Дислексия у детей: симптомы и лечение, коррекция и прогнозы

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов.

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины.

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого.

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • перелом основания черепа и его последствия
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания.

Дислексия может сопровождать такие заболевания как алалию, дизартрию, афазию, ДЦП, ЗПР, умственную отсталость. Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

  • перинатальные повреждения;
  • затяжные роды;
  • поражения центральной нервной системы;
  • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

Логопедические упражнения для 1 класса (Игры с буквами)

«Стертые буквы» (гласные)

«Зашумленные буквы»

«Ошибочные буквы»

Упражнения на закрепление звуко-буквенных связей

Перепутанные слоги:

то,ре,ше (решето), ро,на,ко (корона), та,за,бо (забота), то,ло,бо (болото),

ран, даш, ка (карандаш), рел, та, ка (тарелка), вар, мо, са (самовар).

Замени подчеркнутую букву на другую, получи новое слово

мука горки перец чихать позвал

мука чашка хобот заход больной метель

Добавь в слова заданные буквы, получи новые слова

сон (л)  река (п)  стол (б)  свет (о)  ученик (б)

кот (р)  сова (л)  слон (к)  вход (ы)  дворик (н)

Найди в строке ниже спрятанные слова:

бсолнцеирранвстолрюджиметокноггщшщатмашина

прстыюрозаевнциджарамылррвтсумкалдчеврыбай

ПРИЧИНАМИ ДИСЛЕКСИИ МОГУТ БЫТЬ:

Наследственная предрасположенность.

Речь идет о врожденной форме дислексии. Если у кого-либо из родителей имело место данное нарушение, стоит внимательнее присматриваться к малышу и пройти диагностику у логопеда при малейших подобных признаках.

Органические причины.

В случае повреждения определенных зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтения.

Функциональные причины.

Здесь можно выделить внутренние и внешние факторы.

Внутренние — это частые и длительные заболевания.

Внешние – задержка речевого развития ребенка (ЗРР), двуязычие (билингвизм), неправильная речь близкого окружения.

Патологические факторы.

Осложнения в период беременности, родов, либо позже — в первый год жизни малыша.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Диагностика дислексии

У большинства детей нарушения не выявляются до поступления в детский сад или в школу, где они начинают изучение символов. Необходимо обследовать детей с задержкой пассивной или активной речи, которые не нагоняют сверстников к концу первой ступени обучения, или если дети на любой ступени обучения не читают на том уровне, который ожидается исходя из их вербальных или интеллектуальных способностей. Часто лучшим диагностическим признаком является неспособность ребенка отвечать традиционным или типичным подходам к чтению на первой ступени обучения, хотя широкая вариабельность навыков чтения может отмечаться у детей на этом уровне. Для диагностики необходимо подтверждение проблем с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревают наличие дислексии, должны пройти обследование навыков чтения, уровня речевого развития, слуха, когнитивных способностей и психологическое обследование для выявления функциональных особенностей и предпочтительных для них форм обучения. Такое обследование может проводиться по запросу учителя или родителей ребенка на основании Закона об образовании людей с ограниченными возможностями (IDEA), особого образовательного закона США. Результаты обследования затем позволяют определить наиболее эффективные подходы к обучению ребенка.

Оценка понимания текста при чтении направлена на определение распознавания и анализа слов, владения речью, понимания читаемой и слушаемой речи, а также уровня понимания словарного запаса и процесса чтения.

Оценка произношения, языка и восприятия текста на слух позволяет оценить разговорную речь и нарушение восприятия фонем (звуковые элементы) разговорной речи. Также оценивают функцию активной и пассивной речи

Обследуют также когнитивные способности (внимание, память, обоснование)

Психологическое обследование направлено на выявление эмоциональных аспектов, которые могут усиливать расстройства чтения. Необходимо собрать полный семейный анамнез, включающий наличие психических расстройств и эмоциональных нарушений в семье.

Врач должен убедиться, что у ребенка нормальные зрение и слух либо при скрининговом обследовании либо направив ребенка на тестирование слуха и зрения. Неврологическое обследование может помочь выявить вторичные признаки (например, нервно-психическая незрелость или незначительные неврологические нарушения) и исключить другие проблемы (например, судороги).

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

Несколько игр для развития сенсорной сферы

Игры с красками. Для них потребуются пальчиковые краски, в которые можно макать ладошки, пальчики, а потом рисовать ими на большом ватмане бумаги. Можно обмакивать в краску штампики, различные печатки и даже игрушки, а затем отпечатывать их на бумаге. Можно смешивать краски с водой, друг с другом, с кубиками льда, дуть мыльные пузыри. 

Игры с крупой: здесь фантазии нет предела. Можно использовать гречку, манку, рис, макароны, фасоль, муку, чай, специи. Подкидываем гречку, фасоль, макароны, имитируя фонтан или дождь, а потом бегаем по «каплям» гигантского дождя. Можно поиграть в перевозку грузов. Насыпать макароны, фасоль или рис в кузов грузовика и перевозить на «склад». При этом постоянно пересыпаем крупы из одной емкости в другую, соприкасаясь кончиками пальцев. Можно сделать бассейн из фасоли, гречки или риса, закопать в крупу игрушку и искать ее или откапывать лопаткой. В этот бассейн можно налить воды и играть с мокрыми крупами.

Специи, кофе и чай можно нюхать, а потом играть в игру «Угадай что» или «Найди самый вкусный запах», завязывая малышу глаза. Муку или манку можно рассыпать на поднос и дуть, развивая воздушную струю, или рисовать поверх интересные фигурки.

Игры с песком аналогичны: пересыпание в разные емкости, закапывание игрушек, ступней ног, кистей рук, игры с формочками, построение замков, заливание водой, рисование на песке.

Игры с посудой: выстраивание башен из мисок или чашек, игра на кастрюле, как на барабане. «Послушай, как звучит» – стук металлической и деревянной ложкой по кастрюле, шум миксера, шуршание бумаги, переливание воды из емкости в емкость и т.п. Игры с одноразовой посудой: шуршим тарелочками, выстраиваем дорожку и башню из стаканчиков, имитируем пластиковый дождь, стучим по ним ложками (пластиковыми и металлическими). Посчитаем, сколько ложечек вмещает один стаканчик и т.п.

Игры с бумагой и тканями: послушать, как шуршит бумага, фольга, картон (обычный и гофрированный), обматывание туалетной бумагой, нарываем бумагу, как новогодний дождь. Трогаем различные по текстуре ткани: колючую шерсть, мягкий атлас, шелк, грубый трикотаж, мех и т.п. Рисуем на ткани пальчиковыми красками, обматываемся тканью.

Игры с овощами и фруктами: выкладывание рисунка из мандариновых и яблочных долек, вырезание цветочков из моркови. Мнем нарезанную капусту пальчиками, выжимаем сок из киви, одновременно нюхаем, определяем вкусный запах.

Игры на развитие вестибулярного аппарата: вскарабкиваемся на стул, изучаем вид комнаты сверху, дальше еще выше – на стол. «А что изменилось в комнате?» Ложимся на спину на пол, переворачиваемся сначала на бок, потом на живот, ползем под стол, под стул, под туннель из стульев, бегаем по дорожкам с шипами.

Игры с сенсорными предметами: насыпаем в баночки, гречку, монетки, колокольчики, фасоль, воду, слушаем, как гремит каждая из них, различаем на слух. Рассматриваем баночки с блестками, маслом, наблюдаем, как перетекает в них жидкость сверху-вниз.

Играем с кубиками «марлбс», стеклянными шариками, шариками-лизунами, попрыгунчиками. Закапываем их в бассейн с крупами, бросаем в ванночку с водой, раскладываем по разным формочкам, большим и маленьким, нажимаем пальчиками, перекатываем между рук.

Для разминки кончиков пальцев используем также пластиковые и деревянные массажеры для рук, мыльницы с колючками, силиконовые кольца, прорезыватели для зубов, погремушки и т.п. Трогаем предметы, нажимаем каждым пальчиком на ребристую мыльницу и прорезыватель, пробуем на зуб. Надеваем на руку толстые гофрированные резинки для волос.

Данные игры дают ребенку возможность получить огромное количество различных по эмоциональной силе ощущений, стимулирующих нервную систему. Положительная динамика в развитии сенсорной и речевой сферы любого ребенка на лицо. Если она незначительная или замедленная, стоит задуматься и обратиться к неврологу для подтверждения диагноза РАС.

Юлия Савельева

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

  1. «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
  2. «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
  3. «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
  4. «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
  5. «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
  6. «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
  7. «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
  8. «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.

Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

Лечение дислексии

Несмотря на то что дислексия остается проблемой в течение всей жизни, у многих детей развиваются функциональные навыки чтения. Тем не менее часть детей никогда не достигает достаточного уровня грамотности.

Лечение состоит из коррекции учебного процесса, включая прямое и непрямое обучение распознаванию слов и навыкам выделения компонентов слов. Прямое обучение включает применение специальных фонетических методов отдельно от обучения чтению. Непрямое обучение включает интеграцию применения специальных фонетических методов в программы по обучению чтению. Могут использоваться как подходы, включающие обучение чтению целыми словами или выражениями, так и подходы, использующие иерархию приобретения навыков от изучения звуковых единиц до целых слов, а затем предложений. Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающие изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение навыкам выделения составных частей слов включает навыки смешения звуков для образования слов, разделения слов на составные части, определения расположения звука в слове. Навыки выделения компонентов для понимания текста при чтении включают определение основной идеи, ответы на вопросы, выделение фактов и деталей, а также чтение с выводами. Многим детям полезно использовать компьютер для того, чтобы помочь им выделять слова в тексте или для восприятия слов при чтении письменной речи.

Другие способы лечения (например, оптометрический тренинг, перцептивный тренинг, тренировка для развития зрительно-слуховой интеграции) и медикаментозная терапия имеют недоказанную эффективность, и их применение не рекомендуется.

Метод полуглобального обучения чтению

Полуглобальное обучения чтению в дошкольном возрасте основано на выработке связи между графическим и фонетическим слогом. Метод эффективен при обучении здоровых детей и детей групп риска по дислексии. Применение метода обеспечивает полноценный автоматизированный навык слогослияния, а следовательно, и чтения небольших текстов. Использование полуглобального обучения чтению в первом классе, параллельно с аналитико-синтетическим, традиционным методом обучения создает эффект интерференции. Тем не менее, есть положительным опыт использования данного метода в специализированных школьно-дошкольных учреждениях, так называемых «речевых» группах и классах.

В рамках школьного обучения применение полуглобального метода позволяет ученикам выработать слоговое чтение, то есть решить наиболее трудную проблему, возникающую у ребенка при освоении навыка чтения.

Помимо специальной литературы, посвященной этому методу, разработана программа коррекции при помощи специализированной интернет-платформы slogy.ru — программа позволяет провести автоматизированную диагностику развития навыка чтения, на основании которой подобрать коррекционные упражнения. В результате формируется навык слогового чтения, а впоследствии – чтения целыми словами.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

Методика Корнева

Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.

Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.

Например:

  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

ПродолжениеЧасть 1Часть 2

Способы устранения дислексии
дислексиядисграфияРодителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии
Суть методики:Физиологические основы методики Дейвиса.Методика Дейвиса
Упражнения методики Дейвиса
программа предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса
1. Оценка способности восприятия. 2. Переключение. 3. Разрядка и проверка. 4. Точная настройка. 5. Координация. 6. Освоение символов. Решение.7. Три шага к легкому чтению. Первый шагВторой шагТретий шаг8. Освоение символов применительно к словам.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 7 мая 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля12.11.2020, 21:01Алёна30.03.2021, 15:43Evgenii_Manzhos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector