Гипервозбудимость у ребенка

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Причины гиперактивности

В числе причины возникновения нарушения:

  • неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
  • неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
  • влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.

Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.

Другие способы лечения СНРВ

В качестве дополнительной терапии применяют:

Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ

Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда

Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками. Но учитывая, что в первый год жизни есть высокие шансы нормализовать функциональность ЦНС, проблему можно решить. Главное, это начать вовремя с ней бороться.

Лечение ППНС

Лечение новорожденных в остром периоде ППНС проводится в условиях стационара и представлено следующими мероприятиями: обеспечение адекватной оксигенации; искусственная вентиляция легких (по показаниям); дегидратация; гемостатическая терапия; противосудорожная, метаболическая и сосудистая терапия; антибактериальная и иммунотерапия. В восстановительном периоде ППНС для лечения клинических синдромов используется более широкий спектр ноотропных, нейрометаболических, нейропептидных, сосудистых и противосудорожных препаратов, при необходимости применяются миорелаксанты, поливитаминные комплексы (группа В). Среди методов немедикаментозного лечения ППНС основная роль принадлежит общему массажу и ЛФК, по показаниям применяют физиотерапию и иглорефлексотерапию.

Ядерная желтуха

Ядерная желтуха является синдромом, который возникает на фоне острой билирубиновой энцефалопатии, и вызывает необратимое повреждение мозга. 

Ядерная желтуха развивается у разных детей при разном уровне билирубина, но обычно цифры непрямого билирубина в крови должны превышать 400 мкмоль/л, чтобы билирубин начал пропитывать ядра мозга. При физиологической желтухе уровень непрямого билирубина обычно составляет от 100 до 200 мкмоль/л – если при этом цифры не нарастают день ото дня, такой уровень билирубина не требует активного лечения и безопасен. Норма непрямого билирубина у детей и взрослых (кроме периода новорожденности) не выше 20 мкмоль/л. 

Последствия ядерной желтухи: 

  • Непроизвольные и неконтролируемые движения (атетоидный церебральный паралич) 
  • Неподвижный взгляд вверх 
  • Потеря слуха 
  • Неправильное развитие зубной эмали 

Подготовка к визиту врача 

Уровень билирубина в крови новорожденного ребенка, как правило, достигает пика в возрасте от трех до семи дней

Поэтому важно, чтобы Ваш врач наблюдал ребенка в эти дни. 

После выписки из роддома, врач или медсестра будут контролировать уровень желтухи по внешнему виду и сопутствующим симптомам, и при подозрении на опасный уровень билирубина – назначат биохимический анализ крови. 

Если у вашего ребенка есть желтуха, врач будет оценивать риск тяжелой желтухи и ее осложнений по следующим критериям: 

  • Уровень билирубина в крови на данный момент 
  • Наличие недоношенности у ребенка 
  • Аппетит ребенка, уровень лактации у матери 
  • Возраст ребенка 
  • Наличие кефалогематомы или других синяков 
  • Наличие тяжелой желтухи в анамнезе у старшего брата или сестры ребенка 

Исходя из этих факторов, Ваш врач запланирует оптимальную кратность осмотров ребенка, чтобы не пропустить выраженное нарастание степени желтухи. 

Во время осмотра ребенка, врач, скорее всего, будет задавать Вам следующие вопросы: 

  • Насколько хорошо Ваш ребенок сосет? 
  • Ваш ребенок получает грудное или искусственное вскармливание? 
  • Как часто он прикладывается к груди, как долго сосет? 
  • Как часто он мочит пеленки? (частота мочеиспусканий?) 
  • Как часто он пачкает пеленки (частота дефекаций?) 
  • Через какие промежутки времени он просыпается для следующего кормления? Он делает это сам, или Вам приходится его будить? 
  • Не кажется ли Вам ваш ребенок больным, или чрезмерно вялым? 
  • Температура тела ребенка является стабильной? 
  • Эта желтуха является опасной? Указывает ли она на другое заболевание? 
  • Нужны ли моему ребенку дополнительные анализы? 
  • Есть ли необходимость в лечении желтухи? 
  • Требуется ли моему ребенку госпитализация? 
  • Когда вы планируете осмотреть ребенка в следующий раз? 
  • Можете ли вы порекомендовать мне печатные материалы или сайты о желтухе и правильном вскармливании младенца? 
  • Мне следует внести какие-либо изменения в процесс кормления ребенка? 

Не стесняйтесь задавать вопросы врачу. 

Дети с ранней детской нервностью, невропатией, вегетативные нарушения, очень нервные дети

Дети с ранней детской нервностью очень чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекционные заболевания, простудные заболевания, ОРВИ (ОРЗ). В ответ на повышение температуры тела у них могут наблюдаться генерализованные судорожные припадки, бред, общее возбуждение. Неинфекционное повышение температуры тела сопровождается нарастанием невротических и соматовегетативных нарушений. У детей с нервным диатезом выявляется снижение порога чувствительности к различным эндогенным и экзогенным воздействиям. Дети болезненно реагируют на индифферентные раздражители: звук, свет, изменение положения тела, тактильные воздействия, мокрые пеленки. Особенно выражена реакция на инъекции, медицинские манипуляции, различные виды обследования. Все это быстро фиксируется, в дальнейшем вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. Постоянно возникающий повышенный инстинкт самосохранения выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие нервные дети очень привязаны к дому, маме, постоянно ходят за ней следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в квартире или комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних людей, не вступают с ними в контакт, ведут себя очень робко и застенчиво.

Существуют определенные клинические отличия в зависимости от формы невропатии (ранней детской нервности).

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается — дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

«А само не пройдет?» — спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Развитие ребенка: диагностика и лечение гипервозбудимости

В процессе диагностики врач проводит осмотр малыша и опрос его родителей

При этом важно как можно подробнее и объективнее донести до него свои наблюдения и мнения окружающих людей, особенно тех, кто часто и подолгу находится с ребенком. Это позволит врачу сделать правильные выводы и отделить проявления гипервозбудимости от случаев обычной детской активности.

Также полезным будет посетить остеопата, который способен выявлять различные нарушения в развитии ребенка, в том числе в реакциях головного мозга, не используя специальную аппаратуру, лекарственные средства или болезненные процедуры. Остеопат пользуется исключительно мануальными методами диагностики дисфункции различных органов и систем организма.

На данный момент ведутся работы по разработке новых диагностических методов, позволяющих с высокой достоверностью и в любом возрасте выявить гипервозбудимость. Исследования сравнивают работу центральной нервной системы и мозга обычных детей с теми, у кого уже подтвердили данный синдром.

Поскольку недуг до конца не изучен, ни один метод не гарантирует 100% выздоровления. Однако лечение обязательно сгладит негативные симптомы при соблюдении всех медицинских рекомендаций. Терапевтический курс обычно состоит из следующих составляющих:

  1. Назначение успокоительных препаратов для снятия нервозности и повышенной тревожности (валерианы, пустырника, мелиссы, мяты, чабреца).
  2. Восстановление правильного кровообращения головного мозга и нормализация его работы при помощи остеопата.
  3. При необходимости получение психостимулирующих и противосудорожных препаратов.
  4. Корректировка психики ребенка через специальную терапию для детей и родителей.
  5. Работа с психологом или психотерапевтом по адаптации ребенка к нахождению в социуме.

Массаж

При любых расстройствах, связанных с нервной системой, назначается массаж. Его может делать специалист, но многие мамы вполне справляются сами, получив небольшую консультацию у массажиста или педиатра.

Важно выбрать подходящее время для процедуры. Больше всего подходит первая половина дня, когда малыш бодр

Массаж рекомендуется делать перед кормлением, примерно за полчаса. Если он приходится после приема пищи и ребенок не спит, то необходимо подождать 1 час и только потом приступать к процедуре.

Основные приемы

Первый массаж должен длиться 5 минут и прекратиться, как только будет заметно недовольство ребенка. Со временем малыш привыкнет, тогда продолжительность массажа должна составлять 30 минут.

На первых месяцах нужно лишь легко поглаживать ребенка, движения может показать патронажная медсестра. Проводить поглаживания желательно, начиная с кончиков пальцев до плеча, от стопы до паха. Затем гладить животик: направление руки должно идти только по часовой стрелке. Грудь гладят, направляя руки снизу к шее: от центра к подмышкам.

Ребеночка выкладывают на 2 минуты на живот, гладят спинку. Затем проверяются рефлексы новорожденного. Для этого подкладывают к стопам руки, и ребенок начинает как бы ползти. Кладут малыша на бочок, чередуя правый с левым, и пальцем проводят по позвоночнику: ребенок должен выгибать спину. Затем необходимо нажимать возле каждого пальчика на стопе, они должны при этом сгибаться.

Необходимо учитывать то, что имеются определенные участки у ребенка, которые нельзя трогать, чтобы не травмировать их. К ним относят: соски, пах, половые органы, пупок, суставы. Не рекомендуется массировать младенцев при повреждениях кожных покровах и раздражениях, если он неприятен в данное время ребенку. В этом случае его необходимо перенести на другой раз.

Если синдром гипервозбудимости имеет серьезную форму, то ребенок должен будет всегда быть под наблюдением многих специалистов: невролога, психолога, логопеда, мануального терапевта и массажиста. Независимо от причин возникновения патологии, ребенку рекомендуется давать легкие седативные препараты и витамины.

Симптомы Гипервозбудимости у детей:

У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:

Дома ребенок не успокаивается, постоянно бегает, прыгает, быстро переключаясь с одной деятельности на другую.
В садике персонал недоволен поведением ребенка, он часто отказывается выполнять то, что от него просят.
Сверстники отмечают агрессивность ребенка, часто с малышом никто не хочет дружить.
Ребенок часто не дослушивает объяснения няни или воспитательницы, хватается за дело.
Ребенок слабо контролирует свои поступки и слова, а также внимание.

Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:

  1. Нарушения сна.
  2. Ребенок просыпается от малейшего шума, плохо засыпает.
  3. Во сне отрывисто вскрикивает.
  4. Плохо кушает.
  5. Кулачки сжаты.
  6. Выражение личика может быть страдальческим.
  7. На коже часто видна сетка сосудов, из-за чего кожа кажется голубой. Сосудики могут быть красного цвета. Их выраженность усиливается на морозе.

Симптомы Гипервозбудимости у детей:

У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:

Дома ребенок не успокаивается, постоянно бегает, прыгает, быстро переключаясь с одной деятельности на другую.
В садике персонал недоволен поведением ребенка, он часто отказывается выполнять то, что от него просят.
Сверстники отмечают агрессивность ребенка, часто с малышом никто не хочет дружить.
Ребенок часто не дослушивает объяснения няни или воспитательницы, хватается за дело.
Ребенок слабо контролирует свои поступки и слова, а также внимание.

Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:

  1. Нарушения сна.
  2. Ребенок просыпается от малейшего шума, плохо засыпает.
  3. Во сне отрывисто вскрикивает.
  4. Плохо кушает.
  5. Кулачки сжаты.
  6. Выражение личика может быть страдальческим.
  7. На коже часто видна сетка сосудов, из-за чего кожа кажется голубой. Сосудики могут быть красного цвета. Их выраженность усиливается на морозе.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья — родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится… Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи — к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают. Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: «Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!»

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает — достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка — это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Обучение и школа

Синдром гипервозбудимости часто становится причиной плохих оценок в школе

Внимание ребенка постоянно переключается, поэтому сфокусироваться на протяжении всего урока, на том, что рассказывает преподаватель ребенку достаточно сложно

Ошибки в тексте и задачках чаще всего допускаются именно по невнимательности. Проще говоря, никаких навыков самоорганизации не наблюдается. Учитель в свою очередь может думать, что ребенок все делает из вредности. У таких деток обычно очень корявый почерк, много исправления в тетрадках.

На начальном уровне у детей с синдромом нормальный уровень интеллекта, как у всех

Однако, если родители не обращаются внимание на поведение своего отпрыска, то, со временем у ребенка будет наблюдаться скудный словарный запас, они плохо справляются с абстрактными задачами и плохо понимают, что такое пространство и время. В случаях, когда никаких мероприятий по устранению синдрома не проводится, у ребенка может появиться вторичное снижение интеллектуального развития

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между
    родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит
    средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
    сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Ппцнс у детей

У ребенка в период внутриутробного развития и уже после рождения до семи дней жизни вероятен риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС).

Что означает диагноз ППЦНС?

ППЦНС отмечается у 10% новорожденных детей, рожденных в срок, и около 70% от общего числа заболеваний у недоношенных детей.

Причины Ппцнс у детей

ППЦНС у новорожденного может возникнуть в результате присутствия следующих составляющих:

  • гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • инфекционные заболевания матери в период беременности;
  • снижение уровня гемоглобина в крови матери в процессе вынашивания ребенка;
  • патология плаценты.

Риск ППЦНС выше в случае наличия предрасполагающих факторов:

  • тазовое предлежание плода;
  • недоношенноть или переношенность;
  • крупный плод (более четырех килограммов).

ППЦНС у новорожденных детей: симптомы

В случае постановки диагноза ппцнс новорожденному ребенку, у него отмечаются следующие признаки наличия ппцнс:

  • изменение мышечного тонуса (гипер- или гипотонус);
  • двигательное беспокойство;
  • тремор подбородка и конечностей;
  • судороги;
  • нарушение чувствительности;
  • дискинезия желудочно-кишечного тракта (неустойчивый стул, метеоризм, срыгивания);
  • изменение частоты сердечных сокращений;
  • приглушенный звук сердечных тонов;
  • изменение ритма дыхания;
  • увеличение объема головы ребенка более одного сантиметра за неделю;
  • неравномерная окраска кожных покровов ребенка.

Как правило, к году ребенка проявления уменьшаются или исчезают полностью. Однако, перинатальные поражения могут иметь отдаленные последствия:

ППЦНС у новорожденных: лечение

В остром периоде новорожденный ребенок попадает в палату интенсивной терапии для комплексного лечения:

  • гемостаз: внутривенно вводят дицинон, рутин и препараты кальция;
  • дегидратационная терапия: применение мочегонных средств;
  • дезинтоксикационная терапия: коррекция метаболических процессов путем ввода 10% раствора глюкозы, аскорбиновой кислоты;
  • симптоматическая терапия, включающая в себя устранение судорог, патологии дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Кормление ребенка осуществляется посредством зонда или грудью в зависимости тяжести протекания заболевания.

В восстановительном периоде основной задачей является уменьшение проявлений неврологического симптома. Против судорог врач может назначить фенобарбитал, радодорм, финлепсин, при частых срыгиваниях – мотилиум или церукал, в случае наличия двигательных нарушений – ализин, галантамин, дибазол, прозерин.

С целью уменьшения кровоизлияний назначают препарат лидазу. Чтобы восстановить трофические процессы головного мозга применяют ноотропные препараты: пирацетам, глютаминовая кислота, церебролизин.

При малейших подозрениях родителей на наличие у ребенка перинатального поражения центральной нервной системы следует незамедлительно обратиться за консультацией к невропатологу для подбора комплексного лечения. Чем раньше начать лечение, тем выше вероятность полного выздоровления ребенка.

Следует помнить, что развитие ребенка происходит индивидуально, в том числе и организация мозговой деятельности. Такие индивидуальные особенности новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.

Открытое овальное окно у новорожденных Овальным окном называют клапан, соединяющий предсердия и в период внутриутробного развития являющийся открытым. В норме при рождении, когда малыш делает вздох клапан должен закрыться. Однако это происходит не всегда. Активность детей иногда способна проявиться в самый неожиданный момент. Секунду назад ребенок тихо лежал на диване – и вот вы уже слышите крик и находите малыша на полу. Что делать в случае, если ребенок упал с высоты, например, с кровати?
Роды – трудный процесс не только для матери, но и для малыша, приходящего в этот мир, и иногда они осложняются и возникают патологии, одной из которых является ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Насколько опасен этот диагноз? Новорожденный малышу не всегда легко дается приход в наш мир и не всегда он появляется достаточно подготовленным. Вот и возникает у детей такое явление, как судороги. Расскажем о них подробнее в нашей статье.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector