Аутизм у взрослых: симптомы, причины, лечение

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Одна из форм РАС– это атипичный аутизм без умственной отсталости (по МКБ-10 код F84.12), который может включать атипичные психозы. Чаще всего под данной формой психоневрологической патологии подразумевают синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. []

Данное заболевание представляет собой атипичное расстройство с сохранением умственных способностей. То есть больные обладают нормальным или высоким интеллектом, а в некоторых случаях и уникальными свойствами. Но для данной патологии характерны нарушения в поведенческой, коммуникационной и эмоциональной сферах.

Синдром Аспергера проявляется в первые три года жизни ребенка. Симптоматика настолько смазана, что зачастую расстройство диагностируют уже во взрослом возрасте, применяя для этого различные тесты и дифференциальные методики.

Выделяют ряд основных признаков РАС без умственной отсталости:

  • Приверженность ритуалам, повторяющимся действиям, речевые штампы.
  • Неуместное поведение в социуме.
  • Буквальное восприятие речевых оборотов, формальная манера разговора, монотонная речь.
  • Нарушение моторной координации.
  • Неустойчивый зрительный контакт.
  • Нарушения невербальной коммуникации (ограниченная жестикуляция, недостаточная мимика).
  • Проблемы с обработкой сенсорной информации.
  • Сложности в социальной адаптации.
  • Непереносимость любых изменений.
  • Эмоциональная лабильность.
  • Специфические страхи.
  • Стереотипные игры.
  • Умственные способности ребенка в пределах нормы или выше.

Чаще всего появление высокофункционального аутизма связано с комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды. У детей с синдромом есть сложности при определении чувств окружающих и выражении своих эмоций. Многие дети имеют тремор конечностей, что наблюдается при классической форме аутизма. При этом речь больных лишена эмоциональной окрашенности. Пациенты демонстрируют повышенную чувствительность к звукам, одежде, еде и др.

В сравнении с классической формой РАС, дети с Аспергером имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они выглядят абсолютно здоровыми детьми, за исключением социальной неприспособленности, не всем понятной речи и манер. Из-за этого возникают трудности с диагностикой расстройства. Симптоматика становится выраженной в более старшем возрасте, что в свою очередь существенно усложняет процесс лечения и коррекции РАС.

Особенности развития аутистов

Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно.

Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего. Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.

Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».

Физическое развитие аутистов сопровождается наличием постоянно повторяющихся движений, нарушениями мелкой и крупной моторики, координации, характерна тяжелая походка, нередко переходящая в импульсивный бег. Их движения могут быть вялыми или скованными, руки не принимают участия в двигательной активности.

Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего  ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос.  Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте,  что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.

Первые признаки аутизма у ребенка: когда они проявляются?

Первые признаки аутизма родитель заметит у ребенка примерно в 2-3 года. Однако, если быть внимательным, можно распознать их даже у грудничка.

Как проявляется аутизм у грудных детей:

  • малыш не проявляет оживления и интереса, когда в поле его зрения появляются родители;
  • не поддерживает глазной контакт с человеком, который пытается с ним общаться;
  • ребенок не улыбается;
  • малыш либо совсем не реагирует на внешние раздражители (прикосновения, свет, шум), либо проявляет слишком бурную реакцию.

Обычно диагностика аутизма у детей проводится в возрасте 3-х лет. Именно в это время симптомы нарушения нарастают, их проще заметить, когда ребенок начинает посещать различные кружки, секции или детский сад. Ведь на фоне развития других детей признаки аутизма становятся очевидны

Но даже если малыш не посещается никаких групп развития, сами родители трехлетнего ребенка обращают внимание на отсутствие у малыша многих навыков

В целом аутизм у детей проявляется как нарушения в развитии. Однако, если начать коррекцию этих нарушений в раннем возрасте, то многие умения и навыки у ребенка удастся развить. А это значит, что малыш будет лучше адаптирован к социуму, сможет вести нормальный образ жизни и общаться со сверстниками. Чтобы распознать проблемы в развитии у ребенка как можно раньше, специалисты предлагают всем родителям годовалых малышей объективно ответить на некоторые вопросы теста на аутизм у детей.

Как определить аутизм у ребенка самостоятельно

Вы можете предположить, что у вашего ребенка есть признаки аутизма, если на все вопросы теста вы ответили отрицательно:

  • Хочет ли ваш малыш, чтобы родители погладили или приласкали его, когда он расстроен, плачет или собирается спать?
  • Просится ли ваш ребенок на руки, хочет ли он посидеть на коленях во время чтения книги, просмотра мультфильма или просто так?
  • Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  • Играет ли ребенок в ролевые или предметные игры: дочки-матери (кормит куклу, укладывает ее спать, готовит еду), гонки машинок, битвы солдатиков и т. д.?
  • Любит ли ребенок играть со взрослыми?
  • Показывает ли ребенок на предметы и людей, стараясь сформулировать фразу?
  • Поддерживает ли ребенок зрительный контакт при общении?
  • Если вы называете предмет или домашнее животное и указываете на него пальцем, ребенок ищет его глазами?

Если на многие из этих вопросов родители ответили отрицательно, это может стать поводом для обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.

Среди форм аутизма у детей специалисты выделяют раннюю (когда принаки синдрома проявляются до двух лет), а также расстройства детского возраста (от 2 до 11 лет) и подросткового периода (от 11 до 18).

Аутизм или расстройства аутистического спектра в вопросах и ответах

Как проявляется аутизм у детей и взрослых?
О том, как распознать аутизм – его симптомах и признаках, у нас есть целых две главы. Одна посвящена , другая – .РАС – расстройство развития аутистического спектра и работа – это возможно? Вполне, если человек достаточно адаптирован к условиям окружающей среды. Легкий аутизм – что это такое?
Это РАС, проявляющиеся в минимальной степени, то есть не большие отклонения от нормы.   

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра – в чем они заключаются? Каждый человек и его проявления РАС – индивидуальны. Об этом у нас есть отдельная .

Развитие ребенка с расстройством аутистического спектра – как это происходит?РАС и аутизм – это одно и то же?Аутизм у ребенка 3 лет – какие у него признаки? Коррекция расстройств аутистического спектра – это возможно? Что такое аутизм простыми словами? Причины аутизма у детей известны?
Анализ на аутизм – можно сделать? Анализов на РАС не существует, для постановки диагноза нужно пройти комплексное обследование сразу у нескольких врачей. 

Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра – одновременно встречается? Да, встречаются. Аутизм и школа совместимы?Не во всех случаях, к сожалению. Как определить аутизм у ребенка или взрослого?
Лучше всего самым надежным из способов – обратиться к врачу. Лечится ли аутизм?
К сожалению, расстройства аутистического спектра – это постоянный спутник человека. Вылечить их нельзя, но можно скорректировать. Признаки аутизма у взрослых женщин – как это выглядит?
Всегда по-разному. Симптомы РАС у представительниц прекрасного пола могут отличаться от мужских. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой .
Аутизм передается по наследству?
Нет, это не наследственное нарушение развития.

Объявления вроде «лечу аутизм у детей» — правда или мошенничество?
Конечно, мошенничество. РАС, как и многие другие особенности развития, вылечить нельзя, к сожалению.
«Аутизм головного мозга» – что это такое?
Такого понятия не существует, врачи используют термин «расстройства аутистического спектра». Первые признаки аутизма у детей – как они выглядят?
Как правило, как отсутствие зрительного контакта, нежелание общаться с внешним миром и игнорирование людей. Признаки аутизма у ребенка в 1 год уже могут проявляться? Могут. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой Почему люди рождаются с аутизмом?
К сожалению, ответа на этот вопрос ни у врачей, ни у ученых нет. В данный момент существуют только данные о том, что с некоторой вероятностью может привести к развитию этого расстройства. 

Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
не откликается на имя при сохранном слухе;
обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
не обращается за помощью;
не пытается чем-то поделиться;
использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений, лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

Классификация

Аутизм относят к первазивным нарушениям развития. У детей с таким диагнозом с раннего возраста наблюдаются нарушения поведения, выражающиеся в асоциализации, ограниченности интересов. Этиология заболевания пока до конца не изучена, многие специалисты категорически избегают термина «заболевание» и настаивают на формулировке «нарушение развития».
Было предпринято множество попыток связать аутизм с органическими, биологическим, неврологическими факторами, генетикой, родовыми травмами и осложнениями, вакцинацией, однако ни одна из теорий не нашла достаточных подтверждений, чтобы считаться единственно верной. Генетическая природа аутизма до сих пор не нашла подтверждения. Исключением являются случаи РДА на фоне синдрома ломкой Х хромосомы (синдром Мартина-Белла).

Классическое аутическое расстройство психического развития считается симптомом непроцессуального характера. Но в психиатрической практике существует также понятие процессуального аутизма, который развивается на фоне шизофрении.
На данный момент нет единой международной дефектологии симптома. В России заболевание классифицируют по четырем уровнем, наиболее тяжелые формы относятся в первому уровню.
Для понимания механизма симптома неоднократно пытались использовать нейрофизиологию и патофизиологию, однако высказанные теории не удалось доказать по причине отсутствия сколь-нибудь явного единого механизма на клеточном или молекулярном уровне.

По всей видимости, аутизм проявляется по причине изменений в головном мозге в период развития. Возможно, временной процесс нарушается непосредственно после зачатия эмбриона и затрагивает значительную часть систем мозга. Пока не возможно сказать, какие именно функциональные системы подвергаются изменению и по какой причине.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский аутизм:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Детского аутизма, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Прививки стимулируют возникновение аутизма и других нарушений развития у ребенка

Это не так. Более 20 лет назад в одном из самых престижных медицинских журналов “Lancet” было опубликовано исследование Эндрю Уэйкфилда, в котором утверждалось, что между вакцинацией и аутизмом есть непосредственная связь. Многие ученые по всему миру начали перепроверять это исследование и не смогли подтвердить данные, указанные в статье. Они потребовали предоставить исследовательские материалы, но Уэйкфилда их не было, и позже он признался, что данные исследования были сфабрикованы. Журнал отозвал статью, но было уже слишком поздно. Миф о том, что вакцинация вызывает РАС распространился по всему миру, и до сих пор, спустя уже 20 лет, многие продолжают в него верить.

При вакцинации есть некоторая вероятность получить осложнения. Как правило, наиболее часто они проявляются в виде температуры, которая держится от нескольких дней до недели. Осложнения, связанные с нарушениями развития, происходят крайне редко и только на фоне генетической предрасположенности ребенка. Прививка может стимулировать то, что и так было заложено в генетике человека. И в этом случае, если не вакцина, то что-то другое привело бы к развитию неврологических болезней, отставанию умственного развития или РАС. Но вероятность развития таких нарушений мала.

Симптомы аутизма у детей

Детский аутизм, особенно, ранний аутизм (в возрасте до 2-х лет), имеет свои отличительные особенности, позволяющие заподозрить этот недуг. Ранние признаки аутизма таковы, что ребенок:

  • не откликается на свое имя;
  • равнодушен к маме и папе;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • проявляет агрессию в отношении других детей;
  • играет в одиночестве;
  • любит играть с одной игрушкой;
  • необщителен;
  • крайне редко улыбается;
  • может постоянно повторять одно и то же слово;
  • испытывает задержку в развитии речи;
  • неадекватно реагирует на различные раздражители.

Следует отметить, что ряд перечисленных симптомов может быть обусловлен поведенческими и характерологическими особенностями младенца, но, тем не менее, при их появлении необходимо проконсультироваться у педиатра.

Диагностика Аутизма у детей:

Аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков:

  1. коммуникативных нарушения
  2. трудностей в социальном взаимодействии
  3. повторяющегося, стереотипного поведения.

Причем следует учитывать, что они появляются, пока ребенку не исполнилось 3 года. Если же ему больше 3-х, врачу следует задуматься о другом диагнозе. Нейропсихологи для уточнения диагноза проводят исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний. Из указанных классификаций минимум 6 симптомов должно быть у ребенка, чтобы ему поставили диагноз «аутизм».

За ребенком нужно наблюдать в среде, которая является привычной для него. Следует провести интервью с родителями с применением стандартизированных документов. Применяют Опросник для диагностики аутизма. Анамнез собирается по Шкале наблюдения для диагностики аутизма.

Если ребенка госпитализировали, используют Оценочную Шкалу Детского Аутизма. Такие методы применяются в Европе и США, а в наших странах нет стандартов диагностики и соответствующе обученных врачей. Как правило, педиатр с трудом может заподозрить аутизм у малыша с нетипичным поведением, а родители часто умалчивают некоторые факты, очевидно, боясь страшного диагноза и отказываясь в него верить.

При подозрении на аутизм у ребенка следует провести медкомиссию, в составе специалистов должны быть психиатр, невролог и психолог, а также узкий специалист по заболеваниям аутистического спектра, родители и воспитатели (в случае посещения ребенком детсада).

Диагностика аутизма у детей усложнена тем, что данное заболевание сложно отличить от подобных. Это опасно, поскольку лечение аутизма не такое, как при умственной отсталости или шизофрении. Если ребенка лечить неправильно, аутист никогда не станет нормальным. Чем раньше начато лечение, тем большие результаты оно даст, позволив ребенку стать полноценным членом общества.

Подходы к коррекции аутизма

Медикаментозная коррекция своей эффективности не показала и используется только с симптоматической целью. Детский аутизм, лечение которого осуществляется методами психотерапии и социальной адаптации, представляет собой очень тяжелый, сложный процесс с непредсказуемым результатом.

Прогноз аутизма определяется его видом и степенью тяжести, которые для каждого пациента индивидуальны. Лечение детей продолжается всю их жизнь, без малейшего перерыва. В ряде случаев его положительный результат заметен уже через несколько месяцев, а в других случаях — его не удается добиться в течение многих лет.

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Что такое аутизм

Аутизм – расстройство психики, характеризующееся нарушением эмоциональной и коммуникативной сферы. Проявляется уже в раннем детстве и остается с человеком на всю жизнь. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают трудности с социальным взаимодействием и демонстрируют слабое развитие эмоционального интеллекта.

Аутисты замкнуты и погружены в свой внутренний мир. Общение с другими людьми дается им с трудом, так как они напрочь лишены эмпатии. Такие люди не способны понять социальный смысл происходящего. Они не воспринимают мимику, жесты, интонации людей, не могут определить эмоции, скрывающиеся за внешними проявлениями.

Как выглядят аутисты со стороны? Узнать их можно по отстраненному взгляду, направленному как бы внутрь себя. Такие люди кажутся безэмоциональными, как роботы или куклы. Во время разговора аутисты избегают зрительного контакта с людьми.

Поведение аутистов часто стереотипное, шаблонное, механическое. У них ограничены фантазия и абстрактное мышление. Они могут по многу раз повторять одни и те же фразы, задавать однотипные вопросы и сами отвечать на них. Жизнь их подчиняется заведенному распорядку, отступление от которого переносится очень болезненно. Любые перемены – большой стресс для аутистов.

Многие знаменитые люди страдают этим недугом, но это не мешает им жить полноценной жизнью. Среди них певицы Кортни Лав и Сьюзан Бойл, актриса Дэрил Ханна, режиссер Стэнли Кубрик.

Детям с нарушениями развития лучше находиться в специальных учреждениях под наблюдением специалистов

Это зависит от каждого отдельно взятого ребенка

Любому ребенку очень важно находиться в социуме и расти в любящей семье. Однако даже самым любящим родителям следует быть подготовленным к правильному общению и работе с ребенком с особенностями развития

Окружающие должны понимать, как правильно вести себя с такими детьми, в случаях, когда у них проявляются симптомы заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с ребенком и его родителями работали квалифицированные психологи и терапевты в центрах, специально предназначенных для коррекции таких расстройств. Чем легче симптомы и форма расстройства аутистического спектра у ребенка, тем меньше необходимость его регулярного нахождения в таких центрах.

Аутизм

Лечение аутизма или РАС

Расстройства аутистического спектра, или аутизм, – это навсегда и не лечится. К сожалению.
Да, подобных людей можно поддержать и помочь справиться с различными проблемами, которых на их жизненном пути будет немало.

Чем раньше родители и опекуны, наблюдающие черты аутизма у ребенка, обратятся к врачу, тем больше шансов он получит на реализацию своего потенциала.

Основные современные методы лечения включают в себя психотерапию, трудотерапию и логопедическую помощь.
В некоторых ситуациях врач прописывает препараты – чаще всего это медикаменты, помогающие облегчить сопутствующие симптомы, такие как депрессия и беспокойство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector