Психическое здоровье детей и подростков. факторы риска, симптомы, формы помощи

Содержание:

Побочные действия

Расстройство психологического развития у ребенка

Диагностируются в случае сочетания у ребенка нарушения школьных навыков, слабо развивается речь, выявляются проблемы с двигательными функциями. При этом установить точный диагноз невозможно вследствие отсутствия преобладания одного из указанных нарушений.

Дополнительно выявляется определенный уровень расстройства когнитивных функций. Минусом диагноза становится частое использование диагноза при отсутствии реальной возможности установить точную причину и ведущий преобладающий фактор. Часто таким детям ставят диагноз «задержка психического развития». Важным условием становится выявление первых признаков патологии в самом раннем, часто младенческом, возрасте.

Ведущими причинами называют биологические факторы. В том числе негрубые тканевые повреждения мозговых структур, спровоцировавшие нарушение формирования межанализаторных связей.

Дополнительно провокатором становится связанный с низким уровнем семьи дефицит информации. В число проявлений входит:

  • нарушение речи дислексия;
  • дисграфия, проявляющаяся в возникновении проблем с освоением навыков письменной речи;
  • расстройства счета дискалькуляции.

Такие дети должны находиться под постоянным наблюдением психиатра. В курс лечения включаются сеансы психотерапии, назначается медикаментозная терапия. Малышам сложно осваивать программу обучения средней общеобразовательной школы. Они успешно осваивают правила  получения школьных навыков в школах VIII типа. Хотя такой перевод рекомендован только в ситуациях, когда уровень патологии находится на одном уровне с умственной отсталостью.

Отмечается четкая тенденция снижения уровня нарушений в подростковом возрасте, часто патология может быть сглажена в итоге полностью, но проблемы с когнитивной эффективностью способны остаться и во взрослом возрасте.

Развитие ребенка: попытки диагностики психических расстройств

Диагностировать наследственные психические заболевания у детей непросто. Многие из них имеют схожую симптоматику. Генетики проводят исследования с качественной и количественной точек зрения: с одной стороны, производится расчет процентных показателей заболевания, т. е. частоты его проявления, возрастные характеристики заболевших, с другой стороны, исследуются непосредственно изменения генома. В итоге у каждого из заболеваний появились свои «маркеры» и отличительные признаки, которые на разных этапах сопровождают развитие ребенка.

Например, наиболее сложно выявить у детей специфическую неспособность к обучению. Это психическое нарушение может сопровождаться необычным эмоциональным реагированием как на учебный предмет, так и на окружающую обстановку. Отсюда непредсказуемость поведения детей с этим дефектом развития во время занятий. Обнаруживается данное заболевание в момент обучения чтению, письму и счету: происходит раскоординация между написанием услышанного и чтением написанного. Кому-то, наоборот, дается чтение и письмо, но не дается счет. Виной всему могут быть также проблемы с памятью и концентрацией внимания. Дети со специфическим расстройством развития учебных навыков из-за выше названных дефектов плохо воспринимают и усваивают информацию.

Статистика заболеваемости детей со специфическим расстройством развития учебных навыков весьма относительна — по России подобные отклонения психики составляют 20-30%. Предположительно, все они вызваны изменением одного из участков хромосомы 6.

Сходными чертами со специфическим расстройством развития учебных навыков обладает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Процент заболеваемости здесь значительно меньше (6-10%), а вот генетическая предрасположенность достигает 40%.

Процент выявления аутизма растет. Расстройства аутичного спектра, как правило, являются врожденными патологиями, и могут проявиться на самой ранней стадии развития ребенка. Иногда расстройство долгое время может не обнаруживать себя, и возникнуть уже во взрослом состоянии под воздействием определенных внешних факторов.

Что касается маниакально-депрессивного психоза и шизофрении, то и эти заболевания могут возникнуть на любой стадии развития ребенка. При этом помимо врожденных факторов этих заболеваний, нельзя сбрасывать со счетов внешнее воздействие, в том числе и вирусные инфекции.

Несмотря на все попытки классифицировать наследственные психические заболевания по признакам и возрастной шкале, единой системы выработать пока не удалось. В любом случае, психические расстройства влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, а также на двигательные функции.

Нарушения и их причины по алфавиту:

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

нарушение психическое у детей —

Гораздо более часто встречающаяся проблема, чем олигофрения или другие психические проблемы.
При психическом нарушении дети не испытывают стойкого и необратимого процесса нормального развития, но у них проявляются задержки и отставание в развитии.
Большинство случаев психического нарушения у детей обнаруживают в возрасте 7-8 лет – при поступлении в школу проявляется недостаток обычных для сверстников знаний, быстрой истощаемости интеллектуальной деятельности и предпочтение игровых интересов у ребенка.
Дети с психическими нарушениями отличаются хорошей сообразительность в рамках уже имеющихся у них знаний, они эффективно используют помощь взрослых – в этом их отличие от детей, страдающих олигофренией.

При каких заболеваниях возникает нарушение психическое у детей:

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибками воспитания;
2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями

Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше

Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психическое у детей:

ПсихиатрПсихологПеринатолог

Вы заметили психическое нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Другие виды нарушений на букву «п»:

  • нарушение памяти
  • нарушение памяти у детей
  • нарушение патопсихологическое
  • нарушение пигментации
  • нарушение пигментации кожи
  • нарушение питания
  • нарушение пищеварения
  • нарушение плацентарного кровотока
  • нарушение плацентарное
  • нарушение плодово плацентарного кровотока
  • нарушение плодового кровотока
  • нарушение поведения
  • нарушение поведения у детей
  • нарушение познавательных процессов
  • нарушение потенции
  • нарушение походки
  • нарушение проводимости сердца
  • нарушение процессов реполяризации
  • нарушение процессов реполяризации желудочков
  • нарушение психики
  • нарушение психических процессов
  • нарушение психического здоровья
  • нарушение психического развития
  • нарушение психического развития у детей
  • нарушение психическое
  • нарушение психосоматическое
  • нарушение пуринового обмена

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения. 

Стадии расстройства

Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.

Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:

  1. Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
  2. Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
  3. Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
  4. Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
  5. Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
  6. Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.

Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.

Тики

Тики возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости

Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей

Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша—Нихена, малой хореи и др.). В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта , Заболевание начинается в детском возрасте (обычно между 2 и 10 годами); у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у девочек. Вначале возникают тики в виде моргания, подергивания головой, гримас. Через несколько лет в подростковом возрасте присоединяются голосовые и сложные двигательные тики, часто меняющие локализацию, иногда имеющие агрессивный или сексуальный компонент. В 1/3 случаев наблюдается копролалия (бранные слова)

Для больных характерны сочетание импульсивности и навязчивостей, снижение способности концентрировать внимание. Заболевание имеет наследственную природу

Наблюдается накопление среди родственников больных пациентов с хроническими тиками и неврозом навязчивости. Отмечается высокая конкордантность у однояйцевых близнецов (50—90 %), у разнояйцевых — около 10 %. Лечение основано на применении нейролептиков (галоперидола, пимозида) и клофелина в минимальных дозах. Наличие обильных навязчивостей требует также назначения антидепрессантов (флюоксетина, кломипрамина). Фармакотерапия позволяет контролировать состояние больных, но не излечивает болезнь. Иногда эффективность лекарственного лечения со временем уменьшается.

Какой врач вернет сон

Если человека всерьез беспокоит расстройство сна, нужно обращаться к сомнологу. Он должен найти первопричину проблемы и в случае необходимости направить к другому специалисту. Основной вид диагностики — полисомнография. Это комплексное исследование сна, фиксирующее особенности дыхания, сердцебиения, биоэлектрической активности мозга пациента в сонном состоянии. Процедура обычно проводится в клинической лаборатории сна.

Полисомнография надежно выявляет с  идром апноэ, при котором пациент задыхается и не может спать. Процедура позволяет определить синдром нарушения сердечного ритма, при котором человек просыпается от повышенного до 150-160 ударов в минуту сердцебиения. Тогда он направляется к кардиологу, а затем обычно к хирургу.

Пожилые люди часто страдают нарушением восприятия сна, когда собственно бессонницы может и не быть. Нередко пациент утверждает, что ни минуты не спит в течение многих лет. Когда сон такого человека подробно исследуется в лаборатории, обычно выясняется, что спит он поверхностно, с частыми просыпаниями, но свои 6-7 часов в сутки просыпает.

Лечение гиперкинезов у детей

Лечение гиперкинезов у детей процесс длительный и сложный, поскольку на сегодняшний день причины их возникновения устранить невозможно.

В арсенале неврологии есть только фармакологические средства и физиотерапевтические методы для облегчения проявлений симптомов данных заболеваний, позволяющие значительно улучшить состояние больных детей.

Для улучшения кровообращения головного мозга и полноценного обеспечения кислородом клеток его тканей применяются витаминами В1, В6 и В12, а также такие препараты, как Пирацетам, Пантокальцин, Глицин.

Пирацетам (Ноотропил, Пиратропил, Церебрил, Циклоцетам и др.) в таблетках, в форме гранул для приготовления сиропа и раствора для приема внутрь. Этот ноотропный препарат способствует нормальной работе сосудистой системы головного мозга, а также повышает уровень веществ-нейромедиаторов ацетилхолина, дофамина и норадреналина. Стандартная дозировка для детей по 15-25 мг дважды в сутки (перед утренним и вечерним приемами пищи), допускается разбавлять водой или соком. Уточнение дозы и определение длительности применения осуществляется лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Лекарственное средство Пантокальцин (кальциевая соль гопантеновой кислоты) снижает двигательную возбудимость и назначается детям старше трех лет по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день (через полчаса после еды), курс лечения длится 1-4 месяца. Возможные побочные действия: ринит, конъюнктивит, высыпания на коже.

Улучшает метаболизм клеток головного мозга и успокаивающе действует на ЦНС препарат Глицин (Аминоуксусная кислота, Амитон, Гликозил) в таблетках по 0,1 для рассасывания под языком. Детям 2-3 трех лет рекомендовано давать по полтаблетки (0,05 г) дважды в сутки в течение 1-2 недель, детям старше трех лет – по целой таблетке. Затем разовая доза принимается однократно. Максимальная продолжительность приема месяц, повторный курс лечения может назначаться через 4 недели.

В медикаментозной терапии гиперкинезов при ДЦП неврологи применяют аналоги гамма-аминомасляной кислоты с противоконвульсивным эффектом. Это такие препараты, как Габапентин и Ацедипрол. Габапентин (Габантин, Габалепт, Нейронтин) рекомендован для детей старше 12 лет по одной капсуле (300 мг) три раза в сутки. Однако препарат может давать побочные действия: головокружения и головную боль, повышение артериального давления, тахикардию, нарушения сна.

Расслаблению мускулатуры способствует и Ацедипрол (Апилепсин, Диплексил, Конвулекс, Орфирил) в таблетках по 0,3 г и в виде сиропа. Его назначают из расчета 20-30 мг на килограмм массы тела в сутки. Побочные действия могут быть в виде тошноты, рвоты, поноса, боли в животе, а также кожных высыпаний.

Назначение миорелаксанта Баклофена (Баклосана) при гиперкинетических формах ДЦП у детей старше 12 лет направлено на стимулирование рецепторов ГАМК и снижение возбудимости нервных волокон. Препарат принимается внутрь по определенной схеме, вызывает множество побочных действий: от энуреза и отвращения к пище до угнетения дыхания и галлюцинаций.

Также может назначаться препарат Галантамин (Галантамина гидробромид, Нивалин), который активизирует передачу нервных импульсов путем стимулирования рецепторов ацетилхолина. Данное средство предназначено для подкожных инъекций и выпускается в виде 0,25-1% раствора.

При гиперкинезах детям полезны физиотерапия и лечебная физкультура, водные процедуры и массажи. В особо тяжелых случаях может быть проведено хирургическое вмешательство: деструктивная или нейромодулирующая операция на головном мозге.

Родителям необходимо знать, что профилактика гиперкинезов у детей на сегодняшний день не разработана, если не считать генетической консультации пред планируемой беременностью. А прогноз гиперкинезов у детей сводится к хроническому течению заболеваний, которые вызывают данный синдром. Тем не менее, у многих детей с течением времени ближе в 17-20 годам состояние может улучшиться, но эти патологии являются пожизненными.

Симптомы Расстройства поведения у детей:

Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

  1. Ребенок часто спорит со взрослыми
  2. Ребенок часто «выходит из себя»
  3. Ребенок часто переносит вину на другого человека
  4. Ребенок часто обижается
  5. Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
  6. Ребенок часто выявляет негодование или гнев
  7. Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
  8. Ребенок часто мстительный или злобный

Критерии расстройства поведения по DSM-IV

На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  1. Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  2. Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  3. Часто провоцирует драки и потасовки
  4. Проникал в чужие жилища или автомобили
  5. Применял в драках серьезное оружие
  6. Лжет и обманывает других
  7. Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  8. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  9. Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  10. Участвует в кражах с применением физической силы
  11. Убегал из дома с ночевкой дважды
  12. Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  13. Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  14. Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку

Сопутствующие признаки

Психиатрические симптомы:

— гиперактивность

Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

— сниженное настроение

У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

Неудачи в учебе

У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.

Плохие межличностные отношения

Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

Первые проявления

Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.   

Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.

Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.

Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:

  1. Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
  2. Изменения логики мышления, трансформация речи.
  3. Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
  4. Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
  5. Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
  6. Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
  7. Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
  8. Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
  9. Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
  10. Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
  11. Разговоры о суициде.

Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.

Расстройства личности и поведения

В зависимости от вида расстройства происходит не только коренное изменение поведения, но и личностного слоя. Как результат, пациенту сложно взаимодействовать в обществе, могут возникать постоянные конфликты на работе и семье. Чаще всего подобные расстройства не осознаются со стороны больного.

Расстройство эмоций и поведения

Основной характеристикой является проявление агрессивного поведения. Нередко вызываются в результате длительного депрессивного состояния, воздействия стрессовой ситуации, наследственным фактором. Чаще всего первичные признаки возникают в детском возрасте и по мере взросления приобретают ярко выраженный характер.

Расстройство поведения у подростков

Самой распространенной причиной возникновения является стрессовые ситуации

Поскольку в подростковом возрасте личностное становление продолжается и до конца не сформировано, важно оказывать ему поддержку в сложные моменты. Среди основных признаков можно выделить:

  1. Одержимость одним занятием, при этом положительных результатов он не достигает
  2. Все старые хобби отходят на второй план, либо вовсе забываются
  3. Резкое снижение успеваемости в школе
  4. Потеря интереса к любой другой деятельности.

Однако важно смотреть совокупность с другими факторами. Например, можно сметить резкие перепады настроения, неуважение к взрослым людям, любой совет от взрослых может вызвать агрессивную реакцию

Расстройство поведения и эмоций у ребенка

Проявляются по мере взросления ребенка, однако при появлении данного дефекта он может быть скорректирован, но ликвидировать в полной мере его невозможно. Проявления могут быть в виде фобий, раздражительности, агрессии, девиантного поведения и других негативных факторов. Чтобы скорректировать программу работы, основным диагностическим приемом является наблюдение на протяжении нескольких месяцев. Постановка заболевания происходит только в том случае, если симптоматика постоянно повторяется.

Детские расстройства поведения

Существует целая классификация детских расстройство поведения, согласно общепринятой номенклатуре МКБ-10. Среди основных групп можно выделить:

  1. Гиперкинетические
  2. Поведенческие
  3. Тревожные
  4. Фобические.

Несмотря на специфику каждой группы в отдельности, важно отметить, что чаще всего заболевания возникают в результате негативных социальных факторов, наследственности или неблагоприятной обстановки в семье

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector