Сколько спит ребенок в 2 года

Дневной и ночной сон

Дети в этом возрасте спят 1 раз в день, а большинство и вовсе отказываются от дневного сна. Но преждевременная отмена отдыха сказывается высокой нагрузкой на нервную систему, вследствие чего – плач, крики, истерия. Главный фактор оправданного отказа от сна – регулярно бодрое и хорошее настроение в течение дня.

Дневной сон зависит и от темперамента малыша. Если ребенок тихий, покладистый, мало двигается и не любит проводить много времени на улице, желательно разнообразить его досуг активными играми. Это поможет ему быстрее засыпать.

Детям с гиперактивностью, наоборот, нужно понижать физические нагрузки и сокращать развлечения. Неугомонный ребенок может заигрываться до самого вечера, из-за чего нервная система не успевает быстро переключаться в фазу покоя, начинаются всхлипывания, капризы.

ВНИМАНИЕ! Родителям гиперактивных детей педиатры советуют прерываться на сон днем 2 раза. Ночью таких деток желательно укладывать раньше.. При наличии обеденного сна нужно 10-11 часов ночного отдыха и не менее 12-ти часов при его отсутствии

Важно, чтобы ребенок сам просыпался по утрам

При наличии обеденного сна нужно 10-11 часов ночного отдыха и не менее 12-ти часов при его отсутствии

Важно, чтобы ребенок сам просыпался по утрам

Если маме приходится регулярно будить малыша, а подъемы – проблемная тема в семье, стоит задуматься о более раннем укладывании. Малыш в 2-2,5 года должен засыпать не позже 21:00.

Но не редко процесс вечернего засыпания сопровождается трудностями. Детский психолог Алан Фромм классифицировал главные причины, из-за которых ребенок не хочет отправляться в постель:

  • не было возможности устать;
  • ребенок не хочет расставаться с игрушками, иными развлечениями;
  • малыш видит, что родители не ложатся спать и недоумевает из-за происходящего;
  • имеет место быть типичный страх темноты;
  • чадо пытается манипулировать родителями.

Нет рекламы 2

Чтобы не пропустить «золотой» момент готовности засыпать и не допустить перегрузки нервной системы, родители должны обращать внимание на видимые признаки детской сонливости:

  • зевание;
  • сосание пустышки или пальца;
  • заторможенные телодвижения;
  • агрессия;
  • резкое появление активности.


Сосание пальца у двухлетнего ребенка является признаком готовности к засыпанию

Заметили эти признаки? Самое время перевести малыша на сонный лад: постепенно укладывайте его, размещаясь рядом; читайте книги, пойте песни, устройте прощание с родными, игрушками. Беспроигрышный вариант упрощения укладывания: более ранний утренний подъем и наполнение досуга активными играми и прогулками на свежем воздухе. После такого насыщенного дня ребенку будет сложно не уснуть.

Нет ссылки 1

Ключ к спокойному сну

Один из самых распространенных мифов о сне — миф о том, что дети по ночам НЕ СПЯТ. Это не так. Дети не враги сами себе и они хотят спать не меньше, чем мы, взрослые. Конечно, есть исключения — дети, которые практически не спят или спят очень мало, но даже таким деткам можно помочь, применяя следующие советы. Перед тем, как воспользоваться ими, убедитесь, что проблема именно во сне и что ребенок не болен, не голоден и не испытывает жажды.

Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра. Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен

Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить

Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.

При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.

Если в вашем доме постоянным фоном включён телевизор, обращайте внимание на то, какие телепрограммы служат этим фоном. Криминальные сериалы вряд ли будут хорошо сказываться на нервной системе ребенка

Даже если это просто мультфильмы, то в них часто кричат персонажи, приводя маленьких зрителей в возбужденное состояние. А между мультфильмами зачастую показывают короткие, но очень нужные всем вставки новостей, способные вывести из равновесия даже взрослого человека. Эти кадры могут откладываться у ребенка в подсознании и потом всплывать перед сном — как раз в то время, когда он ни о чем особенном не думает. И страшная картина несущейся на скорости машины из новости об аварии, стреляющих бородатых дядек из военной сводки или другие «десерты» для мозга могут стоять у него перед глазами, пугая и не давая уснуть.

Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.

Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам

И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Сколько часов нужно спать

Для начала надо уяснить, что существует разница между тем, сколько человек может спать, и продолжительностью сна, реально необходимой для оптимального функционирования организма. По данным специалистов, в среднем взрослые люди спят по 7-6 часов. На первый взгляд может показаться, что это довольно неплохие показатели. На самом же деле это типичный пример хронического недосыпания.

Большинству здоровых взрослых людей в сутки требуется от 7 до 9 часов сна. Для детей и подростков этот показатель немного больше. Несмотря на то, что у пожилых людей отдых также не должен быть меньше 7 часов, многие в преклонном возрасте страдают бессонницей. В таком случае следует хотя бы частично компенсировать недостаток ночного отдыха дневным сном.

Таблица потребности сна по возрасту
Возраст Часы сна
Необходимые Допустимые
Малыши до 3 месяцев 14-17 11-19
От 4 до 11 месяцев 12-15 10-18
От 1 до 2 лет 11-14 9-16
От 3 до 5 лет 10-13 8-14
От 6 до 13 лет 9-11 7-12
От 14 до 17 лет 8-10 7-11
От 18 до 25 лет 7-9 6-11
Взрослые от 26 до 64 лет 7-9 6-10
Старше 65 лет 7-8 5-9

Что интересно, исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили, что у некоторых людей есть ген, позволяющий им спать по 6 часов в сутки и при этом отлично высыпаться. Однако этот ген встречается только у 3% населения планеты.

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Все, что нужно для здорового сна

Крепкий и здоровый сон жизненно необходим человеку, а ребенку в особенности

Физическая энергия, отличное настроение, жизненный оптимизм, способность фокусировать внимание на важном, терпеливо справляться с интеллектуальными задачами, запоминать и усваивать знания и навыки — слагаемые здорового роста и развития ребенка

Покупка первой детской кроватки — повод для множества сомнений и переживаний. А вдруг малыш предпочтет совместный сон? Нужно ли добавлять новую строку расходов в семейный бюджет, что и без того трещит по швам? И если да, как наиболее рационально распределить все связанные с раздельным сном покупки — чтобы не промахнуться и не купить лишнего?

Пока вы еще только готовитесь к появлению крохи и точно не знаете, как сложатся обстоятельства потом, покупка отдельной кроватки кажется спорным вопросом. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, для начала выберите кроватку, которая пригодится вам в любом случае.

Рациональный выбор

Коляска с открепляющейся люлькой. На первое время такая люлька — идеальный вариант для раздельного сна. Убаюкав кроху в коляске, вы всегда можете переместить его в новое место, не перекладывая и не прерывая его сна.Главное, чтобы дно люльки не было искривлено, а матрасик соответствовал ортопедическим требованиям

Если именно люльке предстоит выполнять функцию первой кроватки крохи, при покупке стоит обратить особое внимание на ее вес и удобство открепляющего механизма.
Кроватка-трансформер. Раздвигающиеся бортики, опускающееся дно и/или возможность крепить ее к краю большой постели (на которой спите вы) во многом определяют выбор рачительных родителей

И хотя такие кроватки нередко стоят дороже обычных, это своего рода «страховка» на будущее.
Кроватка-манеж. Не самый популярный среди современных родителей вариант. Зато переносные манежи оснащены множеством полезных функций: в них может быть и музыка, и вращающиеся мобили, и вибрирующие матрасики, ночник, пеленальная доска. Но главное, манеж послужит и во время путешествий, и в будущем, когда вы начнете использовать его уже не как кроватку, а по его прямому назначению — для игр.Есть одно но: если все же малыш предпочел раздельный сон и большую часть времени проводит в манеже, стоит купить отдельный качественный матрасик, поскольку те, что прилагаются к манежу, нередко не соответствуют ортопедическим требованиям. После покупки нового матраса его, скорее всего, придется подрезать под размер манежа (они часто отличаются от стандарта). Проконсультируйтесь по этому вопросу с продавцом перед покупкой.
Кроватка-кокон. Эргономичная кроватка, имитирующая положение ребенка в утробе матери. Используется до 4 месяцев.Это дорогой вариант, который требует замены всего через несколько месяцев после начала использования.

Нерациональный выбор

  • Люльки, колыбельки. Конечно, ассортимент дизайнерских кроваток для младенцев не может не вызывать умиления: некоторые из них напоминают гнезда, другие — старинные деревенские «зыбки», третьи и вовсе покрыты водопадом кружевных балдахинов.Все это может оказаться простым украшением интерьера. А даже если такая люлька и послужит младенцу в первые месяцы жизни, то после того, как он научится садиться, окажется не только лишней, но и опасной.
  • Кроватки-маятники без возможности фиксации в одном положении. Сейчас таких моделей производится все меньше, но среди недорогих их все еще можно найти. Когда малыш научится переворачиваться и садиться, такая кроватка из места сна превратится в площадку для бесконечных игр.

Недостаточно купить одну лишь кроватку. К ней прилагается еще целый набор дополнительного снаряжения:

  • Матрасик (выбирайте ортопедический);
  • 4 – 10 клеенок на матрас — желательно использовать специальные клеенки, которые сверху покрыты тканью, чтобы малыш не потел, или одноразовые непромокаемые пеленки;
  • 6 – 10 простынок/пеленок из хлопка;
  • 2 легких детских одеяльца или 2 – 4 мешка/комбинезона для сна;
  • 1 теплое детское одеяльце;
  • 1 – 2 набора мягких бортиков в кроватку;
  • Мобиль (с 3 – 4 недель).

Что не нужно покупать малышу до года:

  • Подушку (за исключением тех случаев, когда ее рекомендовал приобрести ваш врач; обычно речь идет о специальной ортопедической подушке, которая должна помочь в решении проблем с шеей);
  • Балдахин/шторки на кровать (они могут стать причиной удушья);
  • Постельное белье из синтетических материалов, с кружевами и тесьмой, с элементами декора, которые могут оторваться или раскрошиться (это может вызывать раздражение на нежной коже и представлять опасность для здоровья).

Десять привычек высокоэффективных (маленьких) людей

  1. Если меня заинтересовало что-то твое, значит, оно должно стать моим.
  2. Если я хочу куда-то пойти, то я иду.
  3. Если ты попытаешься меня остановить, то я закричу.
  4. Если ты полдня потратишь на приготовление моего обеда, то я передумаю и захочу что-нибудь другое.
  5. Если моему приятелю захочется взять мою игрушку, то она сразу станет только моей, даже если раньше я не проявлял к ней особого интереса.
  6. Если попытаешься усадить меня в автокресло, я закричу.
  7. Если в магазине ты попытаешься отобрать у меня игрушку, то я упаду на пол и закачу истерику.
  8. Если я увижу, что другой ребенок ест пирожное, то немедленно захочу такое же.
  9. Если ты скажешь, что пора спать, то я захочу поиграть еще хотя бы часок, прежде чем начну думать о сне.
  10. Если я захочу, чтобы посреди ночи кто-нибудь ко мне пришел, то буду методично выбрасывать из кроватки все подушки и простыни пока вы не придете.

Похоже на вашего ребенка? Даже не знаем, поздравлять вас или сочувствовать. Данный период будет знаменоваться огромными скачками в развитии вашего чада, волнительными, но в то же время испытывающими вас на прочность. Среди этих перемен будут следующие:

  • существенное расширение словарного запаса;
  • улучшение общей и мелкой моторики (ребенок начнет бегать еще быстрее и с помощью своих ловких пальчиков уже сможет запрограммировать домашний DVD-плеер);
  • растущая любознательность, превращающая ребенка в невероятно активное и импульсивное существо;
  • вдруг возникшее желание принимать самостоятельные решения (и, как результат, еще больше истерик);
  • растущий интерес к совместным играм с другими детьми и к формированию новых дружеских отношений;
  • у большинства детей — интерес к использованию унитаза;
  • начало посещения детского сада (у некоторых детей) и развитие способности безболезненно расставаться с мамой и папой.

Каждая из этих перемен наверняка будет казаться маленькой революцией и для вас, и для ребенка. Какие у них могут быть минусы?» Развитие умственных способностей ребенка, скорее всего, будет сопровождаться непослушанием и упрямством. Но как эти перемены отразятся на сне ребенка?

Примерный распорядок дня ребёнка в 2 года

Многие дети после двух лет идут в детский сад. Чтобы упростить адаптацию, родители могут заранее максимально приблизить режим дня малыша к распорядку в яслях. В первую очередь это касается детей, которые привыкли долго спать по утрам. Если приучить их вставать вовремя, это поможет избежать слёз и капризов при раннем подъёме.

Два варианта режима дня (с дневным сном и без него) — таблица

Время Действие Время Действие
7.00–7.30 подъём, водные процедуры 9.00–9.30 подъём, водные процедуры
7.30–8.00 зарядка 9.30–10.00 зарядка
8.00–8.30 завтрак 10.00–10.30 завтрак
8.30–10.00 активные игры, развивающие занятия 10.30–12.00 развивающие занятия
10.00–12.30 прогулка на улице 12.00–14.30 прогулка на улице
12.30–13.00 обед 14.30–15.00 обед
13.00–15.30 дневной сон 15.00–18.00 время для творчества
15.30–16.00 полдник 18.00–18.30 полдник
16.00–17.00 игры, время для творчества 18.30–20.00 прогулка на улице, игры с родителями
17.00–19.00 прогулка на улице, игры дома 20.00–20.30 ужин
19.00–19.30 ужин 20.30–21.30 спокойные игры, чтение книг
19.30–20.00 спокойные игры, чтение книг 21.30–22.00 водные процедуры, расслабляющий массаж
20.00–21.00 водные процедуры, расслабляющий массаж 22.00–9.00 ночной сон
21.00–7.00 ночной сон

Советы психологов и педиатров, как помочь ребёнку соблюдать режим дня

Педиатры и психологи настаивают на том, что дети, у которых установлен определённый режим дня, растут более уравновешенными и спокойными. Они легче адаптируются в детском саду и школе, быстрее осознают такое понятие, как «дисциплина». Но малыш не может сам устанавливать временные рамки. Составить правильный и удобный режим дня в зависимости от эмоционального и физического развития ребёнка — это задача родителей.

Ребёнок и режим — видео

По мере взросления режим ребёнка меняется. Родители должны построить распорядок дня таким образом, чтобы кроха достаточно отдыхал, у него оставалось время для активных и спокойных игр

Важно научиться присматриваться к малышу и понимать, комфортно ли ему в условиях, заданных мамой и папой

Как составить режим дня для ребенка

После того как вы установили время подъема, определите, в какое время ребенок всегда будет принимать пищу. Питание помогает корректировать биологические часы. Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, назначьте прием пищи дома на то же время, что и там, дабы обеспечить стабильный режим питания.

Диетологи рекомендуют для детей шесть небольших приемов пищи в течение дня, каждый из которых включает немного белков, углеводов, жиров, а также фрукты и овощи. Эти приемы пищи должны быть распределены с интервалом два с половиной  три часа. Поэтому если ребенок завтракает в 7:00, второй завтрак должен приходиться на 9:30, а обед — на полдень.

Включите в режим дня время для физической активности. Лучше всего, если после пробуждения мальчик или девочка может выйти на улицу и побегать под лучами утреннего солнца. Также необходимо выделить время для активных игр во второй половине дня, ближе к вечеру. Не следует активно двигаться вечером в темноте, особенно при искусственном освещении, которое мешает производству мелатонина — гормона сна, говорящего организму, что пора спать.

Если вашему ребенку еще нет и пяти, установите время для дневного сна. Младенцы могут быть готовы к первому дневному сну уже через 45 минут после пробуждения. Малыши в возрасте до полутора лет часто нуждаются в двухразовом дневном сне. Первый сон должен начинаться через 2,53 часа после пробуждения или через четыре часа, если малыш спит один раз в день.

У дошкольников дневной сон обычно должен начинаться примерно через пять часов после подъема. После обеда происходит естественный спад энергии, поэтому в это время хорошо вздремнуть всем, даже вам. Оптимально, если дневной сон заканчивается не позже трех-четырех часов дня (за исключением младенцев, которым нужен короткий 30-минутный отдых около 17:00).

Планируя дневной сон для ребенка, не забудьте про себя. Установлено, что короткий, максимум 20—30-минутный сон не только улучшает концентрацию внимания на оставшуюся часть дня, но и защищает от болезней сердца.

Теперь установите время отхода ко сну. Например, если ваш дошкольник просыпается в 7:00 и полтора часа спит днем, он должен ложиться спать около 20:30, чтобы в совокупности получить необходимые ему 12 часов сна. Если ребенок школьного возраста встает в семь утра, он должен ложиться спать между восемью и девятью часами вечера. Учтите, что это время засыпания, а не начала подготовки ко сну — то есть в восемь-девять часов вечера ребенок уже должен находиться в кровати и спать.

Наконец, определите время начала подготовки ко сну. На все вечерние процедуры и процесс засыпания обычно уходит от 30 до 45 минут.

Ниже даны примеры режимов дня для детей разных возрастов и взрослых с учетом разного времени пробуждения.

Примеры режимов дня для детей

Возраст Малы-ши от года до полу-тора лет Малы-ши от полу-тора до трех лет Дошколь-ники (3–5 лет) Школь-ники (6–12 лет) Под-ростки (13–19 лет) Взрослые
Средне-суточная потреб-ность во сне, час. 14–15 13–14 11–12 10–11 9.25 8.25
Подъем 6:30 6:30 6:30 6:30 6:30*** 6:00
Завтрак 7:00 7:00 7:00 7:00 7:00 7:00
Занятия 7:30–9:00 7:30–10:30 7:30–11:30 7:30–12:00 7:30–12:00 7:30–12:00
Второй завтрак 9:00 9:00 9:00 9:00 9:00 9:00
Дневной сон 9:30–11:00
Обед 11:30 11:00 12:00 12:00 12:00 12:00
Дневной сон 14:00–15:30* 11:30—14:30 12:30—14:00 Восста-нови-тельный сон* Восста-нови-тельный сон* Восста-нови-тельный сон*
Полдник 15:30 15:30 15:30 15:30 15:30 15:30
Различные занятия 15:30—17:00 14:30—17:00 14:00—17:00 12:30—17:00 12:30—17:00 12:30–17:00
Ужин 17:30 17:30 17:30 17:30 18:00 18:00
Различные занятия 18:00—19:15 18:00—19:15 18:00—19:45 18:00—20:00 18:30—20:30 18:30–21:00
Начало отхода ко сну (с легким перекусом) 19:00 19:15 18:00 без дневного сна; 19:15–19:30 с дневным сном 20:00 20:45 21:15
Засыпание 19:30 20:00 19:30 без дневного сна; 20:00 с дневным сном 20:30 21:15 21:45
Общее количество сна, час. 14 13,5 12 10** 9,25 8,25

* Длительность восстановительного сна составляет 20–30 минут.

** Дети младшего школьного возраста нуждаются примерно в 11 часах сна, поэтому установите для них время отхода ко сну на 20:00.

*** Начало полового созревания смещает цикл выработки мелатонина на более позднее время. Если это возможно, выберите школу с началом занятий в 8:30 или позже, чтобы подросток не был вынужден ложиться спать рано, когда его тело и мозг физиологически не готовы ко сну. Перед сном выключайте все электронные устройства и ночники, которые могут тормозить выработку мелатонина.

Таблица норм сна и бодрствования:

Возраст

ВБ

между снами

Кол-во

дс

Продолж-сть

дс

Суммарное

кол-во дс

Кол-во

нс

Суммарный

сон

до 1мес 20-50мин 4-8 15мин-4ч 6-10ч 8-10ч 16-20ч
1-2мес 50-1,20ч 4-5 30мин-2ч 6-8ч 10-12ч 14-17ч
3мес 1,20-1,40ч 3-4 30мин-2ч 5-6ч 10-12ч 14-17ч
4мес 1,30-2ч 3-4 30мин-2ч 4-5ч 10-12ч 14-16ч
5-6мес 1,45-2,15ч 3 30мин-2ч 3-4ч 10-12ч 13-16ч
6-7мес 2,30-3ч 2-3 1-2ч 3-4ч 10-12ч 13-15ч
8-10мес 3-3,45ч 2 1-2ч 2-3ч 11-12ч 13-15ч
10-12мес 3,30-4,30ч 2(редко 1) 1-2ч 2-3ч 11-12ч 13-15ч
12-18мес 4-5,5ч 1-2 1-2ч 1,5-3ч 11-12ч 12,5-13ч
2года 4-6ч 1 1-2ч 1-2ч 11-12ч 12-13ч
3года 5-6ч 1 1-2ч 1-2ч 10-11ч 12ч

Таблица норм нужна в тех случаях, когда в режиме много хаоса и ребёнок засыпает и просыпается каждый день в разное время. Или когда мама не понимает, отчего возникают те или иные сложности со сном. 

В таких случаях первое, что следует сделать, — это обратиться к таблице норм сна и проверить, насколько отличается фактическая длительность промежутков сна и бодрствования у ребёнка от табличных значений.

Как работать с таблицей:

Дети, которые были рождены раньше срока тоже могут иметь свои особенности.

Возраст, на который нужно ориентироваться в таблице норм, — это возраст от ПДР. Если ребёнок рождён раньше срока, то имеет смысл смотреть диапазон значений между фактическим возрастом и возрастом по ПДР. Зачастую индивидуальные потребности таких детей находятся где-то между. 

Начните записывать время засыпания и время пробуждения своего ребёнка и анализировать с помощью таблицы то, что имеете на данный момент. Вы можете заметить много интересного и неочевидного. 

В первом столбце таблицы вы видите возраст ребёнка по месяцам

Обратите внимание, что ориентироваться нужно на возраст от ПДР. В случае, если ваш малыш был рождён раньше срока, то смотрите на значения от ПДР и значения на фактический возраст, учитывайте всегда оба варианта, так как на практике я заметила скачкообразный рост значений у детей, которые были рождены раньше срока.

Во втором столбце вы видите значения Времени Бодрствования (ВБ)

Это отрезки времени между окончательным пробуждением с последнего сна и засыпанием на очередной сон. Засеките время, которое ваш малыш бодрствует, и сравнивайте значения. Если оно меньше, чем в таблице, то скорее всего, у вас есть проблема либо с короткими снами, либо с ночными гуляниями, либо с частыми ночными пробуждениями, либо с ранними подъемами. В этом случае стоит правильно и аккуратно увеличить какое-либо ВБ хотя бы до минимальных значений.

Третий столбец показывает вам количество дневных снов у ребёнка в каждом возрасте. Если у вашего ребёнка больше снов, чем ему стоило бы спать, то вас могут беспокоить ночные гуляния, ранние пробуждения или очень поздний отбой на ночь. Скорее всего, такие сны будут короткими. Если снов меньше, чем в указано по возрасту в таблице, то возможны переутомления и очень много капризов у ребёнка.

Четвертый столбец показывает вам, сколько должны длиться дневные сны. Это значение напрямую зависит от их количества и продолжительности ВБ.

Пятый столбец нужен вам для того, чтобы правильно распределять количество сна между днём и ночью. Если вы заметили, что в какой-то из дней ваш ребенок спал днём на пару часов больше, то уже будете знать, что в ближайшие три дня вам придётся либо вставать пораньше, либо отгулять эти пару часов ночью.

Шестой столбец указывает продолжительность ночного сна. Это значение тем больше, чем меньше дневного сна, — и наоборот.
И последний седьмой столбец необходим вам для того, чтобы вы могли с помощью подсчётов находить причины тех или иных проблем.

Юлия Доманова
Руководитель Центра детского сна  «ДокторМама»

Электрофизиологическое наступление сна у детей

  • исчезновение а-активности на ЭЭГ и ее замещение низковольтажной активностью смешанной частоты;
  • появление медленных движений глазных яблок на электроокулограмме;
  • снижение мышечного тонуса на электромиограмме;
  • генерализованные или локальные непроизвольные мышечные сокращения (электромиограмма) — гипнотические миоклонии.

Выделяют две качественно различные фазы сна:

  1. ортодоксальный сон, фаза медленного сна (ФМС);
  2. парадоксальный сон, фаза быстрого сна (ФБС), или REM.

Считается, что в регуляции циклических фаз сна принимают участие 3 группы нейронов.

Аминергическая система (серотонинергическая + норадренергическая), или клетки REM-off.

Холинергическая ретикулярная система, или клетки REM-on.

Лучше всего отдельные фазы и стадии различаются по их энцефалографической характеристике:

  • I стадия — дремота с постепенным исчезновением а-ритма;
  • II стадия — появление специфической для этой фазы энцефалографической активности — веретен сна, с замедлением пульса, урежением дыхания, расслаблением мускулатуры;
  • III и IV стадии — стадии более глубокого сна, характеризующиеся появ-лением высокоамплитудной 8-активности, увеличением частоты сердечных сокращений.

[], [], []

Прогулка

Пока у меня был только один ребенок, я любила ходить на долгие прогулки в парк (до него идти от дома с коляской минут двадцать) — смотреть там на лошадок, кормить уток, изучать разные цветочки-листики и т.д. С появлением второго я стала чаще посещать детскую площадку рядом с домом и больше дружить там с соседскими мамами и бабушками, у чего тоже, безусловно, есть свои плюсы.

Из дома я выходила со слингом и с прогулочной коляской, которая раскладывалась почти горизонтально и в которой я возила детей по очереди: пока старшая еще не очень устала, она шла пешком, а младший ехал. Когда ей становилось невмоготу, я перекладывала малыша в слинг, а девочку сажала в коляску и везла, вызывая своей физической силой ужас у наших дорогих сограждан (которые, судя по всему, считают, что с двумя детьми можно выйти из дома только с папой, бабушкой, няней — с какой-то поддержкой). Некоторые, глядя на меня, охали и ахали, гуляя вдвоем с бабушкой с коляской-люлькой. «У вас же двое детей!» — восклицали они. «Представляете, не только у меня! — приходилось отвечать. — А у некоторых даже трое. И четверо!». Но я так привыкла носить на руках первого ребенка, что и вправду стала сильнее, и новорожденный в слинге для меня был как пушинка.

Мы поначалу думали купить двойную коляску, но решили, что для нашей разницы — два с половиной года — в этом нет необходимости, потому что старшая все-таки должна уже пешком ходить. В итоге купили в дополнение к «прогулке» коляску-трость — она легкая, и иногда, к примеру, если отправиться с мужем в долгий поход по парку, то две коляски удобнее. И когда бабушка брала старшую в гости на выходные с коляской-тростью, коляска-«прогулка» оставалась у меня для малыша. Сейчас, когда тороплюсь, иногда раскладываю коляску полностью и сажаю их одного за другим — думаю, это хороший вариант для тех, у кого в доме нет грузового лифта для огромной двойной коляски.

У меня создалось впечатление, что у многих людей ребенок вызывает невероятную тревогу, а двое детей — панику. Поэтому я, как мама двоих детей, тоже стала объектом их сложных чувств. Но хорошо, что не только отрицательных. У некоторых мам на площадке я стала вызывать интерес, они задавали вопросы и помогали мне. Какие-то бабушки сожалели, что в свое время не родили еще одного (второго, третьего, одна даже жалела, что четвертого) ребенка.

На детской площадке мы поначалу гуляли таким образом: младший спал или (потом) сидел в коляске и смотрел, как там играет старшая. Теперь, когда сыну полтора, на площадке я в основном бегаю за ним, а дочь в целом справляется сама.

Решение проблем со сном у детей двух лет

Многие родители задаются вопросом: что делать, если ребенок в 2 года плохо засыпает? Важно изначально выяснить причину разлада сна, и только после этого принимать меры. Иногда достаточно обеспечить ребенка необходимым количеством кальция и витамина D, чтобы все наладилось

Свежий воздух, полноценное питание, физические нагрузки способствуют тому, что малыш крепко спит по ночам. Следует заблаговременно до сна исключить все раздражающие факторы, приглушить телевизор, сделать слабым освещение.

При отучении ребенка спать с родителями можно «познакомить» его с мягкой игрушкой, которая будет впоследствии его постоянной спутницей при засыпании.

Есть множество методов, помогающих нормализовать сон двухлетнего ребенка. С помощью экспериментов можно найти подходящий для каждого отдельного случая. Не помешает проконсультироваться с педиатром, чтобы не навредить малышу.

Приучаем спать в своей кроватке

Главное правило засыпания таково: как только все вечерние ритуалы исполнены, сказка рассказана и пожелание спокойной ночи с маминым поцелуем тоже прозвучало, баста! Никаких блужданий по квартире! Родители серьезны в своих намерениях, и их ничем не разжалобить.

Ребенку страшно засыпать одному, и он всеми силами пытается привлечь внимание взрослых. Попить, в туалет, болит животик, кусает комарик, не нравится шум — что угодно, лишь бы получить немного внимания!. Это расстраивает его сон и формирует довольно вредную привычку — любыми манипулятивными средствами вынудить родителей играть по своим правилам

Это расстраивает его сон и формирует довольно вредную привычку — любыми манипулятивными средствами вынудить родителей играть по своим правилам.

Самая адекватная родительская реакция — взять за руку и молча отвести в кровать. Пытаться утешить, успокоить или, наоборот, отругать, пристыдить — это уже акт внимания, и, значит, ребенок получил желаемое. Если молча проводить малыша в кровать — три, пять, десять или двадцать раз подряд — он делает вывод, что родители серьезны в своих намерениях и, очевидно, пора спать.

Говоря о возрастных нормах сна и стратегиях их соблюдения, невозможно не упомянуть, для чего, собственно, нужен сон в требуемом количестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector