Раннее развитие по методике монтессори

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори. Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.

Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые

В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.

Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку

С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно

Краткая биография Марии Монтессори

Несомненно, имя выдающего итальянского педагога-гуманиста, врача, ученого и философа известно многим родителям. Она получила всемирную популярность, создав свою уникальную педагогическую систему развития и обучения маленьких деток.

Незаурядная женщина

Биография М. Монтессори (31.08.1870 – 06.05.1952) как поле боя, постоянная борьба с общеустановленными догмами. Мария была одним ребенком в семье, и родители хотели, чтобы девочка смогла реализовать себя в жизни. Нам подобное стремление кажется разумным, но тогда в католической Италии это противоречило привычным стандартам поведения женщин.

Только неутолимая жажда знаний и настойчивость помогали девушке преодолевать постоянно возникающие преграды. В двенадцатилетнем возрасте она поступает в техническое учебное заведение для юношей, а потом в университет. Затем, в 26 лет, закончив с отличием медицинский факультет, опять совершает чудо, становясь первой женщиной-врачом в Италии.

В больнице университета Мария впервые увидела умственно отсталых детей. Девушка была до глубины души поражена увиденным и всецело отдалась лечению и занятиям с несчастными малышами. Она руководит школой для крох с серьезными проблемами в развитии, занимается разработкой специализированных тренингов, придумывает пособия и игры. Так появились первые дидактические материалы.

Новый взгляд на развитие воспитание

Это был прорыв в педагогике! Воодушевленная успехом, врач возглавляет Дом ребенка для здоровых детей и продолжает усовершенствовать свои наработки. Убедившись в действенности этих занятий, она делится знаниями с педагогами из разных стран. В 1929 Мария с сыном основывает Международную ассоциацию им. Монтессори. Организация действует доныне, помогая организовывать деятельность учебных заведений по всему миру.

Но не всем понравились взгляды гуманиста-педагога. В 1934-м Мария вынуждена уехать из Италии в которой правит Муссолини. С тех пор, она нигде надолго не останавливалась. Считая, себя человеком мира Мария ездила по свету, везде пропагандируя свою методику обучения.

Умерла и захоронена она в Нидерландах. Ее имя решением ЮНЕСКО внесено в список 4-х педагогов определивших педагогическое мышление XX века.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для развития ребенка:

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом

И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей

Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха

Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться

При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет

На сегодняшний день придумано великое множество развивающих и обучающих методик для детей с рождения до шести лет и потому, разобраться какую наиболее эффективную, на взгляд родителей, методику впоследствии выбрать, в идеале лучше еще до рождения крохи.

В нашей статье мы поговорим об известном методе раннего обучения деток, разработанном итальянским врачом-педагогом Марией Монтессори.

Изначально педагог планировал обучать детей с трех лет, которые имели явные нарушения в развитии, являлись умственно отсталыми, что нередко было связано с телесными повреждениями, но поскольку результат ошеломил остальных воспитателей, принимающих сторону традиционного обучения, то Мария начала активно продолжать заниматься разработкой.

Монтессори была уверена, что деткам тяжело сидеть неподвижно несколько часов и заучивать материал и потому она хотела, чтобы малыши имели максимальную свободу, а сама обучающая среда была благоприятной для маленьких человечков.

Хотя основная цель итальянского педагога осуществлена давно, ее сторонники продолжают включать все новые и новые элементы обучения, способствующих раннему развитию детей.

Несмотря на то, что изначально Монтессори занималась с детьми от трех лет, сегодня в школах по ее методике уже обучают и с 6 месяцев или даже раньше и занятия проходят совместно с родителями, что вызывает несколько спорных моментов по поводу таких нововведений.

В итоге ее метод подразумевал в себе некий треугольник:

  • атмосфера;
  • ребенок;
  • учитель.

Три основных фактора, влияющих на процесс обучения деток, которые помогут им развить в себе логическое мышление, физические способности и творчество.

Однако педагог не является основным обучающим звеном, он лишь помогает детям выбрать для себя интересное занятие (с обучающим элементом), но сам в процессе практически не участвует, за исключением тех моментов, когда помощь учителя просто необходима.

А обучающая среда такова, что детки совершенно спокойно могут взять материал и заниматься с ним, все предметы и вещи находятся на уровне детских глаз и им не нужно дотягиваться или просить о помощи, потому что освоение самостоятельности – также немаловажный момент в обучение по методике Марии.

В целом, можно сказать, что методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет помогает малышам раскрыть в себе скрытый потенциал и способности, не прибегая к обязательствам.

Для карапуза все выступает в качестве игры, развлечения, но именно в такой момент и происходит процесс развития.

В настоящее время существует множество Монтессори-школ, где обучение ведется по разработанной методике итальянского педагога.

В каждом классе школьного учреждения, где применяется методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет, находится несколько специальных комнат, каждая из которых помогает малышу обучиться конкретным навыкам.

Первый сектор по типу «реальной жизни» и направлен на то, чтобы малыши научились самостоятельности, а именно: одеваться, завязывать шнурки, переливать воду, пересыпать различную крупу, мыть, рисовать, клеить, вырезать, в общем все то, что способствует развитию моторике рук и пальчиков.

Второй сектор развивает сенсорную способность детей

Там они учатся распознавать форму, высоту, длину, цвет, расставляют специальные цилиндры по величине, что поможет им концентрировать внимание и, расставляя фигуры слева-направо, им будет проще освоить чтение

Третий сектор умственного развития детей, в нем они знакомятся с такими предметами, как география, математика, наука и другие предметы, направленные на развитие умственных способностей.

Четвертый сектор способствует развитию физических способностей и координации малышей. Как правило, в каждом таком секторе на ковре начерчен или образован круг, по которому ребята ходят, стараясь удержать равновесие и тем самым развивая равновесие.

Мария Монтессори и ее методика

Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Игрушки Монтессори

Для обучения и воспитания изначально разрабатывались специальные материалы. Мария Монтессори настаивала на том, что бы игрушки назывались материалами, а слово «играть» было заменено на «заниматься».

История появления методики

Изначально система Монтессори разрабатывалась только для обучения детей с задержкой развития, чтобы помочь им адаптироваться к внешнему миру Во время работы с ними Мария создавала особые условия, которые позволяли воспитанникам развивать навыки самообслуживания. Это было реализовано благодаря играм, способствующим развитию у воспитанников тактильной чувствительности.

Мария Монтессори

Целью воспитания при помощи Монтессори педагогики было не повышение уровня интеллектуального развития, а адаптация к жизни в обществе. Но результаты удивили даже основательницу системы, так как в процессе обучения умственные показатели улучшались.

Обратите внимание! После года обучения по этой методике воспитанники с задержкой в развитии догнали своих сверстников, а некоторые из них показали даже лучшие результаты. На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори

После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников

На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори. После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников.

Обратите внимание! Получить ответ на вопрос «школа Марии Монтессори — что это такое?» можно только при детальном рассмотрении принципов ее методики. Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье

Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии

Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье. Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии.

Мария Монтессори с ребенком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector