Ребенок 2,5 года
Содержание:
- Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
- Познавательное развитие ребенка 1,5 года
- Основные навыки девятилетних детей
- Категории
- Как развивается речь от 2 до 3 лет
- Таблица нормы роста девочек
- Познавательное развитие ребенка в 2 года: какие задания может выполнять ребенок?
- Что влияет на вес ребенка
- Таблица роста
- Окружность груди и головы
- Познавательное развитие ребенка в 2 года
- Таблица для детей до года
- Рост как показатель развития мальчиков
- Необходимо ли руководствоваться нормами для оценивания физического развития новорожденного
- Факторы, влияющие на набор веса и прибавление в росте у младенца
Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
Ребенок в 2 года 6 месяцев умеет находить отличия предметов по цвету, форме, величине: подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; и легко подбирает предметы:
- по образцу,
- по просьбе взрослого.
Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1-2 цвета, а так же 4-6 геометрических форм. Умеет подбирать, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям, а так же может подбирать, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. В этом возрасте малыш свободно ориентируется в различных по величине формах.
- Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
В какие игры умеет играть ребенок в 2.5 года?
- Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия).
В игре ребенок способен выполнять два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):
- по предложению взрослого, без показа,
- в самостоятельной игре.
В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий), а так же может подражать игровым действиям другого ребенка и использовать несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре,
- по образцу.
Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками, умеет экспериментировать в игре и активно участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Познавательное развитие ребенка 1,5 года
Отличие предметов по форме, величине, цвету: Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.Подбирает предмет такой же формы, как на образце.Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия: Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
- по показу взрослого,
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Основные навыки девятилетних детей
Умения и навыки детей 9-10 лет обширны. Для каждого отдельного ребенка характерны свои особенности физического, психического и интеллектуального развития. В этом возрасте уже хорошо заметна индивидуальность мальчиков и девочек, разница в скорости изучения разных навыков и умений. Но существует список навыков, характерных для большинства детей 9-10 лет. Среди наиболее ярких умений можно выделить:
- Письмо. Ребенок хорошо и много пишет, не испытывает сложностей в написании длинного текста;
- Чтение и обсуждение прочитанного. В 9-10 лет мальчики и девочки быстро читают и могут обсудить прочитанное, используя обширный словарный запас;
- Умение читать разные виды литературы. В 9-10 лет ребенок может читать и понимать смысл серьезных литературных произведений (научная литература, история, биография и т. д.);
- Навык быстрого движения. В 9-10 лет ребенку под силу увеличить скорость движения, быстроту реакции на команду в 2 раза. В среднем для мальчиков и девочек этого возраста потребуется 0,2 секунды для старта после команды;
- Быстрой четкой речи. В этом возрасте словарный запас мальчиков и девочек увеличивается в геометрической прогрессии, умение четко выговаривать все звуки и слоги становится совершенным. Ребенок без труда может быстро рассказать большой отрывок стихотворения или рассказа, употребив все слова в правильной последовательности и лексически верно;
- Ориентироваться во времени. Если до этого возраста ребенок понимал, сколько сейчас времени по часам, то в 9-10 лет появляется умение оценивать прошедшее время по внутренним ощущениям. Например, если вы говорите малышу, что нужно пойти в магазин через 15 минут, то он определит нужный промежуток по внутренним ощущениям с отклонением в 30-60 сек.;
- Шутить, воспринимать шутки, рассказывать иронические истории и рассказы, сохраняя нужную эмоциональность. Ребенок 9-10 лет может успешно контролировать свои эмоции, сдерживать смех, если рассказывает забавный случай;
- Самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры (мыть руки и лицо, чистить зубы, поддерживать опрятность внешнего вида и т. д.);
- Поддерживать порядок в личных вещах: в портфеле, шкафу, на рабочем столе;
- Общаться со сверстниками, заводить новых знакомых, уважительно разговаривать со взрослыми;
- Помогать в бытовых вопросах, выполнять мелкие поручения (сходить в магазин, полить цветы, протереть пыль и т.д.).
Питание ребенка в 9 лет
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(0)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Как развивается речь от 2 до 3 лет
В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.
- Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
- Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
- Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
- Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
- Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
- Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.
К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.
- При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
- Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
- Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
- Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.
Таблица нормы роста девочек
При рождении средний рост девочек составляет 50,2 см. На протяжении первого года жизни грудные малышки интенсивно растут, поэтому рост ребенка в годик увеличится примерно наполовину (до 75 см).
Нормы роста девочек по месяцам до года (в сантиметрах):
- Новорожденная — 50,2;
- 1 месяц — 51,7;
- 2 месяца — 55;
- 3 месяца — 57,7;
- 4 месяца — 59,1;
- 5 месяцев — 61,7;
- 6 месяцев — 63,5;
- 7 месяцев — 65;
- 8 месяцев — 66,4;
- 9 месяцев — 67,7;
- 10 месяцев — 69;
- 11 месяцев — 70,3;
- 12 месяцев — 74.
В среднем, рост ребенка в 3 года сохранится практически на прежнем уровне, впоследствии девочка будет стремиться ввысь не так быстро, как раньше.
Рост девочек по годам (в сантиметрах):
- 1 год — 74;
- 2 года — 86,4;
- 3 года — 95,1;
- 4 года — 102,7;
- 5 лет — 109,2;
- 6 лет — 115;
- 7 лет — 120,7;
- 8 лет — 126,3;
- 9 лет — 132,4;
- 10 лет — 138,5;
- 11 лет — 144,2;
- 12 лет — 150,6;
- 13 лет — 156,8;
- 14 лет — 161,3;
- 15 лет — 163;
- 16 лет — 166,7;
- 17 лет — 169,2.
Примерный рост ребенка в 1 год и его вес всегда нужно рассматривать в тандеме друг с другом
Не стоит паниковать, если девочка слишком высокая или низкая для своего возраста, важно сопоставить эти показатели с ее весом. Врачи в большинстве случаев рассчитывают коэффициенты соотношения обоих данных и делают выводы, выходят ли они за рамки норм
Нормы ВОЗ роста мальчиков по годам: от рождения и до 17 лет
При рождении рост мальчиков в среднем составляет 50,7 см, но в настоящее время наблюдается тенденция к росту этого показателя. Рост мальчика в 1 год достигает 76 см, но может быть большим или, наоборот, меньшим.
Нормы роста мальчиков по месяцам до года (в сантиметрах):
- Новорожденный — 50,7;
- 1 месяц — 53,7;
- 2 месяца — 57,3;
- 3 месяца — 61,4;
- 4 месяца — 63,9;
- 5 месяцев — 65,9;
- 6 месяцев — 67,6;
- 7 месяцев — 69,2;
- 8 месяцев — 70,6;
- 9 месяцев — 72,0;
- 10 месяцев — 73,3;
- 11 месяцев — 74,5;
- 12 месяцев — 75,7.
Рост мальчиков по годам (в сантиметрах):
- 1 год — 76;
- 2 года — 87,8;
- 3 года — 96,1;
- 4 года — 103,3;
- 5 лет — 110,0;
- 6 лет — 116,0;
- 7 лет — 121,7;
- 8 лет — 127,3;
- 9 лет — 132,6;
- 10 лет — 137,8;
- 11 лет — 145,3;
- 12 лет — 152,7;
- 13 лет — 158,8;
- 14 лет — 165,1;
- 15 лет — 170,5;
- 16 лет — 175,2;
- 17 лет — 176,6.
Несмотря на существующие нормы, мальчики и девочки не всегда подчиняются таблицам роста. Причиной может быть наследственность, гормональные нарушения, генетические заболевания или злокачественные новообразования.
Самыми распространенными патологиями являются карликовость и гигантизм. В первом случае отклонения можно обнаружить еще в дошкольном возрасте, когда ребенку исполняется всего 4 года. Малыш может визуально отставать в физическом развитии, иметь заметные несоответствия размеров головы и туловища. Чем раньше родители обнаружат эту симптоматику и обратятся к профессионалу, тем выше вероятность, что назначенное лечение поможет справиться с проблемой. В большинстве случаев врачи прибегают к помощи гормональных препаратов.
Слишком высокий рост в 2 года (гигантизм) говорит о нарушениях в гипофизе головного мозга. Такое состояние очень сложно обнаружить в раннем возрасте. Чаще всего это становится возможным только в подростковом периоде. Родители замечают такие отклонения, как существенное превышение физиологических норм роста, грубые черты лица, крупные ладони и ступни, другие части тела. Однако и такая патология поддается корректирующей терапии при своевременном обнаружении и привлечении опытного врача.
Иногда отставание в росте ребенка в 3-4 года связано с болезнями ЦНС и сердечно-сосудистыми патологическими процессами. Они могут быть обусловлены врожденными генетическими отклонениями.
Рост и вес в 2 года зависят от индивидуальных особенностей ребенка и редко не выходят за рамки нормативных показателей. Врачи в поликлиниках пользуются таблицами, разработанными ВОЗ, но всегда учитывают и другой немаловажный показатель — вес ребенка. Если оба значения нормально соотносятся, родителям не стоит беспокоиться.
Автор-эксперт: Александр Алексеевич Седулов, врач-диагност
Познавательное развитие ребенка в 2 года: какие задания может выполнять ребенок?
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
- Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
- Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
- Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
- Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
- Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Что влияет на вес ребенка
На вес ребенка влияет множество факторов. Поэтому не стоит слепо верить усредненным нормам, стараясь подстроить под них собственного ребенка. Ведь даже при рождении дети отличаются не только внешне, но и размерами. Растут они пропорционально, быстрее вес увеличивается у тех малышей, которые скорее вытягиваются в высоту. Большее значение имеет именно соотношение этих показателей, которое называется индексом массы тела. Главное, чтобы он был в норме, даже если вес и рост отклоняются от общепринятого графика.
На вес грудничка могут влиять:
- Конституционные особенности;
- Особенности питания: находится малыш на грудном вскармливании или питается адаптированными смесями. В первом случае масса обычно растет заметно быстрее;
- Своевременность введения прикорма, это касается как преждевременного его начала, так и слишком позднего знакомства со взрослой пищей. Малышам на грудном вскармливании предлагают новые продукты после 6 месяцев. При этом начинают с овощей и следом добавляют безмолочные каши. У детей «искусственников» прикорм начинается на 1,5-2 месяца раньше. По рекомендации врача сроки можно изменить, так же, как и схему ввода продуктов. Так, если малыш, питающийся смесью, плохо набирает вес, советуют знакомить его в первую очередь с кашами;
- Состояние здоровья младенца. Сказываются не только врожденные отклонения, но и то, как проходили беременность и роды, перенесенные вирусные заболевания. Так, когда ребенку нездоровится, он отказывается от еды, соответственно, вес его растет медленно. Но это не значит, что подобное состояние считается нормальным на протяжении года. Например, в период болезни кроха почти ничего не набрал, зато хорошо кушал после выздоровления и получил чуть ли ни двойную прибавку. Когда малышу плохо, не стоит кормить его насильно. Главное – предлагать пищу и не забывать о питьевом режиме;
- Нехватка маминого молока. Если ребенок на гв не наедается, то вес его растет медленно. Тогда малыш становится капризным, требует грудь чаще, после кормления не успокаивается, а продолжает плакать. В таких случаях рекомендуют наладить лактацию. Главным образом в этом помогут здоровое питание, исключающее диеты, полноценный сон, питьевой режим и частое прикладывание к груди. Если увеличить объемы молока не получается, рекомендуют прикармливать малышей адаптированными смесями. Например, использовать их вместо одного из кормлений;
- Лактазная недостаточность. Младенец из-за нехватки фермента не может усвоить мамино молоко. Лактаза необходима, чтобы расщепить лактозу, или сахар. Только в таком виде она быстро всасывается и легко усваивается. При лактазной недостаточности у ребенка наблюдается жидкий стул, быстро впитывающийся в подгузник. В нем заметны кусочки непереваренного молока, и присутствует кислый запах. Недостаточность фермента может быть врожденной или развиваться на фоне дисбактериоза, аллергии на определенные продукты;
- Дисбактериоз. Количество полезных бактерий, заселяющих кишечник, находится в меньшинстве, по сравнению с условно-патогенной микрофлорой. Из-за этого ухудшается степень усвоения продуктов, нарушается пищеварение, что ведет к плохому набору веса. В этом случае также существуют проблемы со стулом;
- Дефицит витамина D.
Таблица роста
Согласно ВОЗ, имеются различия в нормативах при рождении для мальчиков и девочек. В таблице отображены показатели роста от крайне низкого до крайне высокого. В обоих случаях, что, к слову, редкость, ребенка полагается подвергнуть комплексному обследованию с целью коррекции возможной патологии.
Данные ВОЗ собраны относительно детей родившихся в срок, кроме оценки роста принимались во внимание также такие показатели, как масса тела и окружность головки
Уделяемое росту новорожденного пристальное внимание объясняется важностью данного параметра в общей оценке развития, расчетные формулы учитывают возраст, рост, некоторые – массу тела. Нормальный показатель развития – набор 25 см в первый год жизни. Оценить развитие малыша во внутриутробном периоде можно на основании «Индекса Кетле» (численное отношение роста и массы)
Для его подсчета вес при рождении делят на численное значение роста. Для доношенного ребенка нормальными считаются цифры в пределах 60-70 см, у рожденного преждевременно показатели будут отличаться
Оценить развитие малыша во внутриутробном периоде можно на основании «Индекса Кетле» (численное отношение роста и массы). Для его подсчета вес при рождении делят на численное значение роста. Для доношенного ребенка нормальными считаются цифры в пределах 60-70 см, у рожденного преждевременно показатели будут отличаться.
Окружность груди и головы
Несмотря на то, что рост и вес годовалого ребенка – это основные показатели, свидетельствующие об отсутствии или наличии отклонений в его развитии, окружность головы и груди также должны учитываться. Средние данные представлены в таблице:
Показатель | Мальчики | Девочки |
Окружность головы, см | 45,3-48,6 | 44,2-47,3 |
Окружность груди, см | 46,1-52,6 | 46,3-51,5 |
Измерения этих показателей проводятся регулярно при посещении педиатра, поскольку они также помогают оценить развитие малыша и своевременно принять меры.
Нормальные показатели
При рождении окружность головы младенца, как правило, от 34 до 36 см, грудная клетка в обхвате около 32 см. В первые 30 дней жизни скорость роста головы значительно превышает скорость расширения грудной клетки. К 4-месячному возрасту темпы выравниваются. А у детей в 12 месяцев объем головы примерно на 2 см меньше, чем обхват груди.
У здорового крохи, который развивается без каких-либо проблем, голова всегда меньше груди, что можно наблюдать визуально. За год можно отметить следующую прибавку (по сравнению с показателями, измеренными при рождении крохи):
- окружность головы – увеличение на 11-12 см;
- окружность груди – увеличение на 15-16 см.
Незначительное отклонение не должно быть причиной волнения, поскольку может быть обусловлено генетической предрасположенностью. Так, некоторые дети появляются на свет с крупной головой, что для них является физиологической нормой. А те, у кого окружность, напротив, очень мала, чаще всего являются недоношенными.
Осмотр головы
Помимо цифрового показателя, значение имеет также и результат внешнего осмотра черепа ребенка, а именно – следующих его особенностей:
- Форма. Нормой считается округлая, увеличение теменной или лобной доли – тревожные знаки, они могут свидетельствовать о гидроцефалии или рахите.
- Симметричность. Наличие плотных асимметричных участков на голове нередко говорит о кефалогематоме.
- Размер. В таблице выше можно увидеть «стандартный» размер, говорящий о том, что проблем нет. Очень большая голова может быть признаком макроцефалии, а маленькая – микроцефалии либо краниостеноза.
Однако еще раз повторим – насторожить должна только внушительная разница между реальным и нормальным показателем.
Осмотр грудной клетки
Важны не только цифровые данные, но и следующие характеристики:
- симметричность;
- форма (плоская, цилиндрическая, конусовидная);
- пропорциональность.
По мере развития малыша форма грудины меняется, и это нормально. Однако отклонения от стандартных показателей могут быть связаны с рахитом, сколиозом или туберкулезом костей. Вот почему слишком узкий или, наоборот, широкий объем грудной клетки – знак того, что необходимо посетить педиатра.
Конечно, все дети разные, одни генетически предрасположены к низкорослости и малому весу, другие родились в семье, где мама и папа очень высокие. Поэтому и растут с очень быстрыми темпами
Однако среднее значение показателей все же важно, поскольку позволяет провести параллель, сопоставить параметры своего малыша с общим значением показателя, использующимся в педиатрии. А это помогает понять, нормально ли развивается кроха, нет ли каких-либо проблем с его здоровьем, не нарушается ли режим питания
Познавательное развитие ребенка в 2 года
Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
- по просьбе взрослого, без показа,
- по подражанию.
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). “Роль” не берет.Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
- по просьбе взрослого,
- по образцу,
- самостоятельно.
Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Таблица для детей до года
Проводя измерение величины чада, нужно понимать, что до двух лет речь идет о длине малыша – потому что он не умеет ходить, стоять, после 3-4 – о росте
Обращается внимание на многие факторы. Детские параметры по месяцам первые 12 месяцев жизни изучает медработник
Он учитывает:
- пол малыша;
- физические данные при рождении;
- наследственность;
- перенесенное заболевание (если было);
- наличие патологий;
- социальные условия;
- вскармливание (искусственный или грудной прием пищи).
Если имеет место недоношенность или маловесость, таблица роста и веса ребенка будет отличаться от детей с нормальными показателями. Годовалый кроха за 12 месяцев набирает определенную массу тела. Усредненный вариант весового показателя – 6-7 килограмм. Основная прибавка приходится на первые 6 месяцев жизни крохи. Грудничок имеет месячный прирост примерно на 1 кг. При правильном кормлении новорожденный с низким весом способен «догнать» за 6 месяцев детей с нормальной массой тела. Младенец к концу 12 месяца имеет вес от 8 до 12 кг, рост – 75-80 см.
Родители должны понимать, что приведенные в таблицах данные могут иметь отклонения примерно на 2-3 килограмма, пару сантиметров в разные стороны. Это не будет считаться нарушением нормы. Однако если имеет место неправильная организация питания, перекармливание, гормональный сбой, изменение режима дня, то отклонения будут значительными. Это серьезный повод обратиться к врачу-педиатру, пройти обследование, чтобы диагностировать верное заболевание.
Рост по месяцам
Нормы роста и веса детей до года отражены в таблице (девочки). Шкала указана в сантиметрах (см. таблицу):
Возраст (по месяцам) |
Низкорослые |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Рослый |
Завышенный |
Новорожденная |
45,4 |
47,3 |
49,1 |
51 |
53 |
54,7 |
1 |
49,7 |
51,7 |
53,7 |
56,6 |
57,6 |
59,5 |
2 |
53 |
55 |
57,1 |
59,1 |
61 |
63,2 |
3 |
55,6 |
58 |
60 |
61,8 |
64 |
66,1 |
4 |
58 |
60 |
62,1 |
64,3 |
66,4 |
68,6 |
5 |
59,6 |
61,7 |
64 |
66 |
69 |
70,6 |
6 |
62 |
63,5 |
65,7 |
68 |
70 |
72,5 |
7 |
63 |
65 |
67,3 |
70 |
72 |
74,2 |
8 |
64 |
66,3 |
68,7 |
71,1 |
73,5 |
76 |
9 |
65,3 |
68 |
70,1 |
72,6 |
75 |
77 |
10 |
66,5 |
69 |
71,5 |
73,9 |
76,4 |
79 |
11 |
68 |
70 |
73 |
75,3 |
77,8 |
80,3 |
12 |
69 |
71,4 |
74 |
77 |
79 |
82 |
Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Длина тела по месяцам (в сантиметрах):
Возраст (по месяцам) |
Низкорослые |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Рослый |
Завышенный |
Новорожденный |
46,1 |
48 |
50 |
52 |
54 |
55,6 |
1 |
51 |
53 |
54,7 |
57 |
58,6 |
60,6 |
2 |
54,5 |
56,4 |
58,4 |
60 |
62,4 |
64,5 |
3 |
57,3 |
60 |
61,4 |
63,6 |
65,7 |
68 |
4 |
60 |
61,7 |
63,8 |
66 |
68 |
70,1 |
5 |
61,6 |
63,8 |
66 |
68 |
70,1 |
72,2 |
6 |
63,3 |
66 |
67,6 |
70 |
71,9 |
74 |
7 |
65 |
67 |
70 |
71 |
73,5 |
76 |
8 |
66,2 |
68,5 |
70,7 |
73 |
75 |
77,2 |
9 |
68 |
69,7 |
72 |
74 |
76,5 |
79 |
10 |
69 |
71 |
73,3 |
75,6 |
77,8 |
80 |
11 |
70 |
72 |
74,5 |
77 |
79,2 |
81,6 |
12 |
71 |
73 |
76 |
78 |
80,5 |
83 |
Вес по месяцам
Нормальная масса тела девочки в 12-месячном возрасте варьируется в пределах 8-10 кг. Нормативы следующие (в килограммах):
Возраст (по месяцам) |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Завышенный |
Новорожденная |
2,4 |
2,8 |
3 |
3,7 |
4 |
4,8 |
1 |
3,2 |
3,7 |
4 |
4,8 |
5,5 |
6 |
2 |
3,8 |
4,5 |
5 |
5,8 |
6,6 |
7,5 |
3 |
4,5 |
5 |
5,8 |
6,6 |
7,5 |
8,5 |
4 |
5 |
5,7 |
6,4 |
7,3 |
8,2 |
9,3 |
5 |
5,4 |
6 |
6,9 |
7,8 |
8,8 |
10 |
6 |
5,8 |
6,6 |
7,3 |
8,2 |
9,3 |
10,6 |
7 |
6 |
6,7 |
7,6 |
8,6 |
9,8 |
11 |
8 |
6,3 |
7 |
7,9 |
9 |
10 |
11,6 |
9 |
6,5 |
7,3 |
8 |
9,3 |
10,6 |
12 |
10 |
6,8 |
7,6 |
8,5 |
9,7 |
10,8 |
12,4 |
11 |
6,9 |
7,8 |
8,7 |
9,9 |
11 |
12,8 |
12 |
7 |
7,9 |
8,9 |
10 |
11,5 |
13 |
Масса тела мальчиков больше, чем у девочек. Таблица веса по месяцам (в килограммах):
Возраст (по месяцам) |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Завышенный |
Новорожденный |
2,5 |
3 |
3,3 |
4 |
4,4 |
5 |
1 |
3,4 |
3,9 |
4,5 |
5 |
5,8 |
6,6 |
2 |
4,3 |
4,9 |
5,6 |
6,3 |
7 |
8 |
3 |
5 |
5,7 |
6,4 |
7 |
8 |
9 |
4 |
5,6 |
6,2 |
7 |
7,8 |
8,7 |
9,7 |
5 |
6 |
6,7 |
7,5 |
8,4 |
9,3 |
10,4 |
6 |
6,4 |
7 |
7,9 |
8,8 |
9,8 |
10,9 |
7 |
6,7 |
7,4 |
8,3 |
9,2 |
10,3 |
11,4 |
8 |
6,9 |
7,7 |
8,6 |
9,6 |
10,7 |
11,9 |
9 |
7 |
8 |
8,9 |
9,9 |
11 |
12,3 |
10 |
7,4 |
8 |
9 |
10 |
11,4 |
12,7 |
11 |
7,6 |
8,4 |
9,4 |
10,5 |
11,7 |
13 |
12 |
7,7 |
8,6 |
9,6 |
10,8 |
12 |
13,3 |
Рост как показатель развития мальчиков
Для контролирования физиологического развития детей важно отслеживать и сравнивать с нормальными сведениями антропометрических показателей, одним из которых является рост. В перечень антропометрических данных также входят:
В перечень антропометрических данных также входят:
- вес;
- окружность грудной клетки;
- длина охвата в области талии;
- окружность в области головы (оценивается у детей младше 1 г.).
Перечисленные показатели являются главными признаками, которые используются для оценки нормальности развития ребенка. Особенно важны значение роста и массы, а также их соотношение. Любые заметные отклонения в ту или иную сторону от нормального значения могут говорить об отклонениях в развитии или протекании какой-либо болезни.
Заметное отставание мальчика в росте от одногодок может говорить о недостаточном количестве в организме гормона соматотропина, который способствует росту.
Тогда как нормальный рост на фоне лишнего веса при правильном питании и активном образе жизни может быть вызван нарушениям в функционировании надпочечников, развитием онкологии в области головного мозга или некорректной работой щитовидной железы.
Для выявления серьезных отклонений измерение основных антропометрических показателей проводятся ежемесячно до 1 года, а затем от 1 до 4 раз в год. Полученные результаты сравниваются с табличными данными, которые появились в ходе многолетнего исследования, проводимого ВОЗ. В зависимости от результатов сравнения делается вывод о выявлении или отсутствии нарушений.
Необходимо ли руководствоваться нормами для оценивания физического развития новорожденного
Вовремя обнаруженные нарушения позволяют предотвратить тяжелые заболевания, поэтому руководствоваться нормами оценки физического развития новорожденного нужно обязательно.
Наблюдение помогает диагностировать:
- Заболевания центральной нервной или эндокринной систем. Если младенец хорошо ест, но при этом не набирает должного веса, это может свидетельствовать о рахите, анемии, иммунодефиците и т.д.
- Недостаток гормона роста, на что указывает большое отставание от нормы длины тела.
- Неправильную работу щитовидной железы или надпочечников. Такое подозрение возникает, когда ребенок набирает излишний вес при нормальном росте.
Нормы антропометрического развития разработаны ВОЗ и являются универсальным ориентиром для родителей и врачей. Благодаря этим таблицам любая мама может самостоятельно рассчитать оптимальный вес и рост ребенка и понять, есть ли риск для его здоровья.
Факторы, влияющие на набор веса и прибавление в росте у младенца
На рост и вес младенца влияют:
- Пол. Чаще мальчики крупнее, чем девочки.
- Генетика. У высоких родителей дети будут расти быстро и наоборот.
- Внешние факторы: питание и сон ребенка, физическое здоровье матери во время беременности (в т. ч. ее образ жизни).
- Смена среды обитания (для новорожденных). После того как ребенок появляется на свет, он теряется много жидкости, тратит большое количество энергии на то, чтобы привыкнуть к новому температурному, звуковому, дыхательному и пищеварительному режимам. Поэтому в роддоме новорожденный худеет — это называется физиологической потерей веса.
- Двигательная активность. Малыш хуже набирает, когда начинает ползать, сидеть, переворачиваться и т.д.
- Стресс. Например, мама вышла на работу, а малыш начал оставаться с другим взрослым.
- Заболевания. Малыш худеет во время болезни, потому что у него плохой аппетит.