Песочная терапия для детей дошкольного возраста и взрослых

Ленинградская улица (п. Песочный)

Главную улицу посёлка 17 сентября 2008 года госкомиссия приняла после работ по капитальному ремонту, который продолжался 2 года одновременно с газификацией. В результате улица, всегда отличающаяся интенсивным транзитным движением автотранспорта и большим количеством ДТП с человеческими жертвами, стала шире, появились тротуары, дополнительные переходы, пешеходный светофор у 437-й школы, что позволило убрать «лежачих полицейских». Установлены новые опоры освещения, сделаны бесплатные парковки у НИИ онкологии и Центра радиологии, отремонтирована дорога к Радиологическому центру, благоустроена прилегающая территория.

Примечания

  1. посёлок Песочный является внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга
  2. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  3. 100 лет Графская — Песочный. пос. Песочный, 2002 год, с.2-8.
  4. Газета Вести Курортного района № 8, май 2010 года, с.5
  5. Газета Сестрорецкие Берега № 13(268) 30.06-13.07.2012 г., с.1
  6. В.Ухин. «Блокадный «Очаг». В газете «Вести Курортного района» май , № 22, с.1; октябрь 2009 года, № 21, с.6
  7. В газете «Вести Курортного района» июль , № 31, с. 1
  8. *Закон Санкт-Петербурга О территориальном устройстве Санкт-Петербурга. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года
  9. В городском саду играет духовой оркестр. Газета «Вести Курортного района» № 15, июль 2009 года, с. 2
  10. Газета «Вести Курортного района» № 11, июль 2010 года, с.3
  11. История одного памятника. Графская — Песочный. Газета Муниципального образования посёлок Песочный. Вып.5, май 2010 г., с.3.
  12. Госкомиссия приняла Ленинградскую // Вести Курортного района. — № 37, сентябрь 2008 года. — С. 3

Что такое песочная терапия

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.

Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:

  • клиент испытывает трудности в вербализации своих проблем;
  • у клиента слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • в силу возрастных и индивидуальных особенностей у клиента слабо развита эмоционально-волевая сфера;
  • клиент находится в состоянии личностного кризиса;
  • необходима реабилитация после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.

Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы практического психолога: сказкотерапией, психодрамой, гипнозом, телесно-ориентированной терапией.

История возникновения

Какова же история возникновения песочной терапии? Песочная терапия – это метод, который зародился в аналитической психологии. Первое упоминание о терапевтическом действии песка можно найти в работах Г. Уэллса, датированных 1911 годом.

В 1920 году Ш. Бюллер разработала методику диагностики межличностных отношений детей, суть которой заключалась в том, что детям предлагалось поиграть небольшими фигурками (озвучивать их действия, участвовать в диалогах). Аналогичные манипуляции с игрушками рассматривали в качестве диагностических методов А. Фрейд и Э. Эриксон.

Данная методика в 1930 году была модифицирована М. Ловенфельд, которая игровой процесс переместила в песочницу. Для проведения занятия Ловенфельд использовала большой поднос, песок и множество мелких игрушек. Метод песочной терапии стал опираться на игру и активное воображение детей. Эта методика была названа «Мировая техника». Она стала прообразом песочной терапии.

Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются от первоначальных вариантов этой разновидности психокоррекции большой динамичностью и широтой использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе.

Концептуальные источники песочной терапии

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребёнка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: «Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …»Ребенок» прокладывает путь к будущему преображению личности».

Автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент — ребёнок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Дора Калфф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок

Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Новые миры отлично строятся, слушая сказки… Взрослый читает крохе сказки, а малыш увлекается песочной стройкой сказки. Кстати, большая коллекция интересных аудиосказок есть здесь http://аудиосказки-онлайн.рф/ .

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Специально для сайта «Цветы жизни».

Итак, основные механизмы песочной терапии:

«Почему именно песок?»

Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.

  • Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
  • Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
  • В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
  • Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек заметно успокаивается, смотрит на мир более позитивно.

Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов

Границы посёлка Песочный[18]

Граница м\о: Песочный, Сертолово, Парголово

Граница проходит: от точки пересечения (фото 1) границы Всеволожского района Ленинградской области с западной границей квартала 38 Песочинского лесничества, в месте железнодорожного переезда на автодороге Белоостров — Песочная граница идет в восточном направлении, пересекает земли Морозовского военного лесхоза и идет на восток по лесам Сертоловского полигона до северных границ поселка Песочный, пересекает реку Черную и Сертоловский ручей и идет до автодороги Песочный — Сертолово (улица Советская), далее в восточном направлении до пересечения с линией высоковольтной (фото 2)электросети к онкологическому институту, так что Песочнинское кладбище и очистные сооружения остаются в Сертолово Ленинградской области, затем граница идет по северной и восточной границам территории НИИ рентгенорадиологии (фото 3 — 5), включая её в границы Санкт-Петербурга, до железнодорожной ветки Левашово — Сертолово, по северной стороне полосы отвода (фото 6.) которой идет на юг до Ленинградской улицы поселка Песочный (фото 7-9). Далее граница проходит на запад 670 м по оси Ленинградской улицы до института онкологии имени Н. Н. Петрова (фото 9), где проходит граница с м/о «Парголово» (фото 10). Далее граница идет на юго-запад до продолжения западной границы садоводства «Гипроникель» (фото 11), далее на юг по западной границе садоводства «Гипроникель», так что садоводство остаётся за границей посёлка Песочный до северной стороны полосы отвода Выборгского направления железной дороги, далее на северо-запад 2100 м по северной стороне полосы отвода Выборгского направления железной дороги до восточной границы квартала 15 Песочинского лесничества, и от памятника архитектуры по ул. Железнодорожной 14 (фото 12) далее на юг, оставляя озёра зоны отдыха п. Песочный (фото 13) в составе Песочной по восточной и южной границе квартала 15 Песочинского лесничества до реки Чёрной, далее на юго-запад по оси реки Чёрной до восточной границы квартала 35 Сестрорецкого лесничества, далее на юг по восточной границе квартала 35 Сестрорецкого лесничества и 40 м по продолжению границы указанного квартала до берега Глухого озера, где сходятся границы с городом Сестрорецком и Выборгским районом Санкт-Петербурга, далее на запад 250 м по северному берегу Глухого озера до восточной границы территории института (фото 14) электроизмерительных приборов, далее на север и запад по восточной и северной границам территории института электроизмерительных приборов до дороги, далее на запад по оси дороги (фото 15) и 100 м по её продолжению до берега озера Сестрорецкий Разлив, далее на север по берегу озера Сестрорецкий Разлив (фото 16) до реки Чёрной, далее на север по оси реки Чёрной по границе с п. Белоостров до западной границы квартала 43 Песочинского лесничества, далее на север по западной границе кварталов 43, 41 и 38 Песочинского лесничества до пересечения с границей (фото 1) Всеволожского района Ленинградской области.

По состоянию на 2013 год границы п. Песочный увеличены за счёт земель Ленинградской области (г. Сертолово). Включены Песоченское кладбище и некоторые жилые, бывшие военные городки Сертолово. Точные границы обозначены на карте границ муниципальных образований (см.выше).

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Преимущества и недостатки

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Самые распространенные вопросы, которые нам задают родители о песочной терапии:

Что происходит на сеансе терапии? Что делает ребенок?

Во время сеанса песочной терапии ваш ребенок просто играет, создавая с помощью песка и игрушек свои собственные миры. Организованное психологом пространство (форма песочницы) и подобранные особым образом игрушки способствуют лучшему раскрытию содержания игры.

Каким образом достигается терапевтический эффект?

В игре находят отражения все внутренние переживания ребенка, его представления о мире и том, какое он занимает в нем место. Дети никогда не играют «по пустякам», игра – это всегда очень серьезно, а сюжеты игр напрямую связаны с внутренним миром ребенка. Иногда это что-то вызывающее восторг, то, чем ребенок очарован. Он играет, чтобы найти в своей душе место этому сильному переживанию. И такие сюжеты повторяются неоднократно.

А бывает, что внутренний мир ребенка наполнен пугающими переживаниями, и тогда они выходят на арену, становятся смыслом игры. Тревожащие сознание элементы также оказываются в игровом поле. Задача психолога отметить такие элементы и поддержать ребенка в попытке найти новым событиям место в сознании.

Зачем это нужно? Почему нельзя просто поговорить с ребенком?

Дело в том, что уровень развития речи детей не всегда достаточен для того, чтобы обсуждать чувства. Даже у многих взрослых это вызывает большие затруднения! Поэтому просто поговорить о проблеме вряд ли получится. Детский психолог идет иным путем. Он организует для ребенка самое приятное действо – игру, в которой можно изъясняться не словами, а символами. Играя, ребенок раскрывается, открывает доступ к своим тайным переживаниям и страхам.

Насколько важно не опоздать с обращением к детскому психологу?

Психику ребенка можно сравнить с мягкой и пластичной глиной: сильные переживания способны оставлять в ней глубокие следы. Встреча с пугающими, болезненными фактами жизни запечатлевается как память о непреодолимых препятствиях и низком уровне собственных возможностей.

Как глина твердеет с течением времени, так и психика ребенка становится все менее восприимчивой к внешним воздействиям, что-то поменять становится все более сложно. И вот приходит период обжига – подростковый возраст. После него ранимость снижается, но и возможность воздействия со стороны взрослых уменьшается в разы

И здесь уже от самого ребенка потребуется осознание необходимости внутренней работы, его внимание и воля. Что для получившего слишком сильное переживание сознания очень непросто

Психотерапевтом используется авторская методика на основе интерактивной песочной терапии.

Продолжительность сеанса от 30 до 60 мин. В целом, терапевтический эффект возможен уже после первого сеанса, но для большей  эффективности рекомендуется курс 5-10 сеансов.

Первое занятие обычно является диагностическим, далее следуют этапы разворачивания внутренней проблемы и её разрешения.

Наш Центр располагает прекрасно оборудованным пространством для проведения песочной терапии

И что не менее важно,  мы работаем с особым, очищенным, регулярно обрабатываемым песком

Что происходит на сеансе песочной терапии:

Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира.

В начале часа ребенок видит песочницу в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. В центре кабинета на уровне стола устанавливается лоток с песком, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым цветом, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка.

Кроме того, в комнате для терапии есть самые разнообразные предметы и материалы (фигурки людей, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, мостов, автомобилей, вагонов, а так же камни, древесина, кусочки металла и тд., и т.п.).

Что действительно важно — не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи

Также важно — иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой », необычный и «иностранный» мир в душе.

Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает. Все, что происходит в песочнице — свободный выбор ребенка. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку.

Терапевт сопровождает процесс «Творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. По завершении каждого сеанса, терапевтом делается либо эскиз, либо серия фотоснимков «песочных миров», которые необходимы как для дальнейшей интерпретации символических аспектов проявлений души их аналитиком, так и для совместного их просмотра, обсуждения с ребёнком и/или взрослым по завершении первичного курса, состоящего из 3-5 сеансов.

Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.

Сессия песочной терапии длится от 25 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно 10-15 сессий индивидуальной песочной терапии, но это всегда очень индивидуально Допустимо делать перерыв в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector