Диагностика и коррекция дизартрии у детей

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом

Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении)

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске)

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС

Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

Симптоматика

Симптоматика стертой формы дизартрии очевидна. Внимательно следящие за развитием ребенка родители могут заметить первые признаки заболевания на раннем этапе. Дизартрикам раннего и школьного возраста свойственно нечетко говорить и испытывать трудности при контролировании силы голоса. Кроме прочего, такие дети обычно избирательны в еде: они не любят морковь, яблоки, мясо, так как им чрезвычайно сложно жевать из-за дистрофии артикуляционных мышц. 

Привить таким детям культурно-гигиенические навыки достаточно трудно из-за невозможности воспроизведения точных движений. Малыш не способен самостоятельно прополоскать рот, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, засучить рукава. Дети испытывают затруднения и при рисовании: нарушения мелкой моторики не позволяют им правильно взять карандаш, вырезать ножницами, регулировать силу натиска при раскрашивании кисточкой. 

Ребята неспособны заниматься танцами и выполнять некоторые физические упражнения. Слабость слуха не позволяет им соотносить движения с ритмом, быстрая смена движений также им не удается. Дети-дизартрики неуклюжие, им трудно удерживать равновесие, они не умеют прыгать или стоять на одной ноге.

Помимо прочего, у детей со стертой дизартрией наблюдается амимичность лица. Они плохо выражают эмоции, их губы либо очень плотно сжаты, либо же наоборот не смыкаются. Изо рта может течь слюна. Для них характерны трудности с подъемом бровей, зажмуриванием глаз, растягиванием губ или надуванием щек.

Симптомы двоения в глазах

Двойные изображения могут появляться рядом или наслаиваться друг на друга. Двоение может изменяться в зависимости от взгляда или наклона головы, при повороте в сторону. По характеру зрения диплопия бывает двух видов :

Монокулярная. Двоение сохраняется когда закрывается здоровый глаз.

Бинокулярная. При закрывании одного из глаз двоение пропадает.Двоение появляется только когда человек смотрит двумя глазами. При этом изображение двоиться либо по вертикали (вертикальное двоение) , либо по горизонтали (горизонтальное двоение).

Физиологическая. В норме при бинокулярном зрении( зрении двумя глазами) не двоится только тот предмет на котором сфокусирован взгляд. Предмет, который расположен дальше или ближе точки фиксации взгляда может двоится. Мозг обычно подавляет эти двойные изображения и мы их не замечаем. Однако дети могут иногда это замечать и жаловаться на двоение в глазах.

Существует множество причин двоения в глазах, начиная от самых незначительных, заканчивая очень серьезными, угрожающими жизни человека.

Причины двоения в одном глазу (монокулярная диплопия)

Проблемы в роговице глаза

2.Катаракта. В некоторых случаях помутнения в хрусталике может вызывать появление двоения в глазах, особенно заметным при чтении

3.Астигматизм. Может приводить к развитию двоения в глазах.

4.Сухость роговицы. Пересыхание роговицы иногда приводит к развитию двоения в глазах. Лечение направлено на применение увлажняющих капель.

5.Вывих хрусталика. Вывих хрусталика со своего места приводит к зрительным искажениям и двоению в глазах. Необходимо хирургическое лечение.

Причины двоения в обоих глазах (бинокулярная диплопия)

1. Косоглазие сопровождается симптомом двоения изображения, потому что зрительные оси не фокусируются на рассматриваемом предмете, т.е. глаза смотрят в разных направлениях.

2.     Заболевание щитовидной железы. Патология щитовидной железы приводит к ослаблению внешних двигательных мышц глаза.

3.Гипертоническая болезнь и другие сосудистые проблемы. Двоение в глазах и головокружение нередкий симптом при нарушениях мозгового кровообращения (инсультах).

Сахарный диабет

5.Миастения — это аутоиммунное нервно-мышечное заболевание, при котором мышцы, в том числе и глазные, становятся слабыми и истощенными.

6.Рассеянный склероз — заболевание центральной нервной системы (ЦНС), при котором клетки головного и спинного мозга подвергается нападению собственной иммунной системы человека. Вот почему Рассеянный склероз известен как аутоиммунное заболевание.

7.Аневризма — возникает, когда часть кровеносного сосуда (артерии) расслаивается. В том случае, если аневризма расположена в головном мозге, двоение в глазах может стать одним из симптомов этой болезни.

8.Травмы — ушибы головы (чмт) могут иногда привести к повреждению мышц в орбите (глазнице), или повреждению нервов, которые контролируют движения глаз. Поэтому нередко двоение в глазах возникает после травмы головы.

Временное двоение в глазах может быть вызвано:

●Сильным сотрясением мозга

●Приемом некоторых лекарственных препаратов (антиэпилептических, противосудорожных)

●зрительной усталостью или переутомлением

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Диагностика мозжечковой дизартрии

Заболевание требует комплексной диагностики маленького пациента. В ней принимают участие педиатр, невролог и логопед. В некоторых случаях малыша направляют к нейрохирургу, травматологу, онкологу, генетику.

Педиатр собирает анамнез, оценивает общее состояние здоровья малыша и направляет его к узким специалистам.

Невролог оценивает неврологический статус, направляет малыша на аппаратную диагностику — электронейрографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, электромиографию. В некоторых случаях проводят ИФА и ПЦР-диагностику, если к мозжечковой дизартрии привела инфекция.

На основании полученных данных невролог ставит диагноз, выявляет причину заболевания и назначает схему лечения.

Во-первых, назначают медикаментозную терапию нейропротекторными препаратами. В зависимости от фактора-провокатора болезни, могут назначить и другие лекарства. Цель медикаментозного лечения — устранить первичную причину болезни и ее последствия.

Во-вторых, физиопроцедуры. К ним относятся иглоукалывание, массаж, лечебные ванны, ЛФК, акупрессура, механотерапия, гирудотерапия.

Эффективны и альтернативные методы: арт-терапия, дельфинотерапия, психологическое консультирование.

Логопедическая работа при речевых нарушениях

Логопед оценивает строение органов речи, артикуляционную мускулатуру и дыхание, подвижность губ, гортани и языка, диагностирует устную речь (ее темп, четкость, артикуляцию) и письменную (разборчивость). На основании полученных данных разрабатывает план логопедической работы. Она ведется в нескольких направлениях.

Первое — артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж для плавности речи. Малыша нужно научить управлять своим голосом и дыханием, понимать, откуда берутся и как произносятся звуки.

Второе — ортофонические упражнения для овладения навыком правильного произношения звуков. Для этого сначала учат правильно выговаривать изолированные звуки, потом — в словах и предложениях.

Третье — работа над выразительностью речи. К этому этапу приступают после ее восстановления. Малыша учат расставлять акценты в речи (ударения), говорить четко, выбирать оптимальный темп повествования.

Логопед может дать комплекс упражнений, по которым родители будут дополнительно заниматься с малышом и дома.

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.



Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Клиническая симптоматика заболевания

Симптомы, которые свидетельствуют о наличии дизартрии, специалисты делят на речевые и неречевые. К первой группе относятся:

  • неправильное произношение звуков. В зависимости от тяжести заболевания больной может плохо выговаривать или не выговаривать совсем гласные и (или) согласные буквы;
  • расстройства в области просодики – наблюдается дефект ритма речи, ее темпа и интонации;
  • снижение восприятия звуков, их различий. Нечеткая речь формирует у говорящего искаженный слуховой образ;
  • усугубление общего восприятия больным собственной речи приводит к дисфункции ее грамматического строя. 

Среди неречевых признаков речевого заболевания выделяют нарушения:

  • двигательного аппарата. Если патологией страдает ребенок, то данный признак выражается на более поздних сроках развития расстройства и заключается в невозможности самостоятельно ползать, садиться, держать головку и т. п. 
  • в области эмоционально-волевой сферы. Такие дефекты проявляют себя через повышенную эмоциональность, которая приводит к полному или частичному истощению нервной системы;
  • внимания, памяти, мышления и других психических функций, несущих ответственность за интеллектуальную деятельность и умственную работоспособность;
  • артикуляции речевого дыхания;
  • познавательной деятельности. 

Все вышеперечисленные симптомы приводят к тому, что формирование личности приобретает своеобразный характер. Особенно это заметно, если признаки дизартрии начали проявляться у ребенка на раннем этапе жизни. Степень выраженности и клинические особенности патологических нарушений речи зависят от масштаба поражения мозга, а также их локализации в нем. 

Признаки панической атаки

Многие люди, к сожалению, не понимают, что их «посетила» паническая атака, полагая — внезапно «прихватило» сердце. Действительно, симптомы приступа паники похожи на вегетативный криз: учащенное сердцебиение, пульсация в височных областях, не хватает воздуха – тяжело дышать, боли в груди и животе. Однако принимаемые лекарственные средства «от сердца» никак не улучшают состояние.

Также человек в эти моменты начинает то потеть, то ощущать озноб, у него дрожат конечности, кожа онемевает или ее покалывает, может быть головокружение и тошнота, расстройство желудка. Ему все кажется нереальным, размытым, что это происходит не с ним (дереализиция и деперсонализация), он сходит с ума или умирает. Больной испытывает неимоверный страх, но есть и такие личности, на которых, вместо этого, наваливается тоска- ему все время хочется плакать или проявлять агрессивность.

О наличии такого психического расстройства, как синдром панической атаки, можно говорить, если приступы происходят несколько раз в день или пару – в месяц, и продолжаются несколько минут или до часа (средняя цифра — от 15 до 30 мин).

Приступ появляется неожиданно, безо всякого на то предлога, а не в какой-то пугающей или тревожной ситуации: в магазине, на улице, в кинотеатре, во время вождения автомобиля, дома – на диване, и даже во сне. Человек в этот момент как может находиться среди людей, так и быть в одиночестве.

Вряд ли можно утверждать, что все вышеописанное опасно для здоровья, но панические атаки могут привести к развитию неврозов, депрессии, фобий. Больной, пережив неожиданный приступ, даже совсем короткий, несколько раз, старается сделать все, чтобы избежать повторения. Он становится мнительным, теряет уверенность, постоянно «прислушивается» к себе, нервничает и старается избежать мест и ситуаций, где и в каком случае это произошло. То есть, теперь он боится именно такой атаки и живет в постоянной тревоге и фобическом избегании.

Механизм зарождения панического расстройства объяснить на примере очень просто. Вполне благополучный человек, как правило, сильная личность, живущий нормальной жизнью, получил в определенной травматической ситуации очень яркую эмоцию (гнев, страх и т.п.). Это переживание мозг вбирает в себя и хранит в бессознательном. То есть, сам индивид вроде бы все забыл, но это далеко не так: негатив надежно хранится в далеком уголке памяти и к нему, с течением времени, прибавляются воспоминания о неприятностях, которые неизбежно сопровождают нашу жизнь, какой бы замечательной и спокойно она не была.

В один прекрасный день случается какое-либо значительное событие, очень радостное или печальное (рождение ребенка, смерть родителя), и оно, по стечению обстоятельств, становится последней каплей, переполнившей сосуд с воспоминаниями. Тогда он «взрывается» и у человека происходит паническая атака.

Этот внезапный приступ беспокоит и волнует человека, даже если он прошел очень быстро. Такое непонимание произошедшего, тревожность, напряжение и избыток эмоций по этому поводу, могут спровоцировать еще один приступ, а потом они будут снова и снова. Больного пугает его физическое и психическое состояние в эти моменты, он старается не посещать тех мест, где его настиг приступ – появляются фобии. В итоге паническое расстройство развивается, и, если пустить эту проблему на самотек, то последствия могут быть весьма печальными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector