Лечение дебильности
Содержание:
- Идиотия имбецильность
- Диагностика Умственной отсталости:
- Умственная отсталость олигофрения
- Общие сведения
- Симптомы
- К каким докторам следует обращаться если у Вас Умственная отсталость:
- Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
- Рекомендации для родителей детей с СДВГ
- Степени
- Диагностика и лечение
- Online-консультации врачей
- Симптомы умственной отсталости
- Литература
- Диагностика
- Диагностика
- Причины
- Примечания
Идиотия имбецильность
Средняя степень олигофрении носит наименование имбецильности. Патология может быть врожденной или возникнуть в первые месяцы жизни в случае получения травм головы или перенесении некоторых вирусных инфекций.
Имбецилы в отличие от дебилов не в состоянии полностью обслуживать себя, но могут самостоятельно выполнять простые механические действия. Например, они в состоянии обеспечивать свой гигиенический уход. Пациентов, страдающих олигофренией в стадии имбецильности, могут признавать обучаемыми. Они осваивают простые навыки чтения. Как правило, такие больные не в состоянии осваивать счет и выполнять простейшие математические действия. При этом такие пациенты показывают высокую степень привязанности к родным, они понимают родственные чувства, могут находить друзей в кругу таких же пациентов. Но отличаются полным отсутствием инициативы. Теряются при малейшем изменении окружающей обстановки. Нуждаются в постоянном уходе, не способны к каким-либо самостоятельным действиям.
Идиотия является самой сложной степенью олигофрении. При этом варианте патологии почти полностью или полностью отсутствуют мышление и речь. На эмоциональном уровне пациенты способны только на самом примитивном уровне демонстрировать наличие удовольствия или неудовольствия. Родственников от посторонних такие больные отличит не в состоянии. Могут произносить лишь отдельные, несвязанные и неосознанные, звуки.
Диагностика Умственной отсталости:
Диагноз основан на выявлении умственной отсталости по нижеследующим критериям:
Легкая умственная отсталость (F70).
Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Социальное функционирование ограничено, но возможно в любой общественной группе.
Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни. Возможно достижение полной независимости в уходе за собой (прием пищи, комфортное поведение), домашних навыках. Основные затруднения в школьной успеваемости, задержка обучаемости чтению и письму. Возможна частичная компенсация благодаря социальному окружению. Мышление предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Возможно обучение неквалифицированному ручному труду. Эмоциональная и социальная незрелость. Соответствует дебильности.
Умеренная умственная отсталость (F71).
Уровень когнитивных способностей (КИ) 35-49, соответствует возрасту 6-9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.
Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией. Соответствует имбецильности.
Тяжелая умственная отсталость (F72).
Уровень когнитивных способностей (IQ) 20-34, соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий.
Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.
Глубокая умственная отсталость (F73).
Уровень когнитивных способностей (IQ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Соответствует идиотии.
Дифференциальная диагностика
Умственная отсталость дифференцируется с другими расстройствами в детском возрасте, которые могут внешне затруднять оценку интеллекта, например, синдром Ретта, симбиотический психоз. Дефект при шизофрении, развивающейся в детском возрасте, также может быть похож на олигофрению. Кроме того, с психической депривацией в детстве, связанной с принадлежностью родителей ребенка к тоталитарной секте, дефектами зрения и слуха родителей, пребыванием их в хроническом психозе.
Умственная отсталость олигофрения
Данное отклонение вызывает умственную отсталость, которая выражается в:
- снижении навыков, получаемых в процессе взросления человека;
- задержки общего развития интеллекта.
На самом деле в медицине есть общий термин, которым называют все отклонения развития человека – задержка психического развития. Отличить олигофрению от других патологий можно по следующим признакам:
- очень сложно поддается обучению;
- многократное усвоение одной и той же задачи практически ни насколько не увеличивает шансы на ее усвоение;
- полное разрушение функций головного мозга;
- интеллектуальный дизонтогенез;
- за очень редким исключением невозможность стать полноценным членом общества.
Общие сведения
Умственная
отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние
общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных
способностей.
Умственная
отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и
патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития,
родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость
является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом
когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).
Долгое время
общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был
термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е.
малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого
им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).
Симптомы
Ведущие признаки олигофрении – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями заболевания становится социальная дезадаптация детей.
Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более олигофрения – процесс непрогредиентый.
Общие признаки заболевания:
- снижен уровень интеллекта;
- мотивация в поведении отсутствует;
- мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
- отсутствует способность предусматривать последствия действий;
- неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
- неспособность усваивать знания и применять их на практике;
- дезадаптация в коллективах;
- трудности с соблюдением режима дня;
- плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
- сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Умственная отсталость:
Психиатр
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Умственной отсталости, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.
Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:
- Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
- Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
- По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
Составить режим дня и строго ему следовать
Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
Следить за питанием ребенка
Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим — в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.
Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители — без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!
Степени
В зависимости от снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени олигофрении: легкая, умеренная и глубокая.
Дебильность (легкая)
Заболевание легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников
Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне
Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.
Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.
Имбецильность (умеренная)
Умеренная форма заболевания – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.
Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций
Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно
Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.
Идиотия (глубокая)
Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой степенью заболевания имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.
Диагностика и лечение
Раннее выявление умственной отсталости дает возможность составить и воплотить в жизнь индивидуальную программу лечебно-коррекционных мероприятий, обучения и социальной адаптации ребенка, обеспечив ему наиболее благоприятные условия для развития. Поэтому всех малышей нужно регулярно показывать педиатру, неврологу, детскому психиатру, чтобы не пропустить соответствующие признаки, а при подозрении на умственную отсталость необходимо как можно раньше пройти полное обследование.
Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, который подберет необходимый объём диагностических мероприятий: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, тест Векслера (определение степени умственной отсталости), ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку.
В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия и коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия, групповая терапия (психологический МИМ-театр).
Вырастая, дети становятся полноценными членами общества, получают профессии, самостоятельно зарабатывают на жизнь, заводят семьи. При более тяжелых степенях умственной отсталости такая коррекция невозможна, однако не стоит отчаиваться — во многих случаях таких детей можно обучить общению и навыкам самообслуживания, существенно облегчив жизнь и им самим, и тем, кто за ними ухаживает.
Так же, врач-психиатр определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.
Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.
Online-консультации врачей
Консультация проктолога |
Консультация хирурга |
Консультация кардиолога |
Консультация ортопеда-травматолога |
Консультация косметолога |
Консультация гомеопата |
Консультация оториноларинголога |
Консультация репродуктолога (диагностика и лечение бесплодия) |
Консультация онколога-маммолога |
Консультация психиатра |
Консультация вертебролога |
Консультация диетолога-нутрициониста |
Консультация гинеколога |
Консультация онколога |
Консультация нарколога |
Новости медицины
6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021
Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021
Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020
В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020
Новости здравоохранения
Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021
В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020
Симптомы умственной отсталости
Выделяют степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.
Дебильность (легкая форма) характеризуется нарушением формирования абстрактности мышления.
Имбецильность (средняя форма) проявляется тем, что больные формируют только представление о чем-то, а формирование понятия для них затруднительно. Сохраняется способность к самообслуживанию. Запас слов в лексиконе ограничен. Больные адаптируются только в знакомой обстановке, их интересы примитивны.
При идиотии (тяжелая форма) у пациентов отсутствует познавательная деятельность, они не способны себя самообслуживать. В поведении таких людей отмечаются примитивные двигательные реакции монотонного или хаотичного характера.
Степень умственной отсталости определяют по уровню IQ: 55−69% — легкая, 40−54% — средняя, 25−39% — выраженная, 10−24% — глубокая.
Литература
- Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2.
- Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989.
- Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.
- Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988.
- Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — СПб., 2005. — 150 с.
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.
- Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с.
- Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, . — Т. 2. — 783 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-02676-1.
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб: Речь, 2003. — 397 с. — ISBN 5-9268-0212-1.
Диагностика
Для диагностики олигофрении и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол – характеристика. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов. В России используется адаптированная версия теста Векслера.
Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.
Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск заболевания до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.
Диагностика
Диагностические критерии МКБ-10
Общие диагностические указания F7x.x в МКБ-10:
- A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
- B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
- C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
- D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
- E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения
- F7x.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
- F7x.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
- F7x.8 — с другими нарушениями поведения
- F7x.9 — без указания на нарушения поведения.
Указания на причину
Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к умственной отсталости:
- F7x.x1 — …обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как токсоплазмоз, краснуха, сифилис; постнатальные инфекции, такие как энцефалит, абсцесс мозга; интоксикации, такие как желтуха, токсикоз беременных, отравление свинцом)
- F7x.x2 — …обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: постнатальная травма или гипоксия; механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах)
- F7x.x3 — …обусловленная фенилкетонурией
- F7x.x4 — …связанная с хромосомными нарушениями (например: синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).
- F7x.x5 — …обусловленная гипертиреозом
- F7x.x6 — …обусловленная гипотиреозом
- F7x.x7 — …связанная с недоношенностью
- F7x.x8 — …обусловленная другими уточнёнными причинами (например: врождённая аномалия головного мозга, краниосиностоз, микроцефалия, гипертелоризм и т. д.)
- F7x.x9 — …обусловленная неуточнёнными причинами
Дифференциальный диагноз
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Причины
Причины олигофрении полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития, либо в первые месяцы жизни новорожденного.
Наиболее распространенные причины формирования заболевания:
- интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
- заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
- тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
- травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
- внутриутробное заражение токсоплазмозом;
- наследственный фактор;
- воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
- нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
- неблагополучная окружающая среда.
Наиболее частые причины того, что рождаются умственно-отсталые дети – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.
Примечания
- , с. 612.
- , с. 613.
- ↑
- Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. — М., 1989—1990. — С. 63.
- Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
- ↑ , с. 27.
- Гольдовская Т. И., 1970
- Чуркин А. А., 1997
- Rutter M., 1970
- Gustavson K., 1977
- (Гольдовская Т. И., Тимофеева А. И., 1970
- Chelly J, Khelfaoui M, Francis M, Che´rif B and Bienvenu T. Genetics and pathophysiology of mental retardation. European Journal of Human Genetics (2006) 14, 701—713
- ↑ Ю. В. Попов, В. Д. Вид. Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — С. 358—359. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9 (ошибоч.).
- В. М. Блейхер, И. В. Крук. // Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
- В. М. Блейхер, И. В. Крук. // Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
- S. S. Sparrow, D. A. Balla, D. V. Cicchetti (1984) Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle Pines, MN: American Guidance Service
- ↑ В. М. Блейхер, И. В. Крук. // Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
- Жмуров В. А. Пфропфгебефрения // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2 изд. — 2012.
- , с. 317.
- , с. 318.