Ночной видео-ээг-мониторинг
Содержание:
- Классификация ЭЭГ по Jung
- Так что же представляет из себя стимуляционная ЭНМГ?
- Реоэнцефалография (РЭГ) – диагностика сосудов мозга
- Как проводится исследование
- Как расшифровывается и что можно увидеть?
- Как подготовиться к обследованию?
- Что покажет ЭЭГ
- Международная система расположения электродов «10—20 %» при проведении ЭЭГ
- Суть диагностического метода
- Кого нужно отправлять на психиатрическое освидетельствование?
- Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия
Классификация ЭЭГ по Jung
Jung (1953) выделяют четыре варианта неизменной ЭЭГ:
- Альфа-электроэнцефалограмма содержит хорошо выраженный альфа-ритм, частота которого колеблется не более чем на 1–1,5 волны в сек. Бета-волны малой амплитуды встречаются в виде коротких серий в прецентральной области. Тетаволны едва различимы.
- В бета-электроэнцефалограмме преобладают волны частотой от 16 до 25 в секунду с амплитудой в 20–30 мкВ, регистрируемые частично непрерывно в записи, частично в виде отдельных групп или серий.
- Плоская ЭЭГ содержит очень редкий низкой амплитуды альфа-ритм, бета-ритм маленький и трудно различимый, встречаются также плоские тета-волны. Подобные ЭЭГ встречаются более чем у 10 % здоровых людей. Плоские ЭЭГ с ускоренным основным типом активности могут выявляться при психических напряжениях. Преходящие уплощения ЭЭГ выявляются также при блокировании альфа-волн в стадии засыпания (обозначаемая некоторыми авторами как нулевая стадия, например, Roth, 1962).
- Нерегулярная ЭЭГ содержит альфа-ритм, частота которого в среднем значении колеблется ± 1,5 волны в сек. Максимальная величина амплитуды альфа-ритма в затылочных отведениях ясно не выражена. Тета-волны, накладывающиеся на альфа-волны, отчетливее выражены в передних и височных областях, чем в париетальных, где они иногда видны как компоненты более низких гармоник альфа-ритма.
Такие нерегулярные ЭЭГ встречаются у здоровых людей так же часто, как и плоские ЭЭГ. Они чаще встречаются в юности и в более пожилом возрасте и представляют трудности для отличия их от ЭЭГ с выраженной частотной неустойчивостью, представляющих собой переход к дизритмии. Преходящая нерегулярность ЭЭГ встречается при гипервентиляции и в стадии засыпания.
Так что же представляет из себя стимуляционная ЭНМГ?
Стандартный метод исследования моторных и сенсорных волокон периферических нервов внешне выглядит несложно. Над поверхностью мышцы или на участок кожи, иннервируемой изучаемым нервом, накладываются электроды (чаще всего они похожи на маленький пластырь или наклейку), электроды подключаются к аппаратуре (электронейромиографу). На участках, где нерв находится не очень глубоко, с помощью специального стимулятора (отдаленно напоминающего штекер любого электроприбора) нерв раздражается разрядами электрического тока. Ток слабый и абсолютно безопасен, хотя ощущения могут быть и неприятными. В результате электрического раздражения происходит сокращение мышцы или возникает ответ в кожных покровах (в случае исследования сенсорных волокон). Этот ответ или сокращение мышцы и регистрируется наклейками-электродами. Полученные данные и анализируются врачом.
Реоэнцефалография (РЭГ) – диагностика сосудов мозга
Реоэнцефалография — это неинвазивный, безопасный и безболезненный метод, позволяющий контролировать состояние мозгового кровообращения, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты.
Показания к проведению реоэнцефалографии:
- головные боли;
- головокружение;
- шум в ушах;
- нарушение памяти;
- обморочные и предобморочные состояния;
- атеросклероз;
- артериальная гипертензия;
- черепно-мозговая травма;
- вертебробазилярная недостаточность;
- остеохондроз шейного отдела позвоночника.
Возможности реоэнцефалографии
- РЭГ предоставляет информацию:
- об интенсивности мозгового кровенаполнения;
- о состоянии тонуса и эластичности сосудов;
- об интенсивности венозного оттока из полости черепа;
- о поражениях сосудов головного мозга;
- о мозговом кровообращении в послеоперационном периоде и при черепно-мозговой травме.
- Исследование оценивает приток крови к головному мозгу и ее отток. Различают нормальные показатели РЭГ и показатели с отклонениями. Каждому отклонению от нормы соответствует свой тип головной боли и свой метод ее лечения. Проведение РЭГ до и после лечения позволяет оценить эффективность выбранного метода терапии.
- Применение при исследованиях специальных функциональных проб позволяет разграничить функциональные и органические изменения. Наиболее часто используют пробы с поворотами и наклонами головы, гипервентиляцией. Остро возникающие сдвиги артериального давления отражаются на реоэнцефалограмме изменением тонуса и даже уровня пульсового кровенаполнения, что также необходимо учитывать при анализе исследования.
- РЭГ диагностирует такие трудно поддающиеся объективизации заболевания, как, например, сосудистая дистония (на РЭГ она проявляется картиной неустойчивого сосудистого тонуса), острые и хронические сосудистые поражения (нарушения проходимости магистральных сосудов), острые нарушения мозгового кровообращения и их последствия, вертебробазилярную недостаточность и пр.
Как проводится исследование
В зависимости от показаний, который оценил Ваш лечащий врач невролог-эпилептолог, определяются необходимая продолжительность исследования, функциональное состояние пациента во время проведения ЭЭГ (пассивное бодрствование, активное бодрствование, дневной сон, ночной сон) и объем функциональных (нагрузочных или провоцирующих) диагностических проб.
Пациента размещают в затемненной комнате на специальном функциональном кресле или кровати (диване), рядом с которым на штативе расположена электродная установка (аналогово-цифровой преобразователь – АЦП).
На голову пациента одевается специальная электродная шапочка, которая может быть в виде шлема из тонкой ткани либо в виде сетки из мягких резиновых жгутов, под которые врач-нейрофизиолог в определенном порядке вручную располагает электроды. В последнем случае к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к АЦП, преобразовывающему аналоговые сигналы (колебание сопротивления под электродами) в цифровые и передающему их по кабелю к компьютерному электроэнцефалографу. Подключение происходит через усилитель, поскольку биотоки головного мозга настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы просто невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, методика ЭЭГ является совершенно безопасной и безболезненной для пациента.
Электроды перед наложением смачивают физиологическим раствором хлорида натрия или гелем на водной основе, содержащим хлорид натрия (такие электродные гели абсолютно безвредны для организма пациента, легко смываются водой или стираются одноразовыми тканевыми салфетками). Использование физиологического раствора хлорида натрия или электродного геля необходимо для того, чтобы между электродами и кожей головы не было воздушной прослойки, затрудняющей регистрацию биоэлектрической активности головного мозга.
Участки кожи головы, куда предполагается накладывать электроды, протирают 40-45% спиртовым раствором (чтобы растворить кожный жир, затрудняющий проведение слабых электрических импульсов головного мозга). Накожные электроды при обследовании детей старше 10 лет накладываются по международной системе «10%-20%», а при обследовании детей по системе Юнга.
На уши пациента с помощью мягких клипс устанавливают ушные (неактивные) электроды, которые также смачивают в физиологическом растворе или электродным гелем на водной основе.
Исследование ЭЭГ в амбулаторно-поликлинических условиях обычно проводится в положении обследуемого полулёжа или лёжа (для максимального расслабления пациента и уменьшения артефактов мышечного напряжения) в состоянии пассивного бодрствования (при минимизации внешних звуковых и световых раздражителей). Пациента просят постараться расслабиться и закрыть глаза.
При проведении длительного амбулаторного мониторинга ЭЭГ или видео-ЭЭГ-мониторинга в условиях специализированных противоэпилептических центрах исследуется активность головного мозга в различных состояниях – активном и пассивном бодрствовании, а также во время дневного или ночного сна.
В последние годы также с успехом используются современные информационные (компьютерные) технологии, например, с расположением записывающего устройства на теле пациента с помощью специальных эластичных ремешков, не стесняющих дыхание и движения обследуемого. Последний метод удобен при проведении длительного (дневного, ночного, суточного) амбулаторного мониторинга ЭЭГ, особенно у детей, в домашних условиях.
ЭЭГ – безопасный для здоровья и безболезненный метод исследования, который можно проводить в любом возрасте (от периода новорожденности до глубокой старости).
Как расшифровывается и что можно увидеть?
Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются через несколько дней. Так как анализируются электрические показатели со всех отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.
На руки родителям выдают заключение, распечатка выбранных врачом фрагментов записи и, в специализированных центрах, диск с записью всего исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.
Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей, у которых даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка.
Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:
- Альфа ритм (или предшественник альфа ритма у детей до 5-ти лет). Регистрируется в состоянии покоя, при котором ребенок сидит или лежит с закрытыми глазами и ничего не делает.
- Бета ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют об активном бодрствовании.
- Тета ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны, по амплитуде несколько превышающие альфа ритм. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, может потребоваться консультация генетика.
Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией и так далее.
Регистрация эпилептиформных паттернов является важной частью исследования. Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как вариант нормы при отсутствии эпилептических приступов и регресса в развитии ребенка
При множественном появлении разрядов на ЭЭГ необходимо оценивать клинику, возможно будет необходимо проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится с учетом дополнительных методов исследований.
Как подготовиться к обследованию?
Алгоритм проведения исследования отличается в зависимости от возраста ребенка. Общим правилом является мытье головы накануне снятия электроэнцефалограммы, чтобы удалить кожный жир с ее поверхности.
ЭЭГ грудничку нередко делают преимущественно во время сна, поэтому выбранное время проведения исследования должно совпадать с графиком сна. Перед исследованием необходимо покормить малыша.
Если возраст малыша старше года, важным условием является выполнение всех просьб врача. С детьми родители предварительно должны провести беседу, подготовив их психологически к сеансу:
- Детям 2-3 лет можно попробовать представить исследование в виде увлекательного путешествия, пусть они побудут супергероями.
- Усидчивому ребенку рекомендуют взять с собой любимую игрушку или книгу с картинками.
- Научите кроху открывать и закрывать глаза, при этом сохраняя дыхание ровным и не боясь.
Если ребенку назначен прием лекарственных препаратов, отказываться от них нельзя. Исключением являются ситуации, когда противосудорожные средства отменяют за 1-3 дня до обследования по требованию лечащего врача. Попросите перенести проведение исследования, если оно совпала с респираторным заболеванием, сопровождающимся выраженными катаральными явлениями (насморк, кашель).
Поведение пациента во время сеанса сказывается на информативности полученных данных, поэтому отнеситесь к подготовке серьезно.
Постарайтесь по возможности снизить нагрузку на нервную систему накануне проведения обследования. Это касается не только эмоционального перевозбуждения, но и погрешностей в питании. Не стоит накануне поить ребенка тонизирующими напитками. В то же время, за два часа до электроэнцефалографии лучше его покормить, чтобы ребенок лучше перенес исследование.
Что покажет ЭЭГ
ЭЭГ позволяет врачу отследить признаки нарушений в работе головного мозга, а также определить их характер. Так, с помощью такого обследования можно диагностировать:
- эпилептическую активность определенных участков головного мозга («готовность» к развитию эпилептического приступа);
- вероятные причины обмороков, панических атак и других симптомокомплексов;
- патологические очаги с конкретной локализацией в долях мозга;
- изменения электрической активности перед развитием приступа.
С помощью этого метода также можно выявить возможный источник неврологической симптоматики: функциональное это или органическое нарушение. Кроме того, метод позволяет проконтролировать, насколько эффективны назначенные средства и методы реабилитации. Ограничений по частоте проведения обследований нет, поэтому можно выполнять их в начале, в процессе и по окончании лечения.
Многие из нарушений функции головного мозга так или иначе отражаются на функциональной активности. Изменения картины электрических потенциалов позволяют сделать соответствующие выводы и определить:
- эпилепсию, судорожные состояния;
- снижение функциональной активности головного мозга;
- образования, опухоли, посттравматические гематомы;
- нарушения метаболизма в мозге;
- последствия перенесенных инфекционных поражений тканей мозга;
- возрастные изменения нормальной функции головного мозга.
Международная система расположения электродов «10—20 %» при проведении ЭЭГ
➥ Основная статья: Система 10-20
Схема наложения электродов 10-20
Биоэлектрическая активность головного мозга может регистрироваться с любых точек на конвекситальной поверхности. Повторяемость результатов, их сравнимость с данными других исследований достигается только при применении всеми специалистами единой стандартной системы расположения электродов.
В 1958 г. Генри Джаспер предложил оригинальную схему размещения электродов. В основу «системы координат», предложенной Джаспером, положено строгое соотношение расстояний между электродами в «координатной сетке» на конвекситальной поверхности. Система «меридианов и параллелей» строится относительно линии «затылочный бугор — переносица» и интераурикулярного «экватора», проходящего через макушку. Исходя из выбранного соотношения расстояний между электродами, схема Джаспера имеет название «система 10—20 %». В настоящее время система размещения электродов «10—20 %» рекомендована Международной федерацией клинических нейрофизиологов (IFCN) как стандартная.
Буквенные символы обозначают основные области мозга и ориентиры на голове: О — occipitalis, Р — parietalis, С — centralis, F — frontalis, Т — temporalis, А — auricularis. Нечетные цифровые индексы соответствуют электродам над левым, а четные — над правым полушарием мозга. Электродам, расположенным по сагиттальной линии, присваивается индекс «z».
Точки расположения электродов в системе отведений «10—20 %» определяют следующим образом. Измеряют расстояние по сагиттальной линии от затылочного бугра (inion) до переносицы (nasion) и принимают его за 100 %. В 10 % этого расстояния от опорных точек (inion и nasion) устанавливают соответственно нижний лобный (Fpz) и затылочный (Oz) сагиттальные электроды. Остальные сагиттальные электроды (Fz, Cz и Pz) располагают между этими двумя на равных расстояниях, составляющих 20 % от расстояния inion-nasion. Вторая основная линия проходит между двумя слуховыми проходами через vertex (макушку). Нижние височные электроды (ТЗ и Т4) располагают соответственно в 10 % этого расстояния над слуховыми проходами, а остальные электроды этой линии (СЗ, Cz, С4) — на равных расстояниях, составляющих 20 % длины биаурикулярной линии. Через точки ТЗ, СЗ, С4, Т4 от inion к nasion проводят линии и по ним располагают остальные электроды. По средней сагиттальной линии (через Cz) располагают электроды Oz, Pz, Fz. По линиям, проходящим через СЗ и С4, располагают электроды 01, РЗ, F3, Fpl слева и 02, Р4, F4, Fp2 — справа. По нижним линиям, проходящим через электроды ТЗ и Т4, размещают электроды F7 и Т5, F8 и Тб. На мочки ушей помещают клипсы-электроды: А1 — на левое ухо и А2 — на правое.
Преимуществом схемы «10—20 %» является большое количество электродов, что позволяет получить детальную картину распределения потенциалов по конвекситальной поверхности и выполнять процедуры картирования.
Американским нейрофизиологическим сообществом в начале 1990-х гг. (1991) была предложена система отведений «10—10». Дополнительные электроды в этой системе устанавливаются на расстоянии, равном половине расстояния между электродами в системе «10—20». Данная система, как и системы с еще большим количеством электродов (до 64—128), представляют попытку повышения «разрешающей способности ЭЭГ». Под «разрешающей способностью ЭЭГ» условно можно принять возможность определить два источника биоэлектрической активности головного мозга как самостоятельные независимые источники.
Суть диагностического метода
Еще в XIX веке было установлено, что человеческий мозг способен к генерации электрических импульсов, но прошло более восьмидесяти лет, прежде чем эту способность врачи смогли использовать в медицинской практике. Это произошло после создания первого аппарата электроэнцефалографа, а графическое изображение, которое получалось при регистрации биотоков человеческого мозга, назвали электроэнцефалограммой.
Сигналы, исходящие от нейронов мозга, изменяются под действием различных факторов, при этом разные участки головного мозга дают согласованные импульсы, взаимно ослабляя или усиливая активность друг друга. Энцефалограмма фиксирует различные изменение импульсов и помогает выявить отклонения в работе мозга или его отдельных участков. Электроэнцефалография позволяет отследить деятельность каждого отдела мозга в отдельности, изучить нейронные импульсы и согласованность действий отделов мозга (ритмичность).
Кого нужно отправлять на психиатрическое освидетельствование?
Это важный вопрос для большинства работодателей, и ответить на него не так просто. Дело в том, что в Приказе № 377 указаны определенные вещества и физические факторы, но не указаны минимальные «вредные» уровни воздействия. Теоретически в эти списки может попасть любой работник, даже офисный сотрудник, который большую часть рабочего дня проводит за компьютером. Вопрос в том, насколько окажутся придирчивы представители контролирующих органов. Как показывает практика, в первую очередь «спрашивают» за водителей, электромонтажников, людей, которые работают на высоте (более 1,5 м над землей), контактируют с вредными химикатами, имеют дело с продуктами питания, медработников, педагогов и воспитателей.
Приказ № 377 о психиатрическом освидетельствовании и Постановление № 695 Правительства РФ от 23 сентября 2002 года — два документа, которые действуют вместе. Основная суть Приказа № 377, как мы уже разобрались — это перечисление профессий и вредных профессиональных факторов, при которых нужны регулярные освидетельствования психиатра. В Постановлении № 695 перечислены основные правила. Об этом документе мы рассказываем в отдельной статье.
Ознакомиться с полным текстом Приказа № 377 вы можете по этой ссылке.
Для того чтобы получить более подробную информацию о психиатрических освидетельствованиях, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 120-81-30.
Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия
-
Теоретические основы количественной ЭЭГ и нейротерапии
- Место ЭЭГ в нейронауке и медицине
- Методы, дополняющие ЭЭГ
- Нейронная активность
- Эндофенотипы
- ЭЭГ в психологии, изучение психики
- Количественная ЭЭГ
- Нейротерапия
-
Ритмы ЭЭГ
- Биоэлектрическая активность мозга
- Сверхмедленная активность
- Медленные волны сна
- Дельта-ритм
-
Альфа-ритмы
I. Типы альфа-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV. Аномальные альфа-ритмы
-
Бета-ритм
I. Типы бета-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Гамма-активностьIV. Функциональное значениеV. Аномальные бета-ритмы
- Среднелобный тета-ритм
I. ХарактеристикиII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV Аномальные тета-ритмы
- Пароксизмальная активность
- Спайки
- эпилепсия
-
эндофенотипы
- Продолжительность записи ЭЭГ
- ЭЭГ ритмы
- Наследственные особенности ЭЭГ
- ЭЭГ во время сна
- Методы
- Поля Бродмана
- Система 10-20
- Электроды
- Усилитель
- Цифровая ЭЭГ
- Монтаж
- Анализ Фурье
- Картирование
- Фильтры
- Биспектры
- Когерентность
- десинхронизация
- Волновое (вейвлет) преобразование
- Анализ независимых компонент (ICA)
- Коррекция артефактов пространственной фильтрацией — в артефакты
- Модель одиночного диполя
- Электромагнитная томография низкого разрешения (LORETA)
- Зависимая от уровня оксигенации крови фМРТ (BOLD fMRI)
- Корданс
- Нормальные распределения и отклонение от нормы — в Количественная ЭЭГ
- Базы данных ЭЭГ
-
WinEEG
Форматы данных ЭЭГ
-
Вызванные потенциалы
- Сенсорные системы мозгаI. АнатомияII. Обработка зрительной информацииIII. Разложение ВП одной пробы на независимые компонентыIV. Разложение усредненного ВП на отдельные компонентыV. Информационные потоки слуховой информацииVI. Соматосенсорная модальностьVII. Детекция измененийVIII. Типы сенсорных системIX. Диагностическая ценность сенсорных ВП
- Система вниманияI. ПсихологияII. Анатомия
- III. Модуляция процессов обработки сенсорной информацииIV НейрофизиологияV. Нейрональные сетиVI. Поздние позитивные компоненты ВП
- Исполнительные системыI. ПсихологияII. Базальные ганглии как «темный подвал» мозгаIII. Префронтальная кора и исполнительный контрольIV. Операции вовлечения и отвлеченияV. Операции мониторингаVI. Рабочая памятьVII. Дофамин как медиатор исполнительных систем
- Аффективная системаI. ПсихологияИ. АнатомияIII. ФизиологияIV. Этапы реакций аффективной системыV. Серотонин как основной медиатор аффективной системы
- Системы памятиI. ПсихологияII. Декларативная памятьIII. Ацетилхолин как основной медиатор системы обеспечениядекларативной памятиIV. ВП-показатели эпизодической памятиV. Система процедурной памятиVI. Основные медиаторы мозговой системы процедурной памяти
- Методы: нейронные сети и вызванные потенциалыI. Информационные процессы нейронных сетейII. Нейротрансмиттеры и нейромодуляторыIII. Методы анализа вызванных потенциаловIV Вызванные потенциалы в фармакологическихисследованияхV. Поведенческие парадигмы
- ПрактикаI. ВведениеII. Формирование тестового заданияIII. Программа EdEEGIV. Упражнения
-
Расстройства систем мозга
- Синдром нарушения внимания с гиперактивностьюI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Корреляты когнитивных вызванных потенциалов
- V Дофаминовая гипотеза СНВГVI. Лечение
- ШизофренияI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Дофаминовая гипотеза шизофренииV. Лечение
- Аддиктивные расстройстваI. Описание поведенияII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Этапы аддиктивного процессаIV. Лечение
- Обсессивно-компульсивное расстройствоI. Описание поведенияII. Генетические факторы и коморбидностьIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. МедиаторыV Лечение
- ДепрессияI. Клиническая картинаII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Нейрональная модельIV. Лечение
- Болезнь АльцгеймераI. Описание поведенияII. МедиаторыIII. Модель нейронной сетиIV. Структурные и физиологические коррелятыV. Лечение
- Методы нейротерапииI. ПлацебоII. ЭЭГ-биоуправлениеIII. Глубинная стимуляция мозгаIV Транскраниальная магнитная стимуляцияV Транскраниальная микрополяризация
- I. Общие принципы анализа ЭЭГ и нейротерапииII. Предметы дальнейших исследований
- Частота
- Амплитуда
- Фаза
- Волна
- Спайк-волна
- Острая волна-медленная волна
- Острая волна
- Вспышки
- Паттерн
- Эпоха
- Разряд
- Периодические комплексы