Здоровый ребенок — нормальный левша

Почему одни люди пишут правой рукой, а другие левой?

На первый взгляд люди, чаще использующие левую верхнюю конечность, точно такие же, как и «праворукое» население. Однако это не совсем так. и почему? Ответ на этот вопрос появился не так давно, с тех пор как изучением данного феномена занялись учёные-неврологи. Прежде чем понять, в чём разница, необходимо выяснить причину, по которой одни люди чаще используют правую руку, а другие — левую. К факторам следует отнести:

Снежок, который все больше становился в контексте левого существа, был причудливым. Билл Клинтон только выпил, когда ушел с плохими компаниями. Годы спустя Кевин Денни потрудился провести амбициозное исследование, которое пыталось устранить все возможные ошибки предыдущих, избегая небольших образцов исследования. После изучения поведения, 000 человек из 12 стран пришли к выводу, что правда в том, что левши не склонны к алкоголизму, но чаще пьют. И нет, «результаты не подтверждают идею о том, что чрезмерное употребление алкоголя является следствием возможного социального стресса, вытекающего из того, что левши являются группой меньшинства», — прокомментировал лицо, ответственное за пресс-конференцию.

  1. Генетическую предрасположенность. Основной причиной «леворукости» считается преобладание правого Это совсем не значит, что у человека работает лишь часть ЦНС. Однако правая сторона считается более развитой. Данная особенность передаётся по наследству.
  2. Гормональную теорию. Часть ученых считают, что к рождению левши приводит повышенное действие тестостерона на организм беременной женщины и плода.
  3. Травмы правой руки. Иногда, человек становится левшой не потому, что у него преобладает правое мозговое полушарие, а вследствие длительного ношения гипса, атрофии мышц, паралича.
  4. «Копирование» действий окружающих. Данная причина относится к детям. Часто ребёнок начинает использовать левую руку, глядя на то, как пишут или едят родители или другие близкие (друзья в дошкольных учреждениях, бабушка, няня).

В некоторых случаях неправильное формирование мозговой деятельности связано с травмами и недостатком кислорода на поздних сроках беременности. При этом помимо «леворукости» формируются серьёзные нарушения. К ним относят: задержку развития, речи, умственную отсталость и т. д.

Левши слушают речи по-другому

«Каждому субъекту было сказано, что он должен использовать правую руку для ответа в течение первых двадцати звуков, слева в течение следующих двадцати секунд, затем справа и так далее». Это были показания теста, проведенного исследователями. Затем выводы исследования подтвердили, что левое и правое полушария специализируются на разных типах звуков и что, короче говоря, правые предпочитают быстро меняющиеся звуки, связанные с согласными и левыми, звуки, которые медленно менялись слогов или интонации.

Посмотрите, как Анджелина хорошо слушает вас. Из этого были сделаны сотни выводов, и самый чистый пример телефона эскачаррадо был забит на обложках, которые «левые и правые слушали речи по-другому», то, что говорит больше о преувеличении и необходимости в великолепном заголовке, чем Чувствительная реальность: «Не позволяйте истине испортить вам хорошие новости».

Ситуация раньше

Чтобы иметь представление о том, почему некоторые сейчас особенно беспокоятся на этот счет, следует вкратце привести некоторые исторические справки. Так, для полноты картины.
 
Праворукий мир никогда не принимал других людей, отличных от них, до недавних пор. Левшей считали приспешниками нечистой силы, изолировали от общества, подвергали даже телесным наказаниям, на Руси у них не было права голоса. В исламе, например, левая рука считается «грязной».
 
Тотальная дисциплина в советские времена, обязательное соответствие общепринятым нормам, строгие требования к чистописанию допускали так называемое переучивание левшей, т.е. всеми возможными способами запрещали использовать удобную руку и заставляли писать, манипулировать и везде применять именно правую. Методы использовались всякие, даже физическое наказание или механическое предотвращение использования левой руки путем привязывания последней к телу ребенка (кошмар!).
 

 
В конечном итоге благодаря многочисленным исследованиям, в частности, немалый вклад внес советский ученый А. Чуприков, в 1985 году был внесен законопроект о прекращении преследований левшества и защите леворукого письма.

Немного истории


Изображение с сайта revistaiberica.com

В ХХ веке наибольшее внимание эта тема получила в США. В начале века подавляющее большинство педагогов и врачей в этой стране считало, что среди левшей встречается гораздо больше ментальных расстройств и проблем с обучением

Переучивая же ребенка пользоваться «правильной» рукой, родители и учителя снизят для него риск развития подобных нарушений.

Адвокатом такого подхода был главный психиатр Нью-Йоркского городского совета по образованию Абрам Блау, который в 1946 году издал книгу «Главная рука: исследование происхождения и значения ведущих правой и левой руки», в которой он предупреждал, что, предоставив ребенку-левше свободу, родители обрекают его на пожизненные страдания от психических болезней и когнитивных дефицитов. Одним из расстройств, сопутствующих леворукости, по мнению Блау, было заикание.

Грустно читать на англоязычных форумах рассказы левшей, которым сегодня за 70 и даже меньше, о том, как настрадались они в детстве.

Левую руку им обездвиживали, привязывая ее к корпусу, за непослушание и попытки действовать так, как им казалось удобнее, наказывали и даже били.

Между тем, уже со второго десятилетия XX века в США появились и горячие оппоненты переучивания левшей. Психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета утверждал, что как раз практика переучивания, представлявшая собой эмоциональное и физическое насилие над ребенком, вела к психическому нездоровью, и в особенности к заиканию.

Его поддержали два весьма авторитетных ученых Университета Айовы, психиатр Самюэль Торри Ортон и психолог Ли Эдвард Трэвис, которые помимо научной деятельности занимались врачебной практикой, работая с пациентами с речевыми патологиями. Вот к какому выводу они пришли: типичный пациент с заиканием – это рожденный леворуким и переученный в детстве ребенок.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Ребенок из Зазеркалья: как вырастить левшу?

Доктор Даниэль Сонкин, философ и консультант по вопросам семьи и брака, а также истинный левша, вспоминает свое детство так: «Пока я не стал старше, я не понимал, что мир создан для правшей. Я считал себя немного неуклюжим, когда испытывал затруднения, например, открывая двери или проходя мимо каких-то препятствий. Только позже я узнал, что существуют тонкости — иногда не такие уж маленькие — в строительстве различных объектов. И все они ориентированы на правшей».

Некоторые взрослые левши, встретив леворукого партнера, обустраивают свое жилье так, как удобно для них. Посещение подобных домов или квартир — отличный опыт для тех родителей, которые считают своих маленьких правополушарных детей слегка неуклюжими, с трудом открывающими двери, путающими краны с горячей и холодной водой, и не понимают, почему те спотыкаются на лестнице, даже держась за перила. Для простого эксперимента можно пару раз попробовать потянуть на себя дверь левой рукой — это, оказывается, очень неудобно.

Что же сделать, чтобы ребенок, активно пользующейся «не той» конечностью, почувствовал себя более комфортно, не чувствовал себя «неправильным» и избежал традиционных трудностей? MedAboutMe приводит несколько простых советов.

К счастью, в последнее время производители наладили выпуск специально адаптированных предметов. Ножницы для левшей, которые заточены под другим углом и помогают резать точно по линиям с левой стороны, карандаши и ручки, которые удобно держать особым образом, линейки с «зеркальной» нумерацией, прописи. При подготовке рабочего места для ребенка можно учесть также расположение лампы с другой стороны, а в школу подготовить письменные принадлежности, которые не оставляют следов на бумаге, если задеть их рукой сразу после написания. А если ребенок проявляет склонность к музыке, имейте в виду, что для левшей выпускают, например, специальные гитары.

Переориентируйте ребенка. По данным специалистов, основные трудности возникают у детей при обучении завязывать шнурки и уроках танцев. Почему? Это процессы, где чаще всего используют слова «правый-левый» и обучают, находясь рядом. Чтобы облегчить восприятие, используйте не названия рук, а помогайте детям ориентироваться. Вместо «посмотри направо» — «посмотри в сторону окна», «потяни той рукой, которая ближе к двери». Чтобы научить что-то делать, показывайте это, находясь напротив малыша, так он будет видеть вас, как в зеркальном отражении. Вообще учитывайте, что ему намного сложнее обучаться, копируя ваши движения. Так что помогайте ребенку самому вырабатывать навыки, делать так, как удобно ему, а не копировать движения правшей — это наиболее верный путь. И отложите обучение словам «право-лево» до формирования основных навыков.

Письмо, чистописание — одна из причин конфликтов в школе, старый повод для переобучения левшей. Писать левой рукой слева направо действительно сложно. Рука загораживает написанное, смазывает чернила, затеняет бумагу и движется в сторону тела, где меньше пространства для маневра. Все это приводит к грязным листкам в тетрадях, прерывистому письму с неверными буквами. Поговорите с учителем

Важно, чтобы ребенок имел возможность размещать тетради под комфортным для него углом или передвигать тетрадь во время письма. Надо обеспечить его парте достаточную освещенность, и договориться об использовании ручек с неразмазывающимися чернилами

Дети-левши, использующие треугольные карандаши, быстрее обучаются правильному захвату. Также нужно, чтобы карандаши в пенале всегда были остро заточены — для леворукого письма это особенно важно.

Подчеркивать особые качества ребенка в позитивной манере также важно для полноценного развития. Ведущая левая рука — не проклятье, просто особенность, как цвет волос или форма подбородка, однако со своими преимуществами

Помните, что правополушарные люди обычно более творческие, с богатой фантазией, воображением, у них хорошо развита интуиция и целостное мышление, они более тонко воспринимают оттенки речи. Расскажите малышу, что его особенности сродни дару, и что он в хорошей компании. Ведь среди самых известных писателей, актеров, музыкантов и художников процент левшей намного выше, чем в среднем по населению.

Сюжет

Левше и другим тульским мастерам было поручено важное для страны дело — доказать, что в России есть мастера не хуже иностранных. Героям удалось в короткий промежуток времени подковать блоху, которую сделали англичане и которой восхищался бывший император Александр I

Свою работу поехал презентовать в Лондон Левша. Англичане были удивлены и восхищены подкованной блохой. Высоко оценив талант Левши, они просили его остаться работать у них. Но главный герой отказался, понимая, что не сможет жить без своей Родины.

По пути домой Левша и английский представитель заболели. По приезде спутника Левши сразу отвезли и вылечили, а его самого — оставили умирать равнодушные люди. Финал жизни главного героя по-настоящему трагичен: возвращаясь на Родину, чтобы трудиться на ее благо, никому не нужный Левша умирает. Такова судьба великого профессионала.

Особенности развития

Итак, ваш ребенок левша, особенности развития такого малыша мало чем отличаются от развития детей-сверстников. Но все же могут быть некоторые последствия преобладания правого полушария (как мы помним, оно у нас «творческое»). Последствия эти никаким образом не носят негативный характер, просто стоит их учитывать.
 
Такие ребятишки часто имеют явные творческие наклонности. Они более ранимы, мечтательны, забывчивы, обидчивы, изобретательны и креативны. В раннем возрасте они могут показывать свою одаренность и делать что-то лучше и раньше своих сверстников, например, читать или считать до 100.
 
Бытует мнение, что у таких детей могут возникнуть проблемы с запоминанием информации (запомнить буквы алфавита или стих им сложнее). Конечно, не все левши плохо учат стихи и получают двойки по литературе, но такая тенденция есть

Занимаясь с ребенком, важно предоставлять ему информацию в образах, он так лучше запомнит. Заучивая алфавит, родителям советуют показывать ребенку, на что похожи буквы, а разучивая стих можно рисовать картинку разворачивающихся там действий.
 

Кто-то поговаривает, что и с точными науками у них «туган». Детям сложно считать в уме, решать арифметические задачи, чертить. Такие особенности встречаются часто, но, опять же, не в 100 % случаев. Юного всемирно признанного гения Альберта Энштейна (а он тоже левша) хотели отчислить из школы за неуспеваемость по физике и другим точным предметам. К слову, он так и не получил аттестат зрелости.
 
В любом случае, не стоит делать из этого трагедию, поскольку ее просто нет. При домашнем обучении или при освоении школьной программы желательно делать упор на гуманитарную и творческую составляющую. Поощряйте то, что ваш ребенок делает особенно хорошо.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

Сожаление о том, что их ребенок – левша

Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
Попытки переучить малыша

Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Помощь левше

Ведущую левую руку ребенка следует развивать в той же мере, как если бы это был ребенок правша. В процессе обучения лучше опираться на образное мышление. Чтоб ребенок быстрее запомнил буквы ассоциативно связывать образ буквы с каким-то предметом. Например, «Х» как открытые ножницы, «Е» похожа на грабли, «Ш» похожа на вилы, «М» как перевернутая гармошка. Словом, на что вам хватит фантазии, с тем и сравнивайте буквы и цифры.

Соответствующим образом нужно организовать рабочее место левши. Источник света должен находиться справа, сосед по парте в школе должен сидеть справа, сидеть ребенку в классе лучше в правом или среднем ряду, чтоб источники информации (доска и учитель) приходились на ведущий глаз и ухо.

Есть ли правши и левши среди животных? Кого больше у них?

В течение целого столетия после выхода в свет в 1865 году труда Поля Брока, в котором он показал, что речь «закодирована» в левом полушарии мозга, асимметрия Ontogenesis of Lateralization мозга считалась формой продвинутой организации нервной системы, присущей человеку, ведь речь есть только у человека, а правшей и левшей у животных до этого не наблюдали.

Однако в 70-х годах XX века асимметрию мозга обнаружили у лабораторных животных — крыс и цыплят. Более того, предпочтение какой-либо стороны оказалось присуще древнейшим существам кембрийского происхождения: у окаменелых трилобитов, атакованных хищниками, количество укусов на теле с правой стороны втрое преобладало над таковым слева. К настоящему времени асимметрия нервной системы обнаружена даже у нематоды Caenorhabditis elegans — маленького червя, хотя она и состоит всего из 302 нейронов.

Что касается предпочтений той или иной конечности, то тут у разных животных они расходятся On the Other Hand . Наблюдая за тем, как шимпанзе выполняют трубочный тест, который имитирует выуживание термитов из трухлявого пня в природе (из трубки, куда не пролезают пальцы, нужно достать что-то вкусное, используя для этого простейшее орудие труда), исследователи сделали вывод, что шимпанзе — правши.

Вопросы для самоконтроля

Последствия переучивания

Ребенок-левша, которого заставляют писать « пассивной» рукой, справляется с заданием труднее и дольше своих одноклассников, у него больше исправлений, хуже успеваемость. Разве этого хотят любящие родители?

Осознайте, что нет в леворукости ничего необычного. Не спешите переучивать, усложнять жизнь ребенка. Это запутывает сознание, занижать его самооценку. У здорового и благополучного ребенка может появиться страх перед неудачами, снизится самооценка и, как следствие, будет отсутствовать интерес к учебе, появится закомплексованность. Стрессы и неврозы могут вызвать психическое развитие и отразиться во взрослой жизни (на общении с противоположным полом).

Не переучивать!

Интересные факты:
— В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей» — ген LRRTM1, который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. — Согласно археологическим данным, после первоначально одинакового использования обеих рук произошла асимметрия в сторону использования правой. — Единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости, нет. Французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя – так как сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.

Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.

В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector