Балованный ребёнок, почему, советы родителям

Нужно ли детей баловать?

Само слово «баловать» означает нежить, холить, лелеять, доставлять удовольствие вниманием и подарками, с намеком на негативный оттенок – портить излишней заботой, потаканием в желаниях. Где же родителям найти эту грань между проявлением к своему любимому чаду нежности, заботы и чрезмерностью, которая портит ребенка и мешает ему становиться самостоятельным? Сделать это без психологических знаний очень сложно

Где же родителям найти эту грань между проявлением к своему любимому чаду нежности, заботы и чрезмерностью, которая портит ребенка и мешает ему становиться самостоятельным? Сделать это без психологических знаний очень сложно.

Судите сами: так уж мы устроены, что себя всегда оправдываем, смотрим на ребенка через призму своих собственных чувств, своего опыта и представлений о должном, поэтому родители, которые считают, что баловать ребенка не только можно, но и нужно находят себе такие аргументы:

мало ли с какими препятствиями в будущем может встретиться ребенок, пусть сейчас наслаждается жизнью;

пусть ребенок думает о родителях с благодарностью (как они старались, жизнь свою положили на него), глядишь, пресловутый стакан воды принесет в старости;

чем бы дитятко ни тешилось, лишь бы не плакало

Проще дать ребенку то, что он хочет и сделать его счастливым, чем смотреть на подавленное дитя, без счастливого детства;

в Европе вообще детям все разрешается, и нормальные люди вырастают, чем мы хуже;

дети — ангелы, слабые беззащитные, как их можно не баловать? Как кашу маслом не испортишь, так и ребенка не испортишь вниманием;

и др.

Родители, которые против того, чтобы баловать детей приводят следующие доводы:

  • дети — манипуляторы по своей натуре и будут вить веревки с родителей, а потом из них кто вырастет? Дочь, выгоняющая престарелого больного отца на улицу? Сын, отнимающий пенсию у матери-старушки?

  • баловать ребенка вредно – он не научается самостоятельности и отрывается от реальной жизни;

  • есть большой риск, что в один прекрасный момент родители просто не смогут удовлетворить желание своего ребенка и тогда «ангел покажет свои зубы»;

  • избалованного ребенка родителям нельзя проконтролировать, его поведение непредсказуемо;

  • балованные дети – инфантильные взрослые, незрелые личности и т.п.

Между тем, пользуясь знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы понимаем, что в категорию родителей, балующих детей попадают обладатели анального вектора. Терпеливые, домашние, для которых семья, дети – опорные точки в жизни. В сочетании со зрительным вектором такие родители самые заботливые и сверхзаботливые, забывающие о себе ради ребенка.

Для родителей с кожным вектором, живущих по другой шкале ценностей, нежели анальные, воспитание детей — это создание системы «можно – нельзя». И от состояния кожного вектора зависит, насколько эти запреты адекватны. Кожные люди получают удовольствие от самоограничения и, ограничивая других людей, (в частности, выстраивая запреты для детей), тоже считают, что это благо для них. Все хорошо в меру. Хорошего понемножку.

То есть, балуя или не балуя ребенка, мы исходим из себя, из устройства своего психического, а не из реальной пользы или вреда баловства для ребенка. Ребенок становится заложником своих родителей.

Причины избалованности ребёнка

Психологи провели анализ и выявили по крайней мере 10 родительских ошибок, благодаря которым любимое чадо растет избалованным. Если в вашей семье встречается хотя бы две из них, это сигнал, что нужно менять воспитательные привычки как можно быстрей. 

Ребёнок – центр вселенной. Когда вы выполняете все капризы малыша по первому требованию, в его голове укореняется мысль, что мир крутится вокруг него и у родителей нет своих желаний. Ребёнка ждет горечь разочарования, если он усвоит только функцию «брать».
Родители не поощряют хорошее поведение ребёнка. Зачастую занятые родители воспринимают как должное, когда увлечённый игрой малыш тихонько играет в детской
Если взрослые ничего не говорят, значит, не акцентируют на этом внимание, делают это незначительным.
Пик родительских эмоций приходится на плохое поведение ребёнка. Если родительские эмоции возникают только на истерический плач малыша, когда он катается по полу магазина, выпрашивая игрушку, то ребёнок усваивает информацию, что это единственный способ добиться внимания родителей. 
Взрослые не устанавливают границы поведения.  Культура – понятие социальное, в этой связи вежливое поведение ребёнку прививают родители. Если взрослые не придают значение таким понятиям как «уважение», «терпение», с большой долей вероятности малыш вырастет грубияном. 
Непоследовательность или отсутствие правил.Например, ещё вчера вы разрешали ребёнку крошить на диване перед телевизором, а сегодня за такое же поведение устраиваете репрессии
Или когда один из родителей придерживается воспитания в духе вседозволенности, а другой устанавливает расплывчатые правила

Подобный подход формирует в голове малыша образ о вас, как о не особо важной персоне.

Вы вступаете в заранее проигрышный спор с ребёнком. Вполне логично, когда вы запрещаете сладости перед обедом. Но есть правила, которые выполнить достаточно сложно

Например, вы заставляете ребёнка есть кашу по утрам. Малыш может просто не открыть рот или выплюнуть содержимое. Последствие поражения идёт намного дальше, чем просто перевод продукта. Ребёнок понимает, что он может победить родителя и остаться без наказания.
Не требуете ответственного поведения со стороны ребёнка. Если вы считаете, что малыш не должен нести ответственность за плохое поведение, то утверждаете, что любое поведение приветствуется. Ребёнок приучается винить в собственных проблемах окружающих. Лучше научите малыша самому нести ответственность за поступки.
Дарите подарки по первому требованию. Есть «неправильные» причины для подарков. Например, ребёнок просит новый самокат, потому что ему наскучил купленный пару месяцев назад. Нельзя покупать что-то из чувства вины, например, малыш поймал вас на провинности и просит игрушку. Не позволяйте манипулировать собой.
Поощряете истерики. Когда у ребёнка закрепляется понятие, что после истерики он получает желаемое, во взрослой жизни у такого поведения будет прямо противоположный результат. Не вводите малыша в заблуждение.
Подаёте плохой пример. Когда вы в присутствии ребёнка жалуетесь и ноете третьим лицам, ребёнок копирует ваше поведение. Потом ему будет очень трудно объяснить, что ныть это плохо.  

Избалованный ребенок

Вежливый только на людях

Твоим чадом восхищаются соседки и незнакомые люди: «Какой вежливый малыш!» Он не забывает сказать «Здравствуйте» и «Спасибо», улыбается и уступает место в транспорте. Казалось бы, идеальный ребенок, отличное воспитание! Но и здесь кроются подводные камни.

Дело в том, что избалованный ребенок может быть вполне вежливым на людях. Но дома — полная противоположность. Он требует игрушки, хамит и не обращает внимания на замечания взрослых. Родители покупают только самое лучшее, кормят деликатесами, а от ребенка не слышали элементарного «спасибо».

Истерика — частая гостья в твоем доме

Маленькие дети не могут выразить свои чувства и желания словами. Для этого они используют эмоции: хнычут, плачут и кричат — и это вполне нормально. Тревожиться нужно лишь тогда, когда ребенок уже вышел из нежного возраста дошкольника, но продолжает падать на пол и стучать ногами, требуя желаемого. Когда истерика — способ манипулировать родителями, будь уверена — ты избаловала ненаглядное дитя и пора пересмотреть методы воспитания.

Нет уважения к родителям

Я не говорю, что родители должны быть несомненным авторитетом, а обстановка дома — как в армии. Но уважать и прислушиваться к маме и папе — несомненное правило и основа любой семьи. Наверняка ты хоть раз была посторонним наблюдателем ситуации, когда ребенок общается со взрослыми как со своими ровесниками, грубит и фамильярничает. Это верный признак того, что чадо уже избаловано.

Не знает цену деньгам

Деньги даются тяжело — ребенок должен это усвоить с самого детства. Родители пропадают целый день на работе, чтобы обеспечить достойное существование для своей семьи. Но избалованные дети часто считают, что деньги берутся из воздуха, и тратить тяжело накопленные мамой и папой средства — это пустяк.

Избалованным детям часто скучно

Психологи считают, что большое количество игрушек вредит малышу. Согласно их мнению, если кукол и машинок очень много, ребенок не может сосредоточиться на чём-то одном. Это мешает выработать фокус и развить творческое мышление.

Избалованные дети не любят играть сами. Они всё время ждут, что мама или папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра начнут их развлекать. Из-за этого маленьким капризулям всегда скучно, они жаждут внимания, даже если взрослые заняты своими делами.

Не помогает по дому

Избалованные дети не знают, что такое домашняя работа. Они могут только наблюдать, как папа пылесосит, а мама готовит еду. Приучать к самостоятельности и ответственности нужно с самого детства. Согласись, вынести мусор, убрать игрушки и застелить кровать под силу каждому ребенку.

Парадокс: изнеженные дети неуверенны в себе

Дома он — супергерой, все его достижения встречаются фанфарами и аплодисментами. Ребенок растет с четким осознанием того, что он самый лучший, самый любимый и самый-самый.

В реальности дитя попадает в коллектив сверстников (в школе или садике), и его постигает горькое разочарование. Оказывается, кто-то лучше него в спорте, кто-то быстрее читает, у кого-то красивее бантики или есть новая модель машинки. Из-за этого избалованный ребенок часто замыкается в себе, а его самооценка стремительно падает.

Не любит соревнования

Соревнования в детстве воспитывают способность признавать свои ошибки, учиться на них, получать опыт. Умение проигрывать без травмы для психики — это, пожалуй, самое ценное качество человека.

Избалованные мальчики и девочки стараются избегать игр, где можно потерпеть поражение. Они не любят футбол, волейбол и классики. Потому что их незыблемое превосходство ставится под угрозу. Но в реальной жизни мы не всегда супергерои, и научиться проигрывать рано или поздно придется.

Неуправляемые эмоции

Избалованный ребенок очень эмоционален. Мы уже поговорили про истерики, которые он закатывает после отказа на «Хочу!» Но в крайности капризный малыш впадает не только, когда плачет. Если смеется, то так, что слышат все соседи. Если расстроился, то на весь день

Изнеженные чада стремятся привлечь внимание, поэтому яркая демонстрация своих чувств для них — это аксиома

Воспитывать детей — тяжелая работа. Если ты окутала ребенка любовью с избытком, потом можешь горько пожалеть. Поэтому соблюдай баланс любви и дисциплины, чтобы добиться уважения и послушания от сына или дочки.

Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?

Ваши дети не будут избалованными и их поведение можно исправить в лучшую сторону, если вы поможете им взрослеть и обретать самостоятельность.

Почти невозможно испортить малыша в первый год жизни, однако уже в это время можно заложить фундамент для его избалованности в будущем. Если вы круглые сутки не сводите глаз со своего ребенка, постоянно готовы развлекать его, предлагая то одно удовольствие, то другое, то вы явно преувеличиваете нормальную потребность малыша в заботе и внимании. И за два-три года он прекрасно поймет, что вы находитесь целиком в его власти. В этой ситуации не только ребенок, но и вы тоже начнете страдать от подобной тирании.

По наблюдениям Б. Спока, обычно детей балуют родители, которые:

❧ долго ждали ребенка и теперь уделяют ему повышенное внимание, так как боятся, что у них не будет второго малыша;

❧ не уверены в своих силах и поэтому превращают себя в добровольных рабов своего ребенка, при этом возлагая на него свои несбывшиеся надежды;

❧ получили психологическое или педагогическое образование и теперь считают, что обязаны доказать свою компетентность;

❧ испытывают неприязнь к ребенку и стараются загладить это чувство, давая ему все, что он пожелает.

Кроме того, чаще других избалованными вырастают первенцы, так как со вторым ребенком родители уже более уверены в своих силах и опытнее.

Предлагаем вам пять простых принципов, придерживаясь которых, вы сможете воспитать неизбалованного ребенка:

1. Объясняйте малышу, в чем разница между праздным желанием и необходимостью.

2. Вместе с ребенком соберите книжки и игрушки, с которыми он больше не играет, одежду, из которой он вырос, и отдайте их в детский дом. Там он увидит, что есть дети, которые нуждаются в заботе, которые лишены главного — родительской любви.

Это позволит ребенку понять, что существуют люди, которым изначально дано гораздо меньше, чем остальным. Та­кой поступок научит ребенка состраданию и вызовет желание делиться с другими.

3. Будьте готовы к тому, что ребенок постоянно сравнивает себя с другими.

Сравнение себя с окружающими — нормальное человеческое явление. Каждый человек всегда в чем-то будет отставать от других, а в чем-то — добиваться большего. Поэтому всегда будет возникать ситуация, когда ребенку чего-то хочется только потому, что у друга это уже есть. Уступить можно, если эта вещь действительно полезная. Если же это очередная безделушка, объясните, почему вы ее не купите. Либо предложите ее «заработать», например, хорошими оценками или помощью по дому

4. Учите ребенка экономить и планировать траты.

5. Научите ребенка зарабатывать.

Конечно, речь вовсе не о том, чтобы как можно раньше заставить ребенка самостоятельно зарабатывать на все его нужды. Просто приучите ребенка, что для того, чтобы что- то получить, нужно это заработать. Пусть он больше старается в школе, помогает по дому и т. д., и тогда он чаще будет получать то, что хочет.

Рекомендуем посмотреть:

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока

Как перевоспитать избалованного ребенка?

Самый главный совет – перестаньте потакать капризам избалованного ребенка. Только сделайте это не резко, а постепенно. Для начала – научите ребенка быть терпеливым.

Например, малыш просит включить ему мультики, а вы в это время заняты на кухне. Объясните избалованному чаду, что обязательно включите мультики, но через 10 минут, после того как освободитесь. Естесственно, в ответ услышите вой, крик и привычный топот маленьких ножек. Вот тут-то стоит держать себя в руках. В конце концов, вы сами решили перевоспитать избалованного ребенка. Не отступайте! Сделайте вид, что ничего не произошло, занимайтесь своими делами, но через 10 минут все же включите телевизор.

Другой пример, в магазине малыш просит купить очередную игрушку. Скажите, что сегодня вы не взяли с собой лишние деньги. И, опять-таки, не уступайте. Нет, так нет. Не нужно, увидев первую слезинку, мчаться к кассе с куклой-машинкой-паровозиком.

В итоге ребенок должен понять, что есть не только его желания и прихоти, что с окружающими людьми тоже нужно считаться. В первую очередь – с мамой и папой.

После этого поговорите с избалованным ребенком. Объясните ему, что вы не купили ему игрушку не потому, что больше его не любите, а потому что у вас на самом деле не было денег. Пообещайте с первой же зарплаты обязательно купить то, что не купили сегодня. И не забудьте выполнить обещание, иначе малыш подумает, что вы его обманываете. Потом придется ещебороться с детским враньем, потому что дети копируют поведение своих родителей.

Дайте понять избалованному ребенку, что вы не перестали любить его так же сильно, как раньше, просто иногда он расстраивает своим поведением маму и папу. Делайте акцент именно на это. На то, что вас огорчает не сам ребенок, а именно его поведение. Иначе у малыша может сложиться впечатление, что вы не любите его, потому что он плохой. Детская психика – очень сложная штука. Нужно быть предельно аккуратными в своих словах, дабы еще больше не усложнить отношения с ребенком.

Причины избалованность ребенка

Во-первых, чаще всего балованный ребенок становиться, если он один в семье. Как правило, наличие братьев и сестер, усмиряет пыл и дисциплинирует

Внимание родителей, бабушек и дедушек рассеивается на всех детей. За редким исключением, в семьях с особенным отношением к отдельным деткам могут быть исключения.
Если женщина и мужчина очень долго хотели родить малыша, а никак не получалось, и вот момент настал, то, как правило, такого ребенка называют долгожданным

Ему уделяется особое внимание и опека, несмотря на то, что он может быть не первым.
Разница в воспитания также напрямую может влиять на избалованность. У папы и мамы должны быть общие взгляды на этот счет. Также стоит поговорить с бабушками и дедушками, обсудить все правила общения с ребенком.
Отсутствие должного внимания. К сожалению и такие ситуации случаются, когда родители по каким-то причинам недодают любовь и заботу своему ребенку. Это может быть связно с работой, занятостью или просто нежеланием заниматься с крохой. В таком случае мамы и папы, дабы компенсировать упущенное, позволяют своему чаду больше чем нужно, задаривают подарками, сплавляя их няням, которые воспитывают по своим принципам и, честно говоря, не особо-то волнуются на счет его избалованности.
Отсутствие и контроля. Как то я столкнулась с системой воспитания детей, в которой главный уклон был на предоставление ребенку свободы действий и выбора. Но я считаю, что излишняя дозволенность, особенно в младшем возрасте, предоставление ребенка самому себе, и оставление его со своими проблемами наедине ни к чему хорошему не приведет. Родитель должен участвовать в жизни своего малыша и направлять в нужное русло до тех пор, пока он не повзрослеет. Давать учиться на своих ошибках нужно, но не более того. Есть слово “надо”, которое дети должны понимать.

Избалованный ребенок: признаки

Он не может оставаться один в комнате, в детском саду и с другими родственниками. Случается, что дети могут ходить за мамами по пятам. Такое поведение может быть нормой только среди малюток 1,5-2 лет

Если подросший сорванец не представляет досуга без мамы, не может несколько часов побыть с бабушкой, это свидетельствует об избалованности.

Ребенок не хочет делиться сладостями, игрушками и родительским вниманием. Это связано с тем, что малыша слишком лелеяли и старались исполнять все его прихоти по первому желанию.

Частые истерики

Если малыш еще не умеет разговаривать, плач – практически единственный способ выражения чувств. Однако если речь идет о дошкольнике, истерики уже выступают средством манипуляции родителями.

Избалованные дети 5лет – 6 лет

У ребенка нет желания помогать взрослым. Малюткам двух-трех лет еще вполне можно помогать убирать за собой разбросанные игрушки, фломастеры, книги и т.д. Но ребятам постарше уже подобает самостоятельно наводить порядок.

Привередливость в еде. Если ребенок на диете, без сомнения требуются блюда, приготовленные специально для него. Но если нет причин ломать голову над меню специально для маленького баловня, который требует индивидуального подхода – это уже привычка всегда получать то, что желаешь.

Постоянное недовольство. «Ну что ты ворчишь как дедушка?» — доброжелательно спрашивает мама. В ответ – целая река претензий.

Хамство. И этот признак появляется по причине удовлетворения любых капризов маленького манипулятора. Тех, кто постоянно пляшет под их дудку, дети просто перестают уважать и воспринимают как предмет для осуществления своих желаний.

Привлечение внимания любыми способами. Истерики, крики, перебивание родительского разговора – ребенок делает все, чтобы занимались исключительно им.

Нет умения отвечать за свои поступки. Будь то мелкая провинность дома или драка с соседскими ребятами – все прощается сердобольными родителями. В итоге, человек внешне растет, но в уме остается ребенком, проблемы которого всегда решают взрослые.

Не понимает слова «нет». Дети старше 5-ти лет уже должны контролировать свои желания и понимать, что можно, а что нельзя

Особенно часто такая проблема случается у детей богатых родителей, которые проявляют внимание с помощью подарков.

Негде тренировать социальный интеллект

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, «хулиган, бездельник, троечник», вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в «случайной удаче» или «счастливой судьбе», а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей — от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что «социально компетентные» дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или «строить козни», но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе — отвоевывать себе «место под солнцем», во дворе — выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире «золотого гетто» такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения — со «всемогущими» родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других — ведь их этому не учили, — и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы — иногда по пять-десять раз за все время обучения — это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Дети не осваивают бытовые навыки

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, — им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые программы адаптации и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их «домашние» сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К «золотым» детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха — это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч — водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: «А сегодня мы будем заваривать чай?».

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector