Общее недоразвитие речи (онр) 2 уровня: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика
Содержание:
- Определение
- Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
- Патогенез
- Лечение общего недоразвития речи
- Общее недоразвитие речи 2 уровня
- Осложнения
- Симптомы
- Специалисты, к которым следует обратиться
- Диагностика
- Разграничение диагнозов
- Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
- Симптомы ОНР
- Сравнительные особенности нарушения развития речи
- Процесс обучения
- Симптомы ОНР 1 уровня
- Психоэмоциональная характеристика
Определение
Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для “безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.
Термин “общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.
Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.
После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.
Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.
Коррекционная программа преследует несколько целей:
- Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
- Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
- Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
- Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.
Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.
Прогноз ТНР ОНР 2 уровня
Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.
В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.
Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.
Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей
Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы
Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.
Профилактика речевого недоразвития
Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.
Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.
Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.
В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.
Патогенез
Общее недоразвитие речи формируется у детей на фоне других первичных дефектов. Это афазия, алалия, когда у ребенка грубо расстраиваются активная речь, ее понимание. В других случаях ОНР развивается при анатомических пороках речевого аппарата — это ринолалии, дизартрия. При таких дефектах распадается звукопроизношение, слоговой состав, лексика и грамматика речи.
По данным исследователей дошкольники с ОНР отстают от сверстников не только по речевым показателям, но и интеллектуально, физически. Это связано со сроками созревания речи, возможностью познавать новое, социализироваться.
Лечение общего недоразвития речи
Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.
Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.
Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.
Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.
Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях
Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.
Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).
Прогноз при ОНР
Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.
Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Осложнения
Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.
Симптомы
Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:
У ребенка диагностируется ЗРР (возрастная задержка речевого развития).
Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.
- Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
- Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
- Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
- Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
- Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
- Есть смешения числовых категорий.
- До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
- В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
- Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
- В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: дизартрия, СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.
Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.
Специалисты, к которым следует обратиться
Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.
Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог
К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление
Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.
Диагностика
Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.
Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.
Разграничение диагнозов
Правильная постановка заключения позволяет грамотно строить работу. ОНР легко спутать с другими нарушениями. Из-за ошибок в диагностике страдает выстраивание коррекционной работы.
Для точной оценки состояния конкретного дошкольника требуются консультации нескольких специалистов. Если выявлены проблемы с интеллектом (задержка психического развития или умственная отсталость), то первую помощь оказывает олигофренопедагог и только потом требуется логопед.
При проблемах с речью ставится диагноз СНР (системное недоразвитие речи). Такое заключение требует особого построения коррекционной работы.
Сегодня выделяется около тридцати разновидностей аутистического расстройства и сам аутизм. При данной проблеме можно решить, что ребенок отказывается общаться. Ключевое отличие от ОНР заключается в том, что при аутистической проблеме дошкольник может разговаривать, но не хочет. При данном нарушении ребенок не будет идти на контакт. При проблемах только с речью – пойдет.
В таком случае ему требуется помощь психолога и только потом логопеда. Заключение специалиста – СНР. При аутизме ребенок не будет идти на контакт.
Не всегда видна разница между двумя диагнозами. Необходимость уточнения структуры дефекта продиктована тем, что будет по-разному строиться работа.
При нарушениях слуха устная речь серьезно страдает, так как без обратной связи в виде «слышать свою и чужую речь» не формируется пассивный и активный словарь. Проблема необязательно носит серьезный характер (полная глухота), но даже небольшое снижение остроты слуха ухудшает восприятие звуков.
При проблемах со слухом требуется помощь сурдолога, сурдопедагога. При необходимости делают кохлеарную имплантацию либо подбирают слуховой аппарат. После чего сурдопедагог занимается развитием устной речи.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
Начатки общеупотребительной речи.
Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:
- Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
- Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
- Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:
-сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);
-слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);
-личные местоимения( я, мы);
4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.
5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.
Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:
Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных
Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.
Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.
Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:
- Довольно большой словарный запас.
- Наличие правильно построенных предложений.
- Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
- Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических и лексико-грамматических нарушений.
Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:
- Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
- Аграмматическое построение фраз:
опускаются предлоги;
-неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);
3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.
4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).
5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).
6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:
-неправильное употребление глаголов;
-неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);
-нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);
-неправильное употребление падежных окончаний;
-дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.
7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.
8.Недостатки звукопроизношения:
-отсутствие звука или его замена;
-неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):
9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:
-неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);
-опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);
-добавление слогов(» тырава- трава»).
Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.
Симптомы ОНР
- Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
- Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
- Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи
8.6
Дефектолог
Шакирова Ирина Анатольевна
Стаж 17
лет
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр
г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3
Медведково
740 м
8 (495) 185-01-01
9.1
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Денисова Нелли Евгеньевна
Стаж 38
лет
Центр речи Каркуша на Бабушкинской
г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3
Бабушкинская
1 км
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Середа Марина Васильевна
Стаж 9
лет
Буду Говорить на Теплом стане
г. Москва, ул. Теплый стан, д. 11 к.1
Теплый стан
2.6 км
Буду Говорить на Днепропетровской
г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 2
Южная
500 м
Пражская
1.5 км
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Шкарина Анастасия Алексеевна
Стаж 5
лет
Буду Говорить на Лесной
г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419
Белорусская
500 м
Белорусская
770 м
Менделеевская
1 км
8 (495) 185-01-01
8.7
Логопед
Врач высшей категории
Филаткина Мария Михайловна
Стаж 26
лет
ABC медицина на 1905 года
г. Москва, ул. 1905 года, д. 17
Улица 1905 года
290 м
Краснопресненская
1.4 км
ABC медицина в Ромашково
г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево
Молодежная
8 км
8 (499) 519-36-05
8 (495) 185-01-01
8.6
Логопед
Дефектолог
Лядова Елена Сергеевна
Стаж 24
года
Буду Говорить на Лесной
г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419
Белорусская
500 м
Белорусская
770 м
Менделеевская
1 км
8 (495) 185-01-01
9.1
Логопед
Нейропсихолог
Ильичева Алина Николаевна
Стаж 14
лет
Ильичева Алина Николаевна
г. Москва, Новослободская, д. 18
Менделеевская
60 м
Деловой центр
120 м
Выставочная
590 м
8 (495) 185-01-01
8.2
Логопед
Дефектолог
Агафонова Алина Олеговна
Стаж 2
года
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр
г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3
Медведково
740 м
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Михайлова Татьяна Алексеевна
Стаж 12
лет
Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации Отрадное
г. Москва, Северный б-р, д. 3, корп. 1
Отрадное
380 м
Владыкино
2.9 км
8 (495) 185-01-01
8.2
Логопед
Пенцак Юлия Юрьевна
Стаж 9
лет
Центр детской нейропсихологии Альтера Вита
г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, к. 5
Каховская
1.1 км
Нахимовский проспект
1.1 км
Севастопольская
1.4 км
8 (495) 185-01-01
Сравнительные особенности нарушения развития речи
Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:
Лексический запас | Звукопроизношение | Фонематическое восприятие/ фонематический слух | Грамматический строй | Слоговая структура | Связная речь | Понимание | |
ОНР 1 ур. | Звукоподражания, лепетные слова | Множественные нарушения | В начальном состоянии/ грубо нарушен | Нарушен | Нарушена | Отсутствует | Зависит от ситуации |
ОНР 2 ур. | Маленький (значительно меньше нормы) | Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуков | Недостаточность | Не сформирован | Грубо нарушена | Фраза из 2-3 слов | Значительно развивается |
ОНР 3 ур. | Значительно увеличивается | Имеют место все виды звуковых нарушений | Недостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируются | Правильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях) | Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена) | Преобладание простых предложений | Уже ближе к норме |
ОНР 4 ур. | Практически норма | Могут оставаться искажения звуков, трудности постановки | Недостаточно сформировано | Могут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлогов | Остаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слогов | Пропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении) | Практически норма |
Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.
Процесс обучения
Дальнейшее обучение ребенка может проходить как самостоятельно, так и в небольших группах. Хороший эффект наблюдается при активном взаимодействии специалиста с детьми, которое проходит в игровой форме. Изучение слов и предметов подкрепляют действиями и наглядным примером.
Для лучшего восприятия информации и закрепления материала используют игрушки, посуду, различные продукты, одежду и другие предметы. В дальнейшем ребенку предлагают озвучивать просьбы и ответы на вопросы в виде диалога. Со временем работа усложняется, учитывая возрастные особенности развития речи и ее восприятия.
Процесс обучения чаще всего продолжается в течение нескольких лет. Задачами индивидуального сопровождения при ОНР 1 уровня являются приобретение возможности активно общаться в социуме, не испытывая дискомфорта при коммуникации с другими людьми. Происходит постепенное восстановление психоэмоционального равновесия в семье.
Симптомы ОНР 1 уровня
В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм – при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.
Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.
Психоэмоциональная характеристика
Психологические особенности детей с ОНР 1 уровня определяются объемом поражения нервной системы, а также степенью терапевтического вмешательства со стороны родителей и специалистов. Учитывая сохранность интеллекта и слуха, на раннем этапе родители практически не беспокоятся о состоянии ребенка. Внешних признаков изменений у малышей первых лет жизни, которые растут среди близких людей, на начальном этапе не наблюдается.
По мере взросления и включения в социальную среду появляются проблемы, которые связаны с затруднением общения. Отсутствие речевой функции начинает тормозить умственные способности ребенка, вызывая трудности в обучении, письме, чтении и других навыках. Некоторые дети самокритично относятся к своей патологии, что выражается в изменении поведения. Для некоторых характерна апатия и пассивность, нежелание общаться с другими малышами.
Другие ребята, наоборот, становятся агрессивными или вспыльчивыми, неадекватно реагируют на нестандартные ситуации. Это приводит к изоляции ребенка и усугублению психического и эмоционального состояния.