Аутизм у ребенка: как распознать и что делать

Что такое аутизм?

Аутизм является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений. Данное состояние характеризуется проблемами с социальным взаимодействием, общением, гибкостью мышления и поведением. Дети с РАС испытывают трудности в общении с окружающими, развитии дружеских отношений и понимании чувств других людей. Детки также могут иметь повторяющиеся мысли и выполнять повторяющиеся действия. Люди с расстройством аутистического спектра зачастую имеют высокие показатели сопутствующих состояний. Некоторые из этих состояний включают:

  • припадки;
  • пищеварительное расстройство;
  • психические проблемы, такие как тревога или депрессия.

Согласно некоторым исследованиям, 70% детей с аутизмом имеют одно сопутствующее заболевание, в то время как 41% имеют два или более, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение

Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Почему мальчики не болеют

Учитывая, что мутирующий ген несет в себе Х-хромосома, то девочки в плане заболевания находятся в более «выигрышной» позиции. У них присутствует две Х-хромосомы. Поэтому если одна из них «бракованная», то вторая функционирует нормально. Это дает девочке хоть малый шанс на нормальное существование.

У мальчика Х-хромосома одна. Если она имеет мутационный ген, значит, выпадает из работы полностью, и ее нечем заменить. Такие малыши мужского пола, как правило, погибают еще внутриутробно, так и не родившись. Поэтому синдром Ретта у мальчиков встречается крайне редко.

Но, несмотря на такую особенность заболевания, очень редко, но все-таки мальчики с подобным синдромом выживают. Это может быть связано с тем, что не все гены в Х-хромосоме подвергаются мутации. Из-за этого заболевание развивается не столь остро.

Другая причина – наличие у мальчика синдрома Клайнфельтера. При этом наблюдается полисомия половых хромосом, то есть их набор составляет ХХУ. И, если одна Х-хромосома имеет патологический ген, то вторая может регулировать синтез белка и дарить мальчику возможность жизни. Получается такая же картина, как и у девочки.

Общее описание

Аутизм — это психическое расстройство, характеризующееся недостатком социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто данное состояние манифестируется ещё до достижения ребенком 3-х лет. Если же симптоматика выражена в «стертой» форме, то данный вид нарушений рассматривают как расстройства аутистического спектра.

Статистика аутизма свидетельствует, что в популяции примерно один из каждых 170 жителей планеты имеет те или иные признаки аутизма, безотносительно страны проживания и социального статуса. У мальчиков расстройства аутистического спектра наблюдаются вчетверо чаще, нежели у девочек, однако у последних чаще сопровождаются умственной отсталостью. Аутизму сопутствуют органические изменения в головном мозге, он неизлечим и служит причиной снижения уровня интеллектуального развития. Какие-то характерные поведенческие особенности для этих людей нетипичны, так как определяются конкретной формой данной патологии у каждого больного.

Аутизм у детей: признаки, которые должны насторожить

Как было сказано выше, при постановке диагноза РАС учитывается совокупность признаков поведенческих реакций. Родители должны обратиться за врачебной консультацией, если они заметили, что:

  • ребенок избегает какого-либо контакта – не смотрит в глаза, отторгает телесные прикосновения, избегает объятий и поцелуев. Его эмоции скупы или не адекватны происходящему, а взаимодействие с окружающими людьми практически отсутствует. Характерно, что на значительные внешние раздражители реакций почти не бывает, а на мелкие – возможны неадекватные, вплоть до агрессии;
  • речевое развитие происходит с задержкой или с нарушениями. С одной стороны, аутизм может сопровождаться задержкой появления речи, когда ребенок с трудом осваивает даже слоговые слова. С другой стороны, нередки ситуации, когда малыш вполне может связно выражать мысли, повторять длинные тексты, при этом отказываясь от вербального общения. Однако существуют общие признаки, присущие и тем и другим: использование других местоимений вместо «я», повторяющееся воспроизведение услышанных словосочетаний (эхолалии);
  • при посещении детского клуба или даже на уличной площадке малыш испытывает трудности социального общения. Ребенок не нуждается в компании, прекрасно себя чувствует наедине с собой. Обычно происходит изоляция его в коллективе, поскольку трудности с выражением собственных эмоций и распознавание чужих не дают ему контактировать со сверстниками;
  • ребенок повторяет и повторяет одни и те же движения. Стереотипность поведения проявляется в повторе действий от самых простых до сложных. Он может раскачиваться, прыгать или кружиться на месте, включать и выключать кран с водой, расставлять предметы в определенном порядке. 

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Симптомы аутизма у взрослого

В том случае, если аутизм не развился в детстве, он может манифестироваться во взрослом возрасте, и нося, как правило, приобретенный характер. У взрослых, это расстройство, начинаясь незаметно, имеет тенденцию к быстрому прогрессированию и заканчивается стремительной социальной дезинтеграцией индивида. Отличительные признаки взрослого аутиста:

  • ограниченность словарного запаса;
  • скудность жестикуляции, мимики;
  • речь без интонации;
  • привязанность к определенным предметам и привычкам;
  • равнодушие к окружающим;
  • пренебрежение правилами поведения в обществе;
  • неспособность обратится к кому-либо первым;
  • невозможность построения дружеских или романтических отношений;
  • спокойствие и уверенность в рутинной обстановке;
  • испуганное состояние в непривычной обстановке;
  • неосознание особенностей своего поведения.

Протекание аутизма в легкой форме, а это примерно треть случаев, позволяет больным сохранить высокий интеллектуальный уровень и основные навыки социальной адаптации, делающими возможным самостоятельное существование. В более же тяжелых случаях за больным требуется постоянное наблюдение.

Особенности поведения

Каждый день я общаюсь с 5-6 аутистами как индивидуально, так и в группе. Большинство из этих детей склонны к соблюдению ритуала: пришел, разогрел еду в микроволновке (любят подогревать несколько раз), покушал, полежал, отдохнул, сходил на занятия, побегал, покричал, снова разогрел еду, поел и стал собираться домой. И так каждый день. Аутисты удивительным образом чувствуют время – пора обедать или пора домой. В наш Центр приходят в основном мальчики, каждому из них необходимы свои сенсорные стимуляторы.

Никита, например, постоянно что-то грызет, ищет телесных прикосновений. Олег наслаждается звуком ударяющихся о стол плоских предметов, подолгу играет с ними, подбрасывая, поднимая и снова подбрасывая. Максим любит выстраивать макеты животных рядами. Егор, как кошка, лазит по верхотурам, по лестницам и шкафам в спортивном уголке, имеет исключительное равновесие, ищет способы сильной стимуляции для тела, прыгая с высоты.

Дети не контактируют друг с другом, хотя быстрее осваивают навыки самообслуживания, глядя на товарищей. Охотно берутся за руки, когда мы водим хороводы, кружимся под музыку. Некоторые признаки взаимодействия проявляются в спортивных играх: ходьба по спортивным стульчикам, лазанье в игрушечный тоннель, катание обруча. Стереотипия – основной принцип поведения аутистов, но и ее можно преодолеть посредством систематических занятий, где обучение производится малыми измерительными циклами. Каждый навык – от простых реакций, как, например, смотреть в глаза, до сложных – самостоятельное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги

Родителям важно знать, что разрушить стереотипное поведение можно, используя методы последовательного лишения ребенка сенсорной стимуляции, отсутствия внимания к неадекватному поведению и невыполнения его требований

Симптомы аутизма у детей 4 лет

РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом. 

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

  • не откликаться на свое имя
  • говорить монотонным голосом
  • постоянно повторять слова или фразы
  • иметь трудности с двусторонней связью
  • быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники. 

  • Им трудно установить зрительный контакт
  • Не склонны указывать на примечательные вещи 
  • Не любят объятий и других видов физического контакта

Различия в игре

  • У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников 
  • Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
  • Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
  • Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
  • Имеет проблемы с игрой воображения
  • Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
  • Трудно поддерживает дружеские отношения

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

  • качание
  • вращение
  • царапание
  • включения и выключения
  • гиперактивность
  • импульсивность

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

  • сенсорную перегрузку
  • вторжение в личное пространство
  • изменение в распорядке дня

Трудности диагностики: ранний скрининг

Механизм развития расстройств аутистического спектра пока полностью не изучен. Соответственно, не определены основные факторы, запускающие болезнь. Исследования активно продолжаются, в фокусе внимания ученых генетические, эпигенетические, инфекционные причины и факторы окружающей среды (возраст родителей, прием лекарств во время беременности, вредные привычки, экологическая обстановка, дефицит витаминов). В результате, несмотря на отсутствие единой точки на процесс возникновения болезни, происходит расширение диагностических критериев, возникновение современных методик оценки когнитивных способностей ребенка-аутиста, разработка более эффективных инструментов раннего скрининга.

Материнское восприятие

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Типы и тяжесть аутизма

Существуют различные типы и степени тяжести РАС, и это может повлиять на ребенка по-разному.

Расстройство аутистического спектра — это термин, который включает в себя:

Аутистическое расстройство, распространенные симптомы которого включают в себя:

  • языковые задержки
  • необычные интересы и поведение
  • умственную отсталость

Синдром Аспергера отличается от аутистического расстройства тем, что не вызывает задержки в речевом и когнитивном развитии. Вместо этого состояние может проявляться неуклюжестью и трудностями в невербальном общении и социальном взаимодействии. В то время как синдром Аспергера теперь классифицируется как часть РАС, некоторые предпочитают идентифицировать себя как имеющих синдром Аспергера, а не как аутистов.

Источник фото: unsplash.com

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас стало очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз  стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Возрастные признаки аутизма

С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:

  • потребность в рутине;
  • предпочтение одиночества;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • агрессия;
  • волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
  • тревога;
  • трудность ведения разговора;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
  • зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
  • проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
  • не соблюдение правил в школе и спорте;
  • необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
  • необычные речевые образцы и тон.

Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы. Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением. Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector