Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Содержание:

Адаптивное значение рефлексов [ править ]

Рефлексы различаются по полезности. Некоторые рефлексы имеют ценность для выживания (например, рефлекс укоренения, который помогает грудному ребенку найти сосок матери). Младенцы проявляют рефлекс укоренения только тогда, когда они голодны и их касается другой человек, а не когда они прикасаются к себе. Есть несколько рефлексов, которые, вероятно, помогли выживанию младенцев во время эволюционного прошлого человека (например, рефлекс Моро). Другие рефлексы, такие как сосание и хватание, помогают установить приятное взаимодействие между родителями и младенцем. Они могут побудить родителей реагировать с любовью и привязанностью и более грамотно кормить своего ребенка. Кроме того, это помогает родителям утешить своего ребенка, позволяя ему контролировать стресс и количество получаемой стимуляции.

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Мышечный тонус новорожденных

Мышечный тонус – некоторая напряженность мышц в состоянии покоя. Благодаря мышечному тонусу тело остается в определенном положении и обеспечивается физиологическая готовность в определенный момент совершить произвольное или непроизвольное движение.

В периоде внутриутробного развития мышцы ребенка постоянно находились в значительном напряжении, что обусловлено малыми размерами матки матери и необходимостью находиться в позе эмбриона. Поэтому некоторый физиологический гипертонус мышц ручек и ножек у новорожденных не считается патологией (сжатость в кулачки, прижатие согнутых в локтях ручек). Постепенно тонус мышц снижается и к 2-ум годам практически приближается к мышечному тонусу взрослого человека. Однако при нарушении соматической нервной регуляции выявляется синдром двигательных нарушений, что является неврологической патологией.

Рефлекс Моро [ править ]

Рефлекс Моро у четырехдневного младенца: 1) рефлекс начинается с подъема младенца с пола и последующего его отпускания; 2) он разводит руки; 3) он втягивает руки в себя; 4) он плачет ( 10 секунд )

Рефлекс Моро — важный индикатор для оценки интеграции центральной нервной системы , названный в честь его первооткрывателя, педиатра Эрнста Моро . Хотя это иногда называют испуга реакции , испуга ответ, испуга рефлекс или рефлекс объятий, большинство исследователей рассматривают его как отличное от испуга рефлекса , и , как полагают, является единственным неграмотный страх в человеческих новорожденных. необходима цитата

Рефлекс Моро присутствует при рождении, достигает пика в первый месяц жизни и начинает примерно в 2-месячном возрасте. Это может произойти, если голова младенца внезапно изменит положение, резко изменится температура или ребенок испуган внезапным шумом. Ноги и голова вытягиваются, а руки тянутся вверх и в стороны ладонями вверх и согнутыми большими пальцами. требуется разъяснение Вскоре после этого руки сводятся вместе, руки сжимаются в кулаки, и младенец громко плачет.

Рефлекс обычно к возрасту от трех до четырех месяцев хотя может длиться до шести месяцев. отсутствие рефлекса может быть связано с повреждением центральной нервной системы младенца , в то время как одностороннее отсутствие может означать травму из-за родовой травмы (например, перелом ключицы или повреждение плечевого сплетения ). В таких случаях также иногда присутствует паралич Эрба или другая форма паралича . В истории эволюции человека рефлекс Моро, возможно, помогал младенцам цепляться за мать, когда их носили с собой. Если младенец терял равновесие, рефлекс заставлял его обнимать свою мать и восстанавливать свою хватку на материнском теле.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые — приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный — это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Рефлексы малышей и их значение

В представлении многих людей новорождённый ребёнок — это чистая доска, «tabula rasa». Собственно, некоторые учёные тоже придерживаются такого мнения, в частности, например, философ Джон Локк как раз и ввёл это понятие в обиход. Тем не менее испокон веков люди наблюдают за тем, что у детей даже первых минут жизни наблюдаются некоторые безусловные реакции, возникающие абсолютно у всех и проявляющиеся одинаково. Такие реакции называются врождёнными безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы — это своеобразный багаж приспособительных механизмов, с которым младенец появляется на свет

И пока детёныш не в состоянии сам позаботиться о себе, за него это может сделать матушка-природа.Важно!Смысл всех врождённых рефлексов заключается в том, что они выполняют жизнеобеспечивающую функцию и способствуют приспособлению ребёнка к окружающей среде

Сегодня в медицинской и акушерской практике врождённые реакции — это один из первых критериев, которые проверяет в роддоме сразу после рождения врач-неонатолог. Наличие рефлексов является нормой для всех новорождённых, а вот отсутствие какого-то из них, его слабая степень или асимметричность проявления могут уже в первые минуты после рождения помочь доктору заподозрить у крохи какие-либо отклонения в работе центральной нервной системы и сразу принять меры, дабы своевременно вылечить малыша от возможных серьёзных патологий. Неонатологи выделяют более десятка рефлексов, которые и подлежат проверке в роддоме. К тому же контроль за рефлекторной деятельностью младенца потом будет проводить патронажная сестра в первые недели дома и врач-педиатр в поликлинике в дальнейшем.

Некоторые из безусловных реакций являются временными и пропадают сразу же после рождения, так как были направлены именно на помощь малышу преодолеть процесс рождения. Другие рефлексы появляются в первые минуты и часы жизни, но через несколько месяцев (обычно до 3-4 месяцев или до конца первого года жизни) постепенно угасают, а потом и вовсе пропадают. А вот третьи рефлексы, наоборот, появляются только со временем.

Мамам будет интересно узнать: какая нормальная прибавка в весе, когда малыш начинает держать головку и самостоятельно переворачиваться на бочок, как увеличивается рост ребенка по месяцам, когда начинать первый прикорм грудного ребенка, а также прочитайте: как научить ребенка ходить на горшок, сидеть, ползать и разговаривать.

К основным врождённым реакциям грудничка относятся такие рефлексы:

  • сосательный — если в ротик малышу погрузить соску, сосок или кончик пальца, он начнёт совершать активные сосательные действия;
  • поисковый — если кончиком пальца слегка потереть уголок рта малыша, не касаясь его губ, то он повернёт головку в сторону прикосновения и опустит нижнюю губку как бы в поиске материнской груди. Обычно эта реакция исчезает примерно через полтора месяца после рождения;
  • хоботковый — если постучать легонько по губкам крохи, то он вытянет их вперёд в виде хоботка. Происходит это из-за сокращения круговой мышцы рта;
  • хватательный — если в ладошки крохи что-нибудь вложить, например, свои пальцы, то он непроизвольно крепко схватится, сжав ладошки в кулачки. Иногда рефлекс бывает так силён, что карапуза даже можно поднять в вертикальное положение, так крепко он держится;
  • Бабинского — попробуйте пальцем провести, слегка надавливая, вдоль стопы крохи, начиная от края пяточки и до основания пальцев. При этом пальчики малыша на ногах растопырятся в виде веера. А потом придавите на участок между вторым и третьим пальчиком — пальцы снова согнутся;
  • опоры — если, аккуратно придерживая головку, взять малыша подмышки и поставить вертикально на пеленальный столик, то кроха обопрётся на всю подошву, выпрямится, будто «стоит» на двух ногах;
  • автоматической ходьбы — это продолжение предыдущего рефлекса. Попробуйте «стоящего» малыша слегка наклонить вперёд, и он начнёт как бы «шагать» по поверхности, порой его ножки могут даже перекрещиваться, но это всё равно похоже на походку;
  • ползания Бауэра — заключается в том, что к ножкам малыша, лежащего на животе, прикладывают ладонь к обоим стопам и слегка надавливают. В этот момент малыш как бы упирается ногами в ладонь и отталкивается «ползая»;
  • и, конечно, эффект Моро, который у младенцев проявляется в виде специфической испуганной реакции на раздражающий фактор.

Тестирование и результаты

Чтобы проверить наличие рефлекса Бабинского, врач использует тупой предмет, например шпатель. Перед тестом необходимо, чтобы человек находился в расслабленном состоянии. Можно предупредить человека об ощущении теста, которое может варьироваться от щекотливого до неудобного и неприятного. Затем врач будет твердо поглаживать нижнюю часть стопы с помощью предмета, двигаясь от пятки вверх к пальцам и далее к большому пальцу ноги. Стандартная реакция происходит автоматически, заставляя пальцы ног сгибаться вниз в направлении давления и стимуляции. Эта нормальная реакция подтверждает, что рефлекс Бабинского отсутствует.

Рефлекс Бабинского возникает, когда большой палец вытягивается вверх к верхней части стопы. Одновременно другие пальцы ног расходятся веером в разные стороны. Если это происходит, то это означает, что рефлекс Бабинского положительный.

Если ничего не происходит и нет никакой реакции, то это нейтральный результат. Тест, таким образом, не имеет никакого значения, и врачи перейдут к другим методам тестирования.

Невролог проведет тест на обеих ногах. Рефлекс, который присутствует на одной ноге и отсутствует на другой, может показать, какую сторону нервной системы поражает основное состояние.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве

В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Рефлекс плавания [ править ]

Рефлекс плавания заключается в помещении младенца лицом вниз в бассейн с водой. Младенец начнет грести и пинаться плавательными движениями. Рефлекс исчезает через 4–6 месяцев. Несмотря на то, что младенец демонстрирует нормальную реакцию на гребешок и пинание, помещение его в воду может быть очень рискованной процедурой

Младенцы могут проглотить большое количество воды при выполнении этой задачи, поэтому воспитатели должны действовать осторожно. Желательно отложить уроки плавания для младенцев до достижения ими возраста трех месяцев, потому что младенцы, погруженные в воду, могут умереть от водной интоксикации

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве. Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками. Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Рефлекс Галанта

Если прикоснуться к спине ребенка, совершив движение вдоль всего позвоночника, кроха изогнет спину. В результате должна формироваться своеобразная дуга, открытая в сторону прикосновения. Также для рефлекса Галанта у новорожденных характерно разгибание ноги на указанной стороне. Наибольшую выраженность реакция имеет на 5-6 день после рождения, угасание происходит к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Моро

Данная реакция является защитной. Чтобы проверить ее, можно уронить рядом с малышом игрушку или резко приподнять его тело за ножки. В результате кроха разведет ручки в стороны, выпрямит пальчики и ноги. По прошествии нескольких секунд ручки займут первоначальное положение, либо ребенок обнимет сам себя. Подобные проявления могут присутствовать до 3-4 месяцев.

Важно! Если такая же реакция возникает у малыша без видимой причины, или движения выглядят беспорядочными, лучше проконсультироваться с врачом

Рефлекс Моро

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве. Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками. Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Рефлекс Галанта

Если прикоснуться к спине ребенка, совершив движение вдоль всего позвоночника, кроха изогнет спину. В результате должна формироваться своеобразная дуга, открытая в сторону прикосновения. Также для рефлекса Галанта у новорожденных характерно разгибание ноги на указанной стороне. Наибольшую выраженность реакция имеет на 5-6 день после рождения, угасание происходит к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Моро

Данная реакция является защитной. Чтобы проверить ее, можно уронить рядом с малышом игрушку или резко приподнять его тело за ножки. В результате кроха разведет ручки в стороны, выпрямит пальчики и ноги. По прошествии нескольких секунд ручки займут первоначальное положение, либо ребенок обнимет сам себя. Подобные проявления могут присутствовать до 3-4 месяцев.

Важно! Если такая же реакция возникает у малыша без видимой причины, или движения выглядят беспорядочными, лучше проконсультироваться с врачом

Рефлекс Моро

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Воспроизвести медиафайл

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Спинальные двигательные рефлексы

К этой группе врождённых автоматизмов относятся:

  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Робинсона;
  • ползательный рефлекс;
  • защитный рефлекс;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс автоматической ходьбы.

Хватательный рефлекс проявляется в виде непроизвольного сжимания всех предметов, которые попадают в ладошки к малышу. При достаточно выраженном хватательном рефлексе, когда «хватка» новорожденного настолько крепкая, что его можно даже поднять в воздух, говорят о рефлексе Робинсона. В конце четвёртого месяца жизни спонтанное хватание предметов должно исчезнуть.

Ползательный рефлекс проявляется в способности новорожденного лёжа на животе отталкиваться ступнями от опоры, пытаясь ползти вперёд. К концу четвёртого месяца этот рефлекс также должен нивелироваться.

Рефлекс Моро относится к защитным спинальным обхватывающим рефлексам. Он проявляется в виде автоматического разжимания кулачков и последующего обхватывания себя одновременно с выпрямлением ножек. Его вызывают резкие звуки и смена положения тела малыша в пространстве. После трёх-четырёх месяцев этот рефлекс должен исчезнуть.

Рефлекс опоры проверяется при вертикальном расположении малыша с поддержкой за подмышки на ровной поверхности. Почувствовав опору, малыш выпрямляет ножки, благодаря чему создаётся впечатление, что он «стоит», слегка поддерживаемый взрослым. В начале третьего месяца жизни этого рефлекса быть не должно.

Рефлекс автоматической ходьбы начинает проявляться при небольшом наклоне тела из вертикального положения в сторону желаемого движения. Малыш начинает осуществлять в воздухе рефлекторные «шагательные» движения. Также как и рефлекс опоры, этот автоматизм должен исчезнуть в конце второго месяца жизни.

Симметричный тонический шейный рефлекс [ править ]

Симметричный тонический шейный рефлекс обычно появляется и развивается в возрасте 6–9 месяцев и должен усилиться примерно к 12 месяцам. Когда голова ребенка наклоняется вперед, вытягивая заднюю часть шеи, верхние конечности сокращаются, а нижние конечности расширяются. И наоборот, когда голова ребенка вытягивается назад, сокращая заднюю часть шеи, верхние конечности расширяются, а нижние — сокращаются. Этот рефлекс важен для того, чтобы помочь ребенку подняться на четвереньки, но он может препятствовать фактическому ползанию вперед или ползанию, если он не интегрирован должным образом. Если этот рефлекс сохраняется более 2–3 лет, это может привести, прямо или косвенно, к ряду задержек физического и неврологического развития.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

Автор

Елена Медведева
Специалист

Окончила Уральскую государственную медицинскую академию г. Екатеринбурга по специальности «Лечебное дело». Опыт работы: бригада интенсивной терапии, медик на предприятии.

Поделиться

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ШЕЙНОГО СИММЕТРИЧНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ШСТР)

1. Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

4. Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам

Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении

Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.{banner_st-d-1}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector