Семь ошибок, которые мешают выбрать профессию по душе

Расстояние работе не помеха

Допустим, гражданин хочет выучиться и пойти работать научным сотрудником, но в городе вообще нет НИИ или других подходящих мест. В этом случае стоит быть морально готовым к переезду или снятию квартиры в другом городе или даже области.

Нет ничего сложного в выборе места работы. Достаточно ориентироваться на свои интересы, характер и не бояться сложностей, особенно в первое время.

Видео: как выбрать профессию (мини-тест)

В этом ролике психолог Александр Литвин расскажет, как определиться со своей будущей профессией, как понять, что нужно тебе:

Особенности выбора

Нужно учитывать и доходность будущей профессии

  1. Личная увлеченность. Определяясь со специальностью, необходимо убедиться в том, что она Вам действительно нравится. Нужно задуматься над тем, сможете ли Вы ей посвящать пять дней в неделю, просиживать по восемь часов ежедневно.
  2. Востребованность профессии. Задумываясь о будущей работе, необходимо изучить трудовой рынок, понять, как сложно или легко будет устроиться в компанию по конкретной специальности, является ли она в принципе востребованной.
  3. Доходность. Несмотря на свой юный возраст, человек должен задумываться о том, сможет ли будущая профессия обеспечивать его жизнь на достойном уровне. Если Вы выяснили, что в данной сфере люди получают гроши, возможно, не стоит туда и соваться.
  4. Перспективность. Каждый человек желает по мере взросления развиваться, расти, добиваться большего, ставить перед собой новые цели и достигать их. То есть, определяясь с будущей профессией, нужно учитывать вероятность, как карьерного роста, так и возрастание мастерства. Например, человек, который идет работать врачом в поликлинику, с годами может стать великим кардиохирургом.
  5. Престижность. Это один из важных критериев для нынешней молодежи. Например, девушка обожает шить, но при этом она не считает престижной профессию швеи. В такой ситуации можно поступить на дизайнера одежды.

Смена профессии после 30 лет

Тема выбора профессии актуальна не только для школьников. Жизнь непредсказуемая штука и задуматься о смене рода деятельности иногда приходится взрослым людям. Причиной может служить переезд в другой город, невостребованность имеющихся знаний и многое другое. Чаще всего это касается людей, только переступивших 30-летний возрастной рубеж. Не зря психологи называют этот период кризисным.

Смена профессии идет бок о бок с личными страхами. Самые популярные из них:

  • Я уже не молод.
  • Мне в спину дышат молодые выпускники ВУЗов.
  • Я боюсь перемен.
  • Как объяснить родным и близким, почему я принял такое решение.

Первое, что нужно сделать – успокоиться. Помните, в 30 лет человек все еще считается молодым и перспективным, а имеющиеся навыки будут вашим дополнительным плюсом.

Чаще всего перемены происходят по одному из сценариев:

  1. Освоение новой профессии, более востребованной на сегодняшний день.
  2. Переход в смежную область с сохранением общего вектора направленности карьеры.
  3. Перевод хобби в средство для заработка.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого сценария:

  1. Вы сможете зарабатывать больше денег, получите перспективы для карьерного роста. Недостаток – боязнь оставить насиженное место.
  2. Минусов практически нет, особенно если переход будет плавным. А вот плюсов масса – не нужно заново учиться, возможно даже не придется увольняться с текущего места.
  3. Здесь опять же все завязано на страхе. Вы не можете быть уверены, что хобби станет приносить много денег. Но, как говорится, пока ни попробуешь, не узнаешь.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Для меня принципиально важно не жить только сегодняшним днем, а принимать решение с учетом возможного развития ситуации на дальнейшие месяцы и года. Именно поэтому хочу рассказать, какие профессии в дальнейшем будут наиболее востребованы

  1. IT-индустрия. Новые сайты будут только появляться, поэтому рынок будет развиваться.
  2. Биотехник. На самом деле это касается не только периода коронавируса, ведь постоянно появляются новые штаммы, требующие лечения. Изобретение вакцин и лекарств никогда не выйдет из моды и будет хорошо оплачиваться.
  3. Генетический консультант, ведь вопрос здорового потомства всегда актуальный.
  4. Специалист в эко-технологиях, как во время постройки дома, так и во время выращивания овощей и фруктов.
  5. Специалист по рециклингу — вторичная переработка будет трендом грядущих десятилетий.
  6. Игропрактик. И здесь рекомендую наперед узнать, сколько зарабатывают ютуберы, рассказывающие о гейм-новинках на своих каналах.
  7. Оценщик интеллектуальной собственности для того, чтобы человек мог получать деньги на собственной разработке.
  8. Создатель «умных» дорог и домов. Smart станет еще более востребованным.
  9. Цифровой лингвист — мастер, умело превращающий обычный текст в онлайн, а также переводчик.
  10. Проектировщик роботов для медицины, воспитания детей и выхода в Космос.

Сложности правильного выбора

Один из важных этапов, который относится не только к школьникам, вступившим во взрослую жизнь, но и к работающим людям, — это выбор профессии.

В выпускном классе я еще не имела понятия, куда поступать и что выбирать. Но через несколько месяцев определилась. Стоит ли говорить, что этот выбор был не совсем верный? Непосредственно с выпускниками проводили тестирования, лекции, но все это не слишком помогало, так как никому не давало четкого представления о профессии, которая подходит или привлекает.

Я определилась со специальностью (ниже расскажу, как сделала это), даже вникла в список дисциплин, которые будут иметь отношение к моему выбору. Но четкого представления о работе у меня не было. На тот момент я не понимала, что это необходимо. Мне было достаточно общих знаний на этот счет. Получается одна теория, которая несколько расходится с практикой.

Я выбрала специальность «Управление персоналом». Мне нравилась специфика работы. Но разве кто говорит о том, что тебе будет непросто найти работу именно в конкретной области? Или то, что ты без опыта мало кого заинтересуешь?

Немного позже, по воле случая, я расширила рамки своего выбора и перевелась на другое направление — «Управление организацией». Вакансий, относящихся к нему, было куда больше, и попасть на желаемую работу было несколько проще.

Рекомендации по выбору профессии

Сложности с выбором профессии возникают даже у тех, кто заранее определился с любимым школьным предметом. Например, школьник с легкостью решает математические задачки. В будущем он может стать преподавателем, ученым, финансистом или инженером. Не стоит учитывать только этот фактор при выборе трудовой деятельности.

Тщательно проанализируйте все открытые перед вами дороги, учитывая сопутствующие факторы. Так учителю нужно будет много контактировать с детьми, а инженеру иметь усидчивость. Именно поэтому стоит оценить:

  • Будущие перспективы.
  • Собственные возможности.
  • Соответствие личных качеств с выбранной профессией.

Прислушивайтесь к мнению людей, имеющих весомый опыт в данной профессии. Например, вы увлекаетесь футболом, не пропускаете ни одной тренировки. Но тренер говорит, что вам не хватает техничности. Вам либо придется трудиться в два раза сильнее, либо выбрать смежную с футболом деятельность (судья, спортивный чиновник, учитель физкультуры).

Много играет? Пусть будет геймдизайнером

— Бывает ли так, что к вам привели подростка, который «лежит на диване» и «ничего не хочет», а мама считает, что «пора определяться, уже 10 класс»? Как вы с такими случаями работаете? 

— Да, бывают, конечно, такие случаи. Я не могу заставить человека хотеть, но вижу, что это «нехотение» часто связано с незнанием из чего выбрать, на что опираться, какие профессии вообще бывают. За тем, чтобы рассеять этот туман, ко мне и проходят.

Система, в которой растет ребенок, — в первую очередь школа, — не учит его выбирать, самоопределяться, не мотивирует его на то, чтобы делать выбор за себя самостоятельно. То есть, она его вроде как готовит к какой-то профессиональной деятельности, при этом ничего о ней не рассказывает — это такой секрет для ребенка. 

Дети вырастают с ощущением, что где-то далеко в будущем их ждет какая-то мифическая работа, которая с текущей их жизнью никак не связана. В итоге это место в их сознании наполнено фантазиями в основном, ну и еще мамиными страшилками про дворника. 

—То есть они поэтому говорят — «не знаю»?

— Да, они правда не знают и «ничего не хотят». Это такое сопротивление — не хотеть, чтобы не выбирать. Страшно выбирать из неизвестного, поэтому «не хочу», да и непонятно, как выбирать, поэтому «не знаю». Ребенка ведут-ведут-ведут за ручку, заводят в темную комнату и говорят: «Ну вот, все перед тобой, выбирай!» И он такой: «А-а-а, я не хочу, не буду!» Но это же не значит, что ребенок хочет «быть никем» или «ни кем не быть». С этой ситуацией понятно, как справиться: рассказать, из чего можно выбирать и как это делать.

Наталия Хозицкая

Еще иногда родители говорят, что «ему ничего не интересно». Это такая форма речи, но в ней вся боль. Я не встречала ребенка, которому не интересно ничего. Зато видела много детей, которым не интересно то, что родители считают интересным. К примеру, он лежит на диване. Но все равно он на этом диване лежит или с книжкой, или с игрушкой, или с телефоном.

— Вот! Возьмем стандартную ситуацию: с телефоном, листает соцсети.

— Что-то же он в этом телефоне делает: играет, общается, читает что-то, слушает, а это уже сфокусированный интерес. 

Играют тоже все по-разному. Кто-то играет потому, что ему хочется достижений. Это для него спорт, только он не выглядит таким полезным для здоровья. Кто-то играет потому, что хочет разобраться: как игра устроена, как она работает. 

У меня был мальчик, чья мама хотела, чтобы он стал геймдизайнером или геймдевелопером. Это другая сторона родительской поддержки: бывает, совсем не поддерживают то, что ребенку интересно, а иногда наоборот, рьяно поддерживают. И она такая: «Он все время играет, пусть будет геймдизайнером, мы его туда и окунем». 

А мальчик говорит: «Я правда много играл, мне было интересно, как там можно зарабатывать, теперь я разобрался, как и сколько там зарабатывают, иногда подрабатываю». Ну при чем тут геймдизайнер.

— Получилось по-маминому или по его? 

— Мы потом пошли с ним вообще в физику, в энергетику. Он играет просто потому, что так отдыхает. Но не все дети разбираются в финансовых моделях игр, какие-то, наоборот, фокусируются на турнирах: «Я понял, какая мне нужна команда, пойду ее создавать». Даже в игре мы можем увидеть разные стратегии и модели поведения, и интересы. И вот уже есть от чего отталкиваться.

Подготовься к своему выбору

Прежде чем выбирать новую профессию, постарайся максимально хорошо к ней подготовиться. Причем не обязательно в рамках конкретных обязанностей, которые тебе предстоит выполнять.

Настрой себя психологически к смене перспектив, к новому коллективу, к невиданным ранее задачам и сложностям. Постарайся принять все это и заручись уверенностью в том, что это именно то, что тебе сейчас нужно.

Естественно, в дальнейшем ты сможешь вновь изменить свой выбор, столкнувшись с понимаем того, что эта профессия оказалась не твоей. Но чтобы дойти до этого момента, либо, наоборот, избежать его, тебе нужна уверенность в своих действиях и решительность. Будь к этому готов.

Какие востребованные профессии можно получить после 11 класса

Незаметно для нас, ребята,  существуют и будут существовать очень многие специалисты, чьим трудом мы  пользуемся, но самих этих специалистов обычно мы не видим.

Я перечисляю всё то, что востребовано:

Инженеры. Они разрабатывают или чинят, эксплуатируют оборудование разных видов: энергетическое, электронное, нефтяное,  авиационное, железнодорожное, холодильное, станки, автомобили, медицинское оборудование, оборудование связи. Они конструируют и строят дома, мосты и дороги. Они создают новые материалы — металлы, сплавы, клеи. Они ищут полезные ископаемые и добывают их. Инженерия — земная профессия, она нас обеспечивает домами, транспортом, связью и теплом. А домами надо управлять.

Специалист ЖКХ — есть такая профессия. Не думайте, что туда сдают физику. Нет. Только математику и обществознание с русским языком.

  • Разработчики программ, их вечные помощники системные аналитики и бизнес-аналитики (факультет бизнес-информатика).
  • Прикладная математика и аналитика данных. Очень востребовано, но не ходите сюда, если у вас туго идет математика, разочаруетесь и уйдете потом.
  • Биоинформатика, биотехнологии нового типа очень востребованы, ведь нужно кормить людей, лечить людей, животных, растения и почву!
  • Химия во всех ее проявлениях: биохимия, фармакология, полимерная химия, технологии пищевого производства. Химия повсюду очень востребована: в медицине, стройматериалах, в производстве одежды, сельском хозяйстве.
  • Медицина.
  • Если вы художник по сути, а не химик, не физик, не математик, то вот вам востребованное: графический дизайн (в рекламе, на сайтах, в журналах и книгах, кино, компьютерных играх).
  • Если же вы в равной степени и художник, и инженер, то вам открыта востребованная архитектура, промышленный дизайн.
  • Ну, а если вы в хорошем смысле этого слова гуманитарий — то есть человек текста, интересуетесь людьми и обществом людей, то востребованы как хорошие (!) юристы, редакторы сайтов, контент-менеджеры, пиар-менеджеры, учителя гуманитарных предметов (истории и обществознания, литературы и языков), специалисты по управлению персоналом.
  • Если тяготеете к организации бизнес-процессов, не надо себе отказывать в этом: становитесь логистами, закупщиками и продажниками. Такие факультеты есть во многих вузах, в том числе и отраслевых. Очень востребованы маркетологи — от «натуральных», офлайновых, до интернет-маркетологов, коих видов уже и не счесть!
  • Роботы ни за что на свете не заменят психологов, логопедов, психотерапевтов, но: не надо сюда вам ходить, если вам не интересен человек. А если человек вам интересен и вы готовы углубляться в эту сложнейшую материю, то сможете пристойно зарабатывать.
  • Индустрия гостеприимства тоже бессмертна. Поэтому, если это интересно и есть языки, можно пойти в гостиничное и ресторанное дело.
  • А востребованы ли экономисты и финансисты? Да. А как без них компания поймет сколько она зарабатывает и сколько налогов платить?
  • Да и финансовые брокеры, торгующие ценными бумагами, никуда не денутся. Тут думать надо и принимать решения. Говорят, что искусственный интеллект лучше с этим справится. Не знаю, не знаю. Все же решения принимать человеку. Я так думаю.

Самое интересное — на стыке!

Да, самое интересное возникает на стыке наук и на стыке искусств, практик.

Например, маркетолог, промышленный дизайнер и инженер могут соединиться в такой современной профессии, как специалист по продукту (продуктолог). Продукт надо и разработать, и красиво оформить, и вывести на рынок.

А как прийти в эту профессию? Можно начать с инженерии или промышленного дизайна. Впрочем, продукты бывают ведь разные: съедобные и из тканей, они могут быть лекарственными.

Но нет такого у нас образования в вузе — продуктолог (в европейских странах есть магистратура). А вакансий на рынке полно.

В каком возрасте стоит задуматься о профессии

Существуют три этапа профессионального самоопределения:

1. Искать и пробовать

Главная задача до 12—14 лет — рассмотреть как можно больше разных профессий, посетить несколько кружков, образовательных выставок, посмотреть множество роликов и поучаствовать в образовательных проектах для школьников, чтобы понять, что вообще есть в мире.

После этого вы должны представлять сферу своих интересов и определять, что именно вам нравится в любимом занятии. Например, «я люблю компьютерные игры, а конкретно механики, как игроки действуют» или «я люблю биологию и химию, мне нравится выращивать растения или ставить химические опыты».

2. Найти наставника

Когда вы определили свой интерес, найдите лучшую школу или лучшего репетитора в этой сфере. В возрасте с 14 до 16 лет вы уже готовы и способны учиться у профессионала, перенимать его отношение к делу и вникать в детали.

Важно, чтобы рядом с вами был настоящий мастер. Лучшие преподаватели — всегда фанатики своего дела

Они способны не только интересно рассказать о тонкостях профессии, но и заразить ею.

3. Решить, где учиться после школы

За полгода-год до окончания школы вы должны понимать, в каком вузе учиться дальше и какие сдавать ЕГЭ. Попросите наставника помочь с выбором, пообщайтесь с нынешними студентами и выпускниками интересующих специальностей и университетов.

Родители хотят естественные науки, а дети — IT-технологии

— А вам удается развернуть ребенка к родительскому выбору? Вот они пришли, он не хочет; через полтора часа разговора: «Ну, вообще-то, может, и да». 

— Да, такое бывает, но редко и я себе такой задачи не ставлю. Обычно я в команде ребенка. Если он, конечно, не выбирает какой-то совершенно фантастический вариант или рискованный и сложный. Писатель или актриса — это лично у меня вызывает страх. У этих профессий есть свои особенности. И как раз именно творческие родители, зная, какой это сложный хлеб, детский выбор обычно не поддерживают. 

Часто дети путают хобби и работу. Одно дело, я художник и пишу прекрасные картины, а другое дело — ко мне приходит заказчик, у которого есть идея, но он рисовать не умеет. Я становлюсь его кистью, это не то творчество, которое они ищут, и вот про это мы много говорим. Здесь я, правда, прилагаю усилия, чтобы прояснить для ребенка все риски такого выбора, в остальных случаях чаще всего я оказываюсь на его стороне, потому что очень здорово, когда у человека есть цель, идея, мотивация, когда он идет за чем-то. 

“Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса

Вот мы так много видим этих родителей, которые говорят: «Ребенок ничего не хочет». Поэтому, если он чего-то хочет, то мы не дышим на него, говорим: давай, делай, мы будем помогать! Моя задача в таком случае помочь проложить путь, самый простой и безопасный. 

Это правильно, когда человек идет за своей мечтой, он, может, по дороге сделает какие-то выводы и пересмотрит ее, отредактирует маршрут. Этот опыт постановки собственной цели, управления своим движением — это настолько ценно для дальнейшей жизни, что никакая «надежная» профессия, которую родитель лоббирует, этого не заменит. 

Я не ставлю перед собой целью уговорить ребенка принять точку зрения родителей. С другой стороны, ко мне и не приходят авторитарные родители, которые не хотят обсуждать варианты — такие и без меня разберутся. Чаще всего я работаю с родителями, которые готовы к диалогу.

— А куда, кстати, сейчас все хотят?

— Родители хотят во всякие естественные науки, как один. А дети хотят в новые технологии, во все, что вокруг IT.

Их жизни очень плотно связаны с этими гаджетами, с информационной средой, они себя легко представляют ее частью в профессиональном плане тоже.

Творчество и сфера развлечений — тоже популярный выбор ребят, причем не только гейм-индустрия, но и квесты, «настолки» необычные, мероприятия иммерсивные. 

Есть еще дети, которые совсем не пользуются компьютером или пользуются очень мало.

— Не может быть!

— И они говорят: мне не хотелось бы, чтобы работа была связана с компьютером. А теперь это целая проблема, приходится прямо напрягаться, чтобы придумать такую работу…

— А что вы им говорите? Ну, например, есть ветеринар или агроном? Какие еще варианты?

— Учитель…

— Без компьютера?

— Без компьютера уже даже агроном не работает и ветеринар тоже. Есть такие родители, которые сознательно ограничивают детей: «У нас кнопочный телефон». И потом ребенок дорастает до старшей школы, у него появляется смартфон, но он не становится с ним единым целым. И для таких детей смартфон и компьютер остаются чужим миром, и это реально проблема, когда дело доходит до выбора профессии.

В современном мире предполагается, что тебе не надо уже это изучать, что ты его не боишься, что это часть твоей жизни. И работу ты, естественно, выбираешь, не ставя для себя такого ограничения. А тут появляется дополнительный стоп-фактор. Учитель без компьютера уже не тот, конечно, как и дизайнер.

Факторы, мешающие выбору подходящей работы

Чтобы не совершить ошибку при выборе работы, надо сделать следующее:

  1. Забыть про престижность или «денежность» профессии. Многие думают только о деньгах и возможности хвастаться перед другими своей работой. Это коварная ошибка, которая в итоге способствует проблемам в жизни. Допустим, человек устроился на работу, в которой видел только способ зарабатывания больших денег. Первые несколько месяцев или даже лет он действительно бывает счастлив. Он приобретает хорошую машину, современную бытовую технику и т.д. Но спустя какое-то время у такого человека наступает «перелом». Он осознает, что фактически тратит время на то, что ему не нравится. Работа превращается в пытку, появляется раздражительность, могут даже обостриться хронические недуги. Причина многих психологических проблем и семейных ссор как раз и кроется в том, что человек «не на своем месте»;
  2. Лучше не слушать наставления родных. Как только юный гражданин оканчивает школу, на него со всех сторон начинают «давить» близкие и наперебой давать советы о том, какая профессия лучше. Молодому человеку не следует ориентироваться только на то, что ему говорят. Разумеется, советы можно взять на заметку, но приоритет следует отдавать велению своей души;
  3. Не бояться высокой ответственности. Некоторые вроде бы определились с желаемой профессией. Она подходит по характеру, интересам и есть все шансы освоить определенную деятельность. Но человека останавливает страх, что работа окажется сложной или ответственной. Это характерно для профессии пилота, хирурга и т. д. Действительно, надо осознавать, что от такого специалиста зависят жизни других. Но если гражданин имеет крепкие нервы и чувствует в себе потенциал, то не стоит только из-за этого отказываться идти в летную школу или медицинский ВУЗ. С практикой и получением новых умений постепенно будет приходить уверенность.

Бесплатные онлайн-тесты на профориентацию для школьников, подростков и взрослых людей

Профтест – лучший способ познать себя, определить сильные и слабые стороны характера, составить список профессий для успешного будущего. Он обеспечивает прозрачный результат, помогая найти специальности, идеально подходящие определенному человеку. Конечно, он не даст ответ на вопросы: «Кто я, каков мой путь? Кем точно я смогу работать? Куда поступать?», но укажет правильное направление, станет хорошим примером и поможет подобрать самую удачную специальность. Пройдите подробный тест на профессию для взрослых и школьников прямо сейчас, чтобы выбрать верный путь, лучше узнать себя!

Письмо в Ferrari и астронавты НАСА

— — Хочу вам историю рассказать про родительскую поддержку. Жил-был в Москве мальчик Саша Селиванов, учился в математической школе и любил автомобили. И его мама написала письмо в Ferrari, что сын постоянно рисует их машины и спросила, где ему учиться, чтобы там работать. Из Ferrari пришел список вузов. Селиванов поступил в один из них и стал автомобильным дизайнером, работал над Bugatti, Lamborghini, сейчас вот в Genesis. С одной стороны, фантастика, с другой — написать письмо ведь каждый родитель сможет? Именно так надо поддерживать? Хотя лично я, прочитав об этом, почувствовала себя плохой матерью, я б так не смогла.

— Я тоже сейчас почувствовала себя плохой матерью. 

Читаю много исследований на тему того, как вообще люди выбирают профессию, как они делают карьеру, выбирают образование. И все в итоге упирается в семью и ближайшее окружение! Любое исследование, которое я открываю, про то, что семья формирует установку на успех и задает ограничения. Даже просто разговоры дома про работу, про профессии, про выбор пути уже заставляют ребенка об этом думать, и будущая профессия становится частью его повседневности, она оказывается в его мыслях, он на нее начинает ориентироваться, в итоге она материализуется.

Тот факт, что мы вообще разговариваем со своим ребенком о том, что он может быть дизайнером Ferrari, уже делает для него это возможным.

Необязательно писать письма даже. Даже если вам кажется, что это невозможно, вы должны затолкать подальше сомнения и артикулировать, что он может быть астронавтом НАСА, дизайнером Ferrari, топ-менеджером Гугла, все что угодно он может.

Как только мы начинаем это говорить, настойчиво рассказывать, он нам сначала отвечает: да что ты придумываешь, это невозможно. А потом через десять раз, он допустит такую вероятность, а потом мы с ним пойдем в Линкедин и посмотрим, кто работает в Гугле, и как эти люди там оказались, с чего начинали, и выясним, что это обычные живые люди и среди них много русских ребят, которые где-то учились, что-то заканчивали. И тут он начинает допускать, что и для него такой путь возможен.

И ребенок в итоге у нас растет с этим знанием, оно становится частью его реальности. И потом он сам письмо в Ferrari напишет или откликнется на вакансию в Гугле. Пример про эту маму очень классный, самое главное, что она сделала — превратила мечту в цель и показала сыну, что ее реально достичь. Мы тоже так можем.

— А вот другая ситуация. Допустим, родители насоздавали среду, на всех балетах побывали, на всех курсах программирования тоже и так далее. И вот к десятому классу они хотят, чтобы человек уже сам открыл интернет, нашел себе вуз и пришел к папе и маме: вот, выбрал, помогите дальше. Но так редко происходит. Почему? Тяжело что-то выудить из этого пространства? Или ребенок привык, что его везде таскают и не хочет сам?

— Нет здесь однозначного ответа, все это всегда очень индивидуально. Нам предстоит пройти по краю. С одной стороны, создавая среду, общение, мотивируя, заряжая, таская, а, с другой стороны, постепенно передавая решения. Это искусство родительское, нас этому не учат, мы сами, кто во что горазд. Это действительно сложно. 

Семья — большая помощь, поддержка и окно в мир, старт очень хороший. Мы его довезли, выпустили на этой остановке, и дальше он должен сам, но ему потребуется время, помощь, и бывает, что он к 11 классу еще не готов определиться. Может, это мы не доработали с передачей ответственности, а может, он не дозрел еще и не готов. Ну и что нам теперь сказать? А, вот, не можешь выбрать, тогда мы тебе больше не помогаем? Нет, конечно. Выбор профессии — это процесс, на него нужно время, всем разное, поэтому начинать стоит хотя бы за пару лет до выпускного.

Надо постепенно переставать за него хотеть и переключаться в режим: давай, ты решай сам, а я тебе подскажу. Чего ты сам хочешь? Не можешь решить, давай, помогу, дам инструкции, инструменты, консультанта, курсы, тесты, книжки. Мы его сопровождаем, не бросаем на этом пути, не решаем за него, но он тем не менее знает, чего мы от него ждем.

Не ориентируйся только на доход

Как мы уже говорили выше, и как это нередко бывает, некоторые люди выбирают профессии, ориентируясь исключительно на уровень заработной платы. Однако, по-хорошему, тобой должны двигать не деньги, а идея. 

Если ты работаешь на деньги, у тебя может очень быстро закончиться энтузиазм, потому что ничего кроме них, ты не получаешь. Однако если ты работаешь на идею, у тебя будут большие стимулы прокачивать свои компетенции, учиться чему-то новому и с удовольствием работать на благо одного большого процесса. 

В таких обстоятельствах можно заработать намного больше, потому что ты сможешь стать профессионалом своего дела и очень ценным игроком на рынке труда. 

Причина выбора специальности

Почему я остановилась именно на этом направлении? Причин этому было много, и когда встает выбор, многие люди именно от них и отталкиваются.

Прежде всего важна престижность профессии и востребованность. Я просмотрела весь интернет, изучила вакансии, на которые всегда будет спрос, и выбирала из перечисленных. Хорошая зарплата в перспективе

Безусловно, все мы хотим обеспечить себе безбедное будущее, поэтому этот пункт я ставлю вторым по важности. Только отдавайте себе отчет в том, что вам, как новичку в выбранной отрасли, никто не намерен сразу платить большие деньги

К этому нужно прийти, прикладывая усилия. Собственное желание. Я рассуждала так: «Я хочу работать в кабинете, взаимодействовать с людьми, меня интересуют тестирования для работников», а значит, это подходит мне. Опыт знакомых. Идеально, если у вас есть знакомые, работающие в интересующей вас сфере. Возможно, именно они вдохновят вас выбрать что-то конкретное. В моем кругу, к сожалению, таких людей не было. Но я искала отзывы о профессии в интернете. Мнение родителей. Как правило, родители всегда хотят для своих детей лучшего, благодаря своему опыту могут дать дельные советы. К ним стоит прислушаться, но не нужно себя принуждать им следовать. В конце концов, это ваша жизнь и ваш опыт. Мне с этим повезло — родные сразу поддержали мое желание.

Тесты на выбор профессии

Как помочь ребенку определиться с профессией? В выборе будущей профессии помогают тесты на профориентацию. Например, известны следующие виды тестов:

  • Тесты по соционике;
  • Опросник Голланда;
  • Методика Климова;
  • Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной);
  • “Хочу – Могу – Надо” формула выбора профессии (Модель профессионального выбора Е.А. Климова). Смотреть пояснения к формуле “Хочу – Могу – Надо”.


Хочу – Могу – Надо – Формула выбора профессии. Рис. 1: cposo.ru Хочу – Могу – Надо – Пояснения к формуле выбора профессии. Рис. 2: proforientatsia.ru Чтобы выбрать профессию по душе, можно пройти тесты как после 9, так и после 11 класса на следующих сайтах:

  • Фоксфорд – Тест на профориентацию: «Фоксфорд» (бесплатно)
  • Адукар – Тест на профориентацию онлайн: «Адукар» (бесплатно)
  • Учёба.ру – Тест на профориентацию: Учёба.ру (бесплатно)
  • Testometrika – Тест на профориентацию: Testometrika (бесплатно)
  • ПрофГид – Тест на профориентацию: «ПрофГид» (бесплатно)
  • Поступи онлайн – Тест Климова на профориентацию: «Поступи онлайн» (бесплатно)
  • hh.ru (платный тест, 550 рублей)


Пример интерпретации результатов теста по профориентации на выбор профессии на на hh.ru


Пример интерпретации результатов теста “Какую профессию выбрать” на hh.ru

Учет особенностей темперамента

При выборе работы не стоит забывать про вид темперамента человека:

  1. Холерик. Человек, который активно реагирует на события и подвержен частой смене настроения. Ему стоит избегать монотонного труда и найти себя там, где можно проявить инициативу и лидерские качества;
  2. Меланхолик. Такие люди подвержены депрессиям и весьма замкнуты. Им лучше связывать жизнь со спокойными профессиями, где надо больше думать, чем общаться;
  3. Флегматики. Отличаются уравновешенностью и неторопливостью. Поэтому без проблем выполняют даже скучную и монотонную работу. Но при этом готовы усердно погрузиться в изучение сложных систем, поэтому смогут стать хорошими инженерами и учеными;
  4. Сангвиники. Всегда полны энергией и могут найти контакт с любым человеком. Из них получаются идеальные учителя и психологи.

Как же быть, если профессии будут меняться?

Новые профессии — они не совсем новые, они обогащенные или усеченные старые профессии. Профессии мгновенно возникают по требованию жизни.

Вот, например, SMM-специалист (он пишет в соцсетях ради продвижения товара и услуги). Эта профессия возникла сразу же, как только появились соцсети. А кем был раньше тот, кто превратился в smm-щика? Он был пиар-менеджером, журналистом, литературным редактором, филологом.

Однако сегодня любой желающий ежедневно писать и ставить картинки в соцсети, служить при этом продвижению товаров может пройти курсы smm и работать.

А что же делать вам, старшеклассники?

Ваша, ребята, задача — войти в правильный профессиональный коридор, например, инженерный, медицинский, политологический или психологический… Много есть общих коридоров. А потом уж внутри этого самого коридора двигаться, присоединяя к своей базовой профессии навыки, чтобы оказаться сложносочиненным спецом. Например, если вы выучились на психолога, вы сможете стать психологом в рекламе или вести психологический блог, подбирать персонал для компаний, стать профориентологом (это всё не другие профессии, а углубления в рукава и карманы профессии психолог).

Да, сегодня нужно постоянно доучиваться  (слава богу, есть где!) — на кратких курсах (вот не ради диплома, а ради умений). Но это нестрашно: всё время учиться — это интересно!

Если не вести себя гибко на рынке труда — пропадешь, отстанешь. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector