Дисграфия у детей: диагностика и коррекция в москве

Лечение дисграфии у взрослых

Дисграфия у взрослых явление достаточно распространенное в наше время. Причины возникновения заболевания могут быть последствием каких-либо психических расстройств или травм. Обычно у взрослого встречаются сразу несколько форм. Например, можно наблюдать оптическую разновидность и аграмматизм, что обусловлено нарушением моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты не могут различать схожи по своему написанию буквы: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.

У взрослого человека дисграфия может появиться после инсульта, опухоли головного мозга или нейрохирургической операции. Симптомы при расстройстве у таких пациентов — рассеянность, неразборчивая устная речь, ухудшение слуха и зрения.

При диагностировании дислексии у взрослых изучаются особенности письма, почерка, также применяется метод самодиагностики, при котором пациент сам отслеживает ошибки. Все письменные и устные занятия взрослые могут делать самостоятельно, но под контролем логопеда.

Дисграфия детей: коррекция и диагностика

Ответом на вопрос «как лечить дисграфию у детей» является множество эффективных упражнений, а также методы коррекции дисграфии, разработанные ведущими специалистами в области нейропсихологии. Первым этапом оказания помощи является диагностика заболевания, которая проводится, как правило, в несколько этапов. Они включают в себя изучение школьных тетрадей и остальных письменных работ ребенка, его речевых навыков и уровня их развития, состояние слуха, зрения и центральной нервной системы. По результатам полученных данных осуществляется обследование нижеследующих показателей:

  • моторика;
  • артикуляционный аппарат;
  • установление ведущей руки;
  • фонематический синтаксис и анализ;
  • произношение звуков;
  • слуховая дифференциация звуков;
  • широта словарного запаса;
  • структурирование слов по слогам;
  • грамматический речевой строй.

При определенных усилиях и разработанной в индивидуальном порядке программе коррекционно-развивающего обучения дисграфия, наряду с сопутствующими нарушениями письма, речи и чтения, может быть полностью преодолена. Естественно, коррекция потребует месяцы, а в некоторых случаях и годы систематических занятий. Однако приложенные усилия будут вознаграждены: ребенок сможет осваивать школьную программу наряду со сверстниками и добиваться при этом высоких результатов.

Если вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как лечить дисграфию у детей или ищете возможность, как помочь ребенку с дисграфией, обращайтесь к специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Здесь каждого ребенка ждет индивидуальный подход, высокий профессионализм, а также благоприятный климат для формирования основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего развития!

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты. Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться

Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию

Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой

Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей «Тотального диктанта» вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь «пятёрку» по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать — это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
умение различать в слове отдельные звуки;
работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально «я» или «р». А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как «ТАНR» — это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра «Эмбер» обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Почему ребенок пишет с ошибками?

Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости по русскому языку является большое количество допускаемых в процессе письма лексико-грамматических ошибок. Причиной того могут быть невнимательность, трудность языкового анализа, бедность словарного запаса, нарушение устной речи, трудность речевого внимания и памяти. Все виды письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) сопровождаются определенными сложностями. В письме находят отражение дефекты развития речи, носящие как первичный характер (несформированность зрительно-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушение кинестетического, кинетического факторов, межполушарное взаимодействие — в том числе), так и вторичный характер (недоразвитие контроля, программирования и регуляции собственной психической деятельности).

Всем кто задается вопросом, как научить ребенка правильно писать без ошибок и исправить дисграфию, важно принять во внимание, что трудности овладения письмом никогда не являются изолированным нарушением. Первичный дефект (несформированность) определенного функционального компонента, который служит причиной возникающих при письме или чтении трудностей, непременно скажется на состоянии остальных психических функций, в состав которых он входит

Использование нейропсихологических методов исследования позволяет выявить закономерность между специфическими нарушениями письма и дефектами остальных психических функций. К примеру, допускаемые в процессе письма пространственные ошибки всегда сочетаются с аналогичными дефектами в сфере гнозиса, праксиса и рисунка. Трудности фонематического анализа зачастую находят свое проявление в диктантах, а смешение графически схожих букв — при любых видах письма.

Несформированные регуляторные функции, ориентировочная основа действия, трудность концентрации и рассредоточенность приводят к неспособности ребенком распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью выделения законченной мысли в виде готового предложения. Вследствие этого одной из наиболее распространенных ошибок среди таких детей является нарушение обозначения границ предложений: отсутствие знаков препинания и прописных букв, персеверация и антиципация букв в словах типа «октьбрь» и «осьнь», пропуск букв

Подобные трудности при письме носят регуляторный характер и представляют собой симптомы регуляторной дисграфии.

Каково мнение специалистов относительно того, почему ребенок пишет с ошибками? Т.В. Ахутиной рассматриваются различные нарушения письма в контексте нарушений письменной речи. В данном случае в симптоматику дисграфии в качестве основных ошибок включены:

  • оптические и оптико-пространственные ошибки — основаны на оптической схожести букв и их пространственной ориентировке;
  • фонематические ошибки — смешение фонем с точки зрения акустического или артикуляционного сходства;
  • грамматические ошибки — ребенок путает буквы при написании;
  • ошибки, связанные с нарушением (недоразвитием) праксиса.

Результаты проведенных нейрофизиологических исследований указывают на наличие у страдающих дисграфией детей нарушений (недоразвитий) функционального характера в проекционных и ассоциативных зонах задних отделов коры правого полушария головного мозга, которые отвечают за осуществление сенсорно-специфического анализа зрительных образов, нарушений межполушарного взаимодействия данных зон при запоминании зрительной информации и нарушений процессов сенсомоторной интеграции. Возможны нарушения в работе мозга в области лобно-височных отделах и др.

Познавательная страничка

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислекси́я — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексии:

  • фонематическая — недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая — проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.

Пройти тест для определения дисграфии и дислексии

Дисграфия – что это такое?

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии:

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма.

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины нарушения психики

Некоторые отклонения ментального здоровья могут быть вызваны причинами абсолютно понятными, например, поражение определенного участка или всей площади мозга, черепно-мозговая травма, интоксикация или проблемы с сосудами. В то время как депрессия, шизофрения и ряд других заболеваний не привязаны к определенному фактору и даже при многочисленных исследованиях до сих пор не удалось установить однозначную причину развития патологий.

  • внутренние (генетика; нарушения развития на определенном этапе беременности; отклонения развития в раннем возрасте; заболевания соматического характера, что влияют на работу головного мозга; иммунологические нарушения; гормональный сбой и пр.);
  • внешние (хроническое стрессовое состояние; алкогольная и наркотическая интоксикация; последствия инфекций энцефалита или менингита; черепно-мозговые травмы; воздействие радиации).

Чаще всего, причинами психических расстройств становится комбинация различных факторов, когда, к примеру, ослабленный инфекциями организм попадает в сильную стрессовую обстановку. Наличие каждого фактора и его уровень действия на определенного человека должен быть оценен опытным специалистом.

К нарушениям ментального здоровья большинство врачей подходит как к многофакторному заболеванию, поскольку даже при известной основной причине возникновения проблемы, сопутствующие моменты также играют не последнюю роль и должны быть учтены в процессе лечения. К ним относятся:

  • условия жизни человека;
  • особенности воспитания и традиций в семье;
  • окружающий социум;
  • общее состояние здоровья;
  • обстановка на работе и в семье;
  • самобытность.

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности

Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи

В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком

Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста

Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
    Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.

Причины дисграфии

Дети при данном нарушении не пишут заглавные буквы, в диктантах они допускают большое количество ошибок. Так как их часто ругают за это, дети нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в себе.

Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают из-за незнания грамматики, не являются дисграфией.

Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв. При неодинаковом формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия. Также это нарушение может быть обусловлено генетически.

Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях.

Проблемы с установлением последовательности. При этом ребенку сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.

Слабая обработка зрительной информации. Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.

На что следует обратить внимание?

Ребенок-левша;
Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
Двуязычная семья;
Ребенок раньше занимался с логопедом;
У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
Ребенок рано пошел в школу;
При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector