8 лояльных способов наказания детей. как правильно наказать ребенка за непослушание

Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?

Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если ударить иногда и только за большой проступок? И так далее – вариации самые разные.

Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по «телесному» критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем говорилось выше. Важна конкретная ситуация – за что, было ли это обговорено заранее, было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то наказание. Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.

Не менее важна мотивация родителя – что им движет сейчас, в этот конкретный момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых рождается то или иное наказание (например, это могут быть отношения «тиран – жертва», «сильный носитель власти – бессильный подвластный», «агрессор – преследуемый» и т.п.).

Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому, по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать. Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост, другой – потому что у него низкий гемоглобин, третий – потому что ему лень готовить всякие кашки с овощами, четвертый – потому что он строитель и на кашках просто загнется.

Мое частное мнение – лучше телесных наказаний избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не будем забывать, что насилие порождает насилие. «Бьет, значит, любит» – один из мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители, а теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая не любовь, не хватает мужества.

Лучшие варианты наказания ребенка без насилия

13 способов как лояльно наказать ребенка за непослушание:

«Штрафные» работы. Если ребенок сделает какой-то проступок, то должен выполнить домашнюю работу. Например, порисовал стены – вытирай, намусорил – убирай… Очень хорошо в семье установить определенные правила, в случае нарушения которых, любой должен выполнить наказание – вытереть окна, помыть посуду, убрать со стола и прочее.
Сказка в виде наказания. Я часто придумываю различные сказки на ходу, чтобы помочь детям освоить нормы поведения. В моих сказках главный герой делает те же самые проступки, что и мои дети. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что посеешь, то и пожнешь» или другие поучительные сказки.
Изоляция ребенка. Малыша ставят в угол или уводят в другую комнату, где нет игрушек, и просят подумать о своем поведении и успокоится. Для того, чтобы понять свою вину дается столько минут, сколько детям лет. Так 3-летнему чаду достаточно давать для раздумий 3 минуты.
Лишение приятного. Такой способ будет эффективным для большинства детей и не принесет морального и физического вреда. Например, если ребенок сделал намеренно шкоду, не дайте ему в этот раз обещанных сладостей.
Наказание посторонним человеком. Обычно этот метод работает очень хорошо. Дети остро воспринимают критику чужого человека. Так можно попросить прохожего пожурить малыша и поговорить о его плохом поведении.
Самонаказание. Если ребенок хочет попробовать горчицу, разрешите ему это сделать, при этом рассказав о том, что будет после того, как он это сделает. Так ребенок будет верить вашему слову и в следующий раз хорошо подумает, стоит ли игра свеч. Детям постарше можно предложить самому выбрать наказание за проступок.
Крик. С этим методом надо быть поосторожней и применять его нужно во время опасных моментов, когда необходимо, чтобы ребенок быстро прекратил какое-то действие. Так, если ребенок каждый день слышит крики в свой адрес, то в скором времени он реагировать на них не будет. Это, конечно, тяжело не сорваться на крик. Так как у детей есть особый талант- «играть на нервах». Иногда родители срываются на крик, используя оскорбления в адрес ребенка. В этом случае малыш не очень хорошо понимает всю суть претензий, но хорошо запоминает слова и стиль поведения. И вскоре вы сможете услышать все выученное в свой адрес. Так что не удивляйтесь.
Игнорирование ребенка. Это является серьезным наказанием особенно для ребенка дошкольного возраста. Ведь родители в этот момент – самое главное в их жизни. Психологи не рекомендуют устраивать байкот подолгу и часто. Когда ребенок выполнит ваше требование, поцелуйте и приласкайте его.
Исправительный стульчик. Это наказание очень распространенно в США и сейчас его внедряют во многих детских садах. Если ребенок перестает слушаться, его садят на непродолжительное время на стульчик, объясняя, за что наказали.
Запугивание. Многие мамы применяют такой способ наказания

«Вот прилетит злая фея и заберет тебя за непослушание..» Но этот метод нужно использовать с осторожностью. Так как у детей – меланхоликов на почве запугиваний может развиться внутренняя драма.
Строгий взгляд

Этот способ работает только с послушными детьми и мамами с «железными нервами». Маме довольно неодобрительно взглянуть на ребенка, чтобы он задумался о последствиях такого поведения.
Повышение голоса. Этот способ также является одним из самых лояльных и работает с более покладистыми детьми. Когда дети слышат, что мама немного повысила голос, сразу понимают, что так делать нельзя и перестают шалить.
Объяснение. Это очень лояльный способ наказания. Использовать его стоит также параллельно со всеми другими методами наказания. Если ребенок уже большой, чтобы рассказать, почему он нашалил, то прежде чем наказывать, расспросите о его мотивах. Так окажется, что часы он разобрал, не для того, чтобы досадить папе, а чтобы узнать, что там находится внутри. В жизни бывает всякое и иногда слегка шлепнуть ребенка просто необходимо.

Можно ли бить ребенка

Выпороть или помиловать? К чему приводит воспитание ремнем?

«Сейчас ты у меня получишь!», «Только попробуй — всыплю по первое число, сидеть не сможешь!» — кричат разгневанные родители своим чадам. И не только кричат, а иногда и исполняют обещанное…

Все мы понимаем: бить ребенка нельзя. «Да разве ж я бью? Я уму-разуму учу!» Это первое объяснение-оправдание. Кроме него, существуют еще несколько наиболее распространенных родительских аргументов в пользу подзатыльника (назовем этим словом любое физическое наказание).

«Меня тоже ремнем учили — и ничего, вырос не хуже других». После про¬веденных исследований психологи с уверенностью утверждают, что большинство людей, подвергавшихся телесному наказанию в детстве, если и смогли забыть обиду, то совсем не благодарны своим родителям за такое воспитание.

«Довел-таки своим поведением!» Вы правы, эти ангелочки способны вывести из себя кого угодно. И в некоторых семьях физические наказания постепенно входят в систему, потому что дети перестают реагировать на другие способы воздействия. Учащаясь, наказания постепенно усиливаются. Сначала вы шлепаете по «мягкому месту» от случая к случаю, бьете по рукам, потом появляется ремень

Вместо того чтобы уговорить ребенка, занять его чем-то, переключить внимание, показать свое недовольство строгим голосом, родители предпочитают отвесить хороший шлепок или подзатыльник. Так проще

Чего добиваются родители, «распуская руки»? Послушания и дисциплины, вы-полнения определенных правил. Что получают в итоге? Только видимость послушания со стороны детей. Как говорила одна девочка: «Подумаешь, ремень! Пять минут потерпел, зато делай что хочешь».

Физическое наказание, как правило, не вызывает у детей раскаяния и желания исправиться, зато пробуждает совсем иные чувства. Это могут быть:

  • обида, стыд;
  • желание отомстить;
  • протест («Я сделаю назло!»);
  • изворотливость, лживость («В следующий раз постараюсь не попасться»);
  • снижение самооценки.

Нередко следствием физических наказаний становится упрямство ребенка. И это не проявление плохого характера, а своеобразная форма самозащиты и протеста. Ребенок не может противопоставить свою волю воле взрослых, он замыкается в себе, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.

И еще одно тяжелое последствие физических наказаний: часто они приводят к отчуждению между ребенком и родителями. В итоге взрослые теряют всякую возможность влиять на своих детей. Телесные наказания могут привести ребенка к повиновению, но каким он станет в будущем? Слабые дети превращаются в трусливых и безответных; сильные — в жестоких и дерзких.

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше – с искренним чувством любви в данный момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает».

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» – станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви)

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия – не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается – важен вектор и постепенность.

Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием. Наказания в аффекте или от собственного бессилия – не лучшая форма педагогики.

Запрещенные приемы

Многие взрослые практикуют виды наказания, которые только усиливают проблему непослушания ребенка, или калечат его психику.

Родителям не следует:

  • наносить вред здоровью. Пользоваться предметами порки для битья по лицу и голове, отказывать в приеме пищи («ты останешься без ужина»), заставлять стоять в углу на коленях. Такое поведение унижает достоинство подрастающей личности и надолго врезается в память.
  • игнорировать ребенка, ничего не объясняя. Он может не понимать, почему ему объявлен бойкот, и сделает неправильные выводы.
  • заставлять работать по дому вместо действенного наказания. Дело не касается тех случаев, когда подросток не сделал домашнюю работу (пропылесосил, помыл посуду) по графику вовремя. Труд должен восприниматься детьми как обязанность, связанная с радостью достижения новых вершин, а не трудовая повинность или каторга.
  • запугивать чем-то или кем-то. Бабайкой, тетей из подъезда, бабушкой, врачом с уколом. В этом случае дети будут бояться окружающих в нормальных бытовых ситуациях.
  • запирать в доме в полном одиночестве. Это калечит психику, делает его жертвой.
  • на глазах у других людей наказывать ребенка. Например, выводить на улицу в полураздетом виде и при этом ругать его. Такое поведение вредит репутации малыша и наносит ему психологическую травму.

Также нельзя отказывать в том, что было обещано ранее, из-за проступка подростка. Например, из-за баловства отказать в вечеринке или в чем-то еще.

От взрослых ожидается, чтобы они не отсрочивали наказание для чада, и тем более – не отменяли его под воздействием хорошего настроения и эмоций. Если у мамы плохое настроение, говорят психологи, то не следует отрываться на детях. Например, наказывать их за несуществующие проступки.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил плохой поступок, но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.

В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.

Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.

Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.

Как правильно наказывать ребенка

Надеюсь, что посетители моего сайта против агрессии и силовых воздействий на детей. И что целью наказания является не желание унизить и оскорбить своего ребенка, а научить его правильно себя вести и взаимодействовать с окружающими. Поэтому сейчас мы разберемся с тем, как можно наказать ребенка, не причиняя вреда его психике и здоровью.

Главное, учитесь контролировать свои эмоции. Не позволяйте им испортить ваши отношения с ребенком. Поверьте, никакой проступок ребенка этого не стоит.

Разговаривайте с ребенком, говорите ему, насколько вам неприятен его плохой поступок или поведение. Но не забудьте так же сказать, что, несмотря на это вы по-прежнему его любите. Чувство вины не должно быть спутником наказания.

Ваша задача – объяснить ребенку, в чем его ошибка. Почему его действия или бездействие неприемлемы, какие последствия они несут для него, для родителей, для других людей. И как ему необходимо вести себя в следующий раз в подобных обстоятельствах. И обязательно уточните у ребенка, все ли он понял. Пусть он проговорит, как и что он будет делать или не делать в следующий раз.

Создайте свой семейный свод правил: за что и чем вы будете наказывать ребенка. Ознакомьте его с каждым пунктом и каждый пункт основательно проговорите. Это очень действенный и очень правильный метод – договариваться и искать компромисс. Конечно же, он сработает не сразу и даже не в первые полгода. Но сработает обязательно. Давайте учить ребенка думать и размышлять над поступками, которые требуют наказания. Он должен понимать, что каждое его действие, слово несут за собой определенные последствия. И, если эти последствия выходят за рамки норм и правил, неотвратимо придет наказание.

Правила не должны ограничивать ребенка во всем и полностью, не должны нарушать его личные границы и должны быть максимально просты и понятны. Не учите ребенка быть удобным для других, делать только то, чего хотят другие. Просто научите его тому, что всё, что он делает должно быть безопасно для окружающих.

Главным наказанием должно быть ограничение чего-либо (доступа к компьютеру, телефону, телевизору, встречам с друзьями и т.д.), а не физическое или эмоциональное воздействие. И важен факт неотвратимости этого ограничения. Если в ваших правилах написано, что беспорядок в комнате лишает ребенка карманных денег на один день, значит, так тому и быть.

Не бойтесь наказывать детей! Бойтесь испортить им психику криками и, не дай боже, ремнем. Это, вообще, не наши методы. Мы за мир, дружбу и осознанное воспитание.

Прежде чем решить, как наказать непослушного ребенка, вспомните, что, несмотря на то, что наши дети иногда ведут себя плохо, мы их любим. И будем любить всегда. Не забывайте говорить им об этом, как можно чаще.

Рекомендую к прочтению:

Не наказание, а система правил

Сложнее обстоит дело с наказаниями без применения физического воздействия. Редким исключением остаются такие авторы, как Альфи Кон, которые настаивают на ошибочном характере самой идеи наказания как метода воспитания. Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребёнок должен сталкиваться с негативными последствиями нежелательного поведения. Критически важным является то, как эти последствия реализуются.

Джон Медина, Директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, указывает на три составляющих успешного развития дисциплины:

  1. Понятная и обоснованная система правил.
  2. Адекватные наказания.
  3. Наличие процедуры объяснения: почему тот или иной поступок принёс или мог принести вред самому ребёнку или окружающим и поэтому должен быть наказан.

Действительно, многие авторы отмечают, что нежелательное поведение ребёнка часто вызывается незнанием или непониманием тех правил и норм, которые приняты в данном коллективе. При этом окружающим взрослым эти правила кажутся очевидными.

И, наконец, самое важное: даже будучи наказанным, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности. 

В случае, когда он ощущает угрозу своему здоровью, достоинству или взаимоотношениям с родителями, негативные эмоции могут оказаться настолько сильными, что наказание не только не приведёт к желаемому результату, но и вызовет неожиданные и нежелательные психологические последствия.

Что касается осуществления наказаний, то здесь рекомендуется соблюдать следующие простые правила. Наказание должно быть:

  1. Последовательным: за проступком А всегда следует наказание В.
  2. Своевременным:осуществляется сразу после совершения проступка.
  3. Жёстким, но не жестоким: нет смысла в наказании, если ребёнок не получает хотя бы минимума негативных эмоций.

Наказание часто становится «легальным» способом проявления агрессии со стороны взрослого. Мы убеждаем себя, что действовали исключительно во благо ребёнка, но факт остаётся фактом: крик или шлепок происходят раньше, чем мы успеваем подумать об их целесообразности. Поэтому все перечисленные выше рекомендации становятся неосуществимыми без желания родителя или педагога развивать эмоциональную устойчивость и «воспитывать» не только ребёнка, но и самого себя. Мы сами и наше поведение и есть главный «учебник жизни» для находящихся рядом детей. Какими взрослыми мы хотели бы их видеть? Дать уверенный ответ на этот вопрос совершенно необходимо для выбора стратегии воспитания.

Автор публикации

Кирилл Кузьмин

Объединённая Федерация Традиционного Карате России
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 22-01-2020

За что и как наказывали детей в старину

Правила наказаний были прописаны в «Домострое», но не стоит полагать, что их применяли только в крестьянских семьях: для «вразумления» императорских детей применяли почти те же каноны — к примеру, детей Павла I хлестали розгами и били головой об стену.

Сегодня это кажется дикостью, а вот до начала XIX века детей принято было жестко наказывать не только в семье, но даже в школе. Позже «официальные» наказания отменили, а домашние розги заменили ремнем. Единственным учебным заведением, где устав запрещал телесные наказания, был Царскосельский лицей: здесь изолировали шалуна в отдельном помещении и позволяли ему входить в трапезную последним.

За что же наказывали детей в старину? Как правильно наказывать ребёнка? За непослушание и игнорирование домашних обязанностей полагалось несколько часов стояния на коленях на горохе. Порка розгами считалась «профилактической» мерой, так что даже идеальный ребенок в субботу должен был готовиться к «полезному» рукоприкладству. Если ребенок не делал уроки и плохо вел себя в школе, учитель наряжал его в специальный костюм или вешал ему на грудь табличку с оскорбительной фразой. Неправильное поведение за столом было чревато ударом ложкой по лбу. Три дня на хлебе и воде мог провести ребенок, который «слишком заигрался» — смеялся до слез во время игр или слишком активно себя вел. Плюс 25 земных поклонов к ежедневной молитве получало чадо, недовольное погодой или собственной жизнью. С 7-летнего возраста у ребенка наступала уголовная ответственность («за упорное неповиновение» или за «развратную жизнь»), в соответствии с которой его могли отправить в смирительный дом. Лишение сладостей, пощечину или другие «мелочи жизни» можно было получать постоянно — просто «по велению родителя».

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Какие же существуют «правильные» способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.

  • «Исправительные работы». Для » вдохновения» приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых — «лягушки». На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано «дело», которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям «лягушек», кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании «лягушек» — штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.

  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный «заседатель». Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!

  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.

  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.

  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало «неудобно» в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.

  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.

  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: «Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!»

В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме

наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать. наказание не должно унижать ребёнка

наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.

Автор — Сидоренко Анна, мама троих детей.

Наказ — показ

Прежде, чем требовать от ребенка выполнения того или иного поведенческого соподчинения, необходимо объяснить — «зачем, почему…, что получится, если…». Чем меньше возраст ребенка, тем ярче «наказ» переходит в показ. В развитии детского мышления первым и ведущим является наглядно-действенное мышление, т. е. смотреть и делать. Поэтому и главным методом любого обучения является «образец», т. е. показ как надо сделать.

Ребенок, конечно, не злой, и его действия — игра. И тут как раз подходит метод показа образца поведения. Возьмите любую игрушку и эмоционально ярко и выразительно покажите, как «больно», «горько» стало игрушке. Покажите, как надо утешить, пожалеть, погладить, приласкать, успокоить. Показывая, расширяйте словарь ребенка. Показ и слово лягут в память ребенка, а память — это опыт, который научит играть, а потом и общаться с детьми. Ребенок, умеющий играть, как правило, реже ссорится и имеет больше друзей.

Имущественные интересы

До какого возраста малолетний ребенок имеет право на обеспечение от родителей? Мать и отец должны обеспечивать его материально до 18 лет. При разводе платятся алименты, а после смерти хоть одного из родителей – пенсия. Также положены пособия, при этом любой доход тратится на все необходимые для ребенка нужды.

Суд на основе требования родителя, который платит алименты, может решить о зачислении средств не больше половины суммы алиментов на счета ребенка. Он может получать доходы, имущество в дар или по наследству. У ребенка отсутствует право собственности на имущество родителей, так как пользуется им по согласию.

Что сказать, чтобы ребенок почувствовал границу?

Пример из жизни. Малышка полутора лет прыгает на кровати у матери, которая в это время ведет важный диалог по скайпу. В таком случае ребенку можно сказать: «Маша, я считаю до трех. И если ты не прекратишь прыгать — я выставлю тебя из комнаты». Ребенок не прекращает прыгать. В таком случае маме следует извиниться перед коллегами в скайпе и ненадолго прервать диалог, затем закрыть скайп и выставить Машу из комнаты.

Конечно Маша обидится и расплачется. И все, что маме необходимо сделать — утешить ребенка. Ведь перед родителями не стоит цель, чтобы ребенок страдал, а есть задача: показать чаду незыблемость вашего обещания. Ребенок должен понять: как вы говорите — так и сделаете. Успокоив Машу, мама может столкнуться с ее попыткой снова зайти в комнату. В таком случае необходимо твердо сказать ребенку: «нет».

Слова, которые нужно забыть

Допустимо ли использовать слова, разрушающие его уверенность в себе? Психологи здесь единодушны. Бранные слова вообще недопустимы в общении между родными людьми, а уж когда речь идет о ребенке, двух мнений просто быть не может. Ругань может нанести намного больший вред, чем физическое наказание детей.

Называя ребенка глупым, злым, неприспособленным к жизни, безвольным, вы даете установку на формирование именно этих качеств.

Никогда не судите ребенка. Давайте оценку его поступкам: не «ты плохой», а «ты плохо поступил». Это разные вещи.

Оскорбления, особенно регулярные, – это непомерно жестокое наказание для ребенка. К тому же ваши слова могут пополнить и его лексикон. У родителя, оскорбляющего ребенка, просто нет права обижаться, однажды услышав нечто подобное в ответ.

Почему ребенок плохо себя ведет?

Почему детей наказывают? Это истерики на улице, плохое поведение дома, агрессия по отношению к людям и животным. Маленькие дети часто проверяют родителей на прочность.

Это происходит бессознательно или после наблюдения за сверстниками, капризы которых быстро удовлетворяются мамами и папами, стоит только устроить истерику. Также в списке причин – различные заболевания, начиная от простуды и заканчивая аутизмом.

Иногда бывает, что ребенок долго убирает игрушки или полчаса надевает свитер, а вам уже пора выходить из дома

Дети поступают так не со зла, а потому что хотят привлечь к себе внимание. Для них наказание уже будет поводом «пообщаться» с мамой или папой.

Психологи также говорят, что компьютер, планшет, мобильный телефон и интерактивные игры делают детей неуправляемыми, потому что страдает их нервная система. Уставший ребенок начинает капризничать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector