Лучшая гимнастика для улучшения и сохранения зрения

Упражнения Норбекова для зрения

Мирзакарим Норбеков – деятель нетрадиционной медицины предлагает специальную методику для восстановления зрения, основанную на практике восточных лекарей и современных достижениях.

В основе лечения Норбекова заложены психологические аспекты. Он считает, что человек, прежде всего, должен прекратить считать себя больным, слабым, должен избавиться от неуверенности в собственных силах.

Однако, Норбеков не считает собственную методику для восстановления зрения лечебной, он относит её к обучающим программам, хотя она включает не только принципы самовнушения, но и физические упражнения, большинство из которых взяты из проверенной годами методики для восстановления зрения Бейтса. Упражнения для зрения на самом деле помогают избавиться от ряда заболеваний при заболеваниях органов зрения.

Несмотря на то, что автор программы утверждает, что при помощи упражнений и внутреннего настроя можно побороть даже такие серьезные и необратимые нарушения органов зрения, как глаукома, катаракта, макулодистрофия, атрофия зрительного нерва, все же эффективность от упражнений в данном случае практически сведена к нулю.

Занятием по системе Норбекова нужно ежедневно выделять около часа. Перед тем, как приступить к упражнениям, нужно расправить плечи, широко улыбнуться, для заряда позитивной энергии.

Комплекс упражнений Норбекова разделен на несколько типов: на разведение осей зрения, для укрепления и расслабление разных зрительных мышц.

Упражнения для зрения по методу Норбекова:

  1. Выполнить круговые движения глазами, вверх-вниз, влево – вправо.
  2. Сфокусировать взгляд на пальце, медленно приближать и удалять руку от кончика носа (взгляд должен следить за пальцем). После этого посмотреть на кончик носа, потом влево, снова на кончик носа и вправо.
  3. Наклеить на стекло небольшую наклейку (размером с почтовую марку). На расстоянии 25 см от стекла поочередно смотреть на наклейку и за окно (необходимо выбрать максимально удаленный от окна предмет).
  4. Взгляд сфокусировать на пальцах около носа, затем развести пальцы, при этом левый глаз должен наблюдать за пальцем с левой стороны, а правый глаз, соответственно, с правой стороны.
  5. Частое моргание, закрытие глаз ладонями (пальминг).

Кроме гимнастики для глаз Норбеков разработал уникальную методику под названием «дыхание глазами», постигнуть которую самостоятельно практически невозможно (только на специальных тренингах, проводимых автором)

Также особое внимание уделяется упражнениям с использованием таблиц, которые разработал Норбеков

Автор программы отмечает, что для эффективности упражнений необходимо медитировать, заниматься самовнушением. Также автор отмечает основную роль позитивного настроя, веры в успех, целеустремленности во время восстановления зрения.

Стоит сказать, что метод Норбекова имеет противопоказания: эпилепсия, алкогольная, наркотическая зависимость, психические заболевания, беременность, также не рекомендуется заниматься по системе людям, перенесшим инсульт, инфаркт, поскольку занятия оказывают сильное воздействие на психическое и эмоциональное состояние, в значительной степени изменяет мировоззрение человека.

Кроме этого, нет доказательств безвредности данной методики, некоторые специалисты считают разработки Норбекова сектантскими. Но, несмотря на это, официальная медицина не отрицает пользу и эффективность упражнений для глаз, а также важную роль позитивного настроя во время лечения.

Упражнения для глаз при близорукости

Только при регулярном выполнении глазной зарядки возможно улучшить зрение при близорукости упражнениями. Гораздо полезнее будет снизить интенсивность упражнений, нежели частоту тренировок.  

Пациент, у которого близорукость, с трудом видит объекты, расположенные в отдалении и хорошо те, что рядом. На дальнем расстоянии картинка становится размытой. Причина недуга связана с увеличением глазного яблока. Картинка при миопии попадает не прямо на сетчатку, а формируется перед ней. Это происходит из-за сильного преломления светового потока.  Изменение длины глаза становится причиной перенапряжения мышц. Задачей зрительной гимнастики как раз является тренировка ослабленных мышц, а также формирование навыка расслабления, когда это необходимо. Как исправить близорукость с помощью гимнастики, рассмотрим ниже.  

Перечислим упражнения для глаз при близорукости.

1. Минуту активно «побегайте» глазами. Такая зарядка приведет глазные мышцы в тонус.
2. Резко зажмурьтесь. Держите глаза закрытыми. Досчитав до пяти, также резко откройте. Проделайте около семи раз.   

3. Посмотрите вдаль. Сосредоточьте зрение на каком-нибудь предмете. Фокусируйтесь на нем около пяти секунд. Затем вытяните левую руку. Большой палец поднимите вверх. Смотрите на него, не отрываясь. Досчитайте до пяти и проделайте тоже самое. Всего нужно сделать десять повторений.   
4. Попробуйте плавно вывести глазами восьмерку. Голова должна оставаться неподвижной. Проделайте 5-7 раз.
5. Вытяните в руке карандаш. Двигайте рукой вправо и влево, а взглядом следите за предметом. Голову при этом зафиксируйте на одном месте.  
6. Сядьте и закройте глаза, положите пальцы на веки и по очереди нажимайте на них. Давление должно быть несильным и очень аккуратным. Сильно давить нельзя.
7. Еще один подобный массаж глаз можно делать круговыми движениями. Также положите пальцы обеих рук на веки. Водите кругами, сильно при этом не надавливая. Повторяйте на протяжении пяти минут.
8. Поставьте ноги на ширине плеч, а руки расположите на поясе. Медленно поворачивайте голову направо, затем налево. Взгляд в это время переводите по ходу движения головы. Таких поворотов сделайте по 20 раз в каждую сторону.
9. Сидя активно моргайте одну-две минуты.   
10. Встаньте прямо и вытяните руку вперед на уровне глаз. Отодвиньте палец от лица на расстояние вытянутой руки. Остановите на нем взгляд на пять секунд, после прикройте левый глаз. Тем временем правым глазом продолжайте наблюдать за пальцем. Проделайте эту манипуляцию для другого глаза. Сделайте упражнение 10-12 раз. 
11. Стоя, без поворота головы, насколько возможно посмотрите сначала в одну, а потом в другую сторону. Проделайте 10 повторов.
12. Водите глазами вверх и вниз. Сделайте по 10 повторов.  
13. Проведите глазами по кругу сначала в одну сторону и после в другую. Сделайте по десять вращений в обе стороны.

Приведенный набор упражнений — один из наиболее распространенных для коррекции зрения при близорукости.

Добавим, что упражнения при близорукости следует выполнять без очков и контактных линз в тихой спокойной обстановке, не торопясь

Важно приступить к упражнениям для коррекции зрения сразу после появления первых признаков близорукости. Чем раньше Вы начнете их выполнять, тем больше шансов восстановить плохое зрение. Зная, как исправить близорукость, Вы можете навсегда расстаться с очками

Ниже приведем пример одной из методик как исправить миопию и улучшить нарушенное зрение посредством гимнастики. 

Почему у детей развивается косоглазие?

Страбизм (так звучит еще одно название патологии) — это состояние, при котором зрительная ось глаза отклоняется от точки фиксации. Нарушение может быть постоянным или периодически возникать.

В этой статье

Опасность косоглазия в том, что при отсутствии лечения это заболевание может привести к необратимому снижению зоркости, искажению бинокулярного зрения. Характерные симптомы патологии:

  • диплопия;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • снижение зрения;
  • астенопия.

Мышечная кривошея — один из распространенных признаков, подтверждающих развитие косоглазия у ребенка. При попытке рассмотреть предмет многие дети, страдающие страбизмом, вынуждены наклонять или поворачивать голову. Особенно распространены эти движения при паралитической форме заболевания. Кривошея часто является следствием родовой травмы

Важно не путать проявления этой патологии.
Причин, по которым развивается косоглазие у детей, довольно много. Часто это заболевание передается по наследству, в том случае, если страбизм имеется или же был вылечен у близких родственников ребенка

При врожденном косоглазии у детей врачи обычно диагностируют и другие патологии, например:

  • синдром Дауна;
  • синдром Крузона;
  • врожденную катаракту;
  • детский церебральный паралич;
  • гидроцефалию.

У новорожденных детей развитие косоглазия обычно часто связано со слабостью мышц зрительного нерва. Это состояние вполне естественно и иногда проходит незаметно. Нарушение исчезает по мере того, как развиваются зрительные анализаторы. Обычно это происходит до достижения ребенком одного года. Посетить окулиста в любом случае нужно, чтобы предотвратить развитие содружественной или паралитической формы недуга.

Большинство случаев, когда у детей развивается косоглазие, приходятся на возраст 2-3 лет. К этому времени завершается формирование содружественной работы глаз. Если этого не происходит, то, вероятнее всего, у ребенка развивается страбизм, который может протекать в скрытой форме. Часто причина патологии связана с нарушениями рефракции: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом.

Упражнения для профилактики близорукости

Общая двигательная активность, занятия любым видом спорта, танцами уменьшают вероятность развития близорукости. Для профилактики развития близорукости, а также дальнозоркости, избавления от утомления глаз можно использовать комплексы упражнений, разработанных профессором Аветисовым. Зрительная гимнастика выполняется медленно или в среднем темпе, стараясь соблюдать наибольшую возможную амплитуду движений зрачками. В начале занятий делают по три-пять повторов, постепенно наращивая количество до восьми-десяти.

Упражнения, активизирующие процесс питания, дыхания тканей глаза, а также – циркуляцию слезной жидкости, выполняются сидя:

  • крепко зажмурить левый глаз, задержав его от трех до пяти секунд, открыть и зажмурить правый, повторять по очереди;
  • быстро поморгать примерно десять секунд, сделать паузу на то же время, повторить не менее трех раз;
  • нежно массажировать каждый закрытый глаз подушечкой пальца с той же стороны в течение одной минуты круговыми движениями;
  • кончиками трех пальцев каждой руки легонько надавливать две-три секунды на глазное яблоко с той же стороны (по три-четыре раза);
  • зафиксировать на месте кожу надбровных дуг указательными пальцами с каждой стороны и закрывать глаза шесть-восемь раз, оказывая пальцами сопротивление этому процессу.

Для повышения аккомодационной способности глаза автор рекомендует делать следующие упражнения:

  • стоя посмотреть две-три секунды перед собой, после этого сфокусировать взгляд в течение пяти секунд на большом пальце руки, расположенном напротив кончика носа примерно в 30 сантиметрах от него, расслабиться и опустить руку (повторить десять раз);
  • стоя, вытягиваем руку перед лицом и фокусируем взгляд на указательном пальце, через три-пять секунд, не отводя глаза, сгибаем руку в локте, не торопясь, приближаем его к кончику носа, пока палец визуально не начнет раздваиваться (повторяем от шести до восьми раз);
  • вытянуть на уровне глаз одну руку с поднятым большим пальцем, зафиксировав на нем взгляд на три-пять секунд, затем прикрыв другой рукой соответствующий глаз, сгибать и разгибать вытянутую руку еще столько же времени, меняя расстояние от глаз до пальца, поменять руки и повторить (сделать каждой рукой от шести до восьми раз).

Данные тренировки считаются профилактическими. Как более эффективные упражнения для глаз при близорукости позиционируются тренировочные комплексы Уильяма Бейтса и его последователей. Однако разделение гимнастики для зрения на профилактическую и лечебную достаточно условное. Можно выбрать комплекс упражнений себе по душе (существуют и другие методики, кроме описанных выше). Главное – делать их систематически, учитывая нюансы выполнения. Основным препятствием к излечению, как свидетельствуют авторы комплексов и отзывы людей, которым удалось вылечиться, являются наша инертность и лень.

Рекомендации как вылечить близорукость в домашних условиях включают не только упражнения, но и общую двигательную активность, психологический настрой на победу и сбалансированный рацион питания, включающий продукты, полезные для зрения.

[], [], [], []

Гимнастика для глаз при амблиопии

Гимнастика для глаз проста, требует немного времени

  • Сложить руки «ковшиком». Пальцы правой руки (для правшей) лежат накрест поверх пальцев левой руки;
  • Поднести ладони к глазам. Нос располагается между ладонями. Давить на глаза и кожу вокруг них не следует. Это легко проверить – поморгать – веки должны свободно двигаться;
  • Закрыть глаза, расслабиться, пока ребенок не будет видеть лишь черноту, без пятен светлого оттенка.

Основные упражнения:

  1. На листе бумаги нарисовать простую картинку.  Ребенок должен дефектным глазом «нарисовать» представленное изображение;
  2. Поставить настольную лампу на расстоянии 5-6 метров от ребенка. В 30-ти сантиметрах от него повесить картину. Смотреть несколько секунд на лампу, а затем переместить взгляд на картину;
  3. Подготовить два рисунка со знакомыми предметами или буквами, если ребенок их уже знает. Изображения должны быть разной величины. Разместить их надо так, чтобы при фокусировке взгляда на одном, другой был заметен боковым зрением. Затем переводить взгляд с одной картинки на другую;
  4. Очертить глазами окружность, не двигая головой;
  5. Ребенок стоит перед зеркалом. Он должен сфокусировать взгляд на своем отражении. Далее поворачивать голову круговыми движениями, не отрывая взгляда от одной точки на зеркале.

Правила при выполнении упражнений следующие:

  • Во время всех упражнений (исключая расслабление) хорошо видящий глаз закрывается повязкой;
  • Во избежание перенапряжения каждые две-три секунды смотреть вдаль;
  • Выполнять комплекс упражнений минимум два раза в день.

при любой степени амблиопии.При острой необходимости осуществляется оперативное вмешательство.

Дополнительные статьи

Общая характеристика заболевания

Вероятно, любые родители замечали, что у младенца в первые месяцы жизни движения глаз словно бы плохо скоординированы: например, глаза иногда поворачиваются в разных направлениях, независимо друг от друга.

Это обусловлено тем, что как сами мышцы (любые, не только глазные), так и мозговой контроль их активности, развиты еще недостаточно: центральной нервной системе только предстоит научиться жить в сложном трехмерном мире, поглощая огромное количество поступающих извне сигналов и адекватно на них реагируя.

Независимые и асимметричные движения глазных яблок считаются нормальными на этапе бурного формирования тканей, органов и систем организма в период от рождения до шести месяцев. Но не позже.

В первые недели после рождения зрительные и двигательные функции каждого глаза развиваются автономно; как следствие, во взрослом мире нет ни одной пары глаз, которые видели бы абсолютно одинаково.

В возрасте 2-3 недель у младенца формируется способность к фиксации взора на объектах и к сопровождению движущихся предметов взглядом. Глаза могут поворачиваться вслед за объектом вполне синхронно, но на самом деле эти повороты пока независимы друг от друга.

Примерно к пятой неделе зрительно-аналитический центр мозга должен пытаться слить, объединить «трансляции» от каждого глаза в единое изображение. На этапе формирования зрелого бинокулярного зрения еще могут изредка появляться рассогласованные движения или положения глаз.

С трех месяцев ребенок, – при нормальном развитии зрительной системы, – уже уверенно фокусирует взор на объекте, может видеть и следить за ним обоими глазами одновременно.

Небольшое, малозаметное косоглазие на этом этапе может сохраняться и считается преходящим.

К пятому месяцу должно быть сформировано сложное взаимодействие между двумя глазами и мозгом, которое позволяет воспринимать мир как объемный, оценивать глубину пространства, разницу в расстояниях, перспективу и пр.

Но «взрослое» бинокулярное зрение окончательно развивается лишь к 10-12 годам. Поэтому реальное косоглазие, требующее внимания и помощи офтальмолога, должно быть выявлено, – и по возможности скорректировано, – как можно раньше.

Популярные методики восстановления зрения

Упражнения необходимо выполнять систематически, даже по нескольку раз в день. Во время выполнения гимнастики очки нужно снимать. В зависимости от выбранной методики, выполнение лечебного курса может занимать от десяти минут до одного часа в день.
Популярные авторские методики для здоровья глаз:

  • зарядка для глаз по Жданову — метод профессора Жданова подходит для оздоровления глаз при близорукости, астигматизме, гиперметропии, эффективно снимает усталость глаз, предполагает использование основ аутотренинга, психологической саморегуляции;
  • упражнения по Норбекову — методика основывается на принципах философии восточных учений, по которым физическое и духовное здоровье взаимосвязаны, такая гимнастика при близорукости укрепляет мышцы глаз, запускает механизм оздоровления;
  • гимнастика по Бейтсу — для этой методики также важна психологическая подготовка, упражнения направлены на расслабление глазных яблок и мышц;
  • методика Аветисова — простая зарядка для глаз, делать ее можно в свободное время: в перерыве на работе, во время прогулки и т.д., гимнастика направлена на восстановление аккомодации, улучшение зрения и кровоснабжения органов зрения.

Помните, что авторские курсы для оздоровления глаз, в том числе и по Жданову, Бейтсу, являются частью целой философии, поэтому крайне важно не только делать зарядку, но и иметь соответствующий настрой. Выполнять гимнастику необходимо с хорошим настроением, не заставляя себя, а мотивируя

Упражнения для глаз при близорукости по Норбекову

Этого автора тоже скорее можно отнести к популяризаторам и продолжателям метода Уильяма Бейтса. Никаких новых упражнений он не изобрел, выбрав несколько в свой комплекс и по-своему интерпретировав. Психологическая подоплека также не нова – человек выздоравливает, начиная активно тренироваться и ощущая, как к нему возвращается здоровье и энергия.

Для выполнения гимнастики, укрепляющей зрительную мускулатуру, необходима спокойная обстановка. Человек сидит с прямой спиной и развернутыми плечами, голову держит ровно и смотрит прямо перед собой. Во время выполнения упражнений она должна быть неподвижна, работают только глаза. Психологический настрой – позитивный, исключительно на выздоровление.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • поднять зрачки глаз вверх и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на потолок, голову при этом не поднимать;
  • опустить зрачки вниз и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на пол, как бы сквозь себя;
  • отвести зрачки до упора налево, мысленно продолжив их движение до уха;
  • то же движение вправо;
  • рисуем движением зрачков бабочку: по диагонали из нижнего угла слева ведем зрачки в верхний угол справа, опускаем их вертикально в нижний угол справа и по диагонали ведем в верхний угол слева; затем в обратной последовательности: из нижнего угла справа по диагонали ведем зрачки в верхний угол слева, опускаем вертикально вниз и по диагонали ведем в верхний угол справа; моргаем (выполняя это упражнение, нужно стараться нарисовать бабочку покрупнее);
  • выписываем зрачками знаки бесконечности в одну сторону, затем зеркально, моргаем;
  • это упражнение особенно полезно при миопии: ставим перед собой указательный палец и, неотрывно глядя на его кончик обоими глазами, прикасаемся им к кончику носа, затем расслабляем взгляд, глядя вперед; сводим взгляд к переносице, опять расслабляемся глядя вперед; сводим зрачки в точку на середине лба между бровями; расслабляем взгляд, глядя вперед (при этом мы видим боковым расслабленным зрением предметы, расположенные по сторонам, зрачками не двигая); это упражнение повторяют в комплексе семь-восемь раз;
  • указательными пальцами обеих рук коснуться кончика носа и сфокусировать на них оба зрачка, затем медленно разводим пальцы по горизонтали каждый в свою сторону, по-прежнему каждый глаз держит в фокусе свой палец, однако, не следует разводить в стороны зрачки, нужно пользоваться боковым зрением (повторяют несколько раз, не перенапрягая глаза);
  • открыв глаза, выполняем движения зрачками по окружности большого циферблата, фиксируя взгляд на каждой цифре, в одну сторону, затем – в другую; повторить, запрокинув голову и глядя вверх (от тренировки к тренировке стараясь увеличить окружность);
  • повторяем то же самое с закрытыми глазами.

[], []

Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Комплекс упражнений для глаз

Упражнения для улучшения зрения необходимо выполнять ежедневно. Следует выбрать наиболее благоприятное время дня, когда ребенок спокоен и не занят своими делами. Главное – заинтересовать маленького пациента в происходящем. В течение одного месяца выполняется одна схема упражнений, после чего необходимо ее поменять.

Для снятия напряжения с глазных мышц надо зажмуриться и посчитать до 10. После этого открыть глазки и расслабить их
Повторить 5-10 раз.
Для укрепления мышц необходимо повесить на стену два листа бумаги с интересным изображением, поочередно концентрировать внимание на правом и левом в течение 10 секунд

Важно объяснить ребенку, что при переводе глаз с одного листа на другой нельзя поворачивать голову
Повторить упражнение 5 раз.
Укрепить глазки поможет движение зрачками. Для выполнения упражнения необходимо зафиксировать голову в неподвижном состоянии

Сначала сконцентрировать зрение на верхней точке, а затем перевести в нижнюю. Аналогичные движения выполняются в горизонтальной плоскости. Повторять не менее 4 раз в каждом направлении.
Гимнастика для глаз в виде игры со змейкой понравится каждому ребенку. Необходимо вырезать спираль в виде змейки и повесить ее к потолку. Задача ребенка состоит в том, чтобы пройти путь змейки в прямом и обратном направлении. Основное правило – не двигать головой.
Перемещение концентрации внимания с ближнего на дальний предмет и обратно положительно влияет на состояние глаз. Зарядка для восстановления зрения требует посмотреть в окно и найти самый ближний предмет. После этого следует отыскать самый дальний и зафиксировать внимание на нем.

Родители могут придумать самостоятельно комплекс упражнений. Основная задача – концентрировать зрение на близком предмете и перемещать на дальний, переводить поочередно взгляд в противоположные стороны, делать круговые движения глазами. Не следует самостоятельно выполнять массаж глазного яблока. Давление может принести вред состоянию зрительных органов ребенка.

Как защитить зрение ребенка?

Главным фактором сохранения здоровья глаз является контроль зрительных нагрузок. Поэтому первое, что нужно сделать, — ограничить количество времяпровождения за различными гаджетами. По мнению специалистов, наиболее безопасным для глаз является расположение телевизора на расстоянии 3-5 метров. Малышам от 3 до 5 лет желательно проводить у него не более 15 минут в день, а дошкольникам от 6 до 7 лет — не более 25 минут. Школьникам допустимо смотреть телевизор до 1,5 часов в день, при этом обязательно делая перерывы. Офтальмологи утверждают, что самое вредное воздействие оказывают именно телефоны и планшеты, поскольку ребенок не может систематически удерживать технику на безопасном расстоянии. Многие ученики младших классов посещают различные кружки, что оказывает дополнительную нагрузку на глаза. Нужно, чтобы родители следили за тем, как долго ребенок выполняет домашнее задание, и напоминали ему о необходимости сделать перерыв. Считается, что ребенок школьного возраста должен находиться за письменным столом или партой не более полутора часов, при этом делая перерывы каждые 30 минут. Желательно, чтобы при больших нагрузках на факультативах и в школе дети как можно чаще бывали на свежем воздухе. Кроме того, требуется обязательно соблюдать режим сна. В идеале школьник начальных классов должен ложиться спать в 9-10 часов вечера и просыпаться в 7 часов утра.

Для сохранения здоровья глаз ребенка нужно правильно организовать рабочую зону в его комнате. Письменный стол должен располагаться у окна, чтобы малыш читал и писал при естественном и ярком освещении. Выбирайте удобную мебель: функциональный стол и стул со спинкой, чтобы школьнику было удобно сидеть. Необходимо приобрести настольную лампу и установить так, чтоб свет падал справа от левши или слева от правши. Это позволит комфортно заниматься в вечернее время. Не стоить покупать слишком яркий светильник — он может привести к быстрой утомляемости глаз. Следите за тем, чтобы при выполнении домашнего задания ребенок сидел ровно, а тетрадь и учебник располагались на расстоянии не менее 40 см от глаз.

Рацион воспитанников детского сада и учеников младших классов должен состоять исключительно из натуральных продуктов, поскольку растущему организму требуются витамины, минералы и прочие полезные вещества. По мнению врачей, для сохранения зрения детей необходимо достаточное количество витамина А. Для поддержания здоровья глаз рекомендуется включить в меню школьника: облепиху, шиповник, морковь, зелень, чернику, курагу, тыкву и хурму

Важно, чтобы питание было сбалансированным

Защита глаз детей: основные правила

  • Контролируйте зрительную нагрузку — дозируйте время, которое малыш проводит с гаджетами и в процессе выполнения домашнего задания.
  • Следите, чтобы телевизор находился на безопасном для глаз расстоянии.
  • Наблюдайте за тем, чтобы меню было сбалансированным. Постарайтесь включить максимум продуктов с содержанием витамина А.
  • Правильно оборудуйте рабочее место ребенка (письменный стол или парту). Убедитесь в том, что ему достаточно света и комфортно сидеть на стуле.
  • Соблюдайте оптимальное расстояние к книге или тетради (35-40 см).
  • Делайте небольшой перерыв на 10-15 минут через каждые 40 минут занятий.
  • Проследите, чтобы ребенок больше времени проводил на свежем воздухе, играя в подвижные игры с подростками.
  • Обязательно контролируйте режим сна.
  • Следите за тем, чтобы ребенок выполнял специальный комплекс упражнений для глаз для детей.
  • Не позволяйте малышу читать в транспорте или лежа.

Стоит отметить, что даже при правильном распорядке дня и хорошем питании никто не сможет гарантировать сохранность зрения. Для профилактики появления аномалий рефракции нужно обязательно своевременно проходить медицинский осмотр у окулиста. Кроме того, рекомендуется выполнять простую и достаточно эффективную гимнастику для глаз для детей. Она не отнимет много времени, как правило, упражнения длятся не более 8 минут. Зарядка позволяет немного расслабить глаза и произвести их подготовку к дальнейшим нагрузкам.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения

Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.

Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:

  • «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
  • «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
  • «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.

Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.

Симптомы амблиопии

При амблиопии нарушаются различные параметры зрительных функций:

  • острота зрения;
  • бинокулярное зрение и объёмная острота зрения;
  • контрастная чувствительность;
  • пространственная локализация;
  • восприятие движения.

Чаще всего амблиопия связана с косоглазием. В подобном случае использовать два глаза одновременно невозможно без значительного нарушения зрения или двоения. В связи с этим изображение, полученное одним глазом, подавляет увиденное другим глазом. И если для фиксации взора ребёнок использует в основном один определённый глаз, а зрительная функция другого глаза хронически подавлена, то на недоминирующем глазу может появиться амблиопия (например, значительно снизится острота зрения «пассивного» глаза). И хотя подавление возникает как адаптивная и компенсаторная реакция, необходимая для избежания двоения увиденного, амблиопия становится его тяжёлым последствием.

Одностороннее снижение остроты зрения можно заподозрить при различии зрительной функции двух глаз. Для этого не обязательно прибегать к количественной оценке остроты зрения — весьма эффективной проверкой будет являться проба на предпочтительную фиксацию.

У детей с явным косоглазием на амблиопию недоминирующего глаза указывает отсутствие изменения фиксации взора между двумя глазами.

Так, на первом снимке для фиксации ребёнок использует левый глаз, на втором — правый. Подобная смена фиксации является надёжным признаком, исключающим наличие амблиопии у ребёнка с косоглазием.

Чтобы обнаружить признаки амблиопии у детей без выраженного косоглазия, нужно попытаться вызвать вертикальное косоглазие. Для этого перед одним глазом устанавливают призму 10-20 диоптрий основанием книзу. Если косоглазие не удалось спровоцировать или же фиксация одним глазом не поддерживается, то это будет свидетельствовать о наличии амблиопии. Аналогичное заключение можно сделать, если ребёнок явно протестует против закрытия одного глаза и ведёт себя спокойно при закрытии другого. При этом острота зрения того глаза, который ребёнок позволяет закрывать, снижена.

О зрительных функциях у неговорящих детей можно косвенно судить по электрофизиологическому исследованию (зрительные вызванные потенциалы).

Анизометропическая амблиопия (возникает при разной преломляющей способности глаз) чаще всего бессимптомна, поэтому выявление таких случаев чаще всего зависит от эффективности скрининговых обследований. В связи с отсутствием таких выраженных симптомов, как косоглазие или птоз, средний возраст выявления такой амблиопии составляет 5-6 лет — именно в этом возрасте начинают проводить школьные программы скрининга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector