Сдвг — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Содержание:
- Гиперактивный ребенок в школе
- Лечение СДВГ
- Как проявляется гиперактивность у ребенка?
- Консервативное лечение
- Как проявляется синдром гиперактивности
- Диагностика: как проходит, какие процедуры проводятся
- Принципы диагностики
- Лечение: современные методики
- Нейропатия полового нерва
- К какому врачу обращаться
- Диагностика
Гиперактивный ребенок в школе
Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям
Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок
Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Как проявляется гиперактивность у ребенка?
Диагноз СДВГ обычно ставит невролог или невропатолог
При этом признаки гиперактивности настолько очевидны, что и сами родители обращают на них внимание. Если вы отмечаете хотя бы половину симптомов из нижеприведенного списка, будет нелишним показать его неврологу
Гиперактивный ребенок, признаки:
гиперактивность в год может проявляться в нетерпимости: если малыш постоянно ерзает, сидя на стуле, дергает руками и ногами, пытается встать даже в транспорте или когда ему читают книжку;
гиперактивный ребенок мгновенно реагирует на каждый раздражитель (шум, лай собаки за окном, песня вдалеке), даже если в это время он разговаривает или чем-то занимается;
на гиперактивность у детей дошкольного возраста можно обратить внимание, если ребенок не в состоянии дождаться очереди в игре, а из всего комплекса игр он предпочитает только подвижные;
часто отвечает на вопрос невпопад, потому что не дослушал фразу до конца. К примеру, на вопрос «Артем, когда ты приходишь… (конец вопроса должен был звучать как «домой, то моешь руки?») — ребенок, не дослушав, отвечает: «Днем»;
гиперактивный ребенок не может действовать по инструкции или определенному заданию в игре;
бросает дело, не завершив и быстро переключается на другое; порой кажется, что он разбросал игрушки и не желает их убирать, но на самом деле он просто забыл о них;
во время общения или игры ведет себя беспокойно, много говорит, стремится все время перебить собеседника, настаивает на своем;
невнимательный ребенок: часто теряет вещи и игрушки;
также синдром гиперактивности у детей проявляется в игнорировании препятствий и ограждений — ребенок их будто не замечает.. Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно
Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова
Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно. Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова.
Есть еще несколько признаков, которые помогут вам оценить поведение своего чада:
- Гиперактивный и невнимательный ребенок проявляет цикличность в своей работе: он может быть активным около 5-15 минут, после чего ему необходимо «перезагрузиться» в течение 4-6 минут.
- Вы можете проверить слух ребенка: при гиперактивности ему будет сложно повторить подряд похожие звуки, поскольку у него могут быть трудности с их распознаванием.
- Выполняя рисунки и спортивные упражнения, гиперактивный ребенок обычно плохо скоординирован: ему сложно делать одинаковые движения обеими руками, а линии его рисунков непропорциональны, в изображении очень трудно распознать оригинал.
- Гиперактивный ребенок говорит либо быстро, будто не успевая за своими мыслями, либо очень медленно — возможно, с заиканием.
Консервативное лечение
Лечение гиперактивного мочевого пузыря осуществляется назначением медикаментов, которые способствуют расслаблению мышц в пузыре. Данные лекарственные препараты назначаются доктором после диагностики в индивидуальном порядке, в зависимости от причин, вызвавших нездоровое состояние, и симптомов, на которые жалуется пациент. Используются следующие методики:
- для женщин в период менопаузы при наблюдении атрофии слизистой влагалища и недержании наиболее действенной методикой лечения считается местное применение вагинальных эстрогенов в форме крема или вагинальных свечей. В случае неэффективности методики можно лечить инъекциями ботулотоксина типа А непосредственно в гиперактивный мочевой пузырь;
- стимуляция электродами нервных окончаний, которые отвечают за расслабление органа. Осуществляется электростимуляция посредством накожных электродов или введением иглы в нерв на лодыжке. Данная процедура не вызывает неприятных ощущений, но дает возможность существенно уменьшить проявления гиперактивного мочевого пузыря;
- оперативное вмешательство – аугментационная цистопластика используется только в крайних случаях, когда гиперактивный мочевой пузырь беспокоит пациента чрезмерно, постоянно наблюдается недержание мочи, что препятствует нормальной жизни пациента.
Как проявляется синдром гиперактивности
Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:
- беспокойством;
- неусидчивостью;
- раздражительностью, плаксивостью;
- нарушениями сна;
- снижением уровня внимания, постоянной
отвлекаемостью; - импульсивностью;
- упрямством;
- задержкой развития речи.
Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.
Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.
Гиперактивность или нет
Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:
- ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
(иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»); - повышенная возбудимость, что проявляется
присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
болтает, не замолкая); - рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
непродолжительные и отвлекаются; - быстрое наступление усталости при необходимости
выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
выполнения домашней работы и контролировать их; - повышенная эмоциональность, проявляющаяся
абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих; - невозможность довести начатое дело до
логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
другому виду деятельности; - отсутствие самоконтроля, проявляющееся
постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
очереди либо где, склонность к ссорам и дракам; - нарушения координации, в результате чего ребенок
может часто травмироваться.
Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.
Диагностика: как проходит, какие процедуры проводятся
Диагностика при синдроме гиперактивного мочевого пузыря начинается с информирования доктора о жалобах и анамнезе пациента. Одним из ключевых элементов диагностики становится анализирование числа мочеиспусканий днем и в ночное время. Выполняется контроль при помощи дневника больного, в который необходимо вносить данные о мочеиспусканиях на протяжении трех дней.
Диагноз по установлению патологии в мочевом пузыре фиксируется, если больной мочится более 8 раз в сутки, при этом неконтролируемые позывы наблюдаются в сутки от двух раз. Также доктор назначает лабораторные анализы, которые включают следующие исследования для установления причин патологического состояния:
- бактериологические анализы для выявления наличия инфекции в мочеполовой системе;
- цистоскопия и уретроскопия;
- УЗИ, при котором обследуются почки, мочевой пузырь, предстательная железа.
Посредством данных процедур в процессе амбулаторного обследования доктор определяет различные патологии мочеполовой системы, которые возникают вместе с симптомами, которыми характеризуется гиперактивный мочевой пузырь. Чтобы полностью утвердиться в диагнозе и назначить соответствующее лечение, проводится уродинамический анализ с цистометрией наполненности. То есть Доктор фиксирует увеличение давления детрузора при ургентных позывах в случае наполненности мочевого пузыря.
Также специалисту необходимо сообщить о принимаемых медикаментах, поскольку некоторые из них могут провоцировать усугубление симптомов недержания.
Приходить на диагностику необходимо с немного наполненным мочевым пузырем, поскольку так можно провести более детальное УЗИ-исследование, на основании которого будет назначено действенное лечение. Также рекомендуется предварительно в течение трех дней заполнять дневник мочеиспусканий, что позволит врачу составить полную картину анамнеза пациента. В дневник необходимо вносить следующие данные: объем мочи, напряженность мышц при мочеиспускании, степень подтекания и нестерпимости позывов, объем выпитой жидкости.
Принципы диагностики
Как уже упоминалось, лечение СДВГ у детей осложнено еще и тем, что данная патология достаточно трудно диагностируется. Три основных симптома, перечисленных выше, далеко не всегда являются основанием для постановки диагноза. Врач должен длительное время наблюдать за пациентом для оценки его поведения.
Главным условием должно быть несоответствие активности и импульсивности возрасту. Это же касается и неустойчивости внимания. Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания не являются поводом для постановки диагноза, но эти проявления подтверждают его правильность. СДВГ диагностируется при наличии 18 других клинических симптомов, при этом должны быть соблюдены такие условия:
- Длительность проявления. Тревожные симптомы должны отмечаться на протяжении большого периода времени (не менее 6 месяцев). Степень их выраженности должна быть достаточно высокой, чтобы можно было говорить о плохой адаптации ребенка;
- Постоянство. Поведение ребенка мало зависит от конкретной сферы деятельности, нарушения адаптации отмечаются практически в каждой из них (минимум 2);
- Выраженность. У ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
- Симптомы должны возникнуть и ярко проявиться в довольно раннем возрасте (до 7 лет).
- Другие психические расстройства должны быть исключены, то есть клиническая картина должна быть обусловлена только СДВГ, а не протеканием другого заболевания. Единственным исключением могут быть расстройства аутистического спектра, допускается их сочетание с синдромом дефицита внимания.
Основным методом диагностики является наблюдение и сбор информации. Тем не менее должно быть осуществлено и общемедицинское обследование. На этапе диагностики проводятся консультации нейропсихолога, логопеда и дефектолога.
Диагностика СДВГ должна быть дифференцированной. В ходе ее проведения необходимо исключить тревожные расстройства, эндокринные заболевания, нарушения слуха, дисграфию и дислексию, эпилепсию, шизофрению и т.д.
Лечение: современные методики
Разработано несколько подходов лечения. Выбранная методика зависит от того, насколько сильно выражены симптомы и стадии заболевания.
При неярко выраженных симптомах в качестве профилактики и лечения можно использовать упражнения для тренировки мышц мочевого пузыря, чтобы пациент мог контролировать позывы и мочеиспускание. Основной целью таких упражнений является более редкое посещение туалета благодаря тому, что мышцы смогут удерживать увеличенное количество мочи. Тренировка включает два этапа: посещение туалета при необходимости утром и тренировка контроля мочеиспускания на протяжении дня.
На первой стадии лечения пациент учится контролировать позывы и старается посещать туалет через увеличенные временные промежутки. Так, если ранее пациент ходил в туалет каждый полчаса, постепенно время увеличивается до 45 минут или часа. При сильном и неконтролируемом желании помочиться в случае пустого мочевого пузыря, можно выполнять упражнения Кегеля, сокращая мышцы. Необходимо постепенно увеличивать интервалы между мочеиспусканиями. Нормой считается посещение туалета днем 4-5 раз и один раз в ночное время.
Нейропатия полового нерва
Основным симптомом нейропатии полового нерва является боль в одной или более областях, иннервируемых n. pudendus или его ветвями.
Это области прямой кишки, заднего прохода, уретры, промежности и гениталий. Одним из типичных симптомов является усиление боли в положении сидя и прогрессирование в течение дня.
Причины нейропатии обсуждаются до сих пор, но наиболее известной является компрессия полового нерва в канале Алкока.
Другими причинами являются: piriformis-syndrome, повреждение полового нерва в процессе родов, травмы малого таза и злокачественные новообразования. Поэтому, при любых хронических тазовых болях желательно проведение МРТ.
Также активно обсуждается роль вируса герпеса – косвенным доказательством является эффективность ацикловира и валацикловира в некоторых случаях ПН.
Существуют т.н. Нантские критерии ПН, которые разработаны J.J. Labat, R. Robert, G. Amarenco. Выделено пять основных критериев:
- боль на территории, иннервируемой половым нервом;
- преимущественная боль в положении «сидя»;
- боль не вызывает нарушения сна (т.е. не заставляет пациента просыпаться ночью);
- боль не вызывает серьезных нарушений чувствительности;
- блокада полового нерва купирует болевой синдром.
Обычно пациенты описывают боль при ПН как нейропатическую, т.е. жжение, парестезии. Чаще всего боль локализуется с одной стороны. Весьма характерно ощущение инородного тела в прямой кишке.
Несколько слов об анатомии n. pudendus. В составе полового нерва имеются как афферентные, так и эфферентные волокна, что обусловливает сенсорные и двигательные нарушения соответствующих органов.
Половой нерв входит в малый таз на уровне S2-S4, проходит через f. piriformis, затем через канал Алкока и делится на 3 ветви.
Предполагается, что дисфункция полового нерва может привести к симптомам гиперактивного мочевого пузыря преимущественно сенсорного генеза, за счет повышения количества С-волокон в мочевом пузыре, а также за счет перекрестной сенсибилизации, о которой мы уже упоминали, в органах, получающих ту же иннервацию по причине конвергенции сенсорных путей в малом тазу.
Диагностика ПН основана на указанных выше Нантских критериях, кроме того, необходимо пальпировать триггерные точки m. piriformis и m. obturatorius для диагностики миофасциальных синдромов.
В диагностике компрессии полового нерва в канале Алкока может помочь трансвагинальное УЗИ с оценкой кровотока в a. pudenda и v. pudenda, т.к. при компрессии нерва эти сосуды также сдавливаются и скорость кровотока на стороне поражения снижается.
Лечение нейропатии полового нерва
Медикаментозное лечение обычно включает прегабалин, начиная с 75 мг два раза в сутки с титровкой дозы до 600 мг/сутки. Для расслабления мышц используют вагинальные суппозитории с диазепамом, инъекции локальных анестетиков с глюкокортикоидами в заинтересованные мышцы. В случае положительного эффекта вводится ботулинический токсин под ЭМГ-контролем.
Для диагностики и лечения используется блокада полового нерва под ентгенологическим или УЗ-контролем. Обычно вводится 5 мл 0,5% бупивакаина с 80 мг триамци-нолона – 3 инъекции.
Хирургическое лечение проводится только при доказанной компрессии полового нерва, резистентной к медикаментозной терапии. Значительное улучшение достигается только в 44% случаев. Другие авторы сообщают о 62% эффективности (Э. Ботран), 70% (Р. Роберт).
Показания к декомпресии полового нерва, ее методика требуют дальнейшего обсуждения и изучения.
К какому врачу обращаться
За лечением при таком заболевании, как гиперактивный мочевой пузырь, необходимо обращаться к врачу-урологу, который сможет провести квалифицированную диагностику, установить грамотный диагноз, учитывая причины и симптомы заболевания, которые имеются у пациента. Неправильно обращаться с данным заболеванием к гинекологу, поскольку данный специалист лишь опосредованно может лечить патологию, но не сможет назначить грамотное лечение.
Нередко необходимо изначально прийти к терапевту, который направит к узкому специалисту, занимающемуся лечением конкретной проблемы. Пациенты могут пройти обследование в клинике АО «Медицина» в Москве, где работают квалифицированные специалисты, помогающие справиться с проблемами разной степени тяжести. На сайте клиники посетители могут ознакомиться с врачами, которые ведут прием, их сертификатами и специализацией.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.