Пока не поздно: что делать, если ребенок неправильно держит ручку?

Содержание:

Рекомендации родителям

Занятия лучше начинать в раннем возрасте, контролируя верный захват игрушек, затем пишущих принадлежностей.
Во время занятий нужно быть доброжелательным

Избегать наказаний при обучении, стараться больше хвалить, подбадривать.
Не перегружать внимание ребенка, достаточно 10-15 минут ежедневно.
В возрасте 4-5 лет определить рабочую руку.
Специалисты не советуют учиться дошкольника писать до шести лет, так как физиологически он не готов к нажиму на ручку и внимательному слежению за написанием букв.
Нельзя переучивать левшу, если он привык все держать левой рукой.
Обучить правильной посадке и захвату пишущего предмета, расположению тетради.
В семье нужна единая тактика требований.
Учитывать индивидуальность, проявлять внимание к детским интересам, чувствам.
Избавиться от вредных привычек ещё во время беременности. Доказано, что одна из главных причин нарушения зрительного восприятия, мелкой моторики и концентрации у детей является злоупотребление курением.
Исследования показали, что телевизор и современные гаджеты препятствуют нормальному восприятию предметов

Разрешать смотреть телепередачи и мультфильмы ограниченное время.

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты

Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся

Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание!  Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта

Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Правильная посадка

Ничем не отличается посадка леворукого ребенка за письменным столом, от общепринятой. Но все равно, правильная поза тоже способна избежать многих проблем. Для этого спина обязательно должна быть оперта на спинку стула и выпрямлена

Очень важно тщательно проследить за тем, что бы ребенок ни в коем случае не наклонялся к столу, и уж тем более не касался его грудью. Ноги должны быть оперты о пол, в первое время под них рекомендуется подставлять подставку, если ножки еще не достигают уровня пола

Также очень желательно, чтобы обои ручки нашли опору, а локти максимум на пару сантиметров выступали за стол. Не маловажную роль еще играет и правильное расположение тетради. Ее следует положить перед ребенком, но с учетом данных особенностей правую сторону слегка занести влево. Таким образом левша не почувствует особых трудностей, передвигая ручкой по тексту. Еще одной важной вещью является научить своего ребенка изменять положение тетрадки по мере количества написанного. Фиксировать правильное положение тетрадки необходимо при помощи руки для начала снизу, а при переходе на вторую половинку листочка – сверху.

Зачем нужно учить детей правильно держать ручку

К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры.  Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм

Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью

Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что  является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.

Частые ошибки детей

При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:

  1. Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
  2. Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
  3. Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.

Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:

  • держит ручку в кулаке;
  • указательный палец ниже большого;
  • держит пишущий предмет в самом низу;
  • ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
  • пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
  • пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
  • неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
  • рука напряжена и часто устаёт;
  • при письме поворачивается бумага, а не кисть.

Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.

Неправильный захват карандаша и ручки: как появляется проблема

Маленькие дети очень любят рисовать. В возрасте до года родители предпочитают познакомить малыша с пальчиковыми красками. В этом случае кроха творит шедевры без помощи карандаша или кисти. Но по мере взросления ребёнок знакомится с письменными принадлежностями, главными из которых являются карандаши. Возможность раскрашивать любимых героев мультфильмов становится одним из самых важных заданий для крохи.

Если ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше начать объяснять ребёнку, как правильно это делать, тем проще и быстрее он освоит этот навык

В возрасте до года ребёнок большое внимание уделяет погремушкам. Родители могут наблюдать, как именно малыш хватает этот интересный предмет. Также маленькие дети любят рисовать мелками

Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем. Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры

Также маленькие дети любят рисовать мелками

Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем

Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры.

Как влияет на ребёнка неправильный захват ручки

Многие родители предпочитают не переучивать малыша, ведь ему так удобнее. Является ли такой подход правильным? Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:

  • эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
  • осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
  • зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
  • выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.

Лучше вовремя обнаружить проблему и постараться переучить ребёнка правильному захвату ручки. Это поможет избежать многих проблем в будущем

Родителям нужно готовить руку к письму ещё до того, как малыш будет учиться писать или рисовать. Для этого необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с крупами, мягкими и твёрдыми бизибордами, пальчиковое рисование, лепка из пластилина или глины, солёного теста. А когда придёт время, сразу нужно показывать малышу, как правильно брать карандаш и рисовать.

Важен не только захват

Научить правильному захвату — это полдела, не менее важно объяснить, как при этом нужно сидеть: как расположить локти, спину, как близко должна располагаться тетрадь или альбом для рисования. Узнайте, как развивать мелкую моторику у ребенка

Узнайте, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Расположение руки

Правила расположения рук:

  1. Во время письма рука опирается на тыльную сторону запястья и ребро ладони.
  2. По мере продвижения по листу, ладонь плавно скользит по нему, приподнимая ребро и опираясь на запястье.
  3. Локти не должны свисать со стола целиком, за край столешницы выступает только сгиб.
  4. Локтевые сгибы образуют почти прямой угол между плечом и предплечьем.
  5. Левая рука лежит ладонью вниз на столешнице у края тетради либо прижимает левую сторону тетради, если малыш пишет на её правой стороне.

Правильная поза

  1. Учимся правильно сидеть за столом:
  2. Сидеть нужно с прямой спиной, стопы при этом должны свободно стоять на полу или подставке.
  3. Предплечья на столе перед собой, между краем стола и телом небольшое расстояние 2-3 см.
  4. Тетрадь или альбом расположены перед глазами под углом 30 градусов относительно поверхности стола. Её левый край смотрит, примерно в центр груди.
  5. Свет на тетрадь или альбом должен падать с левой стороны для правшей, с правой для пишущих левой рукой.

Важно! Неправильное положение корпуса во время работы за столом может привести к искривлению позвоночника в раннем возрасте. Слишком низкий наклон над тетрадью приведёт к ухудшению зрения

Лучшая ручка

Залог успеха — удобная ручка, поэтому сразу отметаются слишком толстые или слишком тонкие стержни. Детские мышцы не до конца оформлены, им тяжело удержать объёмную или наоборот выскальзывающую из рук конструкцию. Следовательно, усилий прилагается больше, рука устаёт быстрее, кроме того пальчикам тяжело складываться в нужную позицию. Объём стержня должен соответствовать захвату руки.

Наиболее удобная форма стержня их трёх граней, длиной до 12-13 см. Она должна быть из лёгкого материала, чтобы писать без особых усилий и не оттягивать руку. Идеальным дополнением будет прорезиненная вставка со стороны пишущей части. От усилия детская рука потеет, а резина уберёт эффект скольжения по стержню влажной руки. Перед тем как дать малышу проверьте скольжение шарика. Чем легче скольжение, тем меньше усилий, соответственно меньше усталости.


Производители канцтоваров сегодня уделяют много внимания детской продукции, для безопасности деток, которые грызут колпачки, выпущены специальные колпачки с отверстиями. Если, малыш увлечётся и проглотит колпачок, во-первых, через отверстия будет поступать воздух, чтобы он не задохнулся. Во-вторых, у родителей или воспитателей есть время для оказания помощи. Кроме того, детские письменные принадлежности производят из безопасных, не токсичных материалов.

Знаете ли вы? В 1884 году страховой агент Ватерман, которому приходилось заполнять много бумаг, изобрёл первую ручку. Прототип шариковой ручки был перьевым и заправлялся чернилами.

Признаки, что ребёнок неправильно держит карандаш

Помимо явных признаков — когда карандаш в кулаке или пальцы находятся далеко от пишущей части, есть ещё и косвенные признаки того, что предмет взят не правильно.

  • Слишком сильный нажим на бумагу.
  • Большой палец находится ниже указательного.
  • Верхний конец карандаша направлен при письме не к плечу, а в сторону.
  • Ребёнок поворачивает лист бумаги, а карандаш остаётся в одном положении.
  • Захват «щепоткой» или «щипком» (все три пальца находятся на одном уровне).

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков у вашего ребёнка, то ему необходимо помочь правильно держать карандаш.

Как научить держать ручку правильно

Прежде всего любое занятие должно быть в радость. Если вашему ребёнку не нравится рисовать, то не стоит настаивать, попробуйте обводить большие предметы, или можно представить, что это летающий карандаш и рисовать в воздухе. Превратите любое занятие и обучение в игру и успех не заставит себя ждать.

Важно научить ребёнка держать карандаш или ручку так, чтобы рука не уставала при письме. Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш. Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш

Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш.

  • Дайте малышу порисовать маленькими кусочками мелков. Их не получится взять в кулак. Поэтому ребёнок будет держать мелки при помощи трех пальцев.
  • Метание дротиков. Такая игра отлично развивает не только меткость, но и правильный захват пишущих предметов. Правда, для маленьких детей это не безопасно, поэтому представьте, что карандаш — это дротик, а лист бумаги мишень. Бонусом у вас выйдет интересный точечный рисунок.
  • Прикрепите карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и он сразу почувствует дискомфорт.
  • Купите ребёнку трехгранную ручку-тренажер. В отделе канцелярских товаров вы найдёте такие ручки как для маленьких пальчиков, так и для более взрослых детей. Такие ручки отличаются небольшим весом и наличием трех граней.
  • Упражнения на правильный захват ручки когда она лежит. Попросите ребёнка взять ручку, но только ручка должна лежать к нему обратной стороной. Более подробно об этом упражнении смотрите в видео ниже

Занятия для развития мелкой моторики. Занимайтесь лепкой из пластилина или солёного теста, нанизывайте бусины и учите малыша застегивать пуговицы. Все это отлично развивает «щипковый захват».

В любом обучении необходимы регулярные упражнения. Для закрепления навыка можно предлагать малышу следующие задания

  • соединение рисунка по точкам;
  • заштриховать фигуры;
  • рисование по клеточкам;
  • обвести по контуру предмет.

Как правильно выбрать письменные принадлежности

Многообразие канцелярских товаров порой ставит родителей в тупик. Какие карандаши выбрать? Что лучше: фломастеры или цветные карандаши, какие взять ручки… Конечно, яркие и красивые предметы так нравятся детям и они готовы скупить все. Но на деле, они оказываются совершенно не пригодные для рисования. Важную роль при выборе карандашей играет их мягкость и твёрдость. Все это тоже формирует правильный захват. Лучше брать карандаши твёрдо — мягкие (ТМ). Они позволяют рисовать не давя на карандаш, что не даёт ребёнку напрягать руку. А диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно использовать многогранные карандаши, так как они не скользят в руке.

При выборе фломастеров или ручек остановите свой выбор на принадлежностях, которые имеют прорезиненную часть. И помните, чем раньше вы начнёте показывать малышу как правильно держать карандаш в руке, тем раньше он привыкнет и вы не столкнетесь с проблемами в обучении когда ребёнок пойдёт в школу. Каждое занятие должно быть увлекательной игрой, потому что малыши усваивают только ту информацию, которая их заинтересовала. Не нужно настаивать, если ребёнок сейчас не хочет заниматься.

Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?

Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!

  • Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
  • Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.

Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.

Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы

Поможем карандашу спрятаться

Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку —  указательным пальчиком.

Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце.  Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.

Съезжаем вниз по карандашику

  • Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
  • Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
  • Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
  • Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
  • Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.

Платочек-помощник

Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным

Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.

Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.

Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.

Для деток старше 3-х лет

  1. «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
  2. Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».

Как корректировать неправильный навык?

Как уже говорилось ранее, воздействовать на ребенка лучше в игровой форме. Предлагаем способы корректировки неправильного навыка:

  • Повторите ошибки малыша при рисовании, предложив ему стать «учителем» (или «мамой/папой») и оценить свои действия. Нужно подтолкнуть кроху к тому, чтобы он сам заметил ошибочные действия и указал на них.
  • Если первый метод не сработал, то можно конкретизировать задачу, нарисовав что-нибудь (цветочек, сердечко, да что угодно!) на верхней части среднего пальца и предложив прикрывать рисунок ручкой.
  • В случае излишне жесткой фиксации кисти предложите малышу обвести, закрасить или нарисовать большие предметы без отрыва руки – сразу не получится, но со временем это обязательно ему удастся!

Ребенок пишет

В ходе воспитания ребенка не забывайте об упражнениях для развития мелкой моторики руки. Предлагайте ему побольше лепить (из пластилина, глины или теста), сжимать игрушки из поролона, перебирать мелкие предметы и нанизывать их на веревочку (бусинки, горошинки, пуговицы и так далее – на что фантазии хватит), хлопать в ладоши, вязать узелки и бантики, создавать поделки. И, конечно же, рисовать!

5 простых трюков

Для быстрого перехода нажмите на название раздела

Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!

Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.

Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку.  Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш. Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!

Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой.

Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.

Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.

Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.

Второй трюк — Трюк с резинкой.

Здесь есть пара вариантов с резинкой.

1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки

Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.

В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.

2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…

К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.

Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.

Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.

Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.

А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.

Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.

Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.

Рассмотрим пример с салфеткой.

Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.

Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.

В этом варианте нам понадобится носок.

В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.

Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.

Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкой.

Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».  

Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) — он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.
  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В зависимости от возраста малыша, он захватывает ручку по-разному

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Следите, чтобы ребёнок правильно держал ручку в руке, и при необходимости поправляйте его

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector