Что поможет в лечении тиков?
Содержание:
- Примеры из реальной жизни
- Симптомы нервного тика
- Симптомы нервного тика
- Причины нервного тика у детей
- Что такое снохождение
- Виды нервных тиков у ребенка
- Психосоматика шизофрении
- Дерматилломания
- Лечение двигательных и голосовых тиков в Саратове
- В каком возрасте детей может проявляться нервный тик?
- Основные проявления
- Причины тика у детей: стресс и переутомление
- Что провоцирует / Причины Тиков у детей:
- Лечение
- Лечение СДВГ
Примеры из реальной жизни
Некоторые известные люди, слава о которых трубит порой по всему миру, также были заложниками патологии лицевого нерва.
Сильвестр Сталлоне, который известен своими фееричными ролями, получил травму еще при рождении. У матери актера были тяжелые роды, и его пришлось тянуть щипцами. Как результат – повреждение голосовых связок и парез левой стороны лица. Из-за этого у Сталлоне были проблемы с речью, что становилось поводом для насмешек со стороны сверстников.
Актер рос трудным ребенком. Но, несмотря ни на что, он сумел преодолеть свой дефект и добиться немалых успехов, хотя частичная обездвиженность лица сохранилась.
Отечественный шоумен Дмитрий Нагиев получил асимметрию лица, которую прозвали «нагиевский прищур», из-за пареза лицевого нерва. Болезнь случилась неожиданно. Будучи студентом театрального вуза, однажды он ощутил, что его лицо не двигается.
Он пробыл в больнице безрезультатно 1,5 месяца. Но однажды в его палате от сквозняка разбилось окно. Испуг спровоцировал частичный возврат подвижности и чувствительности лицевой части, но левая часть сохранила свою обездвиженность.
Симптомы нервного тика
Нервный тик имеет множество симптомов и проявлений. Это заболевание выражается в различных непроизвольных движениях головы, глаз, конечностей, произнесении слов и звуков. Всё это происходит против воли больного, но при этом зачастую он сам уверен в том, что контролирует это состояние. Эти движения носят повторяющийся характер. Они могут усиливаться, например, при стрессе или усталости, а потом совсем исчезать или сводиться к минимуму.
Иногда проявлением нервного тика является выкрикивание неприличных слов и показывание неприличных жестов. Также порой заболевание выражается в зуде, чихании, кашле и тому подобных явлениях, которые не имеют иной причины.
Кроме того, признаком тика может быть повторение за другими людьми их движений, жестов, слов и фраз. Также проявляться это заболевание может и некоторыми иными способами.
Симптомы нервного тика
Общей закономерностью во внешнем проявлении тиков является снижение частоты их появления в направлении от головы к нижним конечностям. В большей части случаев у детей возникает тик моргания, а за ним в порядке убывания частоты следуют мимические тики, движения головы, шеи, корпуса тела и конечностей, голосовые тики. В целом можно перечислить следующие наиболее распространенные симптомы тикозного расстройства:
- Частое моргание одним или двумя глазами;
- Поднятие бровей;
- Наморщивание лба;
- Подергивание щек, крыльев носа, углов рта;
- Открывание рта и высовывание языка;
- Покусывание губы;
- Судорога взора (заведение глазных яблок вверх или в стороны);
- Подергивание головы;
- Вытягивание шеи вперед или в стороны;
- Пожимание плечами;
- Втягивание живота;
- Подергивание рук, ног;
- Частые глотательные движения или кашель;
- Шмыганье носом и т.д.
Стоит также отметить, что дети, страдающие тикозными расстройствами, могут обладать и сопутствующими их заболеванию симптомами психологических дисфункций, таких, как задержка моторного развития, замедленность и нарушения плавности двигательных актов, речевые трудности, дефицит внимания, пространственных функций, а также программирования, регуляции и самоконтроля.
Причины нервного тика у детей
- Чаще всего им страдают дети в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нервный тик может наблюдаться в результате генетической предрасположенности, нарушения психоэмоциональной сферы, переживания психологических травм, появления страхов и фобий.
- Ребенок испытывает напряжение. Если дети устают в школе или на дополнительных занятиях, плохо питаются, мало спят, их организм подвергается перегрузке, они не успевают перерабатывать информацию, которую получают из внешнего мира, то у них появляется физическое напряжение. Оно может послужить началом нервного тика.
Что делать? Понять, в чем источник напряжения и снизить его. Родители должны следить за тем, как питается ребенок, побуждать его соблюдать режим дня, понять, как он воспринимает и осваивает учебный процесс, от чего устает и что вызывает в нем отрицательные эмоции. Возможно, взрослым придется пересмотреть режим дня ребенка — отказаться от некоторых кружков или секций, планировать умственную деятельность так, чтобы он не уставал и не был перегружен информацией.
Нестабильная атмосфера в семье. Конфликты и ссоры между родителями могут вызывать тревогу у детей, и даже стать причиной эмоциональных травм. Если ребенок наблюдает скандалы, оскорбления или насилие в семье, то может начать сильно переживать, и нервный тик говорит о том, что с его эмоциональным состоянием не все в порядке.
Что делать? Понять, что он нуждается в безопасном и теплом общении, и должен быть уверен в том, что родители любят друг друга и у них в семье все в порядке. Если мать и отец переживают трудный период или постоянно конфликтуют, им стоит перестать делать это на глазах у ребенка, разрешить разногласия между собой как можно быстрее, принять решение относительно общения и отношений.
Хорошо, если родители обратятся семейному психотерапевту, проработают давние проблемы и ссоры, помирятся, научатся жить вместе. Ребенок, который растет в благоприятной среде, где все уважают и доверяют друг другу, не рискует получить неврологические заболевания. А если это все-таки случилось, то шансы благополучно исцелиться у него возрастают.
Что такое снохождение
Для того чтобы понять, откуда у детей берется расстройства сна, необходимо хотя бы иметь представление о его фазах и их различиях.
Сон ребенка, как и взрослого человека, включает в себя несколько повторяющихся циклов, которые, в свою очередь, состоят из сменяющих друг друга медленных и быстрых фаз. Каждая фаза при этом делится на пять стадий. С каждым новым циклом период быстрого сна увеличивается. Именно в это время идёт «переваривание» мозгом полученной за день информации. Регулярное прерывание сна в этой фазе может вызвать серьезные психические нарушения.
Если среди взрослого населения планеты лунатизму подвержены лишь около двух процентов людей, то детей-сомнамбул намного больше. Это временное отклонение происходит из-за повышенной эмоциональной чувствительности и чрезмерно активной мозговой деятельности. Замечено, что ночные «похождения» чаще других устраивают активные, любознательные и общительные малыши.
Когда наступает глубокая фаза медленного сна, возможны проявления снохождения. Наиболее часто это явление возникает при смене третьей стадии четвертой. Происходит так называемое неполное пробуждение, при котором ребенок встаёт, разговаривает, берет в руки какие-либо предметы или совершает, казалось бы, вполне осознанные действия.
Конечно, каждый случай снохождения уникальный и неповторимый. Поскольку все дети абсолютно разные, то и проявляется отклонение по-разному. Можно наблюдать такие признаки лунатизма:
- проявление беспокойства во сне;
- сидение на постели;
- разговор, крики или шепот;
- хождение по комнате;
- действия с какими-либо предметами;
- выход за пределы спальни;
- выполнение привычных мероприятий, которые производятся в период бодрствования, но более медленно и неловко;
- неадекватное или агрессивное поведение;
- отсутствие реакции при обращении.
Приступ, чаще всего, начинается через полтора-два часа после засыпания и длится от 5 минут до 1 часа. После чего ребенок может самостоятельно вернуться в постель, если ранее он не был замечен взрослыми или не вышел за пределы квартиры. Проснувшись, малыш ничего не вспомнит о своих ночных походах, и будет очень удивлен рассказами об этом.
Снохождение у маленьких детей досконально не изучено, но его причины и меры профилактики всем известны.
Виды нервных тиков у ребенка
Органические
Органические тики проявляются в результате черепно-мозговой травмы, вследствие перенесенных или текущих органических заболеваний головного мозга. Такие нервные тики являются стереотипными и стойкими, имеют элементарный характер.
Психогенные
Они возникают на фоне хронической или острой психотравмирующей ситуации. Психогенные нервные тики подразделяют на невротические и навязчивые, которые встречаются реже.
Неврозоподобные
Они развиваются без очевидного экзогенного воздействия на фоне текущей и/или ранней соматической патологии. Часто в анамнезе ребенка с нервным тиком обнаруживается гиперактивность и ранняя детская нервность. Внешние проявления таких тиков весьма изменчивы. Они отличаются рецидивирующим характером и могут быть сложными или простыми.
Рефлекторные
Такие тики возникают по принципу условных рефлексов, которые биологически нецелесообразны, но связаны с продолжительным локальным раздражением тканей, например, спазмы после конъюнктивита, шмыгания носом после ринита и т.д. Рефлекторный нервный тик представляет собой стереотипные непроизвольные движения, которые вначале являлись ответной реакцией на конкретный раздражитель.
Тикоподобные гиперкинезы
Они наблюдаются при патологических заболеваниях. К подобным нервным тикам относят насильственные движения рук и лица при заикании у детей, например, дополнительные своеобразные движения для облегчения произношения слов и речи в целом.
Идиопатические
Идиопатические тики развиваются без конкретной причины, за исключением возможности наследственной предрасположенности.
При лечении нервного тика у ребёнка необходимо выбрать способы педагогической коррекции
Психосоматика шизофрении
Это одна из самых загадочных и тяжелых прогрессирующих заболеваний психики, точные причины которой не установлены до сих пор. И, к сожалению, излечить ее полностью тоже пока не удается.
Одной из теорий развития шизофрении являются эмоциональные проблемы, хотя большинство специалистов отвергают это предположение. Они считают такое утверждение беспочвенным, ведь одним из основных симптомов данного психического расстройства как раз и является отсутствие эмоций (так называемая «эмоциональная тупость»).
Однако приверженцы вышеупомянутой гипотезы пытаются ее отстоять. По мнению психолога и психиатра Вильгельм Райх, тесно занимающегося эмоциональностью, шизофреник подавляет чувства. Они так сильны, что их нужно как можно глубже спрятать в себе и никогда о них не вспоминать. Эмоции как бы замораживаются в теле личности и сдерживаются внушительным напряжением мышц.
Любое «прикосновение» к ним вызывает дичайшую душевную боль. Именно поэтому психотерапия при лечении шизофрении не приносит плодов, а лишь усугубляет состояние пациента, не желающего признавать реальность. Он не хочет контакта со своими подавленными чувствами, так как они для него слишком опасны и справится с ними ему не по силам.
Эмоциональная составляющая личности формируется в детстве, вместе с общим психологическим состоянием человека
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства находился в окружении, которое его любит просто потому, что он есть, а не в силу обязанностей
Будущим родителям следует давать себе отчет, что их конфликты между собой, побои будущей матери и т. д. негативно скажутся на психическом и физическом здоровье их чада. Ребенок должен быть желанным, расти в доброй атмосфере, без гиперопеки, в доверии и заботе, правильно воспитываться, поддерживаться в любых начинаниях и возможных неудачах.
Дерматилломания
Невроз лица и волосистой части головы может проявляться в таком поведенческом расстройстве как дерматилломания.
Ее основное проявление — расчесывание кожи лица и головы, но не по причине зуда, а по причине неудовлетворенности ее внешним видом. Сюда же относят навязчивое рвение выдавливать прыщи, счесывать корки, выдергивать волосы. Самоповреждающие действия вызывают кратковременное ощущение удовольствия, за которым следует чувство стыда, расстройства, неудовлетворенности.
Лицо таких больных покрыто шрамами и рубцами из-за постоянной травматизации кожи. Этот процесс не поддается контролю, и может возникать в любое время суток. Но чаще всего травмирующие действия осуществляются перед зеркалом.
К симптомам расстройства также относят привычку кусать губы и слизистую щек. Больных не останавливает перспектива покраснения, кровотечения, рубцевания кожных покровов. Они повторяют ритуал изо дня в день. Он длится от нескольких минут до часа.
Спровоцировать подобные действия способны ощущения страха, тревоги, пристальное обследование своей кожи от нечего делать.
Дерматилломания описывается как состояние зависимости. Начинается оно с концентрации внимания на, как кажется больному, дефекте кожи
Постепенно внимание все чаще заостряется на этой детали. Человек начинает думать, что болен чем-то серьезным
Это провоцирует у него раздражительность и нервозность, приводит к навязчивым действиям.
Первопричина заболевания уходит своими корнями в психологическое состояние человека и кроется в неудовлетворенности собой, разгневанности, чувстве стыда и злобы. Травмирующие ритуалы – это способ наказания, самобичевания.
Лечение данной патологии требует вмешательства психотерапевта и дерматолога.
Главный метод терапии зависимости — психотерапия, в частности, когнитивно-поведенческая.
Снизить тревожность, отвлечься и расслабиться помогут йога, физические упражнения, релаксирующие процедуры, а также любое хобби, которое поглотит человека с головой и поможет переключить внимание. Помощь дерматолога необходима для ликвидации кожных поражений с целью предотвратить их инфицирование и снизить степень дерматологического дефекта
Помощь дерматолога необходима для ликвидации кожных поражений с целью предотвратить их инфицирование и снизить степень дерматологического дефекта.
Лечение двигательных и голосовых тиков в Саратове
Лечение тиков должно быть комплексным. Нужно учитывать виды тиков, стадию заболевания, индивидуальные особенности нервной системы пациента, социальную обстановку в семье. Обязательным является оптимизация режима дня, психологическая коррекция и тренинги, лекарственная терапия. Врач Сарклиник в течение многих лет Сарклиник успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения тиков. Проводится лечение — голосовых тиков в Саратове; — звуковых тиков в Саратове; — двигательных тиков; — моторных тиков; — тикозных расстройств; — клонических тиков; — тонических тиков; — дистонических, тонико-клонических тиков; — турретизма; — синдрома Туретта. В результате терапии происходит улучшение в двигательной, эмоциональной сфере, проходят двигательные и звуковые тикообразные движения. Эффективность лечения зависит от индивидуальных особенностей ребенка, подростка или взрослого, степени выраженности симптомов на момент начала лечения, возраста пациента, интенсивности лечения. Лечение проводится амбулаторно, курсами. Ни в коем случае нельзя ругать детей, если Вы заметили какие-то из указанных нами выше симптомов, лучше обратитесь к врачу. И помните, что лечение тиков – это очень сложный процесс, который требует упорства, настойчивости и времени
Ребенку от Вас нужны забота, внимание, понимание и помощь! Не упрекайте ребенка и себя. Комплексное лечение даст положительные результаты
На сайте сарклиник Вы можете бесплатно задать онлайн вопрос доктору по Вашей проблеме.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото 1: zurijeta / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Фото 2: altanaka / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. При использовании материлов сайта sarclinic.ru активная гиперссылка обязательна!
В каком возрасте детей может проявляться нервный тик?
Впервые о таком расстройстве, как нервный тик, заявил Авиценна, описывая его в своих трудах как патологию, в результате которой пациент теряет контроль над собственным телом. В эпоху мрачного средневековья людей, страдающих нервным тиком, считали одержимыми и обвиняли в связи с дьяволом. В дальнейшем, спасибо развивающейся медицине, их перестали сжигать на костре, но все равно сторонились, как и всего непонятного. И только в 1882 году французский ученый-невролог Жиль де ля Туретт сделал подробное описание всех видов нервных тиков. Правда причину их возникновения не смог назвать и он. Впрочем, о природе развития этой патологии ученые спорят до сих пор, хотя медицина сделала большой шаг вперед в ее лечении и профилактике.
Нервный тик — это непроизвольное кратковременное сокращение одной или группы мышц. Существует несколько версий причин этого расстройства. Например, психологи утверждают, что проблема появляется из-за нерешенных внутренних конфликтов. А невропатологи выделяют несколько факторов, в зависимости от которых все нервные тики делят на две группы: первичные и вторичные.
Первичные (идиопатические), как правило, дают о себе знать в возрасте детей от шести до одиннадцати лет, когда их психика больше всего подвергается эмоциональным перегрузкам. Психологи называют это время периодом бурного психомоторного развития. В этом случае тик может быть простой реакцией организма на перепады настроения или слишком большой объем информации.
Для появления вторичного тика возраст детей не имеет значения. Как правило, подобное явление может быть следствием перенесенных заболеваний нервной системы.
Основные проявления
Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:
- нахмуривание бровей;
- моргание;
- зажмуривание;
- шевеление крыльями носа;
- втягивание воздуха носом;
- подергивание уголком рта;
- повороты или наклоны головы;
- пожимание плечами;
- вздрагивания;
- подергивание конечностями;
- сгибание или разгибание пальцев;
- щелчки пальцами.
Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:
- гримас;
- вскидывания головы;
- касания руками различных частей тела;
- сокращения мышц живота или диафрагмы;
- приседаний;
- подпрыгиваний.
Все перечисленные выше нервные тики у детей – это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.
Причины тика у детей: стресс и переутомление
Главным виновником первичного тика у детей является психоэмоциональное перенапряжение — испуг, ссора с друзьями или родными. Подобную патологию может спровоцировать развод родителей, равно как и новый брак матери или отца. Кроме того, существует такое понятие «тик 1 сентября». Он появляется почти у 10% детей в первые месяцы учебного года. Новые условия и непривычные нагрузки могут спровоцировать стресс даже у самых уравновешенных малышей и подростков.
Именно по причине переутомления, вызванного недосыпом и неправильным распорядком дня, происходит гиперактивация двигательной зоны коры головного мозга, отвечающей за стереотипные движения. Неправильно организованное питание, в частности дефицит в организме кальция и магния или плохая их усвояемость, действуя на состояние мышечного тонуса, тоже могут стать провокаторами первичного нервного тика.
Вторичный тик — это более серьезная проблема. Он может быть симптомом врожденных аномалий мозга, черепно-мозговых травм и разного рода нейроинфекций (менингита, энцефалита, полиомиелита и прочих), а также результатом побочных эффектов от самостоятельного приема некоторых медикаментозных препаратов.
Что провоцирует / Причины Тиков у детей:
Синдром Туретта, обсессивно-компульсивное расстройство и хронические тики часто вместе распространяются в семьях. Обширные исследования не вывели один ген, который бы вызывал менделевское наследование.
Есть специфические теории, которые видят связь тиков и избытка дофамина или тиков и повышенной чувствительности дофаминовых D2-рецепторов. Также недоказаны теории, который видят в причине возникновения тиков дисбаланс в системах нейротрансмитеров.
Появляются данные того, что стрептококковые инфекции в некоторых случаях вызывают аутоиммунные реакции, которые повреждают базальные ганглии, приводя к синдрому PANDAS. Нейропсихиатрические проявления включают как тики, так и ОКР.
Лечение
Основу лечения составляет исключение первопричины возникновения нервного тика за счет минимизации воздействия раздражителя. Порой требуется просто дать организму достаточное количество отдыха.
Существуют специальные упражнения для купирования приступа нервного тика:
- расслабление при закрытых глазах на 15 минут;
- ватные диски, смоченные теплой водой необходимо наложить на веки;
- широко распахивать глаза, а затем зажмуривать по пару секунд;
- легкое нажатие на середину надбровной дуги дергающегося глаза;
- интенсивное 15-секундное моргание и расслабление прикрытыми глазами в течение двух минут.
Медикаменты используются из группы расслабляющих средств при первичной форме, вторичная форма – противотревожные средства. Лекарственные препараты используются совместно с травяными чаями на основе мяты и мелисы.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.