Нормы и особенности речевого развития детей в возрасте 3

Содержание:

Когда нужно обратиться к логопеду?

Поводами для обращения к специалисту должны стать такие признаки:

  • скудность лексического запаса (ребенок произносит не более 20 простых слогов);
  • отсутствие понятных названий предметов в лексиконе (если вместо нормальной речи наблюдается детский лепет, не стоит пытаться устранить проблему самостоятельно);
  • смягчение некоторых звуков (дошкольник плохо произносит слова, содержащие буквы с, ч, ц);
  • искажение структуры речевых компонентов;
  • наличие заикания (многократного повторения первых слогов).

Особенно внимательно нужно относиться к речи детей, изучающих иностранные языки.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.

Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет

Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.

Развивают ли мультфильмы речевые навыки

Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.

Мультфильм с мамой

Грамматические упражнения и игры

В качестве упражнений применяют следующие:

  • Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
  • Речевое сопровождение действий.

В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.

Как способствовать развитию речи

На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:

  • Общаться с людьми.
  • Учить новые слова.
  • Поправлять речевые ошибки.
  • Говорить с разной интонацией.
  • Читать книги.
  • Вести диалог, пытаться разговорить.

Советы родителям: как необходимо развить связную речь

Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.

Как научить говорить правильно

Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.

Как избежать задержки развития речи

Изучение речи зависит от позиции родителей

Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду

Родительский опыт: учим стихи с мамой

Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.

Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом

Как создать правильную среду для развития речи

С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Причины острых проблем:

  • Плохой слух.
  • Слабые мышцы рта.
  • Недостаток общения.
  • Недопонимание фраз.
  • Заболевания.
  • Плохие привычки родителей.

Формирование связной речи ребенка в 3 года

Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.

Использование прилагательных

В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).

Самостоятельная диагностика задержки

Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.

Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц

Правильное развитие речи

Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет

Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути

Это может быть животное, человек, растение и др.

Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на различия в уровнях развития детей одной возрастной категории, существуют общепринятые критерии оценки речи

Родители должны обращать внимание на такие признаки:

  • улучшение произношения согласных;
  • знание названий окружающих ребенка предметов;
  • увеличение количества используемых прилагательных, местоимений, числительных;
  • способность склонения речевых компонентов (допускается наличие ошибок);
  • возможность запоминать небольшие тексты;
  • стремление к общению с окружающими с помощью речи.

Кто быстрее — мальчики или девочки?

Так как головной мозг девочки развивается быстрее, развитие речи детей женского пола начинается раньше. Количество произносимых слов оказывается в 2 раза больше, чем у мальчиков того же возраста.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления

Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Методики развития речи

Существуют разные методики, направленные на расширение кругозора, увеличение словарного запаса и качества говора.

Метод оценки речевого развития

Речевое развитие оценивают по таким параметрам:

  • Активная речь.
  • Понимание собеседника.
  • Выполнение речевых команд.

Оцениваем мышление и моторику

Для оценки нужно попросить ребенка сделать следующее:

  • Назвать части тела.
  • Описать картинку.
  • Ответить на вопросы о любимой сказке.
  • Сделать поручения.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Родителей должны насторожить:

  • Ее отсутствие.
  • Произношение части слов.
  • Отсутствие предложений.
  • Жесты вместо слов.

На приеме у логопеда

Технологии определения динамики развития речи

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу, логопеду, лору, психологу.

Что нового пишут о детском речевом развитии

Существует огромное количество конспектов и собраний книг, посвященных особенностям детского развития. Они советуют разговаривать на равных. Возможно молчание — это психологическая проблема.

Комаровский

Комаровский советует: обследовать ребенка, больше общаться, не ругать за молчание. Следует бросить все силы на устранение причины плохого уровня разговора. Это могут быть последствия психологической травмы, отклонения на уровне неврологического характера.

Диагностика должна помочь поставить диагноз. Родители должны следовать рекомендациям, должны создать благоприятную обстановку в доме.

Важно! Комаровский считает, лучшее средство для борьбы с плохой речью — отдать ребенка в детский сад. Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени

Усердие родителей дает больше половины успеха

Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени. Усердие родителей дает больше половины успеха.

Ушаков

По методике Ушакова дети пытаются излагать мысли простыми предложениями, с использованием разных частей речи. Ребята пополняют запасы слов, обучаются словообразованию и грамотности. Коррекция происходит в простой обстановке, без особой нагрузки на ребенка.

Для подбора решения проблемы изучают генетику, возраст, пол и способности малыша.

Родителям будет интересно прочитать труды Ушакова О. С. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. В методике описан подробный план занятий с ребенком.

Гвоздев

Он считал изучение речи должно быть поэтапным. Дети начинали делать успехи в короткие сроки.

Обратите внимание! Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Ведя постоянный диалог с малышом, можно избежать проблем

Он долго наблюдал за детьми с проблемами в речи. И понял, что ребята усваивают материал плохо с окончаниями, образованием прилагательных. Разделил становление разговорных функций на несколько этапов.

Занятия не должны превышать 10 минут. Дополнительный материал должен быть красочен, не больше 5 картинок за занятие. Оценка развития должна быть с учетом индивидуального подхода и учитывать начальные способности ребенка.

Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Постоянный диалог с малышом позволит избежать многих проблем.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Советы по применению: как правильно распаривать лицо для чистки

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки

Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их

Правильное развитие речи

Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет

Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути

Это может быть животное, человек, растение и др.

Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Факторы, влияющие на выработку речи

Разговору ребенка в будущем способствуют:

1. Биологическое здоровье. Его составляющие:

• наследственность;• отсутствие заболеваний, влияющих на умственное развитие;• правильная работа ЦНС;• нормальное течение беременности;• роды без осложнений.

2. Социальное благополучие. Родители должны начинать общаться с грудничком сразу после рождения. Даже если, по их мнению, малыш ничего не понимает.

Родителям редко удается понять, что именно тормозит развитие речи у детей, и какой фактор оказывает наибольшее влияние https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html В целях профилактики рекомендуется периодически посещать невропатолога и логопеда

Как распарить лицо для чистки

Как распарить лицо без последствий? Необходимо все сделать последовательно и не торопиться.

Важна тщательная подготовка:

  1. Очищаем личико – для этого нужно умыться с любым очищающим средством.
  1. Не спешите вытираться полотенцем, сразу же, пока кожа мокрая, воспользуйтесь скрабом с мелкими частичками. Препарат наносите тонким слоем, мягко помассируйте кожу по массажным линиям. Смойте это средство.
  2. Подержите лицо над миской с готовым составом для распаривания, обязательно накройтесь полотенцем.
  3. Третий шаг – аккуратно пропитайте кожу махровым полотенцем и нанесите лосьон (если кожа чувствительная и в этом есть необходимость).

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит

В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно — , , , , , появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков и , иногда , возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.

В это возрасте

  • ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
  • звуки , , , , произносятся правильно,
  • в речи присутствуют звуки , , ,

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector