Центральный военно морской музей в санкт петербурге 2019, история российского флота, фото

Возрождение музея

Изменения в кораблестроении от парусного деревянного к паровому броненосному привело к необходимости изучения технического и военно-исторического опыта, воспитании военнослужащих, систематизации изучения истории Российского флота. В связи с этим высшим морским командованием было принято решение о восстановлении Морского музея. В основу Морского музея была определена Модель-камера. Экспонаты частично были возвращены в музей из адмиралтейств, арсеналов и хранилищ.

Для воссоздаваемого музея отводилась половина второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства. В 1867 году музей открыл свои двери для посетителей. В скором времени экспозиция так разрослась, что к 1870 году музею были отданы помещения 3-го этажа.

К 1917 году музей состоял из следующих отделов:

  1. эпоха Петра I;
  2. эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;
  3. эпоха императоров Павла I и Александра I;
  4. эпоха Николая I и Александра II;
  5. эпоха Александра III и Николая II;
  6. «отдел бытовой эпохи генерал-адмирала Константина Николаевича» (созданный на основе морской коллекции, завещанной музею великим князем);
  7. русско-турецкая война 1877–1878 г. г.;
  8. русско-японская война 1904–1905 г. г.;
  9. отдел мировой войны;
  10. артиллерийский отдел;
  11. механический отдел;
  12. отдел портовых сооружений;
  13. этнографический отдел;
  14. гидрографический отдел. 

В те времена музей был центром технического прогресса. В нем были представлены новые виды оружия требующие испытания, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты.

Коллекции Военно-морского музея в Санкт-Петербурге

Корабельный фонд

Корабельный фонд насчитывает около двух тысяч уникальных моделей кораблей, а один из самых ценных музейных экспонатов — знаменитый ботик Петра I, который часто называют Дедушкой русского флота.

Ботик Петра Великого

Большой интерес представляют также подводная лодка конструктора Степана Карловича Джевецкого 1881 года, модели кораблей в масштабе 1:12 и уникальные модели кораблей неосуществленных проектов. Так, например, здесь можно увидеть модель эскадренного броненосца конструкции Эраста Гуляева, в которой впервые в мире детально проработана защита корабля от подводных взрывов.

Коллекция кораблей является одной из самых богатых в мире и не уступает собранию Британского Национального морского музея в Гринвиче.

Оружейный фонд

Коллекция оружия представляет собой предметы вооружения разных времен и разных стран. Среди ценных экспонатов — старинные русские пушки, отлитые из меди Семеном Чугункиным в 1618 году и мастером Иосифом Балашевичем в Глухове в 1692 году, среди экспонатов также — личное оружие императорской семьи.

Вы сможете увидеть шпагу русского флотоводца Павла Нахимова и золотую саблю адмирала Степана Макарова, личное оружие адмиралов Нельсона и Великого князя Константина Николаевича, а также адмиралов Флота СССР Николая Кузнецова и Сергея Горшкова.

Изо фонд

Коллекция насчитывает более 59000 произведений живописи, графики и скульптуры таких известных мастеров как Иван Айвазовский и Петр Клодт, Александр Брюллов и Марк Антакольский, Михаил Микешин и других русских и зарубежных художников и скульпторов.

Знаменный фонд

Кроме коллекции медалей, флагов и знамен, Вы увидите форму моряков XVII–XVIII веков, когда Русский флот только зарождался и современную униформу. Представлена коллекция фалеристики — воинских знаков отличия и нумизматики — редких монет и денежных знаков

Документальный фонд

Здесь хранятся подлинные документы с автографами русских императоров, в том числе Петра Первого, а также Морской Устав 1724 года и петровские жалованные грамоты, документы периода Великой Отечественной войны и уникальные материалы с записями русских флотоводцев.

Документы фонда расскажут нам о жизни и службе русских моряков в XVIII–XX веках.

Фотонегативный фонд

Экспозиция этого фонда представляет посетителям фотографии и фотоальбомы, открытки и негативы, начиная с середины XIX века и до наших дней.

Чертежный фонд

Чертежный фонд насчитывает около 20 000 чертежей кораблей и судов, книг по истории кораблестроения, документы с проектами кораблей, чертежи кораблей с автографами Петра Великого и других выдающихся деятелей государства и флота.

Специальный фонд

Специальный фонд представляет собой коллекцию наград, ювелирных украшений и сувениров из офицерских кают-компаний, изготовленных из драгоценных металлов и камней, выполненных такими известными мастерами, как Карл Фаберже и Павел Овчинников, Александр Любавин и другими талантливыми ювелирами. В коллекции находятся ордена, медали и памятные знаки.

Фонды ЦВММ пополнялись в течение трех веков и сейчас насчитывают около 800 тысяч предметов.

Русские путешественники Иван Федорович Крузенштерн и Михаил Петрович Лазарев, Фердинанд Петрович Врангель и многие другие после каждого возвращения пополняли этнографические, зоологические и геологические коллекции привезенными экспонатами.

Имеется богатая библиотека, многие материалы которой были получены из библиотеки Адмиралтейств-коллегии.

Интересные экспонаты

В музее хранится уникальный экспонат — древний челн, который датирован началом первого тысячелетия до нашей эры.

Ботик Петра І. Этот ботик Петр І нашел в 1688 году гуляя по амбарам с остатками вещей его деда – Никиты Ивановича Романова. Уникальность ботика состояла в том, что он ходил под парусами и мог идти не только по ветру, а и против него. После его реставрации, Петр освоил управление и с удовольствием катался по Яузе. В дальнейшем Ботик был водружен на деревянную тумбу, как памятник в честь Ништадтского мирного договора.

Черепаховые корабли. 25 изумительных по своему внешнему виду моделей кораблей ручной работы были изготовлены японскими мастерами из черепашьих панцирей. Они заказывались моряками в 19 веке как подарок для императора. В дар музею их передал император Николай ІІ.

Во время переезда Военно-морского музея в запасниках сотрудники обнаружили металлический диск. Что это такое, они поняли не сразу. А когда узнали – удивились. Прибор, который находился вне экспозиции больше 70 лет, ничто иное, как исторический навигатор. И был изобретен еще в XVI веке.

Модель-камера в России

После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.

Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.

Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.

С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.

В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.

Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.

К 1825 году  «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:

  1. модель-камеру;
  2. отдел морских карт и инструментов;
  3. библиотеку;
  4. «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.

В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.

75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода

75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода

С 1891 года эта французская артсистема выпускалась по лицензии на Обуховском заводе

Орудие №6022. Изготовитель: Пермский орудийный завод. Заказчик: Морское министерство. Дата приёмки: 6 ноября 1914 г. Приёмщик: Горный инженер коллежский ассесор М.М.Сидоров

Штурвал с колонкой гидравлического привода управления рулём французской фирмы «Акционерное общество Форж И Шантье Де-Ля-Медитерранне — Ла Сейн» (г.Тулон). Предположительно с эскадренного броненосца «Цесаревич», 1901 год

Фрагмент борта крейсера I ранга «Аврора» с пробоиной ниже ватерлинии, полученной в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Макет для обучения будущих инженеров-механиков изготовлен в механических мастерских Кронштадтского морского завода в 1911 году

Компас магнитный, главный, 8-дм, с жидкостью, донной подсветкой, с нактоузом, образца 1908 г. с германского лёгкого крейсера «Магдебург». Снят моряками Балтийского флота при захвате корабля, севшего на камни у острова Оденехольф 26 августа 1914 года

Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года

Модель крейсера I ранга «Варяг» создана на судоверфи американской фирмы The William Cramp and Sons Ship and Engine Building Company, где был заказан корабль

Модель крейсера I ранга «Варяг», названного в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 гг. на помощь правительству президента Линкольна

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная двенадцатью 152-мм/45 орудиями системы Канэ

Мостик и боевая рубка

Бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах

Противоминный калибр на марсовых площадках

Под государственным гербом, в штевне видна передняя крышка 381-мм торпедного аппарата

Кормовая надстройка

37-мм пушка Гочкиса для вооружения корабельных шлюпок и катеров

Фуражка командира крейсера «Варяг» капитана I ранга В.Ф.Руднева. Пробита осколком снаряда во время боя 27 января 1904 года

Мореходная канонерская лодка «Кореец» (заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме)

Медаль «За бой »Варяга» и »Корейца» при Чемульпо. 27 января 1904 г.» принадлежала командиру крейсера «Варяг» капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу

Орден Святого Георгия IV степени, принадлежал капитану I ранга В.Ф. Рудневу

Закладная доска крейсера «Варяг»

Карманные часы командира крейсера капитана I ранга В.Ф. Руднева

Как работает музей

Рабочий день начинается с 11 и продолжается до 18 часов. Режим работы кассы с 11.00 до 17.15. Выходными днями являются понедельник и вторник. Администрация работает с полдесятого до шести вечера. Перерыв с часу до полвторого. Отдыхают они в субботу и воскресенье.

Билет для взрослых стоит 300 рублей*, для пенсионеров, инвалидов, студентов ВУЗов очного обучения при предъявлении документов — 200*, школьники и ученики техникумов при предъявлении удостоверений платят всего сто*. Для детей дошкольного возраста, инвалидов первой и второй группы, колясочников, сопровождающих – вход бесплатный.

Важно! Фотографировать в музее нельзя за исключением профессиональной фото- и видеосъемки, которая стоит в выставочном зале для каждого посетителя 5000 рублей*. Фотографа должен сопровождать сотрудник музея

Есть возможность снимать свадьбу и другие торжества в залах для групп, не более чем 10 человек. Стоимость составляет 5000 руб.*

Краткая история

Впервые музей ВМФ в Санкт Петербурге упоминается в письме Петра Первого в январе 1709 года. Тогда речь шла о модели-камере — хранилище моделей кораблей и их чертежей. Местонахождение находится в Главном Адмиралтействе, там во времена императора строился флот для Балтики.

Позже, в 1805 году был образован музей, где коллекцию составляли модели-камеры. К концу 18-го века он достиг мировой известности, став величайшим центром культуры. В двухсотлетний юбилей музей стали называть в честь Петра Первого. До 1924 года у него было несколько наименований. Остановились в конце концов на названии, известном сегодня.

Центральный военно-морской музей. Экспонат

Летом 1939 в Санкт Петербурге военно-морской музей получил под свое расширение здание биржи. Через полтора года уже в новых залах появилась экспозиция, радующая всех гостей Северной столицы. Но спустя 4 месяца началась ВОВ. Ценные экспонаты уехали в Ульяновск. Летом 46-го все, что принадлежало музею, вернулось в его пенаты, так двери для петербургских жителей и гостей снова распахнулись.

В 1956 году на крейсере «Аврора» был открыт первый филиал. В 72-м в Осиновце появился филиал «Дорога жизни». В 80-м в Кронштадтском Морском соборе начала работу экспозиция «Кронштадтская крепость». Еще одним филиалом можно назвать подводную лодку Д-2 «Народоволец». Так, в 1994 году появился первый музей под водой.

В 1975 году ЦВММ наградили орденом Красной Звезды за пропаганду морского флота. Начиная с восьмидесятых годов было налажено сотрудничество с другими музеями страны, а также с иностранными учреждениями. До сих пор эти связи позволяют делиться экспозициями.

Важно! В фонд входит свыше 700 тысяч экспонатов, которые накопились за все время существования музея. Здесь можно увидеть корабельную технику, холодное и огнестрельное оружие, произведения изобразительного искусства, одежду морских пехотинцев, награды, знаки отличия, флаги и знамена, а также документы, рукописи, фотографии, негативы и чертежи

Свыше 2 тысяч моделей кораблей бьют все рекорды отражения истории кораблестроения.

Начиная с 2012 года, начали работать шесть залов с выставочными моделями. Через два года музей был открыт для экспозиций, расположившихся на площади в 19 залов.

Экспозиция

Коллекции музея занимают 19 залов на двух этажах, в комплексе есть зал для проведения лекций и кинопоказов, а также кафе. Экспозиция позволяет ознакомиться с историей русского флота, начиная с особенностей мореплавания в древнейшие времена и до современного состояния отечественного флота. Несомненно, важным периодом является петровская эпоха и создание регулярного флота, позволившего добиться серьезных побед. Вообще история развития флота тесно переплетается с важными событиями в истории страны, поэтому посещение музея даст возможность проследить и основные вехи развития государства.

В XIX веке помимо морских сражений военные моряки участвовали в исследовательских мероприятиях — кругосветных плаваниях, Архипелагской экспедиции. В экспозиции представлено много моделей кораблей, которые позволяют составить полное представление об эволюции кораблестроения. Одним из знаковых экспонатов является ботик Петра Великого, кроме того, в музее можно увидеть модели кораблей в масштабе 1:12. Посетители могут ознакомиться с моделями крейсеров, броненосцев, миноносцев, фрегатов, яхт, катеров, подводных лодок и других типов кораблей, а также в залах представлены мореходные инструменты.

alla38

Кроме того, в музее выставлены модели кораблей, которые в свое время существовали только в качестве проектных чертежей, они так и не были построены по тем или иным причинам. Любопытными экспонатами являются и предметы оружия, в залах размещены образцы вооружения не только нашей страны, они охватывают периоды от Средних веков до современности. В коллекции музея — мечи, шпаги, кортики, пушки, мушкеты, винтовки, мины, ракеты, гранаты и другие предметы. К особенно ценным экспонатам относятся шпага, принадлежавшая флотоводцу Нахимову, сабля вице-адмирала Макарова, наградное холодное оружие, над созданием которого трудились лучшие мастера Златоустовской оружейной фабрики.

Среди музейных предметов также произведения изобразительного искусства, связанные с военно-морской тематикой — гравюры, живописные работы, плакаты, скульптурные композиции. Интерес представляют униформа моряков разных временных периодов, медали, предметы быта, знамена, флаги и вымпелы, документы.

Регулярно в музее проводятся временные выставки, часто они приурочены к памятным датам в истории развития флота.

alla38

Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота

И-16 тип 28 (зав. № 28213-95) с двигателем М-63 (зав. № 632707), собранный 5 августа 1940 года. 72-й САП авиации СФ

В декабре 2010 года, во время перееезда музея, при перевозке экспонатов ЦВММ из здания Биржи в Крюковы казармы, вследствие действий сотрудников компании-перевозчика, истребитель упал с высоты в 4-5 метров. Судя по высоте падения, истребитель планировали подвесить на тросах, подобно тому, как он висел в прежнем здании музея. В результате инцидента у самолёта сломаны элементы креплений стоек шасси, сильно повреждены нижняя часть фюзеляжа и плоскости в местах крепления к центроплану.
Восстановление повреждённой машины завершилось летом 2014 года. Реставрационные работы проводили сотрудники 419 авиационного ремонтного завода.

Что входит в экспозиции

Морской порт Сочи

Экспозиция

Какова экспозиция каждого из этих залов:

  • Первый зал нижнего уровня посвящен русскому судостроению древнейших времен, развитию флота в России вплоть до Крымской войны. Здесь можно увидеть самые разные модели кораблей, оружия, техники, трофейные флаги, картины.
  • Первый зал верхнего уровня включает в себя экспедиции флота России, направленные в Северную Америку. Здесь можно проследить, как развивался военно-морской флот после Крымской войны.
  • Второй зал состоит из российского императорского флота конца 19-го и начала 20-го века.
  • Третий включает крейсер «Варяг», участвовавший в русско-японской войне.
  • Четвертый также посвящен русско-японской войне вместе с обороной порта Артура и Владивостока.
  • Пятый включает Цусимское сражение в войне с японцами.
  • Шестой создан по примеру русского императорского флота 1905 года.
  • Седьмой зал связан с балтийским флотом Первой мировой войны.
  • Восьмой посвящен морской флотилии Черного моря и Северного Ледовитого океана.
  • Девятый отличается флотом в 1917 году, с которым был захвачен Зимний дворец в революцию, а потом велась гражданская война и иностранная интервенция до 1922-го.
  • Десятый посвящен ВМФ СССР до Второй мировой войны.
  • Одиннадцатый полностью связан с началом Великой Отечественной войны.
  • Двенадцатый посвящен ВОВ в 42-м году.
  • Тринадцатый связан с ВОВ за год до ее окончания.
  • Четырнадцатый показывает флотилию в год окончания войны.
  • Пятнадцатый отличается строительством флотилии в две пятилетки после войны.
  • Шестнадцатый показывает, как рос уровень флота в ногу с научно-технической революцией в следующие две пятилетки.
  • Семнадцатый рекламирует ракетно-ядерный флот вплоть до 75-го года.
  • Восемнадцатый зал свидетельствует об океанском ракетно-ядерном флоте вплоть до распада СССР.
  • Последний, девятнадцатый зал представляет вниманию российский флот.

Все 19 залов, учитывая, что первых имеется два поэтому их все же 20, помогают проследить историю развития военного флота сначала в Российской империи, потом в Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации.

Залы музея ВМФ

Бесплатное посещение

Бесплатные категории

Право на бесплатное посещение ФГБУ «ЦВММ» Минобороны Россиии и его филиалов имеют следующие льготные категории посетителей (при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего право на него):

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
  • Полные кавалеры орденов Воинской и Трудовой Славы за службу Родине 3-х степеней;
  • Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;
  • Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;
  • Родители и жены погибших военнослужащих;
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети);
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  • Курсанты военно-учебных заведений;
  • Воспитанники суворовских и Нахимовского училищ, кадетских корпусов, классов;
  • Сотрудники музеев Российской Федерации, члены творческих союзов: музейных работников, художников, архитекторов, дизайнеров, члены Международного совета музеев (ICOM);
  • Дети до 7 лет;
  • Военнослужащие запаса в\части 99005 (крейсер «Михаил Кутузов»), в\части 22885-А (крейсер «Аврора»).

Бесплатные дни

В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года устанавливается право бесплатного посещения ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России для следующих категорий посетителей:

  • Многодетные семьи (от 3-х детей и более);
  • Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы;
  • Гражданский персонал министерства обороны РФ;
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
  • Учащиеся средних профессиональных учебных заведений;
  • Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения);
  • Дети до 18 лет;
  • Дети по потере кормильца.

Дополнительная информация

Адрес: город Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 69а, площадь Труда, дом 5. Дается двойной адрес для легкого нахождения приезжими, так как учреждение находится на углу. Вход с площади Труда.

Метро со станцией «Адмиралтейская» расположено в тридцати минутах ходьбы. Такой способ неудачен, так как можно устать.

Ходит троллейбус с номерами 5 и 22, автобус с №№ 3, 22, 27. Выйти нужно на остановке «Площадь Труда». Садиться нужно на транспорт, который идет в сторону Дворцовой площади, а не Московского вокзала. Вход с набережной Крюкова.

Морской музей

Обратите внимание! На первом этаже расположено кафе, где можно подкрепиться после полуторачасовой прогулки по зданию. Цены здесь, конечно, выше, чем в кафе спального района

Алкоголь, разумеется, не продается. Чай в пакетиках, мороженое стоимостью 50-60 рублей*, капучино стоит 150*, кусок торта до 200 рублей*.

В музее есть магазин с сувенирами, в воскресенье выходной день.

Посетить учреждение, где собраны все корабли со всех эпох российской флотилии — это огромный подарок для мужчины и детей. Поэтому стоит выделить несколько часов из своего времени, чтобы побывать в этом необычном музее, где пахнет не пылью старых гобеленов, а запахом просмоленных канатов и сладковатым духом железа корабельных пушек.

*Цены актуальны на август 2018 года.

О музее

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.

В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.

В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы в его экспозицию.

В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

После войны начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» — первом в нашей стране корабле-музее. В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни». В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец» завершились открытием в 1994 г. мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.

Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.

С 1980-х гг. вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Ныне музей поддерживает деловые связи, организует совместные выставки с десятками российских и зарубежных музеев.

За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000. В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.

С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах.

В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).

В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В 2013 г. начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р от 11 сентября 2019 г. Центральному военно-морскому музею было возвращено историческое наименование «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого».

В 2020 г. в состав ЦВММ вошел новый филиал — Музей Черноморского флота (г.Севастополь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector