Деление слов на слоги

Что такое слог?

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.

Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Сколько слогов в слове?

В русском языке слогообразующую функцию выполняют гласные звуки. Поэтому в слове всегда столько же слогов, сколько и гласных.

Хотя в некоторых словах можно наблюдать интересное явление: при звуках Р и Л есть как бы небольшой призвук, и слово произносится так, как будто там есть еще один слог ( – театр); в старославянском языке эти звуки могли образовывать слог, но теперь такие слоги «не считаются».

Слог – это группа звуков, которая произносится слитно, на одном толчке воздуха. Иногда советуют взять зажженную свечу и произнести рядом с ней слово. Сколько раз пламя дрогнет, столько в слове слогов.

Результаты этого опыта не всегда точны: например, в слове «ау» два слога, а пламя вздрагивает лишь один раз.

Поэтому лучше все-таки ориентироваться не по пламени и не по произношению, а по количеству гласных в слове.

Примеры

1. соло­вьи­ный

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

2. уча­стие

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.

Изучаем основы разбора и переноса слов по слогам

В случае, если данной теме было уделено мало внимания, нужно лучше изучить ее основы. В качестве пособий можно использовать учебник первого класса или обычный букварь. Для начала стоит рассказать ребенку о том, что представляет собой слоговое чтение и для чего оно нужно, объяснить взаимосвязь между количеством гласных букв и самих слогов. После этого можно перейти к изучению их классификаций:

  • по первому звуку: прикрытые (на, ка, бе – начинаются с согласной) и неприкрытые (ан, от, ов – с гласной).
  • по последнему звуку: закрытые (ук, ок, ный – заканчиваются согласной) и открытые (ра, ве, ко – гласной).
  • по первому и последнему звуку: замкнутые (ров, бой, ный – начинаются и заканчиваются согласной).

После освоения разбора слов можно переходить и к их переносу по слогам

Важно запомнить одно исключение: нельзя оставлять на предыдущей или переносить на следующую строчку одну букву из слова, если она в нем не единственная. Например, слово «о-са» нельзя разбить на разные строки – его нужно перенести целиком

Во всех остальных случаях перенос осуществлять можно.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как )

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные  в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): , , , , , , , , : май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Примеры

1. соло­вьи­ный

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:

со-ловь-и-ный

В этом сло­ве два сло­га откры­тые, а тре­тий и чет­вер­тый слог закры­ва­ют соот­вет­ствен­но звон­кий соглас­ный «в» и непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя способами:

  • со-ловьиный
  • соловь-иный
  • соловьи-ный

2. уча­стие

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:

у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:

уча-стие

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Разбор слова по слогам

Существует несколько фонологических школ, и делить слова на слоги они предлагают немного по-разному. Мы остановимся на варианте, который обычно предлагается в школьных учебниках. Это деление по принципу восходящей звучности.

Смысл этой методики в том, что последний звук слога должен быть максимально звучным, а именно гласным. То есть все слоги должны быть открытые.

Различают слоги:

  • открытые – оканчивающиеся на гласный;
  • закрытые – оканчивающиеся на согласный;
  • прикрытые – начинающиеся на согласный;
  • неприкрытые – начинающиеся на гласный.

Однако есть исключение. Если за гласным идет сонорный (), а затем шумный (не сонорный согласный), то слогораздел проходит после сонорного.

Примеры: а – стра, но ар – ка.

На схеме разбор слова по слогам можно показать так: СГ – СГ или СГСонорный – СГ, где С – любой согласный, Сонорный – сонорный согласный, Г – гласный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз — поставим ноги вместе.

Два — две руки лежат на месте.

Три — у нас ровная спина

И в нашем классе тишина.

Запишите в тетради сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Зачеркните лишнюю букву.

Запишите в тетради эти буквы. Записывают буквы. ГЛОС

Какая буква лишняя и почему? О — это буква гласного звука.

Составьте слово из записанных букв. СЛОГ

Чем мы занимались на прошлом уроке? Определяли количество слогов в слове.

Сколько слогов в слове СЛОГ? Один

Объясните свой ответ, если запомнили стишок прочитайте его. Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Прочитайте слоги на доске. О -, голу -, лод -, сус —

Добавьте по одному слогу, чтобы образовались новые слова. О (са, голу (би, лод (ка, сус (лик)

Какое слово лишнее? Лодка, так как все другие слова обозначают живые предметы.

Или: все слова обозначают предметы живой природы, а лодка к природе не относится, т. к. сделана руками человека.

Спишите слова. Записывают слова в тетради.

Раздели слова на слоги вертикальной чертой. Делят на слоги.

III. Работа по теме урока. Постановка учебной цели.

1. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 5

Деятельность учителя Деятельность учеников

Прочитайте.

Как называется это стихотворение? Считалка.

Когда мы используем считалки? Когда играем.

Посчитайся с товарищем по парте. Произноси слова считалки по слогам. Работа в парах.

Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт? Индивидуальные ответы.

2. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 6

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотри рисунки. (Слайд № 1).

Какие предметы изображены?

Назови их. пенал, заяц, карандаш, воробей, стул

Раздели слова на слоги.

У каждого учащегося лист с напечатанными словами. Один учащийся выполняет задание на доске, а остальные на месте.

Напишите слова в таком порядке:

1. сначала слова, в которых один слог,

2. потом слова в которых два слога,

3. затем слова в которых три слога. (Слайд № 2) Взаимопроверка.

Составь предложение с любым словом. Устно составляют предложения.

3. Устная коллективная работа.

IV. Физкультминутка. (под музыку)

Это — правая рука, (поднимают руку вверх)

Это — левая рука, (поднимают руку вверх)

Справа — шумная дубрава, (правая рука в сторону)

Слева — быстрая река. (левая рука в сторону)

Обернулись мы, и вот — стало всёнаоборот: (повернуться на 180)

Слева — шумная дубрава, (рука в сторону)

Справа — быстрая река. (рука в сторону)

Неужели стала правой (рука вверх)

Моя левая рука? (рука вверх)

(руки опустить)

V. Словарная работа.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Отгадайте загадку. (Слайд № 3)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.Отгадывают загадку: лиса (лисица).

Что обозначает слово лисица?

(Слайд № 4) Объясняют значение слова и проверяют себя по толковому словарю Ожегова.

Слово лисица имеет и переносное значение: так говорят о хитром человеке.

Например, «Ну и, лисица, же ты!»

Произнесите слово лисица.

А теперь прочитайте слово так как оно написано.

Запишите слово лисица.

Поставьте ударение.

Какое опасное место в слове?

Подчеркните безударную гласную. Поделите слово на слоги. Работа в тетради.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Составьте предложение со словом лисица. В лесу живёт хитрая лисица.

VI. Закрепление.

1. Распредели слова по группам (по количеству слогов).

2. Работа с учебником.

с. 35 упражнение 7

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

Кто автор этой сказки? Репка. Это русская народная сказка.

Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги.

Обоснуйте свой ответ. Дед. В этом слове 1 слог.

Спишите первые два предложения.

Над каждым словом обозначьте количество слогов в нём. Самопроверка.

Оцените свою работу в тетради.

VII. Рефлексия.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

Кому нужна помощь?

Оцените свою работу на уроке. Оценивают. Линеечки Цукермана.

VIII. Подведение итогов.

Деятельность учителя Деятельность ученика

Чем мы занимались сегодня на уроке? Делили слова на слоги.

Как правильно разделить слова на слоги? По количеству гласных.

Сколько в слове гласных,

столько и слогов.

Вы работали, старались

Помогали мне во всём.

Но звенит уже звонок.

Всем спасибо за урок!

Что должен знать ребенок для обучения

Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:

  • уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
  • знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
  • бегло считать в пределах 5, а то и больше;
  • иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».

Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают

Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
  3. Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
  4. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
  5. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?

Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector