Портрет девушки карандашом поэтапно

Рисование человека

Помнить пропорции наизусть сложно, если вы не занимаетесь постоянно рисованием. Поэтому нужно поэкспериментировать, создав шаблонную сетку для статичной позы. Однако, продумаем, что именно мы хотим изобразить. Создать живой образ человека, рисунок его в движении, пользуясь шаблоном – трудно. Здесь лучше применить другую технику, к которой мы вернёмся позже.

1. Центральная линия.

Для начала надо определиться с позой. Статична она или динамична? Потом нарисуйте центральную линию фигуры – она может быть как прямой, так и кривой, выражающая характер позы. Например, человек облокотился о перила или предмет мебели. Тогда его тело примет характерный изгиб.

2. Голова и шея.

После этого нарисуем голову. Точнее говоря, пока чертим овал. Высота этого овала и будет взята нами за расчетную единицу при рисовании человека. К нему надо пририсовать две чёрточки так, чтобы получилась шея. Теперь отложите расстояние в одну голову по обе стороны от центральной линии – получится ширина плеч.

3. Плечи.

На центральной линии (прямой или изогнутой) надо отложить эту длину столько раз, сколько входит в пропорции выбранной модели, они указаны выше. После этого приступаем к прорисовке плеч. Для этого просто соедините нижние точки шеи и нижнюю точку плеч. Эта часть тела, наряду с выражением лица, может многое сказать о настроении человека. Считается, что чем ниже уровень плеч, тем более подавленным вы изображаете своего героя. Линия плеч обычно не прямая, так как мышцы всё-таки имеют определённую округлость, но у более спортивных персонажей общая покатость плеч менее выражена, однако им можно прорисовать рельеф мускулатуры.

4. Грудь.

Продолжаем пошаговое рисование человека, изображая его грудь. У мужчин она более прямая, а у женщин округлее. Что бы показать персонажа с большим бюстом, сделайте её немного шире уровня подмышек. Отложите так же две линии рук – помните, они начинаются из центра плеча, но только с того места, где оно кончается и начинается верхняя часть руки, исчисляется её размер – две головы, не считая кисть. Прорисуйте руки, в зависимости от позы, здесь вы можете передать характер персонажа, размеры рук: их положение говорит о многом.

5. Талия

Далее, чтобы поэтапно рисовать человека, приступите к талии. Для этого отложите линию бёдер (где они должны находиться – смотрите выше). Их пропорции варьируются от 70 до 110 процентов от ширины плеч (в зависимости от типа фигуры). Сама линия талии у мужчин и спортивных женщин обычно более прямая, а у обычных женщин— более округлая, здесь роль играют пропорции.

6. Ноги

Теперь начертите линии ног. Их пропорции так же написаны выше. Можете поиграть с ними, что бы получить персонажей разного роста. Далее нарисуйте сами ноги. В зависимости от типа телосложения, их линии будут или более прямыми и грубыми, или более округлыми и изящными. Ширина бёдер и икр так же зависит от типа фигуры. Многих интересует, как нарисовать людей карандашом, если неизвестно, как рисуются стопы. Понятно, что нельзя изображать эту часть тела так, как делали древние египтяне. При изображении стопы нужно помнить, что у неё есть свод и пальцы. Последние смотрят немного вверх, даже если вы рисуете даму на каблуках.

Применяемые цвета

Этот параметр считается главным при анализе изображений, которые рисуют дети. Для взрослых людей характерна манера рисования одним карандашом, но возможно рисование разными цветами. Значение цветов:

  1. Оттенки желтого — говорят о комфорте, спокойствии.
  2. Фиолетовый цвет обозначает развитость воображения, фантазии.
  3. Оттенки красного могут говорить об излишней агрессии, импульсивности. Такие люди постоянно выплескивают накапливающуюся энергию на окружающих.
  4. Серый цвет — рутина однообразия одолевает человека, ему необходимо что-то новое.
  5. Черный говорит о подавленном состоянии, сильных внутренних переживания, которые могут вызвать депрессию. Личности необходимо выявить внутреннюю проблему, справиться с ней.
  6. Синий цвет обозначает погруженность в себя. Индивид пребывает в размышлении над тем, каким образом решить проблему из прошлого, чтобы не волноваться о ней в настоящем-будущем.
  7. Оттенки зеленого свидетельствуют об упрямстве, самодостаточности, независимости, желании самоутвердиться.

Для многих характерно штрихование отдельных элементов картинки. Если штриховка есть — субъект ощущает себя зажатым в рамках, он не чувствует свободы. Если штриховки нет — человек готов развиваться дальше, примет перемены.

Как нарисовать лицо мальчика в стиле аниме

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Как рисовать

Нарисуйте круг. Если сложно, можете обвести по контуру тарелку или другой предмет подходящего размера.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Отмерьте нижнюю треть круга и наметьте тонкую горизонтальную направляющую. От неё проведите влево небольшой отрезок. На границе с контуром фигуры слегка загните его вверх, изображая переносицу.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

От кончика нарисованного отрезка под тупым углом вниз и вправо проведите ещё одну черту примерно такой же длины. Получится нос. Под ним изогнутой линией изобразите контур верхней губы.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Добавьте отдельный короткий штрих, как бы продолжающий направление верхней губы, — это уголок рта. Изобразите нижнюю губу и подбородок, как показано на картинке. Продолжите линию нижней челюсти внутрь круга, до пересечения с горизонтальной направляющей. Сверху наметьте ещё одну вспомогательную черту. Парой линий обозначьте шею.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Тонкие горизонтальные направляющие служат верхней и нижней границами глаза. Обозначьте контур глаза, опираясь на эти линии. Не мельчите.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Между верхней и нижней границами глаза округлым штрихом изобразите глазное яблоко. В верхнем левом углу добавьте зрачок. Над глазом парой линий наметьте бровь.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Изобразите ухо на пересечении верхней направляющей и линии нижней челюсти. Ухо наклонено вправо и слегка сужается книзу. Мочка образует небольшой уголок.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Прорисуйте очертания уха внутри. Анатомическая точность не обязательна, можно просто наметить их примерными линиями.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Нарисуйте чёлку, состоящую из отдельных, слегка изогнутых прядей. У персонажей аниме характерные причёски: типичны угловатые, чётко прорисованные линии.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

В подобном стиле нарисуйте волосы по всей голове персонажа.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Более детально прорисуйте шею. Вокруг неё добавьте угловатые очертания воротничка рубашки.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

При желании нарисуйте рубашку. Мы концентрируемся на лице, поэтому подробно рассматривать особенности одежды не будем.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Чёрным линером обведите глаз и закрасьте зрачок, но не полностью. Можно оставить просто белую точку, хотя блик сложной формы выглядит интереснее.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Обведите всю картинку чёрным линером и сотрите простой карандаш.

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

По желанию углём или очень мягким карандашом добавьте на рисунок теней, обращая особое внимание на волосы и пространство под ними. Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Кадр: Mkiss L VARTIST / YouTube

Весь процесс смотрите тут:

Проработка лица и волос

Этому этапу уделяют особое внимание, поскольку нарисованное лицо человека обязательно привлечет внимание зрителя. В этом деле нужны навыки по проработке лица

Как нарисовать человека лежа? Краткая инструкция:

Лицо делится на ближний и дальний план, поэтому ставится граница по вертикали. В том случае, если голова изобразится полубоком.
В районе глаз располагают линию горизонтально. Получится вспомогательная фигура в виде крестика.
Границы глаз отмечают вертикальными короткими черточками. Зрачки обозначают точками.
Под основанием и по ширине носа ставят горизонтальные и вертикальные линии.
Прорабатывают губы, подбородок, брови, ресницы и остальные лицевые части, чтобы они приобрели вид, приближенный к реализму.
По направлению волосу чертят основные линии. Локоны прорисовывают черточками.

Лицо будет передним планом, поэтому его делают максимально детализированным.

Создание тела

Тело должно сохранять основные пропорции, но при этом их можно утрировать.

Поэтапная инструкция для создания тела:

Обратите внимание!

  • Графический диктант по клеточкам для дошкольников и первоклассников. Самые легкие и сложные варианты графического диктанта для ребенка

  • Раскраска собака — полезные советы как нарисовать собаку. Инструкция с основными шагами рисования для детей (160 фото)

  • Срисовки: мастер-класс по созданию простых и сложных рисунков своими руками с поэтапными схемами для начинающих + фото-примеры оригинальных работ
  1. Прорисовывается основная линия
  2. Создается линия плеч, бедер и головы
  3. Создаются основные контуры тела
  4. Подробно прорисовываются контуры. При этом в процессе создания они могут значительно утрироваться. Не стоит ограничивать свою фантазию.

После того как создана тело можно перейти к прорисовке лица.

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.

Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.

Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент

Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

  1. Сначала нужно определиться, где у нашей модели будут колени. Согласно подсказкам пропорций, они у нас ниже пятой отметки. Нужно только немного отступить вниз от отметки и отойти в стороны от центральной линии. Определившись с местом расположения колен, можно нарисовать небольшие круги.

Учимся рисовать нижнюю часть туловища. Каждый из этих кругов соединяем двумя линиями с горизонтальной линией таза. Это мы сделали нашей модели бедра.

Еще стоит просто нарисовать круги, только меньшего размера ниже шестой, почти над седьмой отметкой.

Это будет переход от голеней к стопам. Соединяем округлыми линиями эти небольшие круги с «коленями».

Последняя деталь, чтобы нарисовать силуэт человека и закончить изображать ноги – это ступни. Делаем их небольшими вытянутыми овалами внизу, там, где у нас 7 отметка схемы.

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:

  1. Основываясь на правилах строения фигуры человека, точно знаем, что локти находятся на уровне четвертой линии, линии талии. Нужно сделать среднего размера круги.

Как научиться рисовать кисти рук? Пока отмечаем их кругами чуть меньшего размера. Если смотреть ровно на человека, то кисти будут располагаться чуть выше уровня его низа торса. Это не верно в абсолютно всех случаях, так как все мы разные.

И как нарисовать силуэт конкретного человека? Нужно сверять схему с фотографией или живой моделью, подгоняя ее под определенный портрет. Только так мы поймем, как рисовать людей, сами освоим науку и сможем объяснить ее для детей.

Соединяем круги между собой, дугообразными линиями, а локтевые круги с плечами. Делаем кисти.

В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Основные формы и линии

Если вы не имеете никакого представления о строении тела, то лучше начать с изучения его конструкции, тщательно изучая мышцы и кости. Не следует сразу прорисовывать линии. Мышцы оформляются овалами, далее выделяются суставы. Многие думают, что это примитивно, но новички смогут сделать фигуру правильной, следуя данному полезному совету.

Дальше все части соединяются плавной чертой. Выводятся линии рук, ног и контуры самого туловища. В результате получается вся фигура. Для придания портрету реалистичности добавляются размашистые и широкие штрихи. Складки же придадут объекту иллюзию подвижности.

Часто не рекомендуется начинать рисование человека с эскиза обнаженной натуры, но есть и иное мнение, что без знания конституции тела не получится даже набросок

Крайне важно представлять окончательный вариант задуманного

Как нарисовать лицо человека

Самое сложное — это построение
лица. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций
и правил построения. Давайте
рассмотрим основные правила.

Рисуем
овал и наносим осевые линии. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит
из трех равных частей, которые равны высоте лба.

Вначале
наносим линию глаз взрослого человека — она находится посередине головы.

После
определения её местонахождения, рисуем ось симметрии глаз, для этого делим овал
головы на две равные части горизонтально — здесь расположатся глаза.

Затем
намечаем вертикальную линию симметрии. Далее делим овал головы горизонтальными
линиями на три с половиной части:

Фото: Unsplash

Верхняя
ось — роста волос,

посередине
— уровень бровей,

ниже
— ось основания носа.

Расстояние
от волос до бровей равно высоте лба.

Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа
и до кончика подбородка) нужно поделить пополам — так мы найдем линию края
нижней губы.

Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить
отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет
линия рта.

Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне,
а вот размеры верхней и нижней губы бывают разными.

Уделим отдельное внимание ушным раковинам. Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне
основания носа

Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или
прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз

Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне
основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или
прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого
линию глаз нужно поделить на 8 равных частей. Между глазами должен помещаться
еще один глаз (2/8). Каждый глаз шириной в 2/8. От внешних уголков глаз до
контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза). Это приблизительные
ориентиры. У разных людей эти пропорции немного отличаются.

Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко
друг к другу, или, наоборот — слишком далеко. Внутренние уголки глаз всегда
должны располагаться на линии глаз. Внутренние уголки глаз находятся на уровне
крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или
зрачком, если человек смотрит прямо.

На первый взгляд все эти линии — это громоздко и сложно, но
для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных
осей. По ходу работы вы сами придёте к тому, что нужны еще и вертикальные
направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете
рисовать лица без предварительной разметки и осей.

Рисование глаза человека

У этого важнейшего элемента лица весьма непростое строение, поэтому нужно помнить о целом ряде правил:

  • Радужную оболочку и зрачок нужно изображать как круг, если взгляд персонажа направлен на наблюдателя, если же мимо, то они становятся овалами;
  • Центр у радужной оболочки и зрачка всегда в одной точке.
  • Зрачок должен быть самым темным элементом.
  •  Блик располагается наполовину на радужной оболочке, а наполовину — на зрачке.
  • Требуется изобразить на нижнем веке его кожную складку, не ограничиваясь прямой линией.
  • Белки глаз не должны быть полностью белыми, на их наличие нужно указать с помощью цвета.
  • Ресницы на верхнем веке выглядят как прямая линия.
  • Глазное яблоко примыкает к верхнему веку.

Рисуем нос вместе с глазами

Чтобы эти два элемента хорошо смотрелись вместе, необходимо соблюсти ряд правил:

  • Пространство между глазами — как ширина одного глаза;
  • Глаза располагаются на единой линии.
  • Вертикальная линия, идущая из уголка глаза, должна совпасть с краем носа.

Особенности изображения лица человека в профиль

Чтобы научиться рисовать человека ребенку или взрослому, необходимо постепенно развивать отточенные навыки, усложняя их время от времени. Если ученик освоил особенности изображения лица человека в анфас, то можно попробовать поработать над рисованием лица в профиль или научиться рисовать портрет человека.

Изображение головы человека в профиль

Как нарисовать лицо в профиль:

  1. Нанесение границ квадрата, внутри которого будет изображено лицо человека. Полученную фигуру необходимо разделить на 4 равные части. Аналогично приему распределения элементов лица в анфас необходимо обозначить места нанесения в профильном виде.
  2. Вписывание наклоненного овала от линии носа до верхней линии головы для определения формы лба и головы. Прорисованная фигура позже будет использоваться для нахождения отметок крепления шеи и линий роста волос.
  3. Чтобы определить надбровные дуги, следует от верхней линии овала провести наклоненную вперед линию, продолжая ее до отметки бровей. Теперь следует поставить карандаш в центральную горизонтальную ось глаз, нарисовать нос. Кончик носа должен слегка выходить за границы квадрата. Легким штрихом следует наметить челюсть – ее форма слегка вогнута внутрь квадрата. Подбородок должен немного выйти за линию прямоугольной фигуры.
  4. Линия рта, а именно уровень нижней губы, обозначается при разделении отрезка от подбородка до носа на две равные части. Расстояние от полученной отметки до носа нужно разделить снова на две части, чтобы получить линию верхней губы. Линию рта получить несложно – для этого необходимо разделить напополам отрезок между нижней и верхней губой.
  5. Прорисовка линий губ, рта, подбородка. Выделение направляющих линий от крыльев носа до внутренних уголков глаз, а от уголков рта следует двигаться к центру глаз.
  6. На соответствующих уровнях лица наносятся глаз и бровь. Ухо изображается на вертикальной центральной оси. Чтобы нарисовать его правильно, нужно начинать от линии глаз и доводить линию до уровня носа. Здесь же определяется шея, которая крепится сзади к черепу идентично уровню расположения носа.
  7. На данном этапе происходит прорисовка зрачка, глаз и веки. Также художник должен показать форму губ, добавить тени на верхнюю губу и под нижнюю также. Легкими штрихами добавить объемности уху, отразить рельеф челюсти под ним. Создание прически зависит от фантазии художника – это может быть короткая стрижка или длинные волнистые локоны.

Если это профиль девушки, необходимо выделить губы, добавить пушистости ресницам и прорисовать более четко линии глаз.

История создания

Данная методика была разработана на основе теста «Рисунок человека», направленного на диагностику уровня интеллектуального развития у детей через анализ детализации рисунков. Изучение полученных рисунков показало, что они далеко не всегда отображают интеллектуальный уровень обследуемых. Часто дети с одинаковым умственным возрастом выполняли различные рисунки. Постепенно эта процедура стала использоваться все чаще в клинико-диагностических целях и стала предлагаться испытуемым всех возрастов. Индивидуальные рисунки стали изучаться в сочетании с ассоциациями, даваемыми пациентами, а также клиническими данными.

Другим источником развития методики является классический психоанализ, который внес в проективный метод основные объяснительные категории, а именно принцип проекции как защитный механизм и бессознательное. С точки зрения психоанализа, процесс взаимодействия личности с мало структурированным стимульным материалом, который предлагается испытуемым в проективных методиках, носит характер проецирования, т.е. вынесения во вне бессознательных влечений, инстинктов конфликтов и т.д. Был период, когда проективные методики стали отделяться от своих психотерапевтических истоков, превращаясь в самостоятельный психодиагностический метод. На сегодняшний же день наблюдается тенденция возвращения данного метода в психотерапевтическую практику, однако методики претерпели некоторую модификацию: процедура проведения стала более формальной, а наряду с качественным анализом стал применяться и количественный .

Вы можете начать рисовать фигуры с головы и шеи

Возможно, наиболее распространенным и логичным способом начать рисование фигур является работа сверху донизу, где сначала нужно указать и поместить голову модели.

Если бы пришлось рисовать такую позу, что была изображена на рисунке 2, то лучше начать с указания общей формы и угла головы простым овалом или яйцом

Важно обратить внимание, что овал не включает изображение волос. Форма яйца представляет собой череп, на который волосы будут добавлены позже

Как только общая форма установлена, овалу дается правильный наклон и ощущение незаконченности, рисуется осевая линия лица и указываются линии подбородка и челюсти

Важно обратить внимание на то, как эта минимальная информация устанавливает положение головы в пространстве и начинает создавать ощущение трехмерности. . Эффективная практика состоит в том, чтобы одновременно создавать все области рисунка, чтобы иметь возможность сравнивать пропорции, углы и точность построения, прежде чем углубляться в дальнейшие детали. Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией. 

Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией. 

Эффективная практика состоит в том, чтобы одновременно создавать все области рисунка, чтобы иметь возможность сравнивать пропорции, углы и точность построения, прежде чем углубляться в дальнейшие детали

Следуя этому принципу, лучше оставить голову в этот момент, чтобы перейти к линии плеч, при этом обращая особое внимание на угол плеч и расстояние между подбородком и плечевой линией. . Когда углы плеч будут готовы, следует перейти к рисованию основной линии действия и жесту позы, а также сделать набросок ног. 

Когда углы плеч будут готовы, следует перейти к рисованию основной линии действия и жесту позы, а также сделать набросок ног. 

Во втором примере использовалась та же самая стратегия: рисунок был начат с базовой овальной формы головы. Чтобы показать положение головы в пространстве, нужно указать на подбородок, челюсть и осевую линию лица

Затем важно расположить линию плеч перед тем, как нарисовать основную линию действия позы, после этого необходимо нарисовать ноги, чтобы показать высоту фигуры и вычертить осевую линию

Преимущества начала рисования фигуры с головы

Существуют некоторые преимущества для начала рисунка с головы, такие как:

Наклон головы и угол плеч часто имеют важное значение для установления жеста позы. 
Можно расширить отвесную линию от головы, чтобы определить насколько далеко распространяется тело в каждом направлении. На рис

3 видно вертикальную линию, проходящую через нос фигуры? Можно использовать ее, чтобы поместить бедро фигуры, при этом наблюдая, насколько правее линии отвеса находится бедро. Наблюдение отрицательного пространства между этой отвесной линией фигуры и контуром фигуры помогает добиться более точного рисования.
Голова также может использоваться как единица измерения для определения высоты и ширины позы, а также для многих меньших пропорций на рисунке фигуры.

Принципы анализа

Замысел методики состоит в том, что через образ нарисованного человека возможно выражение особенностей самосознания, рисунок отражает внутреннее пространство, является проекцией Я в этом пространстве.

Анализ восприятия и реакции на инструкцию

  • Параметр содержания (включение других образов, подмена или искажение инструкции);
  • Формально-динамический параметр (обследуемый может ориентироваться на ассоциативный процесс, на авторитетное указание взрослого, на задачу или на предметы);
  • Динамически-временной параметр (обследуемый может замешкаться, ему может быть тяжело сразу приступить к заданию, или же, наоборот, может проявиться импульсивность).

Феноменологический уровень анализа

Задача: составить общее представление о рисунке, погрузиться в него и попробовать понять рисунок изнутри (принять позу, попытаться почувствовать себя на позиции испытуемого)

Вначале на данном этапе важно своими словами сказать о впечатлении, которое производит рисунок в общем (он может казаться дисгармоничным, веселым, тревожным, дисгармонично-радостным, оживленным, агрессивным, цветным, богатым, тяжелым, скромным, грубым и др.). Далее впечатление уточняется

Один персонаж на рисунки может выражать одни эмоции, а другой — другие. Надо встать на позиции каждой из частей рисунка.

Аналитический уровень анализа

Оценивается несколько параметров:

  • Последовательность рисования;
  • Варианты возвращения к нарисованному, усиление деталей;
  • Стирания, включения;
  • Группировки;
  • Графическая репрезентация людей, качество рисунка (оценка симметрии фигуры, положение средней линии в рисунке, размер и местоположение фигуры на листе, поза, перспектива, тип линии, контур фигуры, штриховка, острые углы и др.);
  • Соотношение двух рисунков (есть ли элементы половой идентификации, количество деталей, цвет и др.).

Содержательный уровень анализа

На этом этапе анализа мы обращаемся к тем допущениям в анализе, которые либо подтверждены экспериментально, либо же их валидность доказана клинически. При этом всегда стоит учитывать, что полученный нами массив данных является полем гипотез, а не аксиомой. Все детали рисунка интерпретируются с учетом их функциональной значимости для испытуемого: изображенная обследуемым фигура соотносится с его побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями.

Карен Маховер выделяет и раскрывает следующие параметры содержательного анализа рисунка человека:

  • Голова;
  • Социальные черты — части лица (выражение лица, рот, губы, подбородок, глаза, брови, ухо, волосы, нос);
  • Шея;
  • Адамово яблоко (кадык);
  • Контактные черты;
  • Руки и кисти;
  • Пальцы;
  • Ноги и ступни;
  • Пальцы ног;
  • Различные части тела (туловище, грудь, плечи, бедра и ягодицы, талия, анатомические проявления, суставы);
  • Одежда (пуговицы, карманы, галстук, обувь, шляпа и др.).

Все эти параметры анализируются с учетом их наличия или отсутствия, размера на рисунке, графического или вербального выделения, культурных, социальных, гендерных и возрастных особенностей обследуемого, а также в сравнении с его внешним обликом.

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.

Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Место расположения

Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. Расшифровка:

Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения.
Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении.
Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность.
Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов

Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым.
Личности, которые рисуют фигуры по центру листа гармоничны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector