Постановка звука «р»: как научить ребенка выговаривать непослушный звук
Содержание:
- Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
- Артикуляционная гимнастика
- Ход занятия.
- 14 упражнений для постановки звука Р
- Почему ребенок не выговаривает букву «р»?
- Домашние занятия
- Что считается нормой?
- Постановочные упражнения
- Упражнения для постановки звука «р»
- Обследование ребенка
- Важность упражнений для автоматизации буквы Р
- Логопедические упражнения
- Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.
Работа над правильным звукопроизношением
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .
https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью помочь ребенку укрепить мышцы языка
Физиологические причины картавости
Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.
Упражнения для растягивания уздечки
В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.
Уздечка языка до и после подрезания
Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».
Упражнения на дыхание
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.
Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.
Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь
Обязательно развивайте навыки самоконтроля.
Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)
Логопедические упражнения на звук Р
Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта
Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
Второе упражнение «грибок»
Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.
Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:
Постановка от звука
Существует множество способов постановки звука поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука . Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.
На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).
Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук . Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».
Постановка от звука
Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука , язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный . Со временем он перерастет в вибрант.
Постановка от звука
Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук , потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук . Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.
Постановка с механической помощью
Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».
Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.
Ход занятия.
1) Организационный момент. (Психогимнастика).
* Стоя на ковре.
Логопедобращается к ребенку:
— Я очень рада, что ты пришел на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.
Далее ребенок присаживается за стол).
2) Постановка цели занятия.
Логопед говорит ребенку:
— Посмотри, кто нарисован на картинке?
-Правильно, это тигр.
— Покажи, как рычит тигр? (р-р-р).
— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях.
3) Артикуляционная гимнастика. (с картинками).
*Сидя за столом.
— Сейчас мы будем делать зарядку для языка. Помогать нам будут картинки.
(Упражнения: «Почистим верхние зубы», «Накажем непослушный язык»,
«Лошадка»). Расскажи, что делают губы, зубы, язык, горло, когда мы произносим звук
4) Развитие речевого выдоха.
* Стоя около стола.
— А теперь возьми вертушку и подуй на нее.Не забудь: при вдохе дышим носом, плечи не поднимаем; при выдохе дышим ртом, щеки не раздуваем.
-Молодец.
5) Пальчиковая гимнастика.
*Стоя около стола.
-Сейчас поиграем с пальцами. Большой палец будет здороваться с остальными с помощью слогов.
Ра-ро-ра-ры,
Ру-ры-ра-ро,
Ры-ро-ра-ру.
(Упражнение сначала выполняется правой, затем левой рукой).
6) Игра «Поймай звук».
*Стоя на ковре.
-Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные звуки,а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук
п, т, к, м, р, л, с, р, п, т, р, д, р…
7) Игра «Найди звук».
*Сидя за столом.
— Перед тобой лежат картинки. Ты должен сказать, где в названии картинки находится звук : в начале, в середине или в конце слова.
8) Физминутка «Комар».
*Стоя на ковре.
-Ар-ар – вот комар! (Руки на поясе, повороты головы из стороны в сторону)
-Ар-ар – злой комар! (Руки на поясе, поморщить лоб, показать злость)
-Ра-ра – не боимся комара! (Руками отпугнуть комара)
9) Игра «Будь внимательным».
*Сидя за столом.
-Сейчас ты будешь повторять предложения. Слушай внимательно и запоминай их.
Тигры громко рычали.
У верблюда горб.
Сегодня морозное утро.
Шофер управляет грузовиком.
Рая сорвала ромашку.
Утром бывает роса.
Захар покупает розы.
10) Игра «Составь предложение».
*Сидя за столом.
-Я тебе раздам картинки, на них нарисованы разные предметы. Ты должен составит предложения с названиями этих предметов.
Помидоры…
Расческа…
Ворона…
Мухомор.
-Молодец! Интересные предложения у тебя получились.
11) Итог занятия.
-Какой звук мы сегодня повторяли?
-Какие слова с этим звуком ты запомнил?
-Какие игры тебе понравились?
-Что было для тебя трудным?
14 упражнений для постановки звука Р
Для получения правильной постановки звуков Р и РЬ нужно ежедневно выполнять специально разработанные для этого упражнения. В логопедии существует 14 приемов быстрого развития правильной дикции. Все эти упражнения должны выполняться по многу раз, с каждым разом всё быстрее и точнее.
Этот способ направлен на выработку как можно большего количества воздушной струи, необходимой для вибрации при произношении звука. Для этого примите полулежачее положение, язык поднимите к альвеолам, голова немного наклонена назад. В таком положении тела проговорите звук Д. При этом специальным зондом под кончиком языка совершите движения из стороны в сторону. Эта манипуляция позволяет немного оттянуть язык, за счет более быстрого вдыхания воздуха, увеличиваются вибрации. При многократном повторении можно добиться правильного произношения в 2 раза быстрее.
Займите удобную позу и постарайтесь прижать язык как можно крепче к небу. В таком положении вдыхается воздух через нос, затем выдыхается резко через рот, не меняя положения языка. Это одно из самых простых из предложенных 14 способов научиться проговаривать звук Р.
Выполняется очень просто, произносим букву Ж, стараясь как можно дальше продвинуть свой язык к горлу. Когда послышится Р нужно будет проговорить комбинацию слогов из согласных букв.
Выговаривая букву А, высовывается язык, в расслабленном широком положении, выполняя при этом движения из стороны в сторону по небу. При касании языка альвеолы послышится звук Р. Нужно зафиксировать это положение и выполнить автоматизацию Р. Звук должен сам дальше перейти в вибрацию на кончике языка.
Следующий способ направлен на постановку звука через звук С. Для этого проговаривается С как можно дольше и четче, далее при вдохе ртом нужно постараться поднять свой язык к альвеолам и всасывать его дальше в рот
Важно при входе коснуться альвеол языком, иначе звук может не получиться.
Язык широким краем положить на верхнюю губу и подуть на кончик своего носа. В это время логопед должен нажимать на нижнюю губу, получая «вибрирующий» воздух
Это упражнение можно выполнить самостоятельно, постепенно сокращая длительность нажатия пальцем. Это одно из самых сложных из 14 способов постановки звука.
Присосав язык к небу, положите голову ребенка на колени логопеда, который прижмет пальцами края языка к небу. В это время нужно очень сильно подуть на язык, вызвав тем самым необходимую вибрацию.
В этом упражнении нужно поднять язык за верхние зубы, ближе к небу и произнести звук Д. В результате получится что-то между З и Ж.
А это самый простой способ развития речи из 14 предложенных методов. Прикоснувшись к альвеоле языком нужно выпустить на него воздух при этом произнося долго звук З. Как только получится звук Р, он должен дальше сам перейти в вибрацию.
Язык прижать к резцу, который находится снизу. Открывая и закрывая рот, постараться проговорить букву А. Когда рот будет закрыт, верхние резцы будут ставиться на прижатый к нижним кончик языка.
Необходимо быстро произнести слоги с комбинацией букв ды, до, ты, ады.
Есть также и более нетрадиционный способ развития речи. Выполнять его нужно в форме игры. Ребенку предлагают изобразить дождик, проговаривая при этом звуки Т и Д. На левой ладони нужно показать падение капель пальцами, постоянно увеличивая ритм.
Напрягаем язык, положив свой указательный палец под кончик, далее стараемся двигать им как можно ровнее из одного угла в другой. Должен послышаться рокочущий звук. Немного привыкнув можно совершить эти движения без помощи пальца.
Этот метод направлен на быструю постановку Р и РЬ. Необходимо направить струю воздуха на свой язык, быстро присосавшись им к небу. Вибрация будет вызвана в тот момент, когда язык оторвется от неба струей выдыхаемого воздуха.
Все эти 14 способов направлены на развитие правильной дикции и лучше всего подходят детям от 4 лет. В этом возрасте дети могут не только правильно их выполнить, но и делать эти упражнения намного эффективнее. Только врач логопед может правильно подобрать упражнения, учитывая все особенности здоровья ребенка.
Добиться правильного произношения можно соблюдая несколько простых правил. Учить ребенка нужно постепенно, сначала говорить звук Р и РЬ отдельно от всего, дальше в слоге и только после этого уже в разговоре. Для преодоления этой задачи нужно будет запастись терпением и ни в коем случае не бросать попытки исправить дефект. Конечный результат зависит только от упорства и ежедневных тренировок.
https://youtube.com/watch?v=jVfMcj0_5T4
Почему ребенок не выговаривает букву «р»?
С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:
-
Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:
- плохая подвижность языка;
- аномальное строение подъязычной уздечки;
- неправильный прикус;
- слабо развитые мышцы щек и губ.
Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.
Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.
Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).
-
Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:
- аллергический ринит;
- тонзиллит;
- перенесенная ангина;
- наличие аденоидов или полипов в горле;
- парезы ЛОР-органов.
В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.
- Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.
Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Домашние занятия
Очень в редких случаях малыши начинают произносить «р» до 3-х лет, но начиная уже с этого возраста, рекомендуется проводить определенные занятия с ним. Тренировки в домашних условиях:
- Вымыть с мылом руки малыша, попросить вставить большой палец в рот под язык. Делать движения со стороны в сторону.
- Полезно цокать языком, имитируя лошадку.
- Предложите своему чаду почистить зубы языком. Для этого нужно широко улыбнуться и слегка приоткрыть губы. Зафиксировать в одном положении челюсть и начать делать чистящие движения вверх/вниз и со стороны в сторону кончиком языка.
- Проводить по нёбу язычком изнутри наружу так, чтобы создавалось впечатление, что происходит присасывание.
- Кончик языка установить на угол одной губы, провести им по кругу несколько раз, чередуя направление (по часовой и против часовой стрелки).
- Создавать плевательные движения при высунутом и полностью расслабленном языке.
Что считается нормой?
Дрожащие согласные «р» (твердый) и «рь» (мягкий) правильно произносятся определенным образом. Если ребенок нормально говорит букву р, то у него:
- Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук (преимущественно гласный).
- К альвеолам за верхними зубами прислонен языковый кончик.
- Между небом и спинкой языка спокойно проходит воздух.
- Разомкнутые зубы.
- К верхним коренным зубам плотно примыкают боковые края языка.
- Происходит вибрация голосовых связок.
- Языковое колебание достигается за счет воздушного потока на выдохе.
Если к небу поднять среднюю часть спинки языка и чуть продвинуть язык вперед, то родится мягкий «рь».
Постановочные упражнения
Сначала проводится разминочное занятие:
- Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
- Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
- Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».
Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:
Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда
Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за»
Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».
Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».
Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.
Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.
Упражнения для постановки звука «р»
Для постановки «р» используются совершенно другие звуки, благодаря чему ребенок учится не только правильно выдувать воздух и ставить язык, но и самопроизвольно «выскакивает» «р-р-р-р»:
- На мощном выдохе произносить «ж-ж-ж-ж». На этом звуке положить ребенку под язык деревянную палочку (шпатель, как на мороженом). При жужжании нужно колебать палочкой, благодаря чему создается нужное вибрирование.
- Произносить «за-а-а», но при условии, что язык будет находиться сзади.
- Слог «зи-зи» поможет произносить мягкое «р». Делать это нужно при помощи той же деревянной палочки (можно использовать обратный конец чайной ложки).
- Каждый произносимый слог дополнять окончанием «р-р-р».
Некоторые способы постановки звука «р» вы найдете в следующем видео:
Обследование ребенка
Если у малыша неправильный прикус или укороченная подъязычная уздечка вам может потребоваться консультация ортодонта или хирурга. Но справиться с укороченной уздечкой можно и при помощи логопедических упражнений. При наличии в анамнезе отставания не только в речевом, но и в психофизиологическом развитии, обратитесь к неврологу. Если причиной неправильного произношения является недоразвитие речевых центров, может понадобиться медикаментозное лечение.
Для этого предлагают выполнить задания на статику, то есть удержание позы в течение нужного количества времени. Затем предлагают упражнения для диагностики артикуляционной моторики
Логопед обращает внимание на состояние мышечного тонуса языка и способность ребенка удерживать его в верхнем положении
Затем специалист смотрит сформированность речевого дыхания: он наблюдает за тем, как осуществляет малыш вдох и выдох. Для оценки силы и длительности выдоха малышу предлагают поиграть на духовых инструментах и сдуть легкий предмет (кусочек ваты, перышко).
Во время диагностики произносительной стороны речи логопед проверяет все гласные и согласные. Он просит произнести ребенка их отдельно, в сочетании с другими звуками, в словах. Потому что бывает так, что изолированно малыш произносит его правильно, а в сочетании допускает ошибки.
После обследования звукопроизносительной стороны смотрят на сформированность фонетико-фонематических процессов: узнавание нужной фонемы среди других, определение наличия нужного звука в слове и его места в нем, работа со словами-паронимами. Также оценивают состояние слоговой структуры.
Логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь (понимание речи, значения слов, насколько правильно дошкольник использует слова в самостоятельной речи). Также специалист оценивает и усвоение грамматических категорий (согласование слов в предложении, словообразования, подбор синонимов и антонимов). Для оценивания самостоятельной речи малыша просят рассказать о любимой игрушке, о семье, друзьях. Используют сюжетные картинки, чтобы ребенок описал то, что на них изображено.
Такая полная логопедическая диагностика позволяет составить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Потому что неправильное произношение часто является частью более сложного речевого нарушения. Цель занятий с логопедом – это ввести ребенка в нормальную речевую среду и максимально исправить дефект.
Важность упражнений для автоматизации буквы Р
После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.
Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.
Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители
Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками
Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру
Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.
После этого несколько раз громко и четко произносят «р».
Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.
Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.
Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.
Мимическая гимнастика
Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.
- Движение бровями вверх и вниз.
- Улыбка с напряжением щек.
- Растягивание губ в широкой улыбке.
- Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.
Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.
Дыхательная гимнастика
Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».
Свечка
Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.
Мыльные пузыри
Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.
Собачка
Быстро дышат, высунув язык.
Подводная рыбалка
Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.
Постановка с механической помощью
В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.
Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».
Упражнения для улучшения речевого слуха
Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.
Картинки
Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.
Хлопки
Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.
Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.
Логопедические упражнения
Для тех, кто испытывает проблемы с артикуляцией, не обойтись без специальных логопедических упражнений. Однако для начала необходимо пройти через ряд подготовительных стадий, включающих следующие упражнения.
- Тренировка легких – буква «р» легко произносится только при правильно поставленном дыхании. Делается глубокий вдох, после чего воздух с силой выдыхается, словно вы стараетесь затушить пламя свечи, при этом губы должны неслышно вибрировать.
-
Тренировка языка. Существует несколько способов подготовить язык к логопедическим упражнениям:
- Рот открывается так, чтобы между передними резцами было 2-3 сантиметра, после чего кончиком языка нужно тянуться до неба и удерживать в таком положении максимально долго.
- Изображать цоканье – язык опускается от неба вниз, издавая характерный звук, проделывается упражнение не меньше минуты. Цоканье производится с разной интенсивностью, то быстрее, то медленнее.
- Кончик языка зажимается между зубами, воздух из легких начинает с силой выдуваться, заставляя язык вибрировать.
После подготовительных занятий, логопедические упражнения для буквы «р» будут осваиваться значительно легче. Так как в большинстве случаев сложности в артикуляции объясняются потерей подвижности языка, занятия нацелены на ее восстановление.
- Качели – универсальное логопедическое упражнение, помогающие не только при трудностях с артикуляцией буквы «р», но и в целом делающее речь чистой. Губы широко растягиваются в улыбке, расстояние между передними зубами составляет два пальца. Напряженный язык начинаем перемещать из одного уголка губ в другой, делая это на протяжении минуты несколько раз в день.
- Чистка зубов – упражнение, движения языком при котором напоминают движения зубной щетки. Губы слегка приоткрыты в легкой улыбке, языком начинаем водить по зубам вверх-вниз. Продолжительность – не меньше трех минут.
- Дробь – занятие, помогающее произносить все твердые звуки, в том числе и букву «р». Рот в легкой полуулыбке, не закрывая его, начинаем языком выбивать по небу дробь «д-д-д-д».
- Жужжание – логопедическое занятие, подобное предыдущему, однако помогающее научиться произносить не только «р», но и шипящие. Приоткрываем рот, язык упираем к задней стенке верхних зубов и произносим длинный звук «з-з-з-з».
Логопедические упражнения для уверенного произношения буквы «р» хороши тем, что не требуют на себя много времени. Регулярно практикуя их, можно улучшить свою артикуляцию в домашних условиях за месяц.
Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:
Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука “р” в словах: вместо “р” говорит “л” или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова “л”, чем произносить букву “р”, процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву “р”. Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
Проблемы с поведением
Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться
Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.