До какого возраста дети спят днем: точные и ложные признаки отказа ото сна
Содержание:
- Часы бодрствования
- Особенности изменения режима сна детей
- Распорядок дня: таблица по часам
- Купание и закаливание
- Нарушения распорядка дня
- Ключ к спокойному сну
- Развитие мелкой моторики
- Как правильно организовать распорядок дня?
- Страшные сказки на ночь
- Чистота и гигиена
- Дети от 9 до 12 месяцев
- Физическое развитие
- Помощь в развитии: действия родителей
- Малыш идет на прогулку
Часы бодрствования
Время бодрствования 9-месячного ребёнка следует наполнить полезными и интересными занятиями. Важным в этом возрасте является развитие моторики — с такой сложной задачей помогут справиться пальчиковые игры, которые обычно очень нравятся малышам, или яркие лоскутки ткани с пришитыми на них пуговицами. Дети любят рассматривать картинки, поэтому среди игрушек вполне могут появиться картонные книжки или карточки. Большинство из них уже умеет ползать, поэтому можно играть с ними в догонялки или прятки, давать мячики.
Пальчиковые игры стимулируют развитие мелкой моторики
В распорядке дня ребёнка должна быть гимнастика. Проводить её нужно ежедневно в одно и то же время. Оптимально делать это через 40–50 минут после завтрака. Так между приёмом пищи и активным времяпрепровождением будет достаточный перерыв, но у малыша останется время до первого дневного сна.
Как и более младшие дети, подросшие крохи любят гимнастику на фитболе. Это не только весело, но и полезно для развития крупной моторики и вестибулярного аппарата. Этот спортивный тренажёр можно чередовать с упражнениями на пелёнке.
Дневные прогулки
Важным элементом в распорядке дня являются прогулки. Если малыш спит в коляске, то на свежем воздухе можно проводить один из снов. При двух дневных отдыхах лучше устраивать на улице первый, а при трёх — самый долгий, как правило, второй. Но не все дети в 9 месяцев соглашаются на эти условия. В таком случае прогулка становится способом получить новые впечатления.
При хорошей погоде гулять нужно 2 раза в день. Продолжительность нахождения на улице зависит от времени года и желания родителей. Например, летом можно проводить на воздухе несколько часов, взяв с собой в парк или сквер плед и лёгкий перекус. Зимой при несильном морозе длительность прогулки составляет около 1–1,5 часов.
С ребёнком необходимо ежедневно гулять на улице
Купание
В большинстве семей принято купать детей перед ночным отдыхом — чаще всего это занятие действует расслабляюще, помогает «смыть» дневные эмоции. В этом случае оно становится частью ритуала отхода ко сну, который можно дополнить пожеланием спокойной ночи родителям или игрушкам, пением колыбельной, чтением сказки.
Но есть и такие малыши, которых купание, наоборот, возбуждает. Для них водные процедуры лучше проводить утром или после дневного сна. Но, главное, не стоит вовсе отказываться от ванной.
Купание наряду с прогулками является частью закаливания и становления иммунитета
Особенности изменения режима сна детей
Крайне важно устанавливать режим дневного и ночного сна, начиная с первых месяцев жизни. Однако нередко встречаются случаи, когда дети спят большую часть дня и активно бодрствуют в ночное время
Либо наоборот, засыпают уже в 18-19 часов вечера, просыпаясь к 5 утра. В подобных ситуациях рекомендуется постепенно изменить режим сна
Однако нередко встречаются случаи, когда дети спят большую часть дня и активно бодрствуют в ночное время. Либо наоборот, засыпают уже в 18-19 часов вечера, просыпаясь к 5 утра. В подобных ситуациях рекомендуется постепенно изменить режим сна.
Как нормализовать ночной сон
В том случае, когда ребенок спит днем и активно проводит время ночью, следует ограничить его сон в светлое время суток. Для этих целей может быть составлена таблица с расписанием, соблюдая которое можно постепенно привести соотношение сна и бодрствования в норму.
Если кроха слишком поздно ложится и долго спит по утрам, необходимо будить его. Это позволит сформировать приемлемый режим дня.
Когда ребенок засыпает еще с вечера и просыпается утром слишком рано, следует постепенно сдвигать время отхождения ко сну.
- На протяжении первой недели ребенок будет укладываться спать в 19-30,
- Всю вторую неделю — в 20-00,
- На третьей неделе — в 20-30 и т.д.
Для более плавного перехода можно сдвигать процедуру укладывания не на 30, а на 15 минут еженедельно.
При этом малышей не следует укладывать позднее 20-30 или 21 часов вечера, поскольку после этого времени они становятся слишком уставшими и им уже тяжело уснуть
Как планировать дневной сон
Есть два подхода. Дневной сон можно либо планировать в одно и то же время ежедневно, либо укладывать ребенка спать, исходя из признаков его усталости. В данном случае оба варианта допустимы при правильном соотношении дневного и ночного сна.
Менять неправильный режим сна следует в обязательном порядке – даже если подобный нарушенный режим удобен родителям. Иначе неправильно сформировавшийся режим грудного ребенка может обернуться серьезными проблемами в более старшем возрасте.
На четвертом месяце жизни малыш все больше времени начинает проводить, бодрствуя. Увеличиваются объемы питания, и некоторым детям педиатры разрешают пробовать новые вкусы: наступает время вводить прикорм в виде злаковых каш, фруктовых или овощных пюре.
В режим дня крохи входит все больше занятий, призванных развить его двигательные навыки. Активные малыши старательно осваивают перевороты и ползание, и ваша задача — как можно больше времени в период бодрствования посвящать упражнениям, которые укрепят мышцы младенца и будут способствовать закреплению новых умений.
Распорядок дня: таблица по часам
Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и до 11-и часов | Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе. |
С 11-и часов до 13-и | Различные игры или развивающие занятия с родителем. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 15 часов | Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность. |
С 15-и часов до 16:30 | Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице. |
С 16:30 до 16:45 | Полдник. |
С 16:45 и до 18-и часов | Второй сон. |
С 18-и часов до 18:30 | Пробуждение, переодевание, общение. |
С 18:30 до 19-и часов | Ужин. |
С 19-и часов до 20:30 | Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме, развитие. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и часов до 11-и | Игры в домашней обстановке. |
С 11-и часов до 12:30 | Одевание, прогулка на свежем воздухе. |
С 12:30 до 13-и часов | Переодевание, общение. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 16:30 | Дневной продолжительный единственный сон. |
С 16:30 до 17-и часов | Переодевание, общение с родителем. |
С 17-и часов до 17:15 | Полдник. |
С 17:15 до 17:30 | Одевание, общение. |
С 17:30 до 19-и часов | Прогулка на улице. |
С 19-и часов до 19:15 | Переодевание. |
С 19:15 до 19:45 | Ужин. |
С 19:45 до 20:30 | Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.
Купание и закаливание
Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.
Нарушения распорядка дня
Очень часто сбои режима дня происходят, когда ребенок болеет, режутся зубки, или по другим причинам. Иногда во время путешествий при перелете на самолете также сбивается привычный распорядок. Ничего страшного, постепенно кроха придет в норму и восстановит привычный распорядок.
Если малыш выбился из режима
Бывает, что малыш здоров, а спать уложить не получается вовремя. Родителям стоит анализировать все события и искать причину такого поведения. Причины бывают разные:
- Иногда ребенок не сильно устает, поэтому нужно добавить активных игр с элементами физического развития.
- В других случаях ситуация противоположная. Уснуть кроха не может из-за перевозбуждения. В этом случае рекомендуется исключить активные быстрые игры за некоторое время до сна.
Режим ребенка в годик очень важен для его развития и полноценного роста
При планировке дня важно учитывать не только особенности и пожелания крохи. Составлять распорядок дня нужно так, чтобы малышу было удобно, но при этом родителей также он устраивал
По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно.
Ключ к спокойному сну
Один из самых распространенных мифов о сне — миф о том, что дети по ночам НЕ СПЯТ. Это не так. Дети не враги сами себе и они хотят спать не меньше, чем мы, взрослые. Конечно, есть исключения — дети, которые практически не спят или спят очень мало, но даже таким деткам можно помочь, применяя следующие советы. Перед тем, как воспользоваться ими, убедитесь, что проблема именно во сне и что ребенок не болен, не голоден и не испытывает жажды.
Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра. Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен
Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить
Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.
При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.
Если в вашем доме постоянным фоном включён телевизор, обращайте внимание на то, какие телепрограммы служат этим фоном. Криминальные сериалы вряд ли будут хорошо сказываться на нервной системе ребенка
Даже если это просто мультфильмы, то в них часто кричат персонажи, приводя маленьких зрителей в возбужденное состояние. А между мультфильмами зачастую показывают короткие, но очень нужные всем вставки новостей, способные вывести из равновесия даже взрослого человека. Эти кадры могут откладываться у ребенка в подсознании и потом всплывать перед сном — как раз в то время, когда он ни о чем особенном не думает. И страшная картина несущейся на скорости машины из новости об аварии, стреляющих бородатых дядек из военной сводки или другие «десерты» для мозга могут стоять у него перед глазами, пугая и не давая уснуть.
Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.
Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.
Развитие мелкой моторики
Какие действия помогут ребенку в 1 год развить мелкую моторику:
Чистка вареного яйца
Одно из самых действенных занятий. Игра позволяет развивать «щипковый» и «пинцетный» захват, обеспечивает тренировку пальцам. Просто сварите яйцо!
Некоторые родители полагают, что ребенок в 1 год не справится с предложенной задачей
Он действительно может не сразу осознать, чего от него ждут – важно объяснить. Предложите складывать скорлупу на небольшую тарелочку – это повысит интерес к игре, придаст ей смысл в глазах годовалого малыша
Как это происходит? Вероятно, кроха не сможет одновременно удерживать яйцо и чистить его – держать его придется вам. Скорлупки могут падать – это не страшно. Главное стремление малыша выполнить задачу.
Отрывание с кубика кусочков скотча
Эта игра чем-то похожа на предыдущую, и от вас требует некоторой подготовки: приклеить на кубик небольшие кусочки скотча
Важно, чтобы краешки приклеенных полосок торчали в разные стороны, и у малыша была возможность схватить их. Больший интерес у ребенка в 1 год вызовет последующее приклеивание полосок на другой предмет – приготовьте его (например, лист бумаги)
Разворачивание предметов в фольге
Очень полезное упражнение для мелкой моторики. Выберите небольшую игрушку или иной предмет, и заверните его в фольгу. Предложите крохе посмотреть, кто спрятался внутри блестящей упаковки. Предусмотрительно оставьте торчать маленький краешек фольги, чтобы ребенок мог ухватиться за него.
Как правильно организовать распорядок дня?
Необходимо правильно организовать распорядок дня ребенка в 1 год. Подстраивать режим малыша под свой не следует
Важно учитывать потребности младенца. Нужно понаблюдать за ребенком
Организм грудничка сам подскажет ему и родителям, когда время бодрствовать, а когда пора укладываться спать.
Надо научиться понимать потребности малыша. Но полностью полагаться на то, что годовалый ребенок будет инстинктивно чувствовать, когда ему пора спать или есть, не стоит. Многое зависит от темперамента.
Например, малыш-флегматик, может заснуть сам, если устанет. Сангвиникам или холерикам без помощи матери не обойтись. Если не уложить таких детей спать вовремя, то это способно привести к сильному перевозбуждению.
Если перевозбуждение будет возникать регулярно, то уже спустя пару месяцев оно приведет к таким нежелательным последствиям:
- ухудшение аппетита;
- раздражительность;
- лабильность настроения;
- подверженность различным инфекционным и вирусным патологиям;
- расстройство сна;
- снижение массы тела;
- отставание в развитии.
Когда малыш голоден, он начинает плакать и причмокивать губками. Если грудничок устает, то он будет зевать, тереть глаза руками, становится апатичным. Надо учитывать, что у годовалых детей имеются свои биологические ритмы. Режим дня нужно подстраивать под них.
Так ребенку будет гораздо проще привыкнуть жить по графику.
Распорядок дня должен включать:
- умывание после сна, вечернее купание;
- прогулки на улице;
- кормление;
- гимнастику;
- игры, занятия;
- сон.
Режим не должен быть слишком строгим. Необходимо определять не точные часы принятия пищи или сна, а временной промежуток для занятий различного рода.
Страшные сказки на ночь
Читая ребёнку книжку на сон грядущий или напевая колыбельную, мы часто не обращаем внимания на то, о чём именно говорится в сказке или песне. Мы поём колыбельную и уже не удивляемся тому, что, если ты ляжешь на край, то «придёт серенький волчок и укусит за бочок». Читаем малышу «Муху-Цокотуху» и с выражением описываем драматические события, разворачивающиеся в сказке: «Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок…». Или сказку, действие которой происходит в темном-тёмном лесу, где на каком-то этапе один из персонажей умирает, даже если это отрицательный персонаж. Отличная поддержка нервной системы ребенка! А как вам пугалка с Бабайкой, который приходит по ночам к «непослушным» детям? Попробуй тут засни!
Это я к тому, что сказку на ночь тоже нужно выбирать внимательно и стараться, чтобы в ней ни в коем случае не было устрашающих сюжетов и картин.
Чистота и гигиена
Воспитать привычку к чистоте несложно. Кроха приловчится мыть руки с мылом, сморкаться, проситься на горшок, если взрослые научат его. Главное – повторять одни и те же действия многократно, улыбаясь и подбадривая малыша.
Ошибки родителей при проведении водных процедур:
- слишком горячая или холодная вода;
- попадание жидкости (мыла) в глаза и нос;
- намоченные рукава при умывании.
По мере взросления человечек сам начинает понимать, что умываться необходимо утром и вечером, испытывает дискомфорт от грязных рук, стремится сменить испачканную одежду.
В 1 год 4 месяца самое время приучать ребенка к горшку. За его поведением необходимо наблюдать, чтобы заметить признаки беспокойства и вовремя усадить кроху на горшок. Стыдить и наказывать за мокрые штанишки категорически нельзя. Только терпеливое и спокойное поведение родителей поможет достичь результата.
Дети от 9 до 12 месяцев
Ближе к году ребенок становится более самостоятельным. У него развивается координация движений, мелкая моторика. Малыш сам берет соску, сам пьет из бутылочки, учится пить из чашки. В этот период можно учить его есть ложкой.
Это очень активный период изучения пространства. Ребенок хочет знать все: что где лежит, что как открывается. Поэтому ему нужно обеспечить безопасное пространство. Все опасное, что невозможно убрать или поднять выше, должно быть намертво приколочено к стенам. Всегда нужно помнить об опасности выпасть в окно. Надежнее всего всегда находиться в одной комнате с ребенком.
Если необходимо выйти из комнаты даже на минуту, лучше посадить ребенка в его кроватку с бортиками, или в стул для кормления, или в манеж. Годовалые дети очень быстро ползают на четвереньках, могут перевернуть на себя что-то, залезть на диван или стул, упасть, удариться.
Режим дня ребенка после 9 месяцев стремительно меняется. Он спит всего 2 раза в день, больше бодрствует. Кушает 4 раза в сутки. Перерывы между кормлениями могут быть 4-4,5 часа. Ночью ребенок может отказаться от еды сам. Но если он на грудном вскармливании, то может просыпаться в течение ночи 1-2 раза попить молока. Специально ночью будить его, чтобы накормить, не нужно.
Просыпается малыш ночью или нет, зависит от того, насколько хорошо он поел перед сном. Если он съел свою обычную норму, и если с ним погуляли вечером, он будет спокойно спать до самого утра.
Ребенок сам переходит постепенно от одного режима дня к другому, по мере роста. Его не нужно заставлять спать больше или кушать чаще. Малыш следует за своими естественными потребностями, развивается в своем ритме. Ему нужно помогать познавать этот мир в игре, общаться с ним, заботится, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Помощь в развитии: действия родителей
Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.
Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:
- знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
- для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
- изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
- работать с пластилином, глиной, красками.
Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.
Специальные занятия
Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.
Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.
Развивающие игры
В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.
Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:
- Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
- Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
- Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.
Книжки
В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.
Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.
Мультфильмы
Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.
Игрушки
Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.
Рекомендуется использовать:
- музыкальные и говорящие игрушки;
- мягкие мячи;
- кубики и пирамидки;
- игрушки для игры в песочнице;
- мягкие куклы или зверьки;
- имитации предметов быта;
- картонные книги;
- игрушки, которые надо тянуть или толкать.
Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.
Ребенку нужны развивающие игрушки.
Малыш идет на прогулку
Свежий воздух является обязательным для детей в любом возрасте. Поэтому, неудивительно, что годовалому ребенку, как минимум один раз выходить на прогулку.
Ребёнок всё больше нуждается в наблюдение за окружающим миром. Теперь его будет очень сложно удержать сидячим в коляске.
Наблюдая за тем, что происходит вокруг него, называйте малышу всё, что он видит. Дайте ему потрогать листочек с дерева. Объясните, что это орган растения.
Гигиена и водные процедуры
Обязательным является ежедневный уход ребёнка.
Малыш должен начинать своё утро с умывания и заканчивать также этим действием свой день.
В этом возрасте важно научить кроху самостоятельно очищать ротовую полость. Это можно делать, как с помощью специально разработанных для такого возраста зубных щёток, так и с помощью специальных напальчников.
Процедура купания не является обязательной каждый день
Теперь можно проводить водные процедуры и три раза в неделю.
После купания важно смягчить кожу ребенка. Для этой цели вам подойдут специальный детский крем или такое масло.
Если вы ранее не начинали закаливание, то сейчас самое время. Оно может быть представлено обливанием водой на градус меньше, чем привычная температура во время купания.
Вода, в которой купаются ребёнок должна быть приблизительно 33-градусной. Для деток, которые закалённые, оптимальная температура — 30 градусов.
В один год малыша можно приучать к самостоятельным действиям: пусть ребёнок помоет голову, ручки, ножки, животик.