода малыш разительно отличается от новорождённого. Он проявляет признаки самостоятельности, характера, двигается ползком и уже не столь зависим от родителей.

Анатомо-физиологическое развитие

Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет ему садиться без чужой помощи и даже вставать, держась за опору, поскольку обладает более сильной мускулатурой и крепким позвоночником.

Пищеварительная система детей теперь способна синтезировать ферментативные вещества, необходимые для разложения белков. Формирование зрительной функции, фактически завершено, и дети видят предметы и людей, предельно, чётко.

Психическое и интеллектуальное развитие

В шесть месяцев дети хотят и могут много общаться, поскольку они достигли определённого уровня психической и умственной зрелости. Кроме того, они, крайне, быстро схватывают любую информацию и готовы к обучению.

Возрастные особенности

Данный аспект детской личности представлен новыми, важными качествами: • у ребёнка появляются свои собственные черты характера; • повысилась координация движений, усилилась память и внимание малышей; • груднички осваивают новые для себя мыслительные процессы (причина, следствие); • знают своё имя и имена домочадцев. Также в этом возрасте происходят ещё два серьёзных события – у детей режутся первые зубки, и их начинают прикармливать

Также в этом возрасте происходят ещё два серьёзных события – у детей режутся первые зубки, и их начинают прикармливать.

Важно понимать, как происходит развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш на определённом этапе. Это даёт возможность направлять его активность в нужное русло, устранять причины отставания, поддерживать физическое и умственное здоровье в безупречном состоянии

Месяц шестой

В полгода у маленького сони немного изменяется ритм дня. К тому же именно в 6 месяцев развитие ребенка происходит очень быстро и стоит заранее подготовиться.

Что малыш уже умеет в 6 месяцев:

  1. Уже ползает уверенно по-пластунски. Поэтому надо следить за предметами на полу и в зоне досягаемости. Кроха может подобрать все, что угодно, особенно ярких цветов.
  2. Ненадолго его можно усаживать в позу «полулежа». Чаще всего дети в полгода еще не могут сидеть сами, но такие случаи частенько прослеживаются у физически быстро развивающихся.
  3. Пытаются встать на коленки из положения «лежа на животике». Это тот самый период, который готовит ребенка к ползанию на коленках. Затем малыш раскачивается в позе «попа к верху». Это говорит о правильном развитии. К случаю, если у него начало это проявляться заметно раньше, можно радоваться — ведь грудничок опережает нормы развития. Опять же у всех это сугубо индивидуально. Как и с речью, один говорит уже до года многие слова и фразы, другой — только слогами и простыми словами.
  4. Предметы берет в руку уверенно, перекладывает из руки в другую.
  5. Может ломать все вокруг, чтобы изучить, и класть в рот. Стоит исключить мелкие детали, которые легко оторвать и отломать.
  6. Узнает многие предметы: ложка, чашка. Учится из них пить с помощью мамы (необходимо придерживать кружку крохи, когда он пьет).
  7. Начинает активно развиваться интеллект. Малыш начинает связывать действия с последствиями: бросить предмет — он упадет, потрясти погремушку — будет звук.
  8. Начинает уверенно произносить слоги, начинает пробовать произносить согласные «ф», «д», «с» и т.д.

Совет родителям: следите внимательно за ребенком. На этом периоде может замедлиться или ускориться развитие. Но не паникуйте, если что-то идет не так, как у друзей. Развитие может приостановиться в силу особенностей, даже если до этого он развивался быстрее.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним

Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения

Педиатры дают такие рекомендации родителям:

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Двенадцатый месяц (1 год)

В годик малыш обладает личными чертами характера, взглядами на жизни и собственным мнением. Это маленький независимый человек, который стремиться к самостоятельности и новым открытиям.

Что происходит с детским организмом в год

Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год) ознаменовывается его взрослением, как физическим, так и умственным. У него уже около 10 молочных зубов, стопы похожи на ноги взрослого человека, не считая временного плоскостопия, он в течение получаса, а иногда, и больше, может быть увлечён любимой игрой, поскольку, анатомически, у него развиты полушария мозга и нервная система.

Особенности психического и интеллектуального созревания

Малыш стремительно развивается в умственном плане, у него вырабатываются свои личные предпочтения и вкусы, и в этот момент необходимо правильное понимание его интересов в воспитательных целях. Дети знают в лицо и могут назвать по имени всех своих членов семьи, домашних питомцев, могут помочь маме по хозяйству. Речь их становится понятнее, а сами они готовы отвечать на заданные им вопросы, вполне, адекватно.

Оценка годового развития

Большинство детей этого возраста способны:

• стоять и ходить без поддержки; • забираться и спускаться с возвышения; • использовать игровые блоки для разумного строительства; • играть в сюжетные игры, подражая взрослым; • проявлять характер и показывать свое недовольство; • пользоваться столовыми приборами и пить из кружки.

На самом деле, детишки умеют множество других вещей, которыми безмерно радуют своих родителей. Примерно, в таком режиме происходит развитие ребенка до года по месяцам, постепенно превращая зависимого от мамы новорождённого в самостоятельного и активного малыша.

Календарь развития ребенка по месяцам до года позволяет следить за физическим и психоэмоциональным состоянием малыша, вовремя принимая меры, если возникнут какие-то проблемы. Можно только посоветовать, чтобы родители не устраивали соревнования, когда наблюдается более интенсивный рост одних детишек, а другие немного отстают по стандартным показателям.

Некоторые различия существуют и в морфогенезе детей разного пола. Известно, что мальчики, как правило, крупнее, зато в психическом отношении девочки несколько опережают их, правда, не на много, всего на пару недель. Кроме того, у маленьких представительниц прекрасного пола раньше формируется костная система.

В дальнейшем, в том числе, по причине индивидуальных особенностей, дети будут расти и совершенствовать свои навыки неравномерно, вот почему так важно контролировать развитие ребёнка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш, в основном, связано с заложенными генетическими программами, но это не отменяет участия родителей в стимулировании важных процессов. Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)»

Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

Всего вам доброго!

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее

Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова

У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями

Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки

На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Приблизительный график развития малышей в течение первого года жизни

Возраст Физический этап Психо-эмоциональный этап Речевой этап
1 Старается приподнять голову Может недолго следить за предметом Тихонько гулит
2 Улучшает координацию Следит за предметом в движении Когда хорошо себя чувствует, может непродолжительно гулить
3 Легко держит голову Поворачивается на звук Гулит уже дольше
4 Следит за движением предметов Различает маму Начинается первое лепетание
5 Переворачивается, ползает Различает незнакомые голоса Может начать произносить первые слоги
6 Быстро ползает Показывает радость или недовольство Активно лепечет и произносит разные слоги
7 Может сидеть, опираясь на что-то Знает слово «нет» Активно лепечет и произносит разные слоги
8 Сам сидит, встает, ходит с опорой Осваивает новые эмоции Говорит первые несложные слова
9 Увереннее ходит с опорой Выполняет простые просьбы Много говорит на своем языке, вставляя короткие простые слова и слоги
10 Может сесть сам, старается ходить Имитирует выражение лиц взрослых Произносит больше простых слов
11 Сам встает и приседает, может поднять предмет Может указать предметы или часть лица Начинает говорить простые слова, выражающие его желания
12 Свободно двигается, ложится, встает, активно ходит Понимает речь, одобрение или запрет Много говорит, употребляя освоенные слова, и осознанно называет близких

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам

Развитие каждого ребенка – уникальный процесс, который протекает со своими особенностями. Все же существуют общие нормы, на которые основываются, чтобы судить о том, что малыш хорошо развивается. Развитие мальчиков и девочек до года может отличаться в несколько месяцев, но это не значит, что кто-то из них запаздывает в познании себя и окружающего мира. Разница между полами – утвержденная норма.

8 месяцев

Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.

Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.

Рост и вес

Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Рекомендации

Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.

Мнение доктора о том, стоит ли использовать , вы можете узнать из его передачи.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.

Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания

На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, — это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша  первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Первый месяц

На протяжении 30 первых дней после появления на свет важной задачей детского организма является приспособление к новым условиям жизни. Сначала малыш избавляется от избыточной жидкости, а затем, адаптируясь к новому виду питания, начинает прибавлять в весе по 20-30 г за день

Анатомо-физиологическое развитие

Перестройка организма, привычным для которого являлось осуществление всех функций внутри материнской утробы, приводит к следующим важным переменам:

• в самостоятельном режиме начинает работать эндокринная система; • ребенок учится дышать и лёгкие его расправляются; • меняется состав крови и устанавливается более интенсивное кровоснабжение органов; • вследствие употребления молока матери, в организме формируются колонии полезных бактерий, формируется иммунная система и налаживается пищеварение.

Формирование психики и моторной функции

Осязательные, зрительные и слуховые органы малыша есть у него с рождения, и благодаря этому, развитие ребёнка в 1 месяц дополняется совершенствованием нервной системы и мозговых полушарий. В связи с этим, он может двигаться, сосать молоко, наклонять головку, сгибать ручки и ножки. Разумеется, такой активности способствуют и рефлексы, присутствующие у новорожденного.

Особенности первого месяца

Родителям следует знать основные моменты, важные для первого месяца жизни:

• все действия младенец совершается рефлекторно; • спит от 16 до 20 часов и питается до 12 раз в сутки, в том числе, и ночью; • учится держать головку, находясь на животе; • воспринимает звуки и запахи; • умеет фокусировать взгляд на статичных объектах на несколько секунд.

Ребенок позитивно реагирует на присутствие матери, определяя её присутствие по запаху, голосу и прикосновениям.

Психические и когнитивные навыки: что важно

Стадии развития ребенка до года прописаны на основании средних показателей. Есть дети-торопыжки, есть те, кто осваивает все несколько медленнее. Но чаще всего малыши преуспевают в одном и немножко отстают в другом – например, физическое развитие опережает когнитивное или наоборот.

Неравномерность – нормальное явление, если в целом стадии развития ребенка до года проходят достаточно своевременно

На что обращать внимание?

  • Комплекс оживления может возникать уже в конце первого месяца и обязательно должен появляться в два: малыш при приближении объекта или предмета, новых звуках сначала замирает, сосредотачивается. Затем начинает двигать ручками и ножками, строить рожицы, улыбаться, произносить всяческие звуки, похожие на гуление, дыхание и сердцебиение учащаются.
  • Если первые признаки появления комплекса оживления с замиранием и фиксацией можно не заметить, то пропустить его полный комплект невозможно, настолько это бурная реакция.
  • Появление социальной улыбки в два месяца: это не случайные гримаски у грудничка, а улыбка, которая появляется при виде родных. С этого времени общение с близкими становится важнейшим занятием для ребенка: исследования доказали, что именно социальные контакты до года – залог успешного раннего развития детей.

Отсутствие комплекса оживления и улыбки – повод для обязательного обследования у врача!

  • Гуление и лепет – важнейшие этапы, первое становление функции речи. Если данные стадии развития ребенка до года не появляются, это указывает на серьезную проблему. Необходимо проверить слух ребенка и его неврологическое здоровье.
  • Развитие мелкой и крупной моторики также указывает на соответствие нормам: в три месяца ребенок старается схватить и удерживать легкие предметы в руках, к полугоду способен не только хватать то, что предложат, но и тянуться к игрушкам, подползать к ним, умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую.
  • Удержание головки на весу – маркер развития, который появляется в месяц. К трем малыш может приподнимать голову и плечики, опираясь на согнутые ручки. Перевороты на живот и на спинку в норме осваиваются к четырем месяцам.
  • К шести положено уметь вставать на четвереньки и раскачиваться – это предпосылки ползания. В 10 месяцев начинается ходьба с опорой, а в среднем к году большинстве детей способны сделать первые шаги без поддержки.  

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Календарь развития ребенка от года до трех лет

Возраст Зрительное восприятие Слуховое восприятие Двигательные навыки Речевое развитие
Год Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.

В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность.

Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.

Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи.

Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития.

Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов.
Полтора года Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким.
Два года У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок.
Три года Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми.

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц развития ребенка очень важен, и одновременно прост и сложен. С одной стороны, большую часть суток малыш спит и просыпается только, чтобы покушать. С другой – маме нужно время, чтобы изменить и подстроить под младенца свое время, быт, да и себя саму, пожалуй. Организм новорожденного очень чувствителен

В этот период карапузу необходимо внимание со стороны родителей. Главное желание – телесный контакт с мамой

Мышцы у крохи еще очень слабые, если внимательно присмотреться, можно периодически наблюдать подергивание мышц. Но все это вполне нормально и допустимо, а потому причин для переживаний нет.

Внимание! Очень важно запомнить, что новорожденного нельзя класть строго на спинку, допускается только лишь на бок. Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода

Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз.

Движения месячного ребенка хаотичны, может сосредотачивать свой взор, наблюдается первая улыбочка. К концу первого месяца, карапуз, лежа на животике, начинает пытаться приподнимать головку. Чтобы укрепить мышцы шеи и спинки, рекомендуется выкладывать кроху на животик перед каждым кормлением, разве что, исключая ночное.

  • Прибавка массы тела: в среднем на 600 граммов
  • рост увеличивается примерно на 3 см.
  • Режим кормления: по требованию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector