Плавание для детей — польза и противопоказания

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

Как проходят занятия с малышами в бассейне?

Груднички быстро устают, поэтому первые занятия не должны быть слишком долгими — для ребенка младше трех месяцев достаточно и 10 минут. К шести месяцам продолжительность купания малышей в бассейне должна увеличиться до 20–30 минут. В более старшем возрасте максимальное время пребывания в бассейне ограничивается лишь желаниями ребенка. Вот основные правила грудничкового плавания:

Во время первых занятий держите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо. Зрительный контакт и улыбка дадут ему уверенность в том, что все в порядке, и помогут расслабиться.

Зайдите с ребенком в воду, держа его в позе «колыбельки». Постоянно говорите с ним, чтобы он не боялся.

Немного отодвиньте ребенка от себя, поддерживая его руками под спину, остальные части тела будет держать вода. Через некоторое время грудничок начнет двигать ручками и ножками. Детей первых месяцев жизни можно купать только на спине, но в возрасте, когда они осваивают ползание, им часто начинает нравиться «плавание» на животе. При этом мама должна поддерживать кроху одной рукой под животик, а другой — под подбородок.

Дайте малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, для чего смочите его лицо. Дома в ванне вы можете использовать для этого губку или лейку, во время занятий плаванием для малышей в бассейне просто окунайте свою руку в воду и поднимайте над головкой ребенка, чтобы капли стекали на лицо.

Немного опустите головку малыша, чтобы его уши оказались под водой. В первый раз подержите его так буквально пару секунд, в следующие купания время можно понемногу увеличивать. Сначала ребенок будет немного волноваться, потому что все звуки неожиданно становятся приглушенными

Однако это необходимое упражнение для достижения следующего уровня — полного погружения.

При купании малышей в бассейне важно учитывать, что терморегуляция у них еще несовершенна. Ребенок первых месяцев жизни может быстро замерзнуть, поэтому больше двигайтесь, периодически поднимайте грудничка и снова опускайте его в воду.

Играйте с ним, чтобы визиты в бассейн стали для него желанным развлечением

Немного подросшим малышам обычно очень нравится, когда их поддерживают под мышки, и они могут бить по воде ладошками. Многие дети в восторге, если посадить их на бортик бассейна, а затем вернуть обратно в воду. Еще одно интересное занятие — пускать пузыри ртом на пару с мамой.

Постепенно улучшайте умения ребенка, стремясь к тому, чтобы вода стала для него родной стихией. Учитывайте, что малыши — еще те консерваторы, и обычно воспринимают изменения без энтузиазма. Чтобы грудничок спокойно относился к ним, постоянно говорите с ним, пойте песенки. Также можно прятать освоение новых навыков внутрь любимых водных игр. Например, если ребенку нравится, когда вы поднимаете его над своей головой, а затем возвращаете в воду, в один прекрасный момент окуните его с головой — скорее всего, малыш даже не заметит, что произошло что-то необычное.

Во время первых занятий вам желательно обратиться к услугам тренера по грудничковому плаванию. Стоя в воде рядом, он будет подсказывать, что делать. Когда освоите все премудрости, можете заниматься с малышом самостоятельно.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка. Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.
    Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.

Бассейн с морской водой «Атлант»

Если вы присматриваете бассейн в Москве с 4-х лет, обратите внимание на аквацентр «Атлант» с морской водой. Здесь проводятся занятия плаванием для детей с 4-х лет вплоть до взрослого возраста

В бассейне работают пять опытных специалистов, которые занимаются с детьми разных возрастных категорий (с 4 до 18 лет).

Бассейн гордится уникальной морской водой, которая оказывает положительное влияние на кровеносную систему и борется со многими заболеваниями.

Температура воды в бассейне — 28 градусов. Вода подвергается регулярной очистке на основе электролиза.

Стоимость группового занятия в бассейне для детей с 4-х лет — 850 рублей.

Индивидуальное занятие для ребенка будет стоить 1300 рублей.

Бассейн «Атлант» расположен рядом с метро Волгоградский проспект по адресу: ул. Талалихина, 28.

На базе бассейна «Атлант» также открылась запись на занятия для детей раннего возраста и будущих мам по программе «Дети любви». Детские группы в бассейне делятся по возрасту:

  • от 1,5 месяцев до года,
  • от 1 до 2 лет,
  • от 2 до 3 лет,
  • от 3 до 6 лет.

Опытные инструкторы предлагают малышам комплекс упражнений, включающий в себя адаптацию к воде и основы плавания, в том числе подводного. Предусмотрены элементы закаливания, после которых можно как следует погреться в финской сауне.

Деление на возрастные группы не случайно. Оно предполагает использование разных методик обучения в зависимости от возраста и способностей ребенка. Так, специалисты уверены, что обучение плаванию детей с 3 лет имеет существенные отличия от грудничкового плавания.

Стоимость разового группового занятия по программе «Дети любви» — 1400 рублей (1200 рублей при покупке абонемента). Цена индивидуального занятия (взрослый плюс ребенок) — 2500 рублей и 2000 рублей в абонементе.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос

В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Возраст ребенка Примерный объем плавания температура воды
5 дней — 2 недели 10-15 мин. 36,5°С
1 месяц 14-17 мин. 36,0°С
2 месяца 19-22 мин. 35,5°С
3 месяца 24-27 мин. 35,0°С
4 месяца 29-32 мин. 34,5°С
5 месяцев 34-37 мин. 34,0°С
6 месяцев 39-42 мин. 33,5°С
7 месяцев 44-47 мин. 33,0°С
8 месяцев 49-52 мин, 32,5°С
9 месяцев 54-57 мин. 32,0°С
10 месяцев 59-62 мин. 31,5°С
11 месяцев 64-67 мин. 31,0°С
12 месяцев 69-72 мин. 30,5°С

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Положительное влияние на организм

Не многие знают, что маленькие детки прекрасно умеют плавать с самого рождения. Они могут задерживать дыхание и нырять, весело плескаться в ванной. Данная тенденция объясняется тем, что у малыша есть врожденный рефлекс, ведь в материнской утробе он 40 недель находился в жидкой среде.

Умение плавать пропадает через 3 месяца после рождения. Педиатры рекомендуют во время купания делать с ребенком определенные упражнения, чтобы он не терял навыков держаться на плаву. Кроме того, грудничковое плавание – это очень полезно для детского развития.

Чем плавание полезно для грудничков:

  1. Регулярные водные процедуры полезны любому человеку, особенно маленьким детям. Это позволяет организму легче научиться относиться к перепадам температуры.
  2. Систематические занятия способствую формированию красивой и ровной осанки, укрепляют позвоночник.
  3. Выполнение упражнений дома в ванной способствует поддержанию нормального уровня гемоглобина.
  4. Ныряние приводит к тому, что небольшая часть воды проникает в нос малыша. Это отличная профилактика насморка, также такое «промывание» удаляет со слизистой оболочки аллергены и бактерии.
  5. После купания улучшается сердечный ритм малыша.
  6. Если научить чадо плавать с самого маленького возраста, в дальнейшем он не будет бояться открытых водоемов.

https://youtube.com/watch?v=dt0qic1XvvA

Чувство воды

Особенность детей состоит в том, что именно в детском возрасте закладываются двигательные рефлексы, подсознательная память тела на выполнение тех или иных движений.

Если ребенок в детстве научится плавать неправильно – переучить его во взрослом возрасте будет крайне непросто, а на все сто процентов скорее всего и невозможно.

У пловцов есть такое понятие как “чувство воды” – когда человек не мучается во время плавания для того, чтобы преодолеть сопротивление воды, а легко скользит по ней, чувствует правильную опору во время гребков, интуитивно принимает правильное положение тела.

Это самое “чувство воды” лучше всего прививается и закладывается на подсознание в детском возрасте, посредством регулярных занятий с квалифицированным, грамотным тренером.

Delfinenok (САО)

Как известно, до рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости, т. е. фактически в водной среде — и уж конечно, в это время ему неизвестно, что такое бояться воды

Следовательно, важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения — он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно. Без закрепления этот плавательный рефлекс к трем месяцам угасает

Если же ребенка начать обучать плаванию до этого срока, когда у него еще сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду, он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять.

В домашней ванне можно начинать заниматься с первых дней жизни ребенка. А оптимальным возрастом для начала занятий в большом бассейне является 1 — 1,5 месяца жизни ребенка, когда пупочек уже зажил. В этот период заканчиваются процессы адаптации, малыш начинает хорошо прибавлять в весе, проходит первый профилактический осмотр специалистами.

Затянувшийся перерыв приведет к тому, что малыш отвыкнет от воды, и купание станет его новым знакомством с водой

Здесь очень важно не напугать его, не внушить ему страх к воде. Ведь купание грудничка — это его первые шаги в детское плавание и основа его раннего и правильного развития

«Дильфиненок» работает в области детского раннего развития. Основной специализацией компании является проведение специализированных водных занятий в бассейнах для беременных, детских бассейнах и бассейнах для грудничков.

Бассейны, где работает компания «Дельфиненок», выбираются по принципу удобства для посетителей и высокого качества воды.

Правильная подготовка к грудничковому плаванию

Родители должны учитывать тот факт, что к любому занятию с маленьким ребенком следует подходить ответственно и очень серьезно. Это касается и плавания. Прежде чем приступить к тренировкам с малышом, необходимо тщательно подготовиться, чтобы занятия были для карапуза комфортными.

В первую очередь следует определиться со временем для проведения тренировок. Необходимо заниматься только тогда, когда малыш будет бодрым и не хотеть спать. С голодными и только что поевшими детками также заниматься не стоит. Приступать к плаванию лучше всего через час после приема пищи.

На пол в ванной следует положить коврик из резины, который не даст взрослому поскользнуться и упасть. А для малыша, нужно заранее подготовить полотенце для обтирания после плавания.

Если мамочка заметила, что кроха не настроен на занятия, плачет или капризничает, его не нужно заставлять и тренировать против его воли. Лучше позаниматься с ним в другой раз.

С какого возраста малыша можно приучать к водным процедурам?

Рефлексы к плаванию малыши утрачивают с наступлением трех месяцев. Если до этого момента не начать заниматься с ребенком плаванием, то приучить его в дальнейшем к водным процедурам будет значительно сложнее.

Лучше всего первые занятия начинать через четыре недели после рождения. Чтобы заниматься с крохой регулярно, можно использовать большую домашнюю ванну либо посещать с ним общественный бассейн.

При посещении бассейна с ребенком, им должен заниматься либо один из родителей, либо профессиональный инструктор по грудничковому плаванию, посторонним людям доверять процедуру нельзя, даже если занятия групповые.

Путь

– Здравствуйте, Татьяна. Расскажите для начала о себе. Как вы попали в эту сферу? Каким был ваш путь к ней?

– Изначально я сама пловец, у меня есть разряды, увлекаюсь плаванием с 5 лет. Не могу сказать, что я мечтала стать тренером в детстве. Скорее уже в более осознанном возрасте поняла, чем я могу заниматься. Все произошло спонтанно.

Будучи студенткой я устроилась в детский центр, меня хотели взять на должность администратора. Но была открыта еще одна вакансия. В резюме я указала, что занималась плаванием. Поэтому мне предложили научиться работе с маленькими детками, обучать их плаванию. Позже я решила, что было бы здорово как-то это подкрепить и поступила в Институт физической культуры и адаптивного спорта, где я уже непосредственно училась реабилитологии, педагогике, детской психологии и другим дисциплинам.

На данном этапе у меня есть образование реабилитолога. Я магистр, автор методического пособия по работе с лицами, имеющими проблемы с дыхательной системой. Писала его на основе трехлетней работы с ребенком с диагнозом муковисцидоз. Это редкие детки. В России их всего около 7000. Многие даже не знают, что это такое. И этот опыт вдохновил меня на то, чтобы проработать эту проблему. Людям с таким диагнозом нужна помощь. Их нужно выводить в массы. И сегодня в России есть лишь узкий круг людей, которые изучают эту болезнь, помогают с ней справляться и выводят работу с такими детьми на нужный уровень.

Что касается грудничкового плавания, по нему высшего профессионального образования пока не существует. На данный момент есть различные ассоциации, которые принимают людей, уже владеющих определенной базой – это может быть медицинское образование, педагогическое, спортивное и также есть курсы, которые позволяют развиваться в этом направлении.

Чем можно заниматься детям без вреда?

Плавание – это единственный вид спорта, где не идет осевой нагрузки на позвоночник и суставы, поскольку тело пловца находится в горизонтальном положении.

Для детей это особенно актуально, поскольку главное правило детского спорта – не навредить здоровью и развитию организма ребенка.

В силу этого правила, дети (особенно небольшого возраста) не могут заниматься накачиванием мышц подобно взрослым, а одним бегом и легкой физкультурой связки, сухожилия, суставы и мышцы не очень укрепишь.

Потому для детей это по сути является единственным видом физической активности, которым можно заниматься без вреда организму практически с самого рождения.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.
На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.
а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)
Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.
Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Фото 13

Фото 14

Другое дело — плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих — дельфинов, китов, — передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.
При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно «показывают» такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн «Малютка» для систематических занятий плавание на «большой воде».
Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн «Малютка» с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.
Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го — начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы — средствами слова

Употребление слов «греби», «толкайся», «ныряем» так же важно и нужно, как, например, слов «мама», папа», «бабушка». Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать

Ранее обучение плаванию

В слишком раннем возрасте ребенок не научится плавать сразу. Но плавание для малышей дает возможность расслабиться и полюбить воду. Такие дети потом легче и быстрее будут обучены плавать.

Медицинские исследования говорят, что плавание позитивно влияет на все жизненно важные системы человеческого организма. В равной степени развиваются мышцы, дыхательная и опорная системы. Кровь насыщается кислородом, улучшается работа ЦНС.

Мужское плавание

Занятие в рамках раннего обучения дает отличный оздоровительный эффект. Для этого составляется программа. В программу включен план с определенными упражнениями. Благодаря этому малыш быстрее освоит эту приятную науку.

Важно. Решив посещать плавательный бассейн, следует строго соблюдать технику безопасности

При выборе бассейна, следует обратить внимание на наличие квалифицированного инструктора, безопасность здания и самого бассейна. Немаловажен способ очистки бассейна и обработки воды

В воде не должно быть слишком много вредных веществ!

Комплекс упражнений для плавания с грудничком

Основной целью плавания является не окунание его в воду, а польза от проделанных процедур. Несмотря на то, что мнения специалистов о раннем плавании неоднозначны, доказано, что водные упражнения полезны малышам.

Существует несколько разновидностей упражнений и поддержек новорожденных при занятиях в воде. Их можно применять по очередности. Папа или мама, которые занимаются с карапузом, определяют, какие из поддержек нравятся крохе больше всего. В процессе проведения упражнений на воде родители должны быть умиротворенными, чтобы беспокойство и волнение не передавалось малышу.

Поддержка под затылок

Это упражнение, с которого начинается раннее плавание. Один из родителей поддерживает новорожденного рукой под затылок, когда тот плывет на спине. Эта поддержка является первой, поэтому, самое главное, ее нужно проводить очень внимательно и ответственно. Перед началом выполнения эту поддержку настойчиво рекомендуется изучить.

Поддержка под подбородок

Также первая поддержка, с которой знакомится кроха на первом этапе плавания. Кроху поддерживают рукой за подбородок, когда он плывет на животике. Поддержка под подбородок тоже требует особого изучения. Изучив две основные поддержки, родители смогу чередовать их и уверенно пользоваться.

Плавание по прямой

Карапуза переворачивают на животик и удерживают в таком положении, придерживая подбородок. На некотором расстоянии от него помещают интересную игрушку, до которой кроха пытается добраться и старается активно грести. Игрушку понемногу отдаляют от маленького пловца, а поддержку уменьшают, давая малышу почувствовать силу воды. Карапуз чувствует, что вода держит его, и ведет себя в ней уже увереннее.

Толчки и повороты

Это упражнение в большинстве случаев нравится всем малышам. Ребенка приближают к стенке и дают ему возможность оттолкнуться. Один из родителей поддерживает его, но старается принимать минимальное участие. Кроха должен самостоятельно почувствовать силу своих отталкиваний и расстояние, на которое он проплывает.

Плескание

Новорожденный расположен на животике. Его держат одной рукой за подбородок, а второй показывают аккуратные плескания: круги на воде, стекание воды по руке. Малышу будет это интересно. Вскоре он сможет освоиться лучше в водной стихии и будет самостоятельно плескаться, не имея страха. Данное упражнение специалисты рекомендуют выполнять до тех пор, пока кроха полностью не привыкнет к воде.

Плывем за игрушкой или догонялки

Упражнение выполняется на животике, малыша аккуратно придерживают под подбородок. Плавающего грудничка учим догонять уплывающую от него игрушку. Родитель показывает жестами и говорит о том, что игрушка уплывает. Ее необходимо догнать. В процессе упражнения скорость плавания игрушки чуть-чуть увеличивают. Малыш изо всех сил пытается ее догнать.

Восьмерка

Данное упражнение выполняется при условии, когда малыш уже освоил технику плавания по прямой. Упражнение может выполняться на спине или животе. Ребенок плавает по форме восьмерки. С каждым занятием размер цифры нужно увеличивать.

Качели

Упражнение, как и многие другие, выполняется в положении, когда грудничок находится на животике, и является начальным этапом нырянию. Ребенка поддерживают за голову таким образом, чтобы она находилась над водой. Карапуза опускают вниз, а затем вверх.

Ныряние

Ныряние младенца под воду является серьезным и ответственным этапом. Многие родители очень волнуются перед тем, как новорожденный будет выполнять процедуру ныряния. Родители бояться, что малыш может захлебнуться под водой. На самом деле, такой страх необоснованный.

При правильной подготовке ребенка к этому этапу, вреда для его здоровья не будет. Ребенок с легкостью задержит дыхание под водой. Ему только нужно напомнить, как это делать. Нырять научить грудничка может каждый родитель, внимательно изучив особенности и правила занятий.

Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно предупредить малыша о погружении словом «ныряем» и прикрыть ему глаза рукой. У крохи произойдет автоматическая задержка дыхания при погружении в воду с головой.

Такие действия проводятся в течение десяти дней, после поставленную задачу нужно усложнить. Теперь после команды нужно не просто прикрыть глаза крохе, но и слегка брызнуть на личико водой. Первые промежутки времени нахождения новорожденного под водой должны быть около нескольких секунд. Далее с каждым днем время чуть-чуть нужно добавлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector