Грудной ребёнок

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

Разговаривайте с малышом. Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха

Наблюдение. Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см

Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых

Мамино лицо

Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.

Мамин голос. Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве

Массаж. Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка» — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Положение тела

Главный принцип оценки – симметрия! Всякая асимметрия должна вас насторожить. А она может быть самой разной:

  • В положении на спинке. Малыш лежит, почти всегда искривившись вправо или влево. Ассиметрия положения говорит о том, что у новорожденного неравномерный тонус мышц.
  • В положении головки. Ребенок кладет ее только на одну и ту же сторону. Это врожденная мышечная кривошея, чаще бывает у девочек. Так же, как и ассиметричный тонус, кривошея лечится при помощи массажа. Вам нужно обязательно проконсультироваться у невролога и найти хорошего массажиста.
  • Положение конечностей. Одна ручка или ножка сгибается-разгибается легко, а другая – с трудом. Одна ножка может выглядеть как будто короче другой, и при этом она развернута кнаружи. Это бывает при врожденном вывихе бедра и тоже лечится с помощью массажа.
  • Складочки на ножках тоже должны быть симметричными. Справедливости ради нужно сказать, что иногда ассиметричные складки могут быть просто анатомическими особенностями, но зачастую они являются первыми признаками вывиха тазобедренного сустава. Поэтому, если вы обнаружите какую-то ассиметрию, обязательно нужно проконсультироваться у ортопеда, который, возможно, назначит малышу ультразвуковое исследование для уточнения диагноза.

Обратите внимание на стопы. По сравнению со всем телом они могут показаться неестественно большими, но потом пропорции изменятся

А вот если малыш как-то странно все время подворачивает стопы внутрь, это может свидетельствовать о врожденной косолапости (чаще встречается у мальчиков). Она особенно хорошо заметна, когда малыш лежит.

Посмотрите, в каком положении обычно находятся ручки и ножки. Если они слегка согнуты и легко разгибаются – это нормально. Слишком вялые, «тряпичные» конечности говорят о том, что у крохи пониженный мышечный тонус (гипотонус), а если они, наоборот, слишком напряжены и крепко прижаты к телу, это повышенный тонус, гипертонус. И то, и другое лечится с помощью массажа. Врач покажет вам, как вы сами сможете корректировать тонус – сгибать и разгибать конечности, используя врожденные рефлексы – ползательный, шаговый и др.

Уход за кожей новорожденного

Каждой маме необходимо понять — что представляет собой кожа новорожденного: какие кожные проявления являются нормальными?

Комментарий эксперта: Токсическая эритема – это мигрирующая сыпь новорожденного. Она случается у каждого второго. Выглядит, как специфические красные пятна небольшого размера. В центре каждого из них – маленький желто-серый бугорок. Немного похоже на комариный укус. Пятен может быть много или мало – кому как «повезет». Они концентрируются в различных областях. Часто располагаются на конечностях, вокруг суставов, в тазовой области. Выглядит это очень неприятно, часто пугает мамочек. Но токсическая эритема — абсолютно физиологическое явление. Никакого лечения оно не требует. Это особенности адаптации малышей на первом месяце жизни.

К сожалению, встречаются случаи, когда такое состояние неправильно диагностируется. У меня был пациент, маме которого врач сказала: «Какой ужас! Это стафилококк!» Назначила Фукорцин — достаточно сильный антисептический препарат для наружного применения. Но дело в том, что эти пятнышки, появившись на одном месте, спустя 20-40 минут, исчезают. И возникают на другом месте. Вот эта очень ответственная мамочка села и планомерно мазала появляющиеся пятнышки. Но поскольку успеть за ними было невозможно, она не нашла ничего лучше, чем взять художественную кисточку и покрасить ребенка Фукорцином полностью. После этого были большие неприятности и длительное лечение.

Как можно облегчить состояние ребёнка?

Чтобы улучшить состояние грудничка при первой простуде, только медикаментозной поддержки недостаточно

Важно создать подходящие условия для скорого выздоровления:

  • регулярно проветривать детскую комнату;
  • поддерживать влажность воздуха на уровне 70% с помощью увлажнителей или емкостей с водой;
  • следить за тем, чтобы температура воздуха не превышала 22 градусов;
  • проводить влажную уборку не реже 1-2 раз в сутки;
  • одевать ребенка в легкую и удобную одежду из натурального хлопка.

Спокойная обстановка, чистота в доме, мамина забота и правильное лечение помогут грудничку справиться с первой простудой. Окружите ребенка заботой и следуйте указаниям врача, чтобы болезнь отступила как можно быстрее. Будьте здоровы!

Полезные статьи:

Как понять, что у младенца запор?

В первые недели жизни младенца все может быть очень по-разному, кажется, что он просто бесконечно пачкает подгузники и пеленки, а вы их меняете. Иногда груднички переходят в режим дефекации раз в неделю — и их, кажется, это нисколько не беспокоит. Но очень нервирует мам.

В подобное сложно поверить, но нерегулярность стула у грудничков считается одним из вариантов нормы. При этом у большинства из них нет никаких проблем со здоровьем при дефекации минимум раз в неделю

Единственное, на что стоит обратить внимание родителям — на консистенцию желанного «продукта». Она должна быть мягкой и однородной, и у ребенка не должно быть позывов тужиться

Если же малыш явно испытывает дискомфорт или боль, когда пытается какать, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Возможно, вы делаете ошибки в выборе прикорма или ребенку требуется дополнительная стимуляция органов ЖКТ в виде мягкого массажа животика или области вокруг ануса, чтобы расслабить мышцы. В некоторых случаях рекомендуют свечи с глицерином в качестве смазки, но эти меры обязательно должны согласовываться с врачом, проделывать такие манипуляции «на всякий случай», чтобы ребенок опорожнял кишечник в том режиме, который вам кажется более правильным, точно не нужно.

Как и какими средствами можно лечить насморк у малыша?

консультирует детский ЛОР-врач медицинского центра «Онни»

Как и чем лечить  насморк у ребенка  –  это, пожалуй, самый распространенный вопрос, который беспокоит молодых мам. Заложенность носа при насморке возникает по двум причинам: избыточная продукция слизи (соплей) и отек мягких тканей полости носа. Это может затруднить сон у ребенка и привести к развитию инфекции пазух (синусит). Другое неприятное последствие насморка и заложенности носа — это нарушение грудного вскармливания. Малыши дышат через носик, когда сосут грудь. Если нос будет заложен, то малыш просто будет вынужден бросать грудь, чтобы дышать. Если малыш мало ест, в ответ на это у мамы вырабатывается меньше молока, что может привести к недостаточному набору массы тела ребенка, обезвоживанию, иммунодефициту. Если ребенок живет с хронической  заложенностью носа больше года, это приводит к постепенной  деформации  лицевого черепа: лицо вытягивается, верхняя челюсть сужается относительно нижней, происходит нарушение формирования прикуса, увеличивается высота свода твердого неба. Это так называемый «аденоидный хабитус». При этом у ребенка с хронически заложенным носом почти всегда приоткрыт рот, в уголках рта появляются «заеды» — участки воспаления из-за текущей слюны.  Необходимо вовремя проводить лечение простуды и насморка, не доводя проблему до хронической формы.

Давайте разберемся, какие варианты насморка бывают у новорожденных, и как их лучше лечить в домашних условиях.

Изотонические растворы

Изотонические (или физиологические) растворы необходимы для увлажнения носовой полости, чтобы убрать ее чрезмерную сухость.

Изотонические растворы изготавливаются с использованием морской воды. Они могут служить средством первой помощи при рините.

Если насморк в самом разгаре, раствором вымывается слизь, прочищается носик ребенка, отек локализуется, облегчается дыхание.

Закапывать раствором носик ребенку можно по 3 — 4 капли через каждые 2 часа.

Такие растворы применяются в качестве профилактики для ухода за слизистыми, размягчения корочек и для подготовки носовых ходов перед закапыванием лечебных препаратов, так как на сухой слизистой, например, противовирусные капли не подействуют.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Закрепление навыков и связи мамы с ребенком

В первые сутки после родов малыша нельзя забирать от мамы, как это всегда было принято в роддомах нашей страны, особенно в советское время. Проснувшись после первого целительного сна, мама и малыш должны закрепить эффект от первого контакта и получить второй контакт. Это на всю жизнь укрепляет отношения между ними и формирует взаимную привязанность. Эта привязанность и отношения разрываются, если мама и малыш просыпаются отдельно друг от друга. А нужно, чтобы по пробуждении ребенок снова получил грудь матери и зрительный контакт с ней.

Мама снова учит ребенка правильно брать в рот сосок и добывать из него молоко. Этот навык формируется на протяжении всех первых суток после родов. Зная и ощущая, что молоко у младенца есть всегда, он на всю жизнь получает ощущение надежности и защищенности, сытости и благополучия. Если же ребенок, проснувшись, не обнаруживает рядом ни мамы, ни источника кормления, он сильно беспокоится, чувствует себя брошенным и не защищенным – и это ощущение снова-таки остается с ним на всю жизнь.

Прогулки в первые дни после выписки

Мнения специалистов насчет того, когда начинать гулять с новорожденным, сильно расходятся. В советские времена при теплой погоде рекомендовались прогулки с самых первых дней, причем продолжительные. Сейчас можно услышать и прямо противоположные советы – не выходить с малышом из дома месяц и более. Не будем в рамках данной статьи спорить о том, где же истина (скорее всего, как обычно, где-то посредине).

Если погода плохая, особенно зимой, нет никакой необходимости спешить гулять с ребенком в первые дни. Но если, наоборот, маме хочется подышать воздухом, показать малышу мир, а погода к этому располагает – почему бы и нет? Главное, чтобы это не превращалось в «обязательные» длинные пешие походы, для которых в первое время после родов у нее сил маловато. Кстати, гулять с малышом вполне может и папа или бабушка, давая маме дополнительную возможность отдохнуть.

Анатомо-физиологические особенности

Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм.
В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %.

Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6-8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов.

Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорожденных имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей.

Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счет утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребенка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объем и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки.

Как кормить

Кормить новорожденного можно грудью (грудное вскармливание), адаптированной смесью (искусственное вскармливание) или и тем, и другим (смешанное вскармливание). В двух последних случаях за рекомендациями по режиму кормления следует обращаться к педиатру. Если вы кормите ребенка грудью, вам помогут рекомендации Всемирной организации здравоохранения (к сожалению, многие российские педиатры до сих пор не знакомы с ними и дают советы, которые препятствуют налаживанию лактации). ВОЗ рекомендует кормить ребенка по требованию и днем, и ночью (новорожденные могут прикладываться к груди от 8 до 12 раз в сутки), избегать пустышек и бутылок и не допаивать водой до введения прикорма (не раньше 6 месяцев). Кстати: если вы кормите ребенка грудью, носить его столбиком после кормления строгой необходимости нет: если он не беспокоится и чувствует себя хорошо, никаких танцев с бубнами не нужно. Грудное вскармливание не должно доставлять маме дискомфорта или боли. Если по каким-то причинам это не так, обязательно обратитесь к консультанту по лактации (часто они оказывают услуги бесплатно и дистанционно — по телефону или онлайн): он поможет младенцу и маме наладить захват, разобраться с количеством молока и ответит на все вопросы.

Составляющие ухода за новорожденным в первый месяц

Первый месяц жизни малыша является для него и его родителей адаптационным периодом. Между членами семьи перераспределяются обязанности и меняется их уклад жизни.

Самое главное, что сейчас нужно крохе, это уход, включающий в себя закаливание и массаж, кормление, прогулки на свежем воздухе, бодрствование, гигиенические и водные процедуры, сон.

Уход за новорожденным в первый месяц: Стоит ли соблюдать распорядок дня?

Если кроха здоров, то режим сна, бодрствования и кормления он отрегулирует сам, так как у него это заложено на физиологическом уровне. Сон у малыша длится до трех часов, бодрствование занимает до часа.

Самой трудозатратной процедурой, отнимающей у крохи силы, является кормление. Поэтому не следует переживать если после еды ребенок сразу уснул, нарушив распорядок. У младенцев четко отложены биоритмы, и чтобы их уловить и придерживаться в дальнейшем, поведение малыша нужно постоянно изучать, и тогда станет понятно, в какое время он ест, а в какое спит.

По окончании второго месяца жизни у ребенка будет четкий график режима дня.

Первые водные процедуры

Купать ребенка в первый раз можно только тогда, когда у него отпадет пуповина и заживет пупочная ранка. А пока этого не произошло, кроху нужно просто обтирать теплой водой с детским мылом. После процедуры следует использовать присыпку и детский крем, чтобы увлажнить кожу и избежать опрелостей. При помощи ватных палочек нужно чистить нос и уши малышу. Также не стоит забывать и об обработке пупочной ранки.

Режим купания на первом месяце жизни родители выработают самостоятельно и будут придерживаться его в дальнейшем. Состояние детских кожных покровов не требует ежедневных водных процедур. Поэтому по началу можно обойтись ежедневными обтираниями. К тому же следует учесть, что не все дети любят купаться, но есть и такие, для которых это приятная процедура.

Купать малыша достаточно два раза в неделю. В ванночку можно добавлять полезные травяные настои. Использовать детское мыло нужно только в том случае, если на него нет аллергических реакций, в остальном оно противопоказано.

Уход за новорожденным в первый месяц: Гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры следует проводить ежедневно. Они представлены умыванием, подстриганием ногтей на руках и ногах по мере роста, подмыванием, осмотром кожных покровов, расчесыванием, удалением корочек на голове, обработкой пупочной раны и уходом за ушами, носом и глазами.

Уход за ребенком от 1 до 3 месяцев

Уход за ребенком до 3 месяцев и уход за ребенком в 3 месяца – это немного разные вещи. К окончанию первого-второго месяца жизни обычно проходят все странные явления, связанные с адаптацией организма после рождения. А молодые мамы к этому времени уже обретают некоторую уверенность. Кожа ребенка становится гладкой и розовой. Малыш с каждым днем становится все общительней и интересней.

Прогулки

  • В возрасте трех месяцев можно проводить две прогулки в день по 1,5 – 2 часа. Конечно, к этому надо приходить постепенно.
  • Если ребенок выписался из роддома летом, то начинать прогулки можно практически сразу, если зимой – то через 3-4 дня.
  • В первые дни пребывания ребенка дома необходимо делать ежедневные проветривания, чтобы малыш привыкал дышать прохладным воздухом.
  • Минимальная температура для прогулок зимой -10° С.
  • Начинать прогулки следует с 15 минут в день. А потом ежедневно увеличивать продолжительность еще на 15 минут.

Гигиена

Купание для ребенка – это не просто гигиена, но еще и новые впечатления об окружающем мире, которые помогают адаптироваться и развиваться.

  1. Температура воздуха в помещении, где малыш принимает ванну, должна быть не менее 25-27° С.
  2. Температура воды – около 36° С.
  3. Никаких антисептиков в воду добавлять ни в коем случае не нужно, так как они могут нарушить естественную флору кожи.
  4. Купать малыша следует каждый день, но только один раз в неделю – с моющим компонентом.
  5. После процедуры кожа аккуратно обсушивается (не обтирается!) мягким полотенцем.
  6. Все крупные складочки обрабатываются увлажняющим молочком.
  7. В день проведения профилактических прививок купать ребенка не надо.

Ежедневный туалет должен осуществляться по утрам при помощи кипяченой воды.

  • Глазки следует промывать от наружного угла к внутреннему. Каждый глаз требует своей индивидуальной ватки.
  • Ватные палочки для гигиены носа и ушей лучше не использовать. Ими легко нанести травму. Нос освобождают от выделений при помощи аспиратора.
  • Ушки (только наружный слуховой проход!) следует очищать хорошо отжатым ватным тампоном.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector