Как писать итоговое сочинение 2021?

Содержание:

Примерные темы по направлению Я И ДРУГИЕ

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Как понять другого человека?
Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
Почему важно быть толерантным?
Всегда ли нужно избегать конфликтов?
Может ли человек жить вне общества?
Может ли человек выжить без общения?
Почему люди не понимают друг друга?
Что такое толерантность?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
Может ли человек жить вне общества?
Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
Что сближает людей?
Почему общество не принимает некоторых людей?

Вступление

Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!

В первом предложении необходимо сделать подводку к тезису, что-то вроде общей фразы о погоде на сегодня: «Все мы мечтаем, но далеко не каждый из нас способен сохранить верность своей заветной грёзе, а потому некоторые люди отказываются от желаемого и довольствуются тем, что есть»
Как видите, начинаем фразу с банальности, с которой невозможно поспорить, а потом уводим мысль в сторону нашей темы, акцентируя внимание на ее важности и значительности

Это достигается благодаря упоминанию об ужасных последствиях предательства мечты.
Во втором предложении пишем вопрос, который представляет собой рерайт темы сочинения или более абстрактную форму вопроса: «Почему же мы предаем то, во что так свято верим?»
Мы уже упомянули о предательстве грёз, поэтому нет нужды повторяться, достаточно просто сделать отсылку к первому предложению и заменить проблемное слово «мечта» на другое словосочетание.
В третьем предложении формулируем тезис: «Я считаю, что причина этого непостоянства заключается в слабости человеческого характера, который ломается из-за тяжелых условий реальной жизни, возникающих на пути к воплощению мечты»
Этот тезис мы и будем доказывать аргументами, так что сочинять его нужно крайне осторожно, чтобы не отвлечься от заданной темы.
В четвертом предложении желательно перейти к доказательству своей позиции: «Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить характерные примеры из литературы». Вариантов таких фраз очень много, запомните два-три, чтобы на месте было легче сориентироваться и написать все грамотно.

Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.

  • Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
  • Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
  • Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.

Изменения в предметах для сдачи экзаменов

В связи с переносом ЕГЭ на неопределенный срок и непростой эпидемиологической ситуацией было решено полностью отменить экзамены по ранее обязательным дисциплинам «Математика» и «Русский язык» для 11-классников, которые не будут подавать документы в высшие учебные заведения. Они получили аттестаты с оценками, выставленными по этим предметам с учетом полугодовых и годовых баллов.

В отношении остальных выпускников тоже сделаны некоторые послабления. Помимо обязательного русского языка им разрешили сдавать только два экзамена по профильным предметам, необходимым для прохождения конкурсных испытаний при зачислении в вуз на специалитет или бакалавриат.

После долгих споров 11-классникам было разрешено в случае особой необходимости (например, после решения поступать не в иногородний, а в местный вуз) поменять список сдаваемых предметов, подав соответствующее заявление в региональную ГЭК не позже чем за неделю до экзамена.

А вот 10-классникам в нынешнем году сдавать ЕГЭ заранее не разрешили. 

Изменения в заданиях ЕГЭ 2021

По сравнению с прошлым годом изменения коснулись не только списка предметов, но и некоторых заданий:

  1. В ЕГЭ по физике изменилась формулировка задания 24. Вместо выбора двух правильных ответов предлагается выбрать любое количество верных утверждений. В задании 25 предлагается вместо краткого привести развернутое решение.
  2. В ЕГЭ по обществознанию были уточнены задания в пунктах 28 и 29. В частности, в 28-м пункте, в задании по составлению плана, необходимо указать число подразделов в каждом разделе не менее трех.  
  3. В ЕГЭ по китайскому языку в части «Аудирование» поменялась форма задания, а также изменилось число заданий в частях «Письмо» и «Чтение», внесены изменения и в письменный экзамен.
  4. В ЕГЭ по географии, истории и русскому языку поменялись критерии оценки отдельных заданий.

Кто может писать вместо сочинения изложение

Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:

— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Направления

Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки

Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности

Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века

Время и особенности написания

Оценка итоговых сочинений (изложений) будет оцениваться как «зачет» или «незачет». Критерии оценивания разработал Рособрнадзор.

Что касается времени выполнения работы, то на нее учащимся дается 235 минут, то есть 3 часа и 55 минут. В это время не входит подготовка — инструктаж, заполнение регистрационных форм и т. д. Участники итогового сочинения с ограниченными возможностями, дети-инвалиды и инвалиды имеют возможность выполнять работу на полтора часа дольше.

Стартует итоговое сочинение в 10.00 по мск.

На столе участника не должно быть ничего, кроме:

  • бланка регистрации и записи,
  • ручки,
  • удостоверяющего личность документа,
  • выданного по месту написания итогового сочинения (изложения) орфографического словаря,
  • листов-черновиков,
  • при необходимости — лекарств и питания, а также специальных технических средств.

Календарь ЕГЭ в 2021 г.

Календарь включает следующие этапы:

  • итоговое сочинение (состоится в апреле 2021 года);
  • подача заявления;
  • досрочный этап сдачи тестирования – отменен в 2021 году;
  • основной этап – базовые и дополнительные дни;
  • сентябрьская пересдача базовых предметов.

Ориентировочные даты проведения ЕГЭ 2021 отражены в следующей таблице:

Этап Дата
1 Итоговое сочинение после 5 апреля 2021 года
2 Пересдачи сочинения  5 мая 2021 года
3 Подача заявлений до 01.02.21
4 Досрочный этап отменен
5 Основной этап 24 мая – 1 июля 2021 года
6 Сентябрьский этап

3-17 сентября 2021 года

Важно! Поскольку сложно предсказать, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в разных регионах страны, стоит учесть, что расписание при необходимости может быть изменено

Итоговое сочинение

Сочинение по русскому языку необходимо написать, чтобы получить допуск к основным экзаменам. Результат оценивается в формате: зачет/незачет. Традиционно испытание проходило в декабре и было назначено в текущем учебном году на 2 декабря 2020 года, но коронавирус внес поправки в график экзаменов и дату итогового сочинения перенесли на апрель 2021 года. Предположительно выпускники смогут пройти первое испытание после 05.04.21.

Все, кто по уважительным причинам не смогут принять участие в тестировании или получат «незачет», будут иметь право на пересдачу. Ранее для пересдач были установлены даты 3 февраля или 5 марта 2021 года, но уже очевидно, что февральское сочинение не будет проведено, а вместо него назовут новую дополнительную дату.

Подача документов

Заявление необходимо подать до 1 февраля 2021 г. включительно. Документ оформляется на сайте: www.gosuslugi.ru. Учащиеся московских школ могут оформить заявление на портале столичной мэрии: www.mos.ru. К документу прилагаются сопутствующие бумаги (например, подтверждающие инвалидность учащегося для получения разрешения на сдачу ЕГЭ в специальных условиях). Пакет документов обрабатывается в течение 14 дней. Уведомление о регистрации приходит в личный кабинет пользователя.

Досрочный этап

Важно! В 2021 году досрочное ЕГЭ проводить не будут. Ранее к сдаче в начале весны допускали:

Ранее к сдаче в начале весны допускали:

  • выпускников 2020 г., показавших отрицательные результаты или не прошедших прошлогоднее тестирование по уважительным причинам;
  • выпускников прошлых лет, желающих повысить итоговые баллы для поступления в ВУЗ на выбранную специальность;
  • граждан РФ, обучающиеся за рубежом;
  • выпускников текущего учебного года, которые успешно написали сочинение, полностью освоили учебную программу 11 класса и получили одобрение от методического совета школы.

Дополнительно, право на досрочную сдачу могли получить выпускники, которые не могут по уважительной причине участвовать в основном этапе ЕГЭ. Например, при запланированном лечении, участии в международных конкурсах, состязаниях и т.д.

Основной этап

Экзамены будут сдавать все выпускники 2021 г. и те, кто ранее планировал пройти испытания в досрочном периоде. При этом у каждого учащегося будет свой график, исходя из дат тестирования по отдельным дисциплинам, по которым необходимо получить сертификат для дальнейшего поступления в ВУЗ. Официальное расписание ЕГЭ по всем предметам будет максимально таким:

Для тех, у кого ЕГЭ по выборочным дисциплинам будут пересекаться по датам, предусматриваются резервные дни прохождения тестирования.

Пересдача

В сентябре 2021 г. учащимся предоставляется возможность для пересдачи экзаменов по основным дисциплинам.

  • Отменят ли ЕГЭ в 2021 году
  • ЕГЭ в 2021 году: обязательные предметы и изменения
  • Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2021 году

Аргументы

Необходимо привести два примера из литературы, которые должны доказывать справедливость вашего тезиса. Это должны быть книги, где раскрывается именно то, что вы написали во вступлении. Если вы отвечаете на вопрос, почему люди предают мечты, вам не надо приводить аргументы типа: «Ассоль всю жизнь мечтала и дождалась у моря погоды». Это никак не связано с тезисом, поэтому далеко не любая ситуация из романа или повести подойдет для конкретной темы.

По большому счету, есть три типа аргументов:

  1. От противного. Это пример, где герои противоречат вашему утверждению. Например, мстят, а вы говорили, что этого делать нельзя. И вот они отмстили, но последствия были ужасны, и удовлетворения они точно не получили. В финале такого аргумента вы пишите, что ваше мнение истинно, ибо персонажи, которые ответили ударом на удар, не добились справедливости, а лишь развязали конфликт. А вы ведь говорили, что так нельзя. Словом, доказываете истинность своей позиции, опровергая противоположное мнение.
  2. Логические. Тут все просто: они подтверждают вашу исходную мысль. К примеру, Грушницкий предал свою мечту, когда понял, что сердце княжны принадлежит другому. Столкнувшись с конкуренцией, юнкер не смог достойно сразиться за расположение Мери, ведь был слаб и труслив. Честной борьбе за счастье он предпочел подлость и отказ от своего идеала. Так, он очерняет репутацию девушки, которую любил, говоря, что она принимает по ночам Печорина. Герой знал, что это неправда, но намеренно решил сделать это в отместку за нанесенную обиду. Очевидно, что причиной этой неверности стал слабовольный характер Грушницкого, который бросил все, столкнувшись с первым же испытанием.
  3. Абстрактные. Когда тема вообще ни в какие ворота не лезет, приходится выкручиваться и додумывать примеры. Это когда вы рассуждаете, используя литературный материал, и приписываете действующим лицам те или иные мотивы, о которых можно лишь догадываться. Пример подобных чудес логики и смекалки вы можете посмотреть в этой работе. Данные трюки пригодятся далеко не всем, так что не будем на них останавливаться подробно.

Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:

Вводная часть: Характерные примеры можно найти в повести Уткина «Рождественское блюдо»;
Основная часть: пересказ тех обстоятельств из книги, которые имеют значение для раскрытия главной темы и ответа на поставленный вопрос;
Микровывод: рассуждение, в ходе которого вы поясняете, как данный пример аргументирует вашу мысль. Нужно написать о том, что следует из данного фрагмента текста, какой итог можно подвести

Важно, чтобы этот вывод совпадал с тем, что вы уже обозначили в тезисе. Пример: Ионыч оказался от своих грёз, потому что не выдержал давления окружающей среды и сдался под напором неблагоприятных обстоятельств.

Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.

  • Вспомним произведение Иванова «Петров и Сидоров», где поднимается тема пыли и экскрементов; Предательство мечты было подробно описано в рассказе Кузнецова «Кот»; Проанализируем книгу Долговязова «Скрипучий пол»; Это вступление к аргументам.
  • Таким образом; Так; Итак; Значит; Очевидно; Потому что; Ведь; В связи с тем, что; Ввиду того, что; Можно прийти к выводу, что; Как мы видим. Это для микровывода.

Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Почему люди боятся перемен?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Выбор, который меняет человека.
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
Согласны ли вы с высказыванием А.П

Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
Сложно ли жить в эпоху перемен?
Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Что способно изменить человека?
Почему многие люди боятся перемен?
Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Надежда и отчаяние

Синонимы и краткие определения:

  1. Вера в будущее, вера в лучшее, ожидание чудес, иллюзия, упование, предвкушение, предчувствие хорошего, чаяния, предначертания, мечта, шанс, мираж, химера, фантом, свет в конце тоннеля, перспективы, якорь спасения, жизненные силы, вера в спасение.
  2. Утрата веры в жизнь, разочарование, уныние, тоска, горе, печаль, мрачное настроение, траур, депрессия, скорбь, безверие, мучение, страдание, кручина, сокрушение, крах надежд, развенчание иллюзий, горькая правда, подавленное состояние, мрачные думы, безнадежность.

Надежда — это…

  • Вера в лучшее, несмотря ни на что;
  • Вера в счастливое будущее;
  • Предвкушение перемен к лучшему;
  • Стойкое ощущение, что в жизни все наладится;
  • Интуитивное предвидение светлой полосы в жизни;
  • Предчувствие света в конце тоннеля;
  • Оптимистическое отношение к жизни;
  • Умение черпать жизненные силы в предчувствии хорошего исхода;
  • Иллюзии, с помощью которых человек скрывается от неприглядной действительности;
  • Внутреннее упование на изменения к лучшему;
  • Готовность обманывать себя положительными иллюзиями;
  • Мечты и чаяния о хорошем даже в окружении негатива.

Отчаяние — это…

  • Депрессивное состояние личности, когда ничего не радует и не утешает;
  • Развенчание всех радужных иллюзий и принятие мрачной картины мира;
  • Пессимистическое мировоззрение, в котором нет места надежде;
  • Мрачное состояние уныния и тоски;
  • Глубокое разочарование в жизни и людях;
  • Полный отказ от борьбы за счастье;
  • Мрачное настроение, причина которому — нравственные или физические страдания;
  • Уныние, возведенное в норму поведения;
  • Подавленное состояние психики человека, при котором он не контролирует себя;
  • Мировая скорбь;
  • Усталость от жизни и уход в себя, сопровождающийся плохим настроением;
  • Полное погружение в мрачные думы о судьбах мира сего;
  • Крушение надежд и мечтаний и осознание горькой правды.

Ложные надежды — это…

  1. Ложь во благо, которая помогает преодолеть испытания;
  2. Самообман, который опасен для человека;
  3. Иллюзия светлого будущего, которая может и навредить, и помочь личности;

Порядок проведения

Итоговое сочинение обычно проводится в общеобразовательных учреждениях или местах, которые на региональном уровне определены исполнительными органами. Сдача своеобразного письменного экзамена – обязательное условие для всех выпускников России, а также для персон, не получивших допуск к ЕГЭ в предыдущих годах.

По итогу написания изложения проверяющая комиссия выставляет не принятые оценки, а «Зачет», «Незачет». В некоторых ВУЗах значение переводится в баллы и добавляется к общему результату экзаменов. За идеально написанную работу можно максимально получить 10 баллов, которые нередко играют определяющую роль при зачислении на бюджет.

Перед началом написания итогового сочинения члены комиссии проводят беседу с учащимися о правилах оформления работы, времени, сроках и месте размещения результатов. Затем участники самостоятельно заполняют регистрационный бланк, в котором указывают трехзначный номер темы.

На месте школьникам необходимо при себе иметь такие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • орфографический словарь;
  • черновые листы;
  • ручку синего цвета.

Задолго до итогового сочинения ученикам в школах объявляют пять направлений, по которым будут даваться темы, а также список рекомендуемой литературы. Но темы становятся известными только в аудитории за 15 минут до начала экзамена, поэтому списать готовый вариант не получится.

На работу выделяется 3 часа 55 минут. За это время нужно изложить свою точку зрения по теме, привести аргументы и факты из литературы, истории и собственного жизненного примера. Если литературного аргумента или примера в написанном не будет, работа полностью аннулируется. Результаты становятся известны через неделю.

Темы итогового сочинения от ФИПИ в 2021 году

  1. Забвению не подлежит (подразумевает размышления о деятелях науки и культуры, о развитии общества и цивилизации в целом).
  2. Я и другие (предполагает раскрытие тем, связанных с вопросами самоопределения человека в социуме).
  3. Время перемен (включает темы о меняющемся и развивающемся мире, о причинах и следствиях данных изменений, а также о том, какой выбор может встать перед человеком, и каким образом он может повлиять на его судьбу).
  4. Разговор с собой (подразумевает размышления о том, что значит «быть самим собой», о поиске смысла жизни и об опасности внутреннего душевного разлада).
  5. Между прошлым и будущим (предполагает описание портрета нынешнего поколения, где речь идет о культурных запросах общества и о влиянии различных поколений на формирование будущего мира).

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …
Мы можем прийти к выводу …
Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…
Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …
Автор пытается понять, почему…
Автор стремился показать…
Автор хочет, чтобы читатель понял…
Автор текста считает проблему важной…
Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
После прочтения этого произведения становится понятно…
После знакомства с героями произведения понимаешь…
Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. 

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания. 

Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований

Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации

Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу

При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.

Работа должна включать структурные элементы.

  • Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
  • Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
  • Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.

Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.

Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.

Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы

Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев

Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.

Темы декабрьского сочинения по литературе

Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:

  • Война и мир;
  • Герой нашего времени;
  • Гроза;
  • Горе от ума;
  • Евгений Онегин;
  • Капитанская дочка;
  • Преступление и наказание;
  • Тарас Бульба;
  • Обломов;
  • Отцы и дети.

В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения

В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке

Критерии и требования к написанию сочинения

По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.

Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.

Для получения зачета нужно:

  • написать сочинение, которое соответствует тематике;
  • придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
  • подобрать аргументы к выбранному тезису;
  • логически соединить все части сочинения;
  • избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
  • качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.

За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector